Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:21, курсовая работа
Цель исследования состояла в определении дидактических условий эффективного изучения жанра былины.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы в теории и практике;
2) выявить особенности методики изучения былины в 5 классе ;
3) определить дидактические условия, повышающие эффективность изучения данного жанра на уроках литературного чтения.
I. Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности изучения былин в школе
1.1. Современный подход к изучению былин……………………..7
1.2.Этапы работы над былиной…………………………………....18
Глава 2. Особенности методики изучения былин в 5 классе
2.1.Работа над былиной……………………………………………29
2.2.Вывод ………………………………………..............................36
Заключение…………………………………………………………………38
Список литературы……
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение ………………………………………………………
Глава 1. Особенности изучения былин в школе
1.1. Современный подход к изучению былин……………………..7
1.2.Этапы работы над былиной…………………………………....18
Глава 2. Особенности методики изучения былин в 5 классе
2.1.Работа над былиной……………………
2.2.Вывод ……………………………………….....
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Былины традиционно входят в программу по литературе основной школы. Авторы учебных комплектов объясняют это необходимостью патриотического воспитания детей, приобщения их к культуре предков, особенно в наше время, когда понятия Родины, долга, честного служения Отечеству теряют свой вес в сознании современного человека. И с этим нельзя не согласиться. Однако необходимо учитывать и другие факторы. Былины в силу особенностей содержания, объединяющего реальность и фантастику, мифологию и конкретные исторические события сложны для понимания не только школьниками, но и взрослыми людьми. Ребенок из-за недостаточной базы знаний в области истории, небольшого житейского опыта, отсутствия литературоведческой подготовки не в состоянии в полной мере осознать синтез разнородных элементов. Кроме того, сам язык былины сложен: изобилует архаизмами, историзмами, нетипичными синтаксическими конструкциями. Чтобы облегчить положение маленького читателя, авторы учебников прибегают к адаптации текстов, подчас искажая подлинник до неузнаваемости и тем самым нанося лишь вред процессу работы нал этим жанром. Не лишен сам процесс преподавания. Учителя ломают голову над тем, как донести до детей смысл былины, сделать его доступным, а рассчитывать на помощь методического аппарата учебника не приходится. Он, несомненно, слаб, не разработан.
Литературное чтение
и учебник Э.Э. Кац «Предания
старины глубокой» В.Г. Горецкого
предлагает вопросы и задания
репродуктивного и
Это можно объяснить тем, что среди ученых-филологов нет единого мнения о былине, и, соответственно, нет его у методистов.
А.Г. Кутузов высказывает мнение о том, что чтению былины детьми должно предшествовать чтение ее учителем, что восприятию былины нужно предпослать рассматривание иллюстрации, что необходимо толковать неизвестные слова и работать над изобретательно-выразительными средствами.
Т.Ф. Курдюмова предлагает отказаться от поверхностного усвоения содержания, от уяснения «кто, зачем, почему, что сделал и какие выводы из этого следуют». Настаивает она и на уходе от многовопросной формы анализа, разбивающей целостность восприятия произведения, от торопливости анализа, ведь это не даст возможности учащимся вдуматься в былину, прочувствовать ее. Эти рекомендации не лишены смысла, но и они не учитывают специфики былины, могут быть отнесены к любому жанру.
Журнал «Современная школа» тоже мало чем может помочь учителю. за последние 10 лет он не поместил ни одной серьезной статьи, посвященной методике изучения былины в начальной школе. Правда, внимания заслуживает статья Н.В. Душкиной «Дива былинные. Урок-путешествие по русским былинам-старинам с вопросами-загадками и отгадками. 5 кл.». Автор предлагает конспект обобщающего урока по былинам в форме путешествия. Конспект интересен, хорошо продуман, заслуживает внимания. Но это лишь одна практическая разработка, автор не ставит перед собой задачу раскрыть теоретические положения методики изучения былины, не говорит о работе, предшествующей обобщающему уроку. А это было бы интересно, тем более что Н.В. Душкина использует материал нескольких былин – «Святогор и сумочка переметная», «Святогор и Микула Селянинович», «Василий Буслаев».
Таким образом, наличие произведений этого жанра в современных учебниках по литературному чтению Ладыгиной, Горецкого, Коровиной и анализ филологической и методической литературы убеждает нас в необходимости пересмотра методики работы над былиной, ее тщательной разработки с учетом последних находок и в области литературоведения, и в области методики обучения литературному чтению.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность обусловили выбор объекта, предмет и гипотезу исследования.
Объектом является процесс обучения литературному чтению в школе.
Предмет исследования – дидактические условия эффективного изучения былины на уроках литературного чтения.
Анализ состояния вопроса в теории и практике позволил сформулировать гипотезу исследования.
Гипотеза исследования – если повысить эффективность изучения былин, то можно сформировать у учеников понятие об этом жанре на уроках литературного чтения.
Для этого необходимо:
– осуществлять «погружение» учащихся в соответствующую историческую среду на материале книг, предназначенных детям данной возрастной группы;
– активно проводить словарную работу на уроке, давая научное определение самого понятия «былина», используя различные методы толкования слов;
– по возможности проводить интегрированные уроки чтения и истории.
Цель исследования состояла в определении дидактических условий эффективного изучения жанра былины.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы в теории и практике;
2) выявить особенности методики изучения былины в 5 классе ;
3) определить дидактические
условия, повышающие эффективно
Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования: изучение при работе с былиной опыта учителей: анализ, обобщение данных по проблеме исследования и выработка гипотезы; изучение результатов деятельности школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что для учителей 5 классов разработаны методические рекомендации, способствующие эффективному формированию у учеников 5 класса о былине. Теоретические выводы и практические результаты могут быть использованы в практике работы с 5 классами, учтены методистами при совершенствовании программ, учебников и пособий.
Положения, выносимые на защиту:
Дидактическими условиями эффективного изучения былины являются:
– «погружение» учащихся в соответствующую историческую эпоху;
– проведение словарной работы;
– интеграция уроков чтения и истории.
Глава 1. Особенности изучения былин в школе
Литературное чтение – это начальная
ступень единого и непрерывного
курса литературы в средней общеобразовательной
школе. Оно призвано ввести школьников
в новую для них область
целенаправленного и
Учебный курс литературного чтения в средней школе старается создать наилучшие условия для целенаправленного обучения школьников полноценному чтению произведений художественной литературы, устного народного творчества и восприятию их по законам эстетики.
Литературное чтение призвано научить ученика постигать сущность читаемого, отчетливо понимать и мыслить, читать и чувствовать, читать и рассуждать и через это развивать мысль и чувство нравственности, и образовательным содержанием вращивать в себя лучшие гуманные чувства, воспитывать и развивать в себе полноценную личность [15, 35-36].
Современные учебники по литературному чтению Т.Ф. Курдюмовой (5 кл.), А.Г. Кутузова (5 кл.), Б.М. ладыгиной и др. (5 кл.) предлагают ученикам познакомиться с новым для них народным жанром – былиной. Но беда в том, что сам учитель не всегда хорошо представляет себе специфику жанра – былины. Былина – особый жанр литературы. Ее нельзя читать, как сказку. Многие же учителя не замечают ее особенности или не принимают их в расчет. Художественные приемы, формирующие былинный текст и стиль, встречаются и в других фольклорных жанрах – сказках, песнях и т.п. Но и былина имеет свои характерные черты, свой поэтический язык и свой особый художественный мир.
Учитель должен знать, что:
1) Жанр былины существует только в русском фольклоре, и нет его в устном творчестве других народов.
2) Народное происхождение слова былина учеными точно не установлено. В XIX веке употреблялось слово «былина» (с ударением на конце слова).
3) Отличия фольклорных
произведений от литературных
состоят в том, что они
4) Былинам присуща
еще и своя ритмико-
а) Неторопливый, плавный, спокойный темп речи.
б) Былина читается напевно (речитативом): гласный пропевается и одно слово как бы выливается из другого.
в) Ритмически организованный былинный стих звучит торжественно, величаво, подчеркивая особую важность как самого исполнения, так и тех событий, о которых в былине рассказывается.
г) Былинная речь отступает от правил современного произношения: гласные звуки в неударном положении не меняют своего звучания, все согласные тоже произносятся четко.
д) В каждой былинной строке есть слово, которое является ее смысловым центром. Оно выделяется при чтении, чтобы то, о чем читают, было понято правильно.
е) Былины созданы тоническим, народным стихом. Важно, что при напеве первое ударение обычно падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца, причем выделяется и последний слог в строке. Но в целом мелодика былины стремится к возможному единообразию в ритме.
ж) Для создания ритмического рисунка в былинной строке повторяются предлоги, норма которых поддерживается ритмической структурой стиха, так как опущение предлога повлечет ее нарушении.
5) Былины отличаются и устойчивостью структуры, которая строится на традиционных компонентах: запевах, зачинах, формулах, повторах, лейтмотивах, исходах. Все они обязательны, кроме запева.
Запев – вступление, которое имеет целью привлечь внимание слушателей, создать определенное настроение. Он не связан прямо с содержанием былины.
Зачин – начальная, вводная часть былины, в которой указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь.
Формулы, или общие места, – устойчивые элементы повествования, к которым относятся одинаковые описания (пира, страшного вида врага, седлание коня, выезд богатыря и т.д.). С одной стороны, это облегчает запоминание былинного текста, а с другой, – дает более художественно выразительную, представляющую собой полную картину событий.
В былинах, как и в сказках, употребляются разные виды повторов, особенно тройные, но они своеобразны: обычно это один и тот же эпизод, который приводится дословно три раза. Троекратные повторения используются в былинах для того, чтобы показать многократность действий или длительность происходящего во времени, потому что, как известно, число «три» раньше имело условное значение множественности. Это число – первое в порядке чисел, которое содержит представление о многократности («один» и «два» сохраняют понятие единичности или просто ударения). Отсюда становится ясным эпическое значение числа «три» и чисел производных от него: 6, 7 (то есть 6 + 1), 9, 12 т.д.), например, при описании богатырской заставы, когда эта «троичность» предстает в сложной форме, то есть изображаются шесть, семь, девять или двенадцать богатырей. Мастера народного слова прием троичности к второстепенным деталям обычно не применяют. Он характерен только для таких важных моментов былинного повествования, как сражение с врагами, богатырский подвиг, обличение несправедливости, преданность и верность в любви и дружбе.
Лейтмотив – вид повтора, который может много раз встречаться в одной и той же былине и подчеркивает ее основную тему.
Исход, или концовка, – конечные слова былин, создающие ощущение полной завершенности былинного рассказа. (см. 1-2)
Указанные особенности былинного строя помогают читателю воспринять идейную сущность произведения. Этому служит и строение сюжета, ход развития действия.
Основой сюжета является обычно важное, значительное событие. В центре былины – всегда богатырь: он действует, достигает определенной цели.