Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:50, шпаргалка
Курс западноевропейского и американского реализма охватывает период с начала 1830-х гг. до начала 1980-х гг. Это временное членение этапов развития литературы весьма условно. В разных европейских странах в связи с национальным своеобразием процесс смены романтизма реализмом проходил в различных хронологических рамках.
Культурно-историческими предпосылками и основами реалистического искусства были сочинения экономистов Англии и историков Франции, работы естествоиспытателей 18 и 19 вв. Реализм 19 в. исходил из идеи социально-временной детерминированности явлений и характеров, из необходимости классифицировать явление, выявлять его социальные корни и развитие, а не только показывать, как это делал романтизм.
Существенный перелом в духовной жизни Европы был связан с развитием нового этапа буржуазно-капиталистического уклада. Нужды бурно развивающейся промышленности требовали точных знаний материального мира и развития естественных наук. Напряженные философско-эстетические искания романтиков, их теоретические абстракции не могли выполнять этих задач. Идеологической основой реализма стала философия позитивизма, как тогда говорили философия «положительных знаний».
Освобожденный из-за туберкулеза от воинской службы, Жид решил составить компанию своему другу художнику Полю Альберу Лорану в его поездке по Северной Африке в октябре 1893 года, и там, в тунисском городе Сусе, молодой человек впервые вступил в гомосексуальную связь. Возвратившись в Европу, Жид обнаружил, что плотские наслаждения, испытанные им в Северной Африке, вызвали у него отчуждение от литературного общества, в котором он еще недавно находил духовное удовлетворение. Вскоре после этого писатель создает "Болота" (1895) - сатирический портрет претенциозных завсегдатаев символических литературных салонов. К этому времени Жид окончательно излечился от туберкулеза и в январе 1895 года возвращается в Северную Африку, где в Алжире в городе Бискра знакомится с Оскаром Уайльдом и лордом Алфредом Дугласом.
Во Францию писатель возвращается в конце 1895 года, чтобы проститься с умирающей матерью. Вскоре после кончины матери Жид женится на своей кузине Мадлен Рондо, в которую был влюблен многие годы. Некоторые критики считают, что Мадлен Рондо, несгибаемая пуританка, заменила писателю мать. Брак с Мадлен Рондо оказался бездетным (лишь в 1923 году у Жида от связи с Элизабет ван Рюссельберг родилась дочь). Спустя год после женитьбы Жид становится мэром Ларока, однако продолжает писать и вскоре возвращается в Алжир.
Жид впервые выразил новое понимание личной свободы в "Яствах земных" (1897) - книге, написанной стихами в прозе. В этом произведении плоть и дух составляли единое целое, условности, привычки и принципы отбрасываются ради высвобождения собственного "я", стремящегося к удовольствиям и радости. Успеха у широкого читателя "Яства земные" не имели; кроме того, эта книга послужила причиной разрыва писателя с его друзьями-символистами, которые не могли смириться с тем, что Жид превозносит враждебную им реальность. Однако в 1920-е годы "Яства земные" стали самым знаменитым произведением Жида и оказали влияние на целое поколение более молодых писателей, включая экзистенциалистов Альбера Камю и Жана Поля Сартра.
После 1897 года физическое и эмоциональное состояние Жида заметно ухудшилось из-за непрекращающейся борьбы между его духовными устремлениями и плотскими страстями. Он трудно перенес разрыв с женой, которая, узнав, что муж - гомосексуалист, уехала в их имение в Кювервиль в Нормандии. (С тех пор Жид часто расставался с женой, однако вплоть до ее смерти в 1938 году их объединяла духовная близость.) В феврале 1909 году работа над созданием "Нувель ревю франсез", ставшим вскоре одним из самых влиятельных литературных журналов мира, без сомнения, помогла писателю преодолеть тяжелую депрессию. "Нувель ревю" и его детище издательство "Галлимар" всячески поощряли новые таланты, а также под влиянием Жида издавали переводы его любимых авторов: Достоевского, Джозефа Конрада, Уолта Уитмена, Германа Мелвилла.
С 1902 по 1919 год Жид опубликовал четыре небольших психологических романа, которые он назвал "recits" - "историями": "Имморалист" (1902), "Тесные врата" (1909), "Изабелла" (1911) и "Пасторальная симфония" (1919). Многие критики сходятся во мнении, что эти романы, в которых разрабатывается тема борьбы личности за самовыражение, принадлежат к числу лучших произведений Жида.
Новый этап в творчестве Жида - романиста ознаменовался "Подземельями Ватикана" (1914), книгой, жанр которой сам писатель, по аналогии со средневековым сатирическим фарсом, определил как "sotie". Более сложные композиционно и психологически, чем "recits", "Подземелья Ватикана" представляют собой своего рода язвительную мистификацию, где рассказывается об убийстве, на которое убийца идет только для того, чтобы доказать свою свободу; Жид также высмеивает здесь буржуазный конформизм католиков и "вольных каменщиков", их ханжество. Воспитанный в благочестивой протестантской семье, Жид еще в 1906 году пережил религиозный кризис и, подобно многим серьезным писателям, своим друзьям, испытал сильную тягу к католицизму, особенно к ревностному апостольскому католицизму, поэта и драматурга Поля Клоделя. Однако "Подземелья Ватикана" стоили Жиду дружбы с Клоделем и вызвали яростные нападки на писателя за его антиклерикализм.
Огромный успех "Нувель ревю франсез" (где печатались такие выдающиеся писатели, как Марсель Пруст и Поль Валери), а также растущая популярность книг Жида обеспечили ему полную финансовую независимость. В 1920-е годы, правда, писатель снова подвергается нападкам, на этот раз со стороны правящих кругов, которые утверждали, что произведения Жида развращают молодежь. В ответ на это в 1924 году писатель распространяет тысячи экземпляров "Коридона", апологию гомосексуализма в форме диалогов Платона, над которой Жид начал работу еще в 1918 году. Выпуская "Коридон", Жид поступал довольно опрометчиво: он навлекал на себя публичное обвинение в гомосексуализме, из-за чего в свое время так пострадал его друг Оскар Уайльд. Писателя стали избегать даже близкие друзья, почти никто не подал голос в его защиту. Репутация Жида возродилась только к концу 1920-х годов, когда общество стало терпимее относиться к гомосексуализму.
В июле 1925 года Жид в сопровождении своего друга Марка Аллегре отправился в длительное путешествие в Конго. За это время вышли из печати несколько его произведений. "Откуда ты?" (1926) является своего рода дневником, который писатель начал вести десять лет назад и в котором выразилось его отношение к религии. Этот дневник является отражением религиозного кризиса, в нем Жид ведет поиск божественного существования и пытается оправдать свое неприятие идеи вины. В том же году появляется исповедальная по духу автобиография Жида "Если зерно не умрет", работа над которой началась в 1919 году. В 1920-е годы это сочинение казалось непристойным, теперь же считается высоким образцом автобиографической литературы, стоящим в одном ряду с "Исповедью" Руссо.
"Фальшивомонетчики", роман, который Жид закончил непосредственно перед отъездом в Конго, был также издан в 1926 году. Жид называл "Фальшивомонетчиков" своим единственным романом, потому что по объему и замыслу он был крупнее всех остальных его художественных произведений. Роман отличается композиционной сложностью, которая выражается в не связанных между собой сюжетных линиях, в множественности происходящих одновременно событий, тем, героев, настроений и точек зрения, которые наслаиваются друг на друга и друг другу противопоставляются. В этой связи французский критик Жан Итье отмечал: "Есть только две книги, в которые Жид попытался вложить всего себя: "Андре Вальтер" - в юности и "Фальшивомонетчики" - в зрелые годы". Благодаря "Фальшивомонетчикам" Жид получил международное признание, стал считаться одним из выдающихся писателей XX века.
Возвратившись из Конго в 1927 году, Жид опубликовал два путевых дневника, в которых подверг критике французскую колониальную политику. На протяжении последующих десяти лет писатель продолжал принимать активное и противоречивое участие в политике и общественной жизни - например, поддерживал лоялистов во время гражданской войны в Испании, в 1932 году вдруг объявил о своем обращении к коммунистической идеологии, а в 1937 году во втором из двух путевых очерков, написанных после рассеявшей его иллюзии поездки в Советский Союз, заявил о решительном разрыве с коммунизмом.
С 1942 года и до конца Второй мировой войны Жид жил в Северной Африке, где написал повесть "Тезей (1946), которая проникнута верой в способность человечества к самосовершенствованию и в значимость земного существования и которую Жид считал своим литературным завещанием.
В 1947 году Жид была присуждена почетная степень доктора Оксфордского университета. В том же году писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе "за глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью". В своей речи на церемонии награждения Андерс Эстерлинг, член Шведской академии, отметил, что "Жид в большей степени, чем кто-либо из его современников, был человеком контрастов... Вот почему его творчество создает впечатление непрерывного диалога, в котором вера постоянно борется с сомнением, аскетизм - с жизнелюбием, а дисциплина - со стремлением к свободе". Плохое самочувствие не позволило Жиду прибыть на церемонию награждения в Стокгольм, и его Нобелевскую лекцию прочитал за него французский посол в Швеции Габриэль Пюо. Выражая благодарность Шведской академии за награду, Жид писал: "В течение многих лет мой голос представлялся мне гласом вопиющего в пустыне, позже я думал, что обращаюсь к очень немногим; но вы доказали мне сегодня, что я был прав, когда верил в преимущество узкого круга читателей... Вы подали свой голос не столько за мой труд, сколько за тот независимый дух, который витает в моих книгах, за тот дух, который в наши дни подвергается всевозможным нападкам".
В 1950 году Жид выпустил последний том своего "Дневника", охватывающий период с 1939 по 1949 год. Многие читатели наверняка согласятся с Франсуа Мориаком, который ставил выше всех остальных произведений писателя его дневники и автобиографии. О "Дневниках" Жида, начатых в 1889 году и состоящих в общей сложности более чем из миллиона слов, в которых отразилась вся его жизнь, Энид Старки, видный британский специалист по французской литературе, писал, что "это произведение - уникальное во французской литературе, да и в литературе вообще; это сокровищница мнений и споров по любому художественному и интеллектуальному поводу, по любой моральной проблеме за период в шестьдесят с лишним лет". Отдавая дань памяти Жиду, вскоре после его смерти Сартр писал: "Он не уставал учить нас, что можно сказать все что угодно, лишь бы это было хорошо сказано". Слава Жида с годами не потускнела. В 1980 году, например, американский литературовед А. Лесли Уилсон писал, что репутация Жида "как одного из самых крупных писателей нашего столетия со временем только возросла".
Андре Поль Гийом Жид был похоронен рядом со своей женой в Кювервиле. "И ныне пребывает в Тебе", задушевная история семейной жизни писателя, увидела свет в 1951 году, уже после смерти Жида.
35. Драматургия О.Уайльда («Идеальный муж», «Настоящая женщина»).
Оскар Уайльд - поэт, драматург и прозаик, который наиболее полно воплотил в своем творчестве художественные принципы английского эстетизма. Родился О. Уайльд в Дублине в 1854 году. Культ красоты, который властвовал в родительском доме, во многом определил его личные взгляды на природу искусства. О. Уайльд получил классическое гуманитарное образование - он учился в Тринити-Колледже (Дублин) и в Колледже св. Магдалины (Оксфорд). После окончания университета будущий писатель поселился в Лондоне. На формирование эстетичных взглядов О. Уайльда в значительной мере повлияли его университетские преподаватели - выдающиеся фигуры в английской культуре: Джон Рескин, замечательный лектор, который излагал курс истории искусства, и Уолтер Пейтер, автор многих исследований по античному искусству и философии.
Особое влияние на современников имели его работы об искусстве Возрождения, которые О. Уайльд назвал «святым писанием красоты». Итогом исследований Пейтера стало положение о том, что искусство вдохновляется самим искусством и что существует оно лишь для себя, ему не нужны другие обоснования. Это определило развитие целого направления в искусстве конца XIX столетие - так называемого «прерафаэлитизма». Прерафаэлиты показывали себя преимущественно в живописи и декоративном искусстве, опираясь в своем творчестве на концепцию, согласмно которой современная жизнь является несовершенной и далекой от идеала, а высшие жизненные ценности человечества остались далеко позади - в средневековье.
Истоки своего искусства прерафаэлиты видели в живописи раннего Возрождения, в традициях готики. Произведениям прерафаэлитов была присуща яркость красок, выписывание самых мелких деталей, строгость стиля, мистические переживания. Сюжетами картин служили эпизоды из Библии, из греческой мифологии или истории. Впрочем, отдавая должное творческим поискам представителей этого направления, молодой О. Уайльд пошел собственным путем.
Он присоединился к только что образованному эстетскому движению и стал если не его главой, то саамы ярым проповедником идей эстетизма. Английский эстетизм 80- 90-х годов XIX столетия во многом питался идеями, которые возникали в творчестве английских романтиков и прерафаэлитов. Вместе с тем, эстетское движение, к которому приобщился О. Уайльд, развивалось в сложном взаимодействии с новейшими течениями в европейском искусстве - символизмом, импрессионизмом и неоромантизмом. Основное требование, которое О. Уайльд и его последователи выдвигали к искусству,- не копировать природу, а воссоздавать ее по законам красоты, недоступной для повседневной жизни. Не искусство отображает действительность, а жизнь подражает искусству,- считал писатель.
Искусство призвано создать новый мир, который является мечтанием, сказкой, неправдой - и при этом оно ничего не выражает, кроме самого себя. Неправда, по О. Уайльду,- форма проявления красоты, а потому она важнее голого практицизма повседневности. В начале 80-х годов он издал свою первую книгу стихов (1881). В том же году писатель, уже широко известный непривычностью своих суждений и неординарным поведением, отправился на «завоевание Америки» - за океаном он читал «эстетские» лекции, проповедовал идеи «нового возрождения в английском искусстве».
После поездки в Америку Уайльд некоторое время жил в Париже, а потом вернулся в Лондон. С 1882 до 1888 годы он занимался преимущественно журналистской деятельностью, писал литературные обзоры и рецензии. В 1888 году увидел мир сборник «Счастливый принц» и другие сказки, а в 1891 году О. Уайльд издал рассказы, созданные во второй половине 80-х годов, объединив их в сборнике «Преступление лорда Артура Севиля и другие рассказы».
В этом же году появился роман «Портрет Дориана Грея», книга критических очерков «Замыслы», сборник волшебных сказок «Гранатовый домик». В 1894 году вышла из печати книга стихов «Сфинкс». Затем О. Уайльд обращается к драматургии и создает целый ряд пьес - от стилизованной, написанной на французском «Соломеи» (1891) к бытовым комедиям «Веер леди Уиндермир (1892), «Женщина, не стоит внимания» (1893), «Идеальный мужчина» (1894) и «Как важно быть серьезным» (1895). О пьесах Уайльда с восхищением отзывается Б. Шоу, они становятся модными, а сам автор приобретает не только литературный успех, но и репутацию непревзойденного собеседника, мастера парадоксов. Умер писатель в 1900 году, окончательно забытый читателями и критикой.