Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:21, курсовая работа
Цель исследования состояла в определении дидактических условий эффективного изучения жанра былины.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы в теории и практике;
2) выявить особенности методики изучения былины в 5 классе ;
3) определить дидактические условия, повышающие эффективность изучения данного жанра на уроках литературного чтения.
I. Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности изучения былин в школе
1.1. Современный подход к изучению былин……………………..7
1.2.Этапы работы над былиной…………………………………....18
Глава 2. Особенности методики изучения былин в 5 классе
2.1.Работа над былиной……………………………………………29
2.2.Вывод ………………………………………..............................36
Заключение…………………………………………………………………38
Список литературы……
Таким образом, изучение былин разделяется на три этапа, последовательность которых является строгой, что объясняется логикой изложения материала.
Подготовительная работа, как уже было отмечено, задает детям минимальный фон знаний этнокультурологического характера. Целесообразно также предварить изучение произведений этого жанра работой с выставкой книг «Былинная Русь», в подготовке которой примут участие и учитель, и учащиеся. Это не только настроит на изучение темы, но и будет способствовать формированию навыка читательской самостоятельности, развитию познавательного интереса. Не следует забывать об этом и при изучении произведений.
В ходе обучения чтению былин в оригинале типовая структура урока включает следующие компоненты:
1. Решение задач по
ориентировке в разных
2. Чтение учителем былины вслух.
3. Речевые упражнения
на дыхание при произнесении
былинной строки, на дикцию и
чередование ударных и
4. Перечитывание былины учащимися.
5. Беседа-рассуждение о прочитанном.
Достоинствами данной системы работы над былинами в начальной школе, предложенной Н.В. Душкиной, являются логичность, последовательность, обоснованность. Она предполагает полноценную подготовительную работу, продуманную систему действий на основном и заключительном этапах, позволяющую учащимся усвоить понятие былины, выделить и специфические особенности, отдифференцировать и от других жанров и, что немаловажно, научиться выразительно читать и сказывать былину. Систему предполагает связь с уроками истории и предметами художественно-эстетического цикла, что позволяет включить былину в систему народного искусства и соотнести описываемые события с исторической действительностью.
Мы говорили, что работе с былиной в изложенной системе предшествует работа с выставкой книг, а в ходе обучения чтению в структуре урока присутствует такой элемент как решение задач по ориентировке в разных изданиях детских книг, то есть используются методы и приемы работы по внеклассному чтению.
Уроки внеклассного чтения вообще способны оказать значительную помощь учителю при организации изучения былин, тем более что изучение этого жанра совпадает с основным и заключительным этапами обучения внеклассному чтению, когда школьники обладают навыками ориентировки в книгах, могут подобрать книги в соответствии с заданной темой, составить рассказ о прочитанном. Такие уроки внеклассного чтения можно разделить на две группы, первая из которых будет способствовать знакомству детей с различными изданиями, в которых представлены тексты былин. В этом случае особое внимание следует обратить на то, как представлены былины: в оригинале или в пересказе, если в пересказе, то в каком – прозаическом или поэтическом. Немаловажно оформление издания, качество подобранного иллюстративного материала.
Уроки внеклассного чтения второй группы преследуют иную цель. Они вводят детей в соответствующую эпоху, знакомят с нравами, обычаями русских людей, ратными подвигами. Темы таких уроков могут формулироваться по-разному. Например, «Былинная Русь», «По страницам истории нашей Родины», «Ратные дела славян», «Святая Русь Киевская» и т.п. Подбор произведений для этих уроков может быть самым различным, затрагивающим разные стороны жизни людей. Примерный перечень произведений, которые может порекомендовать учитель, дан в приложении к данной работе.
Особое внимание при изучении былин уделяется толкованию слов, поскольку архаизмы и историзмы содержатся в них в изобилии. Важно использовать различные приемы толкования слов, среди которых на первое место выходит прием словотолкования с помощью иллюстративного материала. В третьем классе можно активно привлекать детей к поиску значений неизвестных слов в словаре. Это позволит лучше запомнить лексическое значение, а также будет способствовать формированию навыка со справочной литературой.
Немаловажна и очень сложна работа над выразительностью чтения былин. Трудности, подстерегающие детей, не имеющих еще достаточного опыта выразительного чтения, объясняются спецификой былинного текста: большой длиной строки, на которую трудно распределить дыхание, сложностью ритма, специфическими изменениями темпа. Здесь помогут предусмотренные Н.В. Душкиной специальные упражнения на перемену темпа речи, на выделение ударного слова в былинном стихе, логического ударения, логических пауз. Но важно также сочетать работу над выразительностью чтения с анализом произведения, тогда она будет более осмысленной и более продуктивной. В помощь детям может быть предложен прием составления партитуры текста. Для этого учителю придется познакомить школьников с простейшими общепринятыми обозначениями, а именно:
/ – короткая пауза;
// – длинная пауза;
–– – логическое ударение;
áâ – повышение-понижение голоса;
~ – монотонно;
(громко) – темп и интенсивность;
П – психологическая пауза.
Все эти пометы помогут воссоздать текст осмысленно и выразительно.
Обратившись к опыту работы И.И. Аркина, мы сделали вывод, что основной принцип изучения произведения ориентируется на законы, по которым оно создано – это искусство слова, а не набор идей, не средство разговора о жизни и различных ее областях. Таким образом, основной упор в практике Аркина сделан на развитие эстетического чувства.
Методика Аркина хорошо продумана и ориентирована на четкую систему [19, 20]. Материалом для методиста является программа. Он рассматривает ее как руководство к действию. Тем не менее, это не мешает Аркину вводить в программу то, что ей непредусмотрено, можно сказать, что методист работает по методу погружения в культурно-исторический контекст. Опираясь на материал русской литературы, он параллельно рассматривает произведения, входящие в арсенал МХК. Примером такого творческого осмысления материала программы может служить любой раздел (например, народный эпос и литература).
Глава 2. Особенности методики изучения былин в 5 классе
2.1.Работа над былиной
Проанализировав различные программы по литературному чтению, мы сделали следующие выводы: в учебно-методическом комплексе В.Я. Коровиной былины представлены следующим образом:
5 класс
Былины «Добрыня Никитич»;
«Добрыня и змей; «Исцеление Ильи Муромца»;
«Илья Муромец и Соловей-
Все былины, представленные в 5-м классе, адаптированы в соответствии с возрастными особенностями детей в прозаическом пересказе.
6 класс
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами. Усложняется структура курса и содержание произведений.
Былины: «Ильины три поездочки»; «Илья Муромец выходит на свободу»; «Садко» (отрывок).
Так как структура курса усложнена, то все былины, представленные в 6-м классе, предлагаются в стихотворном варианте.
В данном учебно-методическом комплексе основательно не продумана работа с иллюстрациями, все же существует небольшое количество заданий. (Рассмотри репродукцию картины В.М. Васнецова «Богатыри». Определи, кто здесь Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. О каком из этих героев ты прочитал в былинах? Как их изобразил художник?) Но основная работа с репродукциями лежит на плечах учителя. Среди предложенных в учебниках иллюстраций есть расхождения с текстом, например, репродукция к былине «Добрыня и змей» И. Билибина «Илья Муромец освобождает Забаву Путятичну», тогда как в былине ее освобождает Добрыня Никитич.
Ведется лексическая работа (Как ты понимаешь значение слов: подстрекать, подзуживать, палица, парубок?), но предложенные задания в полной мере не охватывают объема слов, представленных в текстах былин. И опять эта работа ложится на плечи учителя.
Достоинством учебно-
В учебно-методическом комплексе под редакцией А.Г. Кутузова 5-м классе знакомят учащихся с былинами, но с былинами не в полном смысле этого слова, а с былинными сказками.
Былина про Илью Муромца представлена в прозаическом пересказе (богатырская сказка), что в свою очередь весьма не благоприятно сказывается на учащихся при восприятии исходного былинного текста. Так же представлена былина «Илья Муромец и Святогор» в стихотворном варианте с указанием ударений в словах для правильной передачи смысла и содержания былины. На этих двух примерах дети не могут в полном объеме осмыслить и понять специфику данного жанра.
В учебно-методическом комплексе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой представлена всего лишь одна былина. Рассматривается новый подход: былина – это произведение, в котором нашли отражения действительные исторические события, героями которых являются реальные исторические деятели (Владимир Красное Солнышко). Здесь былина особый взгляд на историю, иллюстрация к определенной исторической эпохе. Данный подход не находит подтверждение в методическом аппарате, который содержит несколько вопросов, нацеленных на раскрытие образа князя Владимира (Кто такой Владимир? Почему его называют Красное Солнышко?).
Исторические параллели не проводятся, хотя база для этого есть. Автор не помещает теоретических сведений, дающих представление о том, что такое былина. Не предусмотрена работа по выявлению жанровых особенностей и не ведется работа по выразительному чтению.
Дается вступительная статья, подводящая детей к более полному пониманию, изучаемого жанра, продумана словарная работа: сложные слова выделены. Былина разделена на части, одни из них должны читать учащиеся, а другие читает учитель. Есть иллюстрации к былине, но их небольшое количество, что не позволяет визуально представить детям образ героя.
На примере одной былины дети не смогут понять суть былинного жанра, тем более что ранее не было опыта знакомства с былиной.
Э.Э. Кац, программа «Литературное
чтение». В 5-м классе учащиеся получают
представление о родах литерату
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребенку оценить художественные произведения, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ребенок учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Былины «Как Илья из Мурома богатырем стал»; «Илья и Соловей Разбойник». А.Толстой «Илья Муромец».
Самостоятельное чтение. Н.Асеев «Илья». Былина: «На заставе богатырской».
Литературоведческая пропедевтика. Закрепление и развитие на новом литературном материале знаний, полученных в 4-м классе.
Знакомство с родами и жанрами литературы: эпосом, лирикой, мифом, былиной, драмой.
Учащиеся должны знать:
● основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, пьес, басен.
Учащиеся должны уметь:
● выделять слова автора, действующих лиц, пейзаж, описание внешности героев, их поступков, бытовые описания;
● вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
● определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
● выбирать слова из предложенного ряда для характеристики эмоционального настроя произведения, персонажа, авторского отношения;
● различать жанры, преимущественно путем сравнения (сказка-басня, сказка-былина, сказка-рассказ и др.); находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Таким образом, можно отметить наиболее целесообразную подачу материала у В.Я. Коровиной и Э.Э. Кац. Они не лишены недостатков, но по сравнению с другими и исходя из практики, представляют собой более продуманную, логическую систему работы, обеспечивающую преемственность, так как основное внимание на изучение былин уделяется в старших классах.
1. Былины требуют вступительного слова учителя. Прежде чем приступить к чтению былины, необходимо рассказать учащимся о борьбе с кочевниками, о князе Владимире, о стольном Киев-граде, Чернигове и Муроме и т.п., разъяснив при этом, почему от устной поэзии нельзя требовать полной исторической достоверности.
2. Читать былину должен
сам учитель, читать медленно
и по возможности выразительно,
останавливаясь на объяснении
непонятных слов, желательно показать
художественное исполнение
3. Необходимо предусмотреть чтение былины самими учениками, которые читают ее по частям.
4. Закончив чтение, ученики
приступают к анализу идейного
содержания и жанровых
5. Излагать былины своими словами не следует, так как былина не мыслилась без присущей ей стихотворной формы, а пересказ исказит былинный стих и может лишить и всякого обаяния, – лучше предложить ученикам заучить наизусть небольшие отрывки, в особенности, те которые им нравятся.