Изучение былин в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состояла в определении дидактических условий эффективного изучения жанра былины.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы в теории и практике;
2) выявить особенности методики изучения былины в 5 классе ;
3) определить дидактические условия, повышающие эффективность изучения данного жанра на уроках литературного чтения.

Содержание работы

I. Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности изучения былин в школе
1.1. Современный подход к изучению былин……………………..7
1.2.Этапы работы над былиной…………………………………....18
Глава 2. Особенности методики изучения былин в 5 классе
2.1.Работа над былиной……………………………………………29
2.2.Вывод ………………………………………..............................36
Заключение…………………………………………………………………38
Список литературы……

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Тематика данных уроков может быть разнообразной, но главное, чтобы дети получили достаточно знаний о творчестве русского народа и смогли воспринять былину как элемент народного творчества. Из методической системы, которую предлагает Н.В. Душкина, мы выбрали ту информацию, которая поможет учителю сориентироваться в планировании смежных уроков на дынном этапе.

Музыка (2-3 ч.)

Попевочный букварь: песни-попевки «Андрей-воробей», песни-игры. Обыгрывание сюжетов песен «А мы просо сеяли» и «Стой, мой милый хоровод». Разучивание русских народных песен – колыбельных, хороводных, плясовых. Разучивание двигательных упражнений: ходьба под музыку, элементы русского танца, простукивание ритмических рисунков, обыгрывание сюжетов песен.

Изобразительное искусство (2-3 ч.)

Знакомство с жанрами  русской народной живописи, с разными  видами орнамента. Узор как элемент  русского народного творчества. Орнамент в темах: «Лоскутное одеяло», «Блюдо», «Сундук», «Короба», «Ложки», «Пасхальное яйцо».

Формирование внимания и интереса к народному стилю, накопление художественных представлений, которые потребуются для более  совершенного восприятия былин.

Трудовое обучение (2-3 ч.)

Знакомство с образцами  русского народного творчества: дымковской игрушкой, произведениями федоскинской, палехской школ. Лепка из пластилина, из глины: аппликация «Русский узор»  с использованием природного материала.

Накопление сведений для формирования представлений о быте и нравах русского народа. Кроме этого, можно провести экскурсию в музей музыкальной культуры [16 ,16].

Практика показала, что  проведение такой подготовительной работы помогает детям воспринять былину как жанр народного творчества, понять многие ее особенности.

Экскурсия позволила  бы облегчить работу детей на уроках чтения былин. Когда знакомим детей  с тем, что сказители, исполняя былины, играли на гуслях, дети сразу вспомнили  этот инструмент, смогли описать, как  он выглядит, как его держали во время игры. Они вспомнили, что гусли были разного размера (в зависимости от возраста исполнителя) и разные по форме (крыловидные и в форме лодочки). Дети вспомнили медленное плавное звучание этого инструмента. Это помогло им представить, как и в каком темпе сказитель исполнял былину.

Уроки музыки позволили  познакомить детей с русским  музыкальным фольклором. Возвращаясь  с уроков музыки, дети напевают народные песенки. Во время беседы с детьми о том, что нам известно о творчестве русского народа, дети назвали разные произведения, в том числе и русские народные песни. Они вспомнили, что народ относился уважительно к своим соотечественникам, и этому посвящали свои песни, в исполнение которых вкладывал часть своей души. Былина это тоже старинная песня, поэтому сказители исполняли ее медленно и торжественно.

Двигательные упражнения, простукивание разных ритмических  рисунков явились существенным подспорьем в подготовке детей к восприятию структуры былинного стиха. Конечно, освоение структуры былинного стиха требует дополнительных речевых упражнений, которые и были проведены на уроках чтения. Но после знакомства с различными музыкальными рисунками, учащимся было легче почувствовать ритм былинного текста.

Знакомство детей с  образцами народного прикладного творчества на уроках изобразительного исуксства и труда помогло им прикоснуться к предметному миру предков. Пусть и на интуитивном уровне, но освоение основ искусств повлияло на воспитание эстетического вкуса детей. Дети без подсказки стали приносить в школу и показывать друг другу предметы народного искусства, украшенные резьбой, росписью. Это помогло классу наглядно представить изделия народных умельцев, что в свою очередь позволило освоить художественные образы устного народного творчества и заинтересовать ими.

Теперь перейдем к урокам литературного чтения.

Если проанализируем учебники по литературному чтению для 5 класса, то заметим, что из всех былинных героев самым популярным является Илья Муромец. Былины о нем включены практически во все учебники. И не случайно: ведь образ этого богатыря смог воплотить в себя лучшие идеалы народа, его понятие о добре и зле, о верности земле, о богатырской удали и чести. Поэтому и мы начали свою работу по обучению детей чтению былин именно с произведений об Илье Муромце.

На знакомство детей  с первой былиной мы рекомендуем  отвести 6 часов. Торопиться не нужно, ведь нам важно, чтобы дети не просто узнали сюжет былины, но и осознали ее жанровые особенности. По мере того, как дети будут овладевать новыми знаниями и  умениями, общее количество часов при изучении следующих былин будет сокращаться.

Работа с каждой былиной  должна строиться по принципу «от  пересказа к оригиналу», то есть от простого к сложному. На подготовительном этапе дети знакомятся с новой  былиной в пересказе, на основном учатся читать ее в оригинале, а на заключительном сами пробуют себя в роли сказителя.

При проведении первой серии  уроков предполагается использовать два  разных варианта одной и той же былины. Это поможет детям увидеть  богатство былинной поэтики, понять, как раньше сказители исполняли былины.

Приведем примерное  планирование изучения жанра былина на уроках литературного чтения, посвященных обучению детей чтению былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник», разработанная автором данного исследования.

Таблица 2.1

Урок, № п/п

Учебный материал

Цели урока

Предполагаемый  результат

1

2

3

4

1.

 

Былина 

« Илья Муромец и

Соловей  Разбойник»

(в пересказе)

Начать работу по:

▪ознакомлению детей с новым для них жанром произведений – былиной и ее героями;

▪освоению фактического содержания былины;

▪ознакомлению детей с особенностями былинного жанра.

На уроке дети:

▪узнают, что былина – это жанр устного творчества русского народа;

▪познакомятся с содержа-нием былины об Илье Муромце;

▪узнают, какое значение имеет число «три», употребляемое в былине.


 

1

2

3

4

2.

 

 

Былина

 « Илья Муромец и Соловей  Разбойник»

(в пересказе)

1) Организовать работу  с выставкой книг, в которых  содержатся былины в обработке  для детей, и познакомить с  тем, зачем авторам нужно было пересказывать былины.

2) Помочь детям представить  образ русского богатыря и  составить его характеристику.

На уроке дети:

▪учатся ориентироваться в разных изданиях книг, содержащих нужные произведения;

▪запечатлевают образы и картины, которые будут затем узнавать в слове;

▪пробуют составить внешний портрет главного героя былины и дать характеристику его внутренних качеств.

3.

Былина 

« Илья Муромец и Соловей  Разбойник»

(в оригинале)

1) Познакомить детей  с тем, что содержание былины может быть выражено по-другому.

2) Познакомить детей  с тем, кто такие сказители  и как они исполняли былины.

3) Продолжить знакомс-тво детей с жанровыми особенностями былины, ее структурой.

Дети узнают:

▪о том, как звучит былина в оригинале;

▪о структурном компо-ненте былины – зачине;

▪о том, кто исполнял былину и каковы особен-ности ее исполнения.

Учащиеся пробуют сами дать толкование былин-ных слов; учатся читать былину в оригинале.

4.

Былина 

« Илья Муромец и Соловей  Разбойник»

(в оригинале)

от сказителя

П.Е. Миронова

1) Познакомить детей  с новым вариантом былины в  оригинале.

2) Продолжить работу  по освоению ритмико-мело-дической структуры былинного стиха.

3) Продолжить работу  над осмыслением нравствен-но-эстетической роли былинной лексики.

На уроке дети:

▪слушают новый вариант былины;

▪учатся ставить логичес-кое ударение в былинной строке;

▪учитывая особенности исполнения былин, про-буют воспроизводить структуру нового варианта былины;

▪стараются определить лексическое значение былинных слов.


 

 

1

2

3

4

5.

Былина 

« Илья Муромец и Соловей  Разбойник»

На уроке используются все три текста былины

1) Провести работу  по сравнению текстов былины  в пересказе и в оригинале.

2) Выяснить, выделяют  ли дети характерные признаки  жанра, отлича-ют ли былины  от других произведений.

На уроке дети:

▪сравнивают три варианта былины, находят в них сходства и различия;

▪пробуют сравнить разные жанры и выделить признаки, присущие былине;

▪пробуют, используя былинные слова, соста-вить былинный рассказ.

6.

Былина 

« Илья Муромец и Соловей  Разбойник»

Проверить, насколько  дети научились, распознавая ритмику и мелодику былинного стиха, полноценно воспроизводить текст былины.

Дети пробуют себя в роли сказителя и рассказывают отрывок из былины, выбранный по желанию.


 

Примечание.

Существенным моментом, который затрудняет работу учителя, является то, что современные учебники не дают возможности учителю строить свою работу в рамках данной методики: в них представлены тексты былин либо в пересказе, либо в оригинале, и ни один из них не позволяет следовать необходимому принципу работы с былинами – «от пересказа к оригиналу». Поэтому учитель, если он хочет эффективно организовать работу с былиной, сам вынужден находить возможности, которые позволят ему обеспечить нужными текстами каждого ребенка.

Учитывая возраст и  возможности детей данного класса, учитель сам определит объем  текста былины в оригинале, который  будут читать дети. На первоначальном этапе можно воспользоваться  лишь отрывками из каждого варианта былины [16, 20].

Подготовительный этап решает очень важную задачу. На уроках музыки, изобразительного искусства, технологии, литературного чтения при сосредоточении усилий нескольких педагогов осуществляется подготовка к изучению былин. Она заключается в знакомстве детей с различными сторонами жизни человека, жившего во времена Киевской Руси, а именно: с нравами и обычаями, буднями и праздниками, бытом, домашней утварью, мебелью, одеждой, что способствует формированию полноценных представлений, которые понадобятся для более совершенного восприятия былины, помогут зримо представить обстановку, в которой происходят описываемые действия. Это позволит в дальнейшем рассматривать былину гораздо шире, нежели чем просто произведение словесного искусства. Она будет пониматься как органичное порождение всего народного искусства: и словесного, и музыкального, и изобразительного. Уроки музыки помогут через постижение музыкальной азбуки фольклора, роли содержания, эмоциональности подготовиться к восприятию былины, будут способствовать постижению синкретичности этого жанра, в котором слиты воедино слово и мелодия. На этом этапе формируются элементарные навыки, такие как дыхание, артикуляция, необходимые для выразительного чтения былины. А главное, у детей формируется вкус и любовь к фольклору.

Уроки чтения на этом этапе преследуют свои специфические цели. С одной стороны, они дают необходимые теоретические сведения о былине как жанре народно-поэтического творчества, об образах богатырей – защитников Родины, о лексике былины. Дети учатся выделять сюжетную линию былины, сравнивать сказочных и былинных героев, то есть у них формируются специальные умения, необходимые при изучении этого жанра. С другой стороны, эти уроки вводят школьников в эпоху Киевской Руси, давая краткие сведения о Древней Руси и ее народе, о Новгороде, предоставляя исторические справки о событиях, изображенных в былине. На этом же этапе происходит первое знакомство детей с текстами, пока в пересказе. Такой подход дает прекрасную возможность познакомить учащихся с содержанием произведения и заинтересовать их тем, как это содержание может быть выражено «по-другому». В этом смысле пересказ обеспечивает выход на оригинальный текст былины.

Былины в оригинале  находятся на второй ступени системы, так как подход, используемый на основном этапе обучения, позволяет каждому ребенку при встрече с оригиналом, зная содержание, увидеть присущий былине ее особый языковой колорит. Школьники узнают о манере исполнения произведений этого жанра, об искусстве народного слова, выделяют специфические особенности былины: ритм, образность языка, закономерности поэтики, приемы былинного повествования. На этом этапе происходит сравнение пересказа и оригинала былины, а также вариантов одной былины. Проводят специальную работу по подготовке к чтению былины: упражнения на развитие голоса, дикции, ритма, на перемену темпа речи, специальная работа над правильным произношением былинного слова, по выделению ударного слова в былинном стихе, логического ударения, логических пауз. Учащиеся пробуют свои силы в чтении произведений, выполняют творческие задания, направленные на закрепление полученных знаний: составление рассказов в былинном стиле, свободное воспроизведение диалогов и монологов по былине.

Наконец, заключительный этап – это самостоятельное сказывание былин в оригинале, что возможно лишь после того, как дети, научившись распознавать ритмику и мелодику былины в процессе ее изучения на втором этапе и совершенствуя свои умения полноценно читать, воспринимать и выделять языковые особенности былины в оригинале, оказываются подготовленными к тому, чтобы войти в образ сказителя. Ни лексика, ни стиль былины их уже к этому времени не затрудняют, а радуют. Дети могут не просто свободно пересказать былину, но и внести в этот процесс элементы личного творчества, более того, предполагается и совместная творческая работа учащихся – групповое сказывание былины.

Информация о работе Изучение былин в школе