Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:21, курсовая работа
Цель исследования состояла в определении дидактических условий эффективного изучения жанра былины.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы в теории и практике;
2) выявить особенности методики изучения былины в 5 классе ;
3) определить дидактические условия, повышающие эффективность изучения данного жанра на уроках литературного чтения.
I. Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности изучения былин в школе
1.1. Современный подход к изучению былин……………………..7
1.2.Этапы работы над былиной…………………………………....18
Глава 2. Особенности методики изучения былин в 5 классе
2.1.Работа над былиной……………………………………………29
2.2.Вывод ………………………………………..............................36
Заключение…………………………………………………………………38
Список литературы……
В былинах существует ретардации – замедленные действия в результате подробного описания, например, седлания коня, или повторения ситуации, например, точное словесное воспроизведение послом поручения князя. Такие замедления останавливают на себе внимание слушателей и повышают напряженность ожидания развязки.
Важное место в былинном сюжете занимает диалог – драматическое объяснение героев, в котором выясняются цели их действий и душевные состояния.
Значительность событий и героев былин обусловила общий характер их изображения – гиперболизацию. Стремясь подчеркнуть могущество героя, сказители часто пользовались приемом гиперболы – давали преувеличение в описании его внешности, а также преувеличивали свойства и качества богатыря. Преувеличивалась внешность и врага родной земли, что давало возможность показать отрицательное отношение к нему, подчеркнуть грозность опасности, исходящей от врага.
Художественный мир былин не только гиперболичен, но и контрастен. Контраст играет в былинном сказе многостороннюю роль. Прежде всего противопоставляются образы богатырей и врагов: Ильи и Идолища, Добрыни и Змея, Алеши и Тугарина, Василия Игнатьевича и Батыги. Это противопоставление различает их не только по внешнему виду (обычный человек – великан), но и по характеру (защитник земли – захватчик, русский и христианин – иноземец и иноверец). Часто бывают противопоставления ситуативного плана: первоначально героя недооценивают, а затем его настоящие качества ярко раскрываются; вместо ожидаемого развития действия наступает неожиданный результат.
6) Былины отразили различные стороны кипучей деятельности и многосторонней жизни нашего народа в прошлом. Многообразны поэтому и темы былин. Основную часть всего былинного эпоса составляют две группы: героико-патриотические и социально-бытовые.
Русский народ – труженик и созидатель – часто должен был по вине чужеземцев-захватчиков оставлять свой труд и с оружием в руках отстаивать право на жизнь. Борьба за свободу, честь и независимость занимала большое место в жизни народа, вот почему народ создал много былин о патриотических подвигах героев национально-освободительной борьбы. Эти былины называют героико-патриотическими, или богатырскими. К ним относятся былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др. Центр этих былин составляет описание борьбы с внешними врагами.
Волновала народ и общественная жизнь страны, наполненная разными событиями. Многочисленные былины, посвященные общественной жизни в стране, называют социально-бытовыми. К ним относятся такие былины как «Вольга и Микула», «Дюк Степанович», «Добрыня и Маринка», былины о Садко и др. Эти две группы былин составляют основную часть всего былинного эпоса.
Деление былин на киевский и новгородский циклы предложил В.Г. Белинский. Он сделал это на основании связи содержания былин или с Киевом, или с Новгородом, двумя политическими центрами Древней Руси. Современные фольклористы дополнили эту классификацию тем, что учли особенности сюжетов и образов героев, которые хранили в себе черты владимиро-суздальские, рязанские и галицко-волынские.
7) Стилистическое своеобразие былин определяется, с одной стороны, традиционностью выразительных средств жанра, а с другой, – оценочным характером их употребления соответственно содержанию произведений и образов персонажей. В былинах наиболее употребительны такие выразительно-изобразительные средства как эпитеты, сравнения, тавтологические обороты. Эти выразительные средства есть и в других жанрах, но для былин они обязательны. Таковы, например, эпитеты, присущие именно былинам: стольный Киев-град, дружинушка хоробрая, шатры белые, востро копье, гусли звончаты. В других жанрах таких словосочетаний нет.
Эпитеты в былинах выражают то или иное отношение народа к изображаемым событиям, то есть имеют определенное оценочное значение. Главный герой былин – «могучий богатырь». Он неизменно называется «добрым молодцем», «удалым молодцом». У него «силушка великая», «громкий голос», «сердце богатырское». Верным помощником богатыря является конь, который в былинах наделяется яркими эпитетами: «богатырский», «добрый», «резвый» и т.п. Типичны и тавтологические эпитеты: светлая светлица, соль соленая, старость стара, меды медвяные.
8) Для выражения противопоставления в былинах используются увеличительные и уменьшительно-ласкательные формы: ручища словно граблища, глазища, головища с лоханищу, Илюшенька, Добрынюшка, Алешенька, Овдотьюшка.
9) Творцами былин были певцы-сказители. В древности былины исполнялись под аккомпанемент гуслей. В былине сливаются воедино и словесное, и музыкальное искусство. Кроме того, былины включают в себя элементы театрального искусства (интонация, жест, мимика). Таким образом, былина соединила в себе особенности нескольких искусств.
Зная выше указанные жанровые особенности былинной речи, учитель может самостоятельно готовиться к чтению былины, но важно, чтобы он услышал себя со стороны. Для этого он может записать свою речь на магнитофон. Прослушав полученную запись, он сможет скорректировать свои речевые недостатки.
Учителю надо самому многое узнать и многому научиться, прежде чем учить детей читать былинный текст. Способность выразительно читать и говорить является одним из важных показателей уровня культуры человека. Для учителя речь – это основной инструмент в его работе. На уроках литературного чтения первичное восприятие многих произведений дети получают от учителя, поэтому ему просто необходимо уметь читать выразительно.
Учитель должен быть готов к тому, что ему необходимо будет специально обучаться чтению каждой новой былины. И это не случайно: во-первых, былинная речь отступает от правил современного произношения, а во-вторых, ей присущи свои ритмика и мелодика.
Из практики вытекает, что учителю, читая былину в оригинале в первый раз, приходится сталкиваться с рядом сложностей в передаче ритмики и мелодики былинного стиха. Внимательно изучив характерные особенности чтения былины, расставив ударения, выделив смысловые центры в каждой строке и затем, многократно перечитав текст былины до тех пор, пока чтение не стало естественным и плавным, он поймет, что его труд не пройдет даром. Читая следующую новую былину и зная основные особенности ее ритмики и мелодики, он почувствует, что многое стало уже привычным, поэтому подготовка к ее чтению не вызовет у него особых сложностей.
Образец индивидуальной разметки текста учителем при подготовке к выразительному чтению былины приведен далее:
А во славном во русском царстве,
А во той ли то деревне Карачарове,
У честных у славных родителей, у матери
Был спорожен тут сын Илья Иванович,
А по прозванью был славный Муромец.
А не имел Илья во ногах хожденьица,
А во руках не имел Илья владеньица;
Тридцать лет его было веку долгого.
Во тое во летушко во красное
А уходили родная матушка да батюшка
А на ту ли на работку на тяжелую,
А оставался Илья да одинешенек…
Чтобы новый учебный материал – былины – стал доступен и интересен детям, учителю надо овладеть методикой работы с былинным текстом на уроке чтения в начальной школе. В современной начальной школе существует только одна надежная, научно обоснованная методика обучения младших школьников чтению былин. Ее теоретически разработала и апробировала Надежда Васильевна Душкина в опытно-экспериментальной работе с учащимися начальной школы. Но о работе Н.В Душкиной многие учителя не знают и воспользоваться ею не могут.
Изучив методику Н.В. Душкиной, мы выделили в ней основные моменты, которые должен знать любой учитель, приступая к обучению детей чтению былин.
Чтобы новый учебный материал был доступен и интересен детям, учителю необходимо строить свою работу в три этапа:
1) подготовительный,
2) основной,
3) заключительный.
На подготовительном этапе дети по специальной программе осваивают минимум знаний о творчестве русского народа. Эти знания необходимы им для восприятия былин как элемента народного творчества. Проводится словарно-лексическая работа, так как много слов требующих толкования (палица, латы, дружина). На данном этапе с учащимися проводится ряд занятий по музыке, изобразительному искусству, труду. Кроме того, в это же время на уроках чтения дети знакомятся с содержанием изучаемой былины в пересказе.
На уроках музыки (2-3 урока) дети разучивают русские народные песни – колыбельные, хороводные, плясовые как наиболее простые по форме и по содержанию. В эти уроки при необходимости включается разучивание двигательных упражнений (ходьба под музыку, элементы русского танца, подвижные игры, простукивание различных ритмических рисунков). Это является важным моментом в подготовке детей к восприятию ритмики и мелодики былин.
Уроки изобразительного искусства и трудового обучения (по 2-3 урока на каждый предмет) базируются на освоении детьми элементов прикладного искусства. Дети знакомятся с различными видами орнамента, с жанрами русской народной живописи, подлинными образцами народного прикладного творчества. Формы работы могут быть разными: аппликация, лепка, рисование, коллаж и др. Для младших школьников – это интуитивный этап освоения творчества русского народа, но уже на этом этапе у детей воспитывается эстетический вкус.
На уроках литературного чтения на подготовительном этапе (2 урока) дети знакомятся с былиной в пересказе. Это дает им возможность освоить фактическое содержание былины, а у учителя создается база, для того чтобы заинтересовать детей тем, что содержание былин может быть выражено и как-то по-другому. Таким образом, пересказ готовит детей к восприятию былин в оригинале, то есть былинного текста, записанного со слов сказителя.
При работе с былиной
в пересказе лучше всего
1) чтение учителем былины вслух;
2) перечитывание былины учащимися;
3) беседа-рассуждение о прочитанном;
4) решение задач по
ориентировке в разных
5) речевые упражнения;
6) задание на дом.
При этом порядок названных компонентов не закрепляется, но включение каждого из них в урок обязательно. Исключение составляет лишь первый урок, где решение задач по ориентировке в детских книгах, содержащих былины, заменяется беседой, позволяющей учесть уровень знаний по теме, накопленных учащимися до обучения чтению былин [16, 13].
Второй этап работы с былиной – основной. На этом этапе учитель знакомит детей с уже известной им по содержанию былиной в новой, неизвестной языковой форме – оригинале, то есть учит читать текст былины, созданный сказителем.
Цель учителя – показать детям жанровую специфику былин, заинтересовать ею и научить младших школьников выделять ее.
На данном этапе ведется работа над пониманием образного строя языка былин. Внимание детей обращается на ритмическую организацию и мелодику былинного стиха. Дети учатся соотнесению былины с другими фольклорными произведениями.
Недостаток методической системы работы с былинами, принятой в современной начальной школе, состоит в том, что ритмике и мелодике былинного стиха не уделяется должного внимания.
Ликвидируя данный недостаток, Н.В. Душкина предлагает для работы с былиной такие обязательные приемы:
● сравнение оригинала с пересказом;
● сопоставление разных оригинальных текстов былин (то есть сравнение текстов одной и той же былины, но рассказанной разными сказителями);
● хоровое и индивидуальное проговаривание былинного текста;
● упражнения по технике речи, совершенствующие дикцию, необходимую при сказывании былин;
● непроизвольное заучивание былинных стихов наизусть (путем многократного повторения на уроках);
● наблюдение над словом, композицией, ритмом и рифмой былинного текста.
В ходе обучения детей чтению былин в оригинале типовая структура урока включает в себя следующие компоненты:
1. Решение задач по
ориентировке в разных
2. Чтение учителем былины вслух.
3. Речевые упражнения.
4. Перечитывание былины учащимися.
5. Беседа-рассуждение о прочитанном.
Такая работа с былиной позволяет ребенку при встрече с оригиналом узнать знакомое содержание в новой форме и увидеть особенности, присущие оригинальному былинному стиху.
На заключительном этапе работы с былиной дети пробуют себя в роли сказителя изученной былины. Этот этап – самостоятельное сказывание былины в оригинале младшими школьниками. Такой вид работы, на первый взгляд, кажется очень сложным, но на деле он вполне посилен детям, если они подготовлены к тому, чтобы войти в образ сказителя, то есть прочувствовали ритмику и мелодику былины в процессе ее изучения и захотели, совершенствуя свои умения, полноценно читать, воспринимать, воссоздавать текст былины в оригинале. В этом случае такой вид работы не затрудняет детей, а радует их.
Приступая к обучению школьников чтению былин, необходимо помнить, что эта работа начинается с подготовительного этапа, к которому целесообразно подключить учителей-предметников по трудовому обучению, изобразительному искусству и музыке.