Изучение былин в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состояла в определении дидактических условий эффективного изучения жанра былины.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы в теории и практике;
2) выявить особенности методики изучения былины в 5 классе ;
3) определить дидактические условия, повышающие эффективность изучения данного жанра на уроках литературного чтения.

Содержание работы

I. Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности изучения былин в школе
1.1. Современный подход к изучению былин……………………..7
1.2.Этапы работы над былиной…………………………………....18
Глава 2. Особенности методики изучения былин в 5 классе
2.1.Работа над былиной……………………………………………29
2.2.Вывод ………………………………………..............................36
Заключение…………………………………………………………………38
Список литературы……

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим урок, позволяющий  выделить дидактические условия  изучения былины.

Тема: Русский героический эпос (былины).

1. Киевская Русь и  ее защитники; устные сочинения  учащихся по картине В.Васнецова  «Богатыри».

– Каков  и мир картины, ее композиция, краски? Как прочитали  вы васнецовский пейзаж? Кто герои  картины и как запечатлел их художник? Как он расположил их и существенно ли это для понимания картины? Сравните васнецовских богатырей. Какой вам открылась Киевская Русь?

2. Герой былинного  эпоса Илья Муромец и его  подвиги (чтение и разбор былины  «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

–– …Как сложена былина? Как надо ее читать? Какие строки вы бы хотели еще раз услышать, но в собственном чтении? Кто их прочитает по-другому? Обоснуйте свое исполнение. Сравните былины с греческим эпосом. Что вас особенно поразило в былине?

Песенно-сказовый склад былины. Эпическая неторопливость и степенность народного стиха; замедленность и подробность повествования. Постоянная лексика, повторы, гиперболы как признаки народной эпической поэтики. Антитеза как композиционный «остов» былины. Ее герой – заступник народный и защитник Руси; ее богатырство и нравственная безупречность. Ирония в былине; снижение образа князя Владимира.

3. «Вольга и Микула»  как «крестьянский» эпос.

–– Сравните эту былину с предыдущей. Как вы полагаете: в  какой среде они возникли? Сопоставьте их героев: что вам открылось?

Антитеза и гиперболизация как художественное своеобразие  былинного эпоса. Крестьянское миросозерцание в «Вольге и Микуле»; «похвальное  слово» пахарю. «Воинские» и «крестьянские» былины в русском народном эпосе, их единство.

Пополнение словарика  «О стихотворении» (песенно-сказовый склад, народный стих, антитеза, постоянная лексика…); овладение новой лексикой в высказываниях  о поэтическом своеобразии произведения (Особенность поэтики былины – …Для былины характерно… Русский народный эпос предпочитает… Ее герой неизменно…)

Д.з.: Подготовить чтение одной из изученных былин и  поделиться впечатлениями от нее; самостоятельно прочитать другие былины и рассказать об одной из них [19, 25-26].

Подводя итог всему сказанному, можно выделить следующие дидактические условия повышения эффективности обучения чтению на материале былин:

1. Строгая, четко продуманная  система изучения былин, распадающаяся  на три этапа: подготовительный, основной и заключительный, каждый  из которых преследует свои цели.

2. Связь уроков чтения  по изучению былин с уроками  истории и предметами художественно-эстетического  цикла.

3. Активное использование  потенциала уроков внеклассного  чтения при изучении былин.

4. Система специальных  упражнений, а также прием составления партитуры текста как условие формирования навыка выразительного чтения былин.

Опираясь на систему  выделенных дидактических условий, было проведено внеклассное занятие, способствующее углублению знаний учащихся о былинных героях и истории Российского государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

В ходе проведенного  исследования была выявлена нецелесообразность включения былин как материала  обучения литературному чтению в  курсе средней школы. Это объясняется  и специфическими особенностями  этого жанра, и отсутствием единого взгляда на него среди литературоведов, и неразработанностью методики его изучения с учениками этой возрастной группы. Тем не менее, былина включена во многие учебники по литературному чтению, но эффективность ее изучения крайне низка. Возникла необходимость разработки ряда дидактических условий, которые помогли бы повысить эффективность изучения былин в начальной школе (если она есть в Программе) и сделать его более осмысленным, логичным. Авторы каждого из учебников предлагают методический аппарат по изучению былины, но он недостаточен. Это не позволяет выстроить стройную, логичную, целостную систему изучения жанра былины в начальной школе. Наиболее последовательны в этом отношении авторы учебников «Литературное чтение» В.Я. Коровиной  и «Преданья старины глубокой» Э.Э. Кац, но и их методика работы над былинами малоэффективной, так как работа над этим жанром в полной мере осуществляется лишь в 6-7 классе. Это побудило нас предложить иные приемы изучения былин в средней школе, позволяющие усвоить как теоретический материал, так и овладеть практическими умениями в области анализа жанра, выделение его специфических особенностей.

Лишь экспертное обучение, проведенное на базе 5-го класса убедило  нас в том, что этот жанр не доступен в полной мере для учеников 5 кл.

В результате проведенного обучающего эксперимента с учениками 5-го класса, было установлено:

1) Былина – как жанр  УНТ, очень сложна для изучения  в 5 классе

2) Дети с трудом  «усваивают» былинный стих и  читают ее, как простое литературное  произведение, а не как былину.

3) Словарь былин очень  сложен. Без его понимания и  овладения осложняется процесс  работы над былиной.

4) Дети 5-6 кл. достаточно  хорошо усваивают былинный сюжет  и с удовольствием рассматривают  его как сказочное повествование.

5) При использовании творческих заданий ученики лучше усваивают все сложности былинного жанра.

6) Работать над былиной  в контексте предложенной Н.В.  Душкиной методике лучше всего  во внеурочное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Выбор темы  работы, а  именно «Современный подход к  изучению былин в школе», – продиктован ее актуальностью, недостаточной разработанностью в области методики. В процессе работы было изучено достаточное количество материалов по данной теме, выдвинуты собственные рекомендации по изучению былин. Весь наработанный материал мы сочли целесообразным сгруппировать в три главы, в первой из которых содержатся сведения о том, что такое жанр былины, о ее жанровых особенностях, классификация былин и истории их возникновения. Вторая глава отражает состояние вопроса в практике современной школы, а также систему работы над жанром былины, позволяющую повысить эффективность обучения литературному чтению на материале былин. Третья глава содержит экспериментальное исследование, которое практически доказывает трудность изучения былин в начальных классах, сложность понимания их детьми, слабый методический аппарат современных учебников по литературному чтению.

В работу включено также  приложение, содержащее список детских  книг, рекомендуемых для использования с целью «погружения» учащихся в соответствующую историческую эпоху, и конспекты уроков и внеклассных занятий по изучению былины.

Намеченная программа  исследования были выполнена, поставленные задачи решены, цель исследования, состоявшая в определении дидактических  условий эффективного изучения жанра  былины на уроках литературного чтения в начальной школе, достигнута.

Проведенные исследования подтвердили наше предположение о том, что включение былин в программу 5 класса  нецелесообразно, поскольку дети с большим трудом усваивают сложный по содержанию и форме материал. Многие учителя 5 классов испытывают трудности при разработке уроков по данной теме в силу неразработанности проблемы, отсутствия методических рекомендаций и опять же в силу сложности материала для усвоения его детьми.

Анализ различных УМК  по литературному чтению выявил несовершенство предлагаемых методов изучения былины, не обеспечивающих эффективность обучения литературному чтению. Методический аппарат многих учебников очень слаб. На их фоне продуманностью такой работы, построенной на принципах доступности, последовательности, систематичности, выделяются учебники В.Я. Коровиной и Э.Э. Кац «Преданья старины глубокой», но, как показало исследование, и они не обеспечивают раскрытия жанрового своеобразия былины и эффективности обучения литературному чтению. К ним относятся: «погружение» учащихся в соответствующую историческую эпоху, интеграция уроков чтения и истории, работа над выразительностью чтения в ходе анализа. Выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.

Теоретические выводы и  практические результаты могут быть использования в практике работы школы, учтены методистами при совершенствовании программ, учебников и пособий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Аникин В.П. Былины. Русские народные сказки. Летописи. М.: Высшая школа, 1986.
  2. Аникин В.П. Русский фольклор. М.: Художественная литература, 1985. – 367 с.
  3. Аникин В.П. Русский богатырский эпос. М.: Просвещение, 1964.
  4. Аникин В.П. Уроки литературы / Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2000. – 197 с.
  5. Астафьев Л.А. Сюжет и стиль русских былин. М.: Наука; Наследие, 1993. – 256 с.
  6. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки в 3-х томах. М.: Художественная литература, 1957.
  7. Балашов Д.М. Эпос и история (к проблеме взаимосвязей эпоса с исторической действительностью) // Русская литература, 1983, №4. – с.104, 106.
  8. Большая советская энциклопедия. Т.6. – с.427-430.
  9. Бунеев Р.Н., Бунеева Г.В. Чтение и литературное образование. М., 2000.
  10. Буслаев Ф.И. Народный эпос и мифология. М.: Наука, 1986.
  11. Былины. М.: Детская литература, 1969. – (школьная библиотека).
  12. Былины / Путилов П.И., Пропп В.Я. М.: Художественная литература, 1958. т.1.
  13. Былины. Русские народные сказки. М.: Детская литература, 1986.
  14. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / Аникин В.П., Лихачев Д.С., Михельсон Т.Н. М.: Детская литература, 1979.
  15. Вечкачова С.В. Как научить детей чтению былин / Методическое пособие. Серия «Обучение чтению: современные технологии». М.: МГПУ, 2002.
  16. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М.: Учпедгиз, 1962.
  17. Калугин В.И. Мир былинного эпоса / Былины. М.: Современник, 1986. – с.5-28.
  18. Калугин В.И. Струны рокотаху: очерки о русском фольклоре. М.: Художественная литература, 1987.
  19. Карнаухова И.В. Русские богатыри. СПб: Детская литература, 1988.
  20. Кац Э.Э. Литературное чтение 5 класс (программа). М.: Просвещение, 2000.
  21. Краткая литературная энциклопедия. Т.I. – с.801-803.
  22. Краткая литературная энциклопедия. Т.V. – с.306.
  23. Кубасова О.В. Литературное чтение 4 класс. М., 2005.
  24. Курдюмова Т.Ф., Коровина В.Я., Полухина В.П. Литература 1-11 классов (программа). М.: Просвещение, 1997.
  25. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. – с.26.
  26. Новичкова Т.А. Эпос и миф. Спб.: Наука, 2001.
  27. Программно-методические материалы. Литературное чтение. Начальная школа. М.: Дрофа, 2001. – 207 с.
  28. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М.: Лабиринт, 1999.
  29. Пропп В.Я. Фольклор. Литература. История. М.: Лабиринт, 2002.
  30. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. СПб.: Азбука, 1999.

 




Информация о работе Изучение былин в школе