Изучение ритуально-магической составляющей основных этапов свадебной игры на факультативных занятиях в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 20:29, дипломная работа

Описание работы

Предмет изучения – магическая и поэтическая составляющая свадебного обряда. Цель дипломной работы - исследование этапов свадебного обряда в его локальных традициях. Основными задачами нашего исследования являются:
- исследовать традиционные и современные ритуалы свадебной игры в их локальных традициях на материалах экспедиций по Курской области;
- определить кульминационные моменты в основном свадебном ритуале, их структуру, семантику и логическую функцию;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………..….3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПРЕДСВАДЕБНОЙ ИГРЫ……..…..7
§ 1.1. Сватовство и смотрины – подготовительная часть
свадебной игры…..……………………………………….…….….…7
§ 1.2. Рукобитье как кульминационный этап предсвадебной
игры……………………………………………………….………....12
§ 1.3. Ритуальное прощание со свободой и родным домом накануне
свадьбы………….…………………………….…………………......17

ГЛАВА 2. РИТУАЛЬНО-МАГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ПЕРВОГО И ВТОРОГО ДНЯ СВАДЬБЫ……………………21
§ 2.1. Магический смысл испытаний жениха и венчания……..……..…….....24
§ 2.2. Традиционные ритуалы «пира» в первый день свадьбы………………...34
§ 2.3. Ритуальные свадебные песни…………………..……….. ……………...38
§ 2.4. Испытания невесты как отражение адаптации в новой семье во
второй день свадьбы……….……………....................…………………...47
§ 2. 5. Современная трансформация свадебного обряда…………………....49

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ СВАДЕБНО-ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА НА
ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ....…55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….…...65

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..…………70

Файлы: 1 файл

Диплом Федотовой чистовик.doc

— 480.50 Кб (Скачать файл)

- по смысловому назначению ритуального  действия, сопровождаемого песней: «провожальная», «встречная»;

- по жанру или жанровой разновидности: «корильная», «величальная»41;

- по исполнителям (с указанием  их пола и состава): «девичья  свадьбишная», «групповая».

- по адресату с указанием его социального и половозрастного статуса, гражданского состояния: «сиротская»;

- по месту расположения адресата: «рядовая»;

- по манере исполнения: «обыгрышные».

Как видно из приведённой классификации, все заместительные народные обозначения представлены прилагательными-эпитетами, которые не следует путать с иными песенными характеристиками – например, эмоциональными.42 Перечисленные  разновидности песен приведены в основной части дипломной работы.

Безусловно, связь фольклора с литературой на уроках необходима. Но не менее важна задача нравственного воспитания школьников. Факультативные занятия имеют потенциальные возможности представления культурно-исторических ценностей русского народа, позволяют глубже понять и почувствовать дух собственного народа, его миросозерцание, историю и культуру.

«Этническая педагогика уходит своими корнями в далекое прошлое, сохраняет в себе опыт многих поколений, но она обращена и в будущее, так как использует этнокультурный опыт для организации жизни современных поколений, воспитывая их на лучших традициях своего народа. Нет таких вопросов воспитания, которые не отражены в этнокультуре».43

Обращение к фольклору способствует формированию этнически культурной личности, осознанию будущих социальных ролей, формированию патриотической  позиции современного школьника. Существует много методов и приемов работы с фольклорными источниками. Это позволяет и учителям, и ученикам максимально реализовать свой творческий потенциал, сделает занятия и мероприятия непохожими одно на другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      В данной работе мы рассмотрели ритуально-магическую составляющую свадебного обряда, акцентируя внимание на свадебно-обрядовой поэзии.

В центре свадебной игры стоит древнейший обряд инициации жениха и невесты.  Жених, подобно сказочному герою, проходит испытания, разгадывает загадки, откупается, похищает невесту, жениха обманывают, но у него есть помощники. Невеста переживает символическую «смерть»: она надевает белое платье - белый цвет в древности символизировал смерть, её «оплакивают». Расплетая невесте косу, её лишают социума.

      Современные учёные, к примеру, М. Г. Мочалова, рассматривая свадебный обряд, называют его «макрообрядом», в который входят микрообряды со своей строго структурой и семантикой. Некоторые исследователи  изучают отдельные этапы свадебной игры как самостоятельный ритуал (сватовство, девичник, и т. д.). Эта точка зрения близка нам и, на наш взгляд, свадебный обряд – это огромный спектакль, своего рода мистерия, в которую вовлечены сотни действующих лиц и которая является уже не частным событием, а общественным. Это спектакль, который проходит в несколько актов. На наш взгляд, эти акты (ритуалы) не имеют линейной схемы, к примеру, сватовство и смотрины могут меняться местами. Между этапами свадебного обряда могут отсутствовать конкретные временные промежутки, например, свадьба, может проходить через полгода после рукобитья.  Значит, необходимо искать иные принципы структурирования обряда. Опираясь на методику, предложенную Агапкиной в книге «Мифопоэические основы славянского народного календаря»44 , для анализа материала традиционной  русской свадьбы мы подключаем ещё один уровень – парадигматический, учитывающий сюжетное развитие обряда и его внутренние контекстные связи. Это позволяет выделить внутри содержательного уровня свадьбы самостоятельные темы. Темами М. Г. Масалова условно называет «…смысловые единства, проявляемые на определённом «участке» свадебного обряда и воплощаемые в разнообразных обрядовых вербальных и невербальных субстанциальных формах».45 Каждая тема может быть реализована различными мотивами. Е. М. Мелетинский мотивом назвал одноактный микросюжет, основой которого является действие.46 Соотношение понятий «тема» и «мотив» аналогично соотношению понятий «общее» и «частное», а также «абстрактное» и «конкретное». Связующим звеном «микрообрядов» является магическая составляющая, которая, на наш взгляд, позволяет говорить о том, почему одни ритуалы сохраняются, а другие уходят в прошлое.

 В современном свадебном  обряде сохранилось множество  элементов, истоки которых находятся в глубине веков.  Старинные ритуалы трансформировались в устойчивые традиции, дошедшие до нашего времени. В процессе  изучения свадебно-обрядовой поэзии  мы пришли к выводу, что невозможно понять значение тех или иных современных действий, если не обратиться к  их  магическому, историко-культурному подтексту.  В современном русском городском свадебном обряде сохранилась традиционная трёхчастная структура - предсвадебный, свадебный и послесвадебный этапы, но существенно изменилось содержание каждого из них. Другим стало распределение функций среди действующих лиц и соответственно этому их закреплённость за этапами обрядов, обрядовых актов, свадебных текстов в свадьбе. К примеру, предсвадебный этап лишился обрядовости и праздности, сватовство превратилось в формальность.

Ритуально-магические действия удовлетворяют потребность современных людей в сакрализации процесса перехода, в данном случае, из одного социального статуса в другой. После Октябрьской социалистической революции были отменены религиозные обряды, в связи с чем, вступление в брак сильно упростилось, стало фактически бюрократической формальностью.   Но  постепенно,

возникли обновленные ритуальные действия, по содержанию продолжающие старинные традиции. Их смыл необходимо понимать современному человеку. Именно поэтому обращение к устному народному творчеству необходимо на факультативных занятиях по литературе.

Традиционный свадебный обряд считается действием перехода, так как вступление в брак меняло уклад как семьи жениха (принятие в «род» нового члена), так и семьи невесты (переход невесты в чужой род). В отличие от других действий перехода, которые совершались в течение одного дня, свадьба растягивалась на несколько дней – от сватовства до так называемых «отводин» - гощения молодых в доме невесты. Все это отражается в обрядовых песнях.

      В Курской области свадебные обычаи и песни многообразны. Это объясняется тем, что Курский край воспринял традиции уроженцев различных территорий. Это утверждение можно доказать, если вспомнить историю малой Родины. Курская область  сформировалась в конце пятнадцатого века в результате активного переселения людей из других районов России на Курские земли, которые до недавнего времени  входили в составе Великого княжества Литовского.

      В  свадебном действе до сих пор присутствуют отзвуки матриархата, например, «стол» в доме невесты после свадьбы, особая роль крёстного оцта, брата невесты и т. д. Есть элементы обычаев, унаследованных со  времени существования группового брака (обязанность невесты целовать гостей, выкуп места невесты за столом; обычай, предписывающий парням  бросаться на постель, которая приготовлена для молодых), брака-купли (рукобитье, которым скреплялась всякая торговая сделка, так называемая кладка, т. е. взнос жениха на свадьбу и т. д.).

Многие исследователи свадебного обряда пришли к выводу, что народное сознание наделяет жениха и невесту чудесными качествами:  необычный внешний вид, эманация опасной для людей энергии, нечеловеческое поведение, метаморфизм, сказочная красота. Все это отражается в произведениях устного народного творчества.

      Космическая природа главных героев свадебного обряда проявляется на вербальном уровне в сравнении их со светилами и стихиями, в изображении светил как их привычного окружения и т. п.  На невербальном уровне – в присутствии астральных изображений на свадебных атрибутах: на каравае, рушниках.

       Мотив метаморфоз также актуализирует нечеловеческую природу молодых. Характерное для мифологического мировоззрения представление о неустойчивости формы особенно касается существ божественного происхождения.  Магическая способность к перевоплощению, свойственная и жениху и невесте, проявляется, прежде всего, на вербальном уровне: «дитя разумное Иванко» может соколом поле переплыть, возле ворот он росой упадёт, среди двора – князем станет, а за столом зятем сядет, - вот такой невиданный, небывалый зять [Ссылка на Вяселле].47 С этим метаморфизмом связана поэтика свадебных песен, персонажи которых уподобляются (с помощью параллелизмов, метафор, перифразов и др. художественных средств) голубю и голубке, селезню и уточке, соболю и кунице, солнцу и месяцу и т. п. 48 Диапазон физических обликов девушки несколько шире – сюда включается космически-астральные, стихийные, фито- и зооморфные ипостаси. Все это может быть изучено на факультативных занятиях в средней школе. Как показывает практика, фольклор с интересом воспринимается как учениками средних классов, так и старшеклассниками. Однако и цели, и приемы изучения существенно различаются. В средних  классах важно пробудить интерес к устному народному творчеству. А в старшей школе подойти к его изучению систематично.

Мы пришли к выводу, что на уроках и внеклассных мероприятиях можно использовать разные способы изучения устного народного творчества:  знакомство с произведениями фольклора, их сопоставление, классификация, исполнение  и даже сочинение. Представляет интерес оригинальный способ, опирающийся на принцип «игры со словом». В этом случае школьники  становятся субъектами творчества, они активно относятся к словам, фразам. Удачным опытом явилась игра  с «постоянным эпитетом, которую мы проводили на педагогической практике в школе № 6. В методической литературе описана игра в фольклористов. Принцип подачи материала  через собственное творчество учеников должен быть, на наш взгляд, основным. Фольклор в этом случае окажется интересен для учащихся. Свадебно-обрядовая поэзия может стать важной частью изучения фольклора.

На факультативных занятиях можно рассмотреть разные классификации свадебно-обрядовых песен. Самым простым является деление на две группы в зависимости от этапа свадебного обряда.     Песни первой группы являются действием сами по себе: причитания, величания, корения, диалоги-прения и т. п. Вторая группа состоит из песен, содержание которых становится понятным из контекста обрядовых действий, но непосредственно ими не исчерпывается.

В нашей дипломной работе приведено достаточное количество произведений устного народного творчества, записанных на территории Курской области, которые  можно использовать на уроках литературы и факультативных занятиях по фольклору. Мы считаем, что это станет основой для понимания современных обрядовых действий, опирающихся на старинные народные традиции малой Родины. Все это способствует формированию этнически культурной личности на факультативных занятиях, посвящённых устному народному творчеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Агапкина Т. А. Мифологические основы славянского народного календаря: весеннее-летний цикл. - М.: «Индрик», 2002. – 816с.
  2. Байбурин А. К., Левинтон Г. А. К описанию организации пространства в восточнославянской свадьбе // Русский народный свадебный обряд. - Л.: «Наука», 1990. - С. 89-105.

3.     Вавилова М. А. ,  Смольников С. Н. Функции и номинации персонажей

         крестьянской  свадьбы  начала ХХ века в Кокшеньге (по материалам М. Б.

         Едемского //Традиционная культура. Научный  альманах. - 2003. № 1. – С.

        – 8.

  1. Власова Г. И.  Сценарная модель современной свадьбы // Традиционная культура. Научный альманах. - 2008. № 2. – С. 15 - 28.
  2. Громов Д. В. Посещение  достопримечательностей как часть современного свадебного обряда//Традиционная культура. Научный альманах. - 2008. № 2. – С. 28 - 39.

    6.     Еремина В. И. Ритуал и фольклор / Отв. ред. А. А. Горелов. – Л.: Наука,

            1991- 208с.

7.    Зуева Т. В., Кирдан Б. П. «Русский фольклор. Учебник для высших

        учебных заведений». -  М.: Флинта. Наука, 1998. – 400с.

  1. Масалова М. Г. Текстовая парадигма и ритуальный контекст русского традиционного свадебного обряда // Традиционная культура. -  2007. - №  3. – С. 76-80. 
  2. Матлин М. Современные трансформации свадебного обряда //Традиционная культура. Научный альманах. - 2003. № 1. – С. 41 -50.

 

  1. Мелетинский Е. М. Семантическая организация мифологического повествования и проблема создания семиотического указателя фольклорных мотивов и сюжетов // Учёные записки тартуского государственного ун-та; Вып. 635. Текст и культура. Труды по знаковым системам, XVI.- Тарту, 1983. - С. 115-125.
  2.   Литература. 8 кл. Учеб.- хрестоматия  для общеобразоват. учреждений. В

      2 ч. Ч. 1 / Авт. – сост. В. Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002.

  1. Лысюк Н. А. Магия жениха и невесты в свадебном обряде // Традиционная

      культура. Научный альманах. – 2003. № 1. – С. 9-17.

  1.    Методика преподавания литературы: Учебник для пед. Вузов. / под   

            ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. – В 2 ч. Ч. 2 – М: Просвещение,   ВЛАДОС, 1994. – 288 с.

Информация о работе Изучение ритуально-магической составляющей основных этапов свадебной игры на факультативных занятиях в средней школе