Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 20:29, дипломная работа
Предмет изучения – магическая и поэтическая составляющая свадебного обряда. Цель дипломной работы - исследование этапов свадебного обряда в его локальных традициях. Основными задачами нашего исследования являются:
- исследовать традиционные и современные ритуалы свадебной игры в их локальных традициях на материалах экспедиций по Курской области;
- определить кульминационные моменты в основном свадебном ритуале, их структуру, семантику и логическую функцию;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………..….3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПРЕДСВАДЕБНОЙ ИГРЫ……..…..7
§ 1.1. Сватовство и смотрины – подготовительная часть
свадебной игры…..……………………………………….…….….…7
§ 1.2. Рукобитье как кульминационный этап предсвадебной
игры……………………………………………………….………....12
§ 1.3. Ритуальное прощание со свободой и родным домом накануне
свадьбы………….…………………………….…………………......17
ГЛАВА 2. РИТУАЛЬНО-МАГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ПЕРВОГО И ВТОРОГО ДНЯ СВАДЬБЫ……………………21
§ 2.1. Магический смысл испытаний жениха и венчания……..……..…….....24
§ 2.2. Традиционные ритуалы «пира» в первый день свадьбы………………...34
§ 2.3. Ритуальные свадебные песни…………………..……….. ……………...38
§ 2.4. Испытания невесты как отражение адаптации в новой семье во
второй день свадьбы……….……………....................…………………...47
§ 2. 5. Современная трансформация свадебного обряда…………………....49
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ СВАДЕБНО-ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА НА
ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ....…55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….…...65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..…………70
Машенька мамочку высылала:
«Ой, выйди, мамочка, за ворота,
Преклони голову ко сырой земле,
Послушай, не шумит ли дубрава зелёная,
Не стонет дорога широкая,
Не везут бояре полковые,
Не везут нам князя молодого», -
«Ой, шумит дубрава зелёная,
Ой, стонет дорога широкая,
Ой, едут бояре полковые,
Ой, везут нам князя молодого».
Когда жениха пускали на порог дома, борьба за невесту продолжалась.
Жених должен был пройти символические испытания. В древние времена было распространено «умыкание» невест – молодые люди понравившихся девушек похищали без выкупа. Позже невест стали выкупать при помощи денег или отгадывания загадок. Нередко подружки прятали или крали невесту. В таком случае жених должен был найти ее у подружек. Другими непременными атрибутами завоевания женихом «права» на будущую жену являлись выкупание у родственников ее косы, выкупание места около невесты, ключа от комнаты, где заперта невеста - иногда его клали на дно кувшина, содержимое которого должен был выпить жених с приятелями. Широко бытовала подмена невесты – жениха запутывали, приводя его при помощи загадок к девушке, которая переоделась невестой. Жених должен был распознать «обман» и найти настоящую невесту. Одним из вариантов является выставление переодетой девушки в ряду её одинаково одетых подруг, что напоминает сказочный мотив выбора невесты из двенадцати сестёр. Жених доложен был узнать свою невесту среди этих девушек. Основой этого ритуала является обезличенность молодой. По мнению В. И. Ерёминой, «обезличивание, одинаковость связывались с представлением о «нездешнем» потустороннем их временном пребывании».27 Возможен и вариант подмены молодой старухой, что обычно трактуется как ритуал, выполняемый для обмана злых духов.
После того, как дружок жениха отгадывал загадки и отдавал деньги, невеста считалась «проданной» и её выводили старший брат – вывожельник, две родственницы – вывожельницы.
После «выхода» невесты из комнаты участники свадебного поезда садились за праздничный стол, им подавались кушанья под прикрытием деревянных блюд. Дружка угощал всех родных невесты, девушек и вытницу пивом, которое они привезли с собой от жениха. Когда кончалась закуска, девушки целовали гостей, а за песни и поцелуи гости дарили девушкам деньги. Целование невестой и остальными девушками гостей, по мнению учёных, является отголоском древней традиции группового брака. Также в некоторых местностях к жениху выходили несколько девушек, и среди них невеста, и жених должен был символически «выбрать» невесту, как в следующей песне:
Девушки: Ах! Бор-перебор! Жених молодой Выбирай себе красну девку на выбор. Жених: Все девушки, все красные и хорошие, Но лучше моей миленькой не найти. |
Девушки: Ах! Бор-перебор! Жених молодой, Давай выкуп, да богатый убор. Жених: Ах! Девушки, ах, милые, Ведите меня, любимую, А всех вас одарю, я златом заплачу.
|
Перед выходом родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Если невеста была сиротой, то она просила благословения у своих покойных родителей, отдавая себя под покровительство покойника-отца, прося сохранить её «от тёмные тучи, от лютого зверя, от тучи, от грому». В этом обычае есть отголоски культа предков, что показано в следующей песне, записанной от Екатерины Степановны Мезенцевой и Серафимы Фёдоровны Мезенцевой в селе Глебово Глебовского сельсовета Фатежского района:
Ни река ли мая быстрая, Ни река ли мая быстрая, Ни река ли мая быстрая, Прикрутая бережистая, Ох, ты, что же ты, река, не качаешьси, Что же ты, река, не качаешьси? По берюжкам не плескаешьси? Прекрасная вот и Марьюшка, Что же ты сидишь не печалисси, Тебе батюшки нетути, Тебе батюшки нетути, |
Благославить тебе некому (а я у слёзы), Старший брат у ней Петреюшка, Старший брат у ней Петреюшка, Ты возьми (да), Запрягаи ворона коня, Ты поедишь во собор-церкву, Ты поедишь во собор-церкву, Ты удари во большой колкол, Ты удари во большой колкол, Расступися мать сыра-земля, Поднимися родный батюшкаю |
«Молодая»в следующей песне, записанной от М. Ф. Золотарёвой в 1970 году, не только обращается к отцу, но и разговаривает с ним:
На свадебный двор собирался сбор, Да не вся родинушка, Да нету, нету родни, Роду большого – батюшки родимого. Кого мне нанять, Кого мне послать По свою родинушку? Найду я, найду соловьинушку. Пошлю я, пошлю на свою родинушку. Соловейчик мал, он не долетел, |
А батюшка всё знал. «Рад бы я встать, Своему дитю порядочек дать. Но не моя тут воля – Сыра мать земля, Двери заняла, В окошке засыпала, Сквозь землю горох зелён пророс, Не могу проглянуть». |
Поэтическое прощание невесты с родителями и с родным домом обрядом благословения не заканчивалось, и при самом отъезде невесты исполнялись песни, в которых изображались переживания невесты и её родной матушки. Приведём следующий пример, который записан от Анастасии Владимировны Мазаловой в селе Грязное в 1993 году:
Вот шёлковая, полушёлковая Трава зелёная. А стоят кони за воротами Хорошо убравили, Хорошо убравили. И все оседлавши. А велят коням постояти, Овса-сена дати, Овса-сена по колено. А боярам обождаться, Боярам обождаться, |
Боярам обождаться, А невесте собраться. Собралась вот невеста, По горенке ходит. Она по горенке ходит, По волюшке тужит. Такой воли, такой воли У свёкора не будет. Такой нет – у свекрови тоже. Будет воля, будет нега Молодого жениха. |
В песне, записанной от Прасковьи
Тихоновны Ольховской в селе
Красный Клин Дмитриевского района в 1985
году:
Ехала Марина со двора,
Сломана берёза со верху,
Стройная берёза без верха,
Живи, мой батюшка, без меня,
Да застаются все цветы, да всё в тебе,
Уставай же, мой батюшка, раненько,
Поливай же да мои цветы частенько,
Ой, утреннеми да вечерними зорями,
А во поле да горючими слёзами.
Невесту считали «гостьей», потому что родительский дом был «временным пристанищем» девушки, так как большую часть жизни она должна была проводить в доме мужа. Это отразилось в следующей песне, записанной от Пелагеи Никитичны Мишиной в селе Молотыги Фатежского района в 1997 году:
Отголосилась дорогая гостья, Отголосилась дорогая гостья У родителька, у батюшки, У родименькой, у матушки, Я бы рада здесь погостевать, |
Не гостям гости приезжие, Не столам кони вороные, Знать, почуяли невзгодушку, Ту невзгодушку, ту путь-дороженьку |
Перед самым выходом исполняли песни, в которых изображалось прощание невесты с родителями. Приведём в пример отрывок песни, записанной от Анна Афанасьевны Алферовой в селе Клиневое в 1995 году :
Кругом, кругом солнышко обошло,
Рядом, рядом бояре ехали,
Со берёзы вершины вершиночку сломили,
Стой-ко, стой, берёза без вершины,
Живи, живи, батюшка, без дочери.
В данной песне показана «гибель» берёзы, символически изображая «прощание с красотой», для сравнения приведём в пример строки: И придут люди добрые с топорами со вострыми, подсекут белу берёзоньку, - Упадёт моя краса, на снеги белые…
На наш взгляд, интересна песня невесты, в которой она прощалась с соседями, записанная от Нины Петровны Шинкарёвой в селе Калиновка в 1995 году:
Прощайте, соседи-соседушки,,
И все соседни малы детушки!
И прощай, печка-матушка,
И все печурочки, жарушеньки!
В песне, записанной от Анны Ивановны Токмаковой в посёлке Пристень Пристенского района Курской области, в момент отправления к венцу пелись песни: Из-за лесу, лесу тёмного,
Из-за садика зелёного
Вылетало стадо гусей,
А второе лебединое.
Отставала лебёдушка
Прочь от стада лебединого,
Приставала лебёдушка
Что ко стаду со серыми гусями,
Её стали гуси щипати:
«Не щипите, гуси серые,
Не сама я к вам залетала –
Занесло меня погодою,
Что погодою-невзгодою,
Завезли меня добры-кони,
Что добры кони Васильевы,
Что Василья-то Петровича.
В данном примере раскрывается зооморфная природа молодых, семья невесты – это «гуси серые» (распространённый эпитет), а невеста – лебёдушка.
Сопровождающие молодых пели песни перед венчанием, обращаясь к фитоморфной природе молодых, но уже не акцентируя внимание на переживаниях невесты. Приведём в пример песню, записанную от Пелагеи Дмитриевны Сабыниной в селе Веть Хомутовского района в 1990 году:
Росла, росла черёмуха В зелёном саду, Ой, тонкая, да высокая, Листом да широкая. Нельзя, нельзя черёмушку Незрелую да неспелую рвать. Незрелую да неспелую рвать, Неспелую да неналитую. |
Нельзя же, нельзя же Девчоночку брать Несватану да невенчану. Вот с высокого дворца Ведут молодца с красной девкою, С красной девкою ведут венчатися, Венчатися, да обручатися. |
В
старину венчание называли "Судом Божьим",
так как в этом обряде видели акт сочетания
молодых людей навеки. При этом все надежды,
связанные с новым браком, обращались
к Богу, который был единственным, кто
знал, какой будет семейная жизнь супружеской
пары. На божественный, непонятный человеку
характер свадьбы указывают и названия
вступающих в брак людей. Так, слова "суженный"
и "суженная" происходят от "судьбы".
В момент отправления к венцу пелись
песни, подобные той, которая записана
от Анны Ивановны Токмаковой в посёлке
Пристень Пристенского района:
Из-за лесу, лесу тёмного,
Из-за садика зелёного
Вылетало стадо гусей,
А второе лебединое.
Отставала лебёдушка
Прочь от стада лебединого,
Приставала лебёдушка
Что ко стаду со серыми гусями,
Её стали гуси щипачи:
«Не щипите, гуси серые,
Не сама я к вам залетала –
Занесло меня погодою,
Что погодою-невзгодою,
Завезли меня добры-кони,
Что добры кони Васильевы,
Что Василья-то Петровича.
В данном примере раскрывается зооморфная природа молодых, семья невесты – это «гуси серые» (распространённый эпитет), а невеста – лебёдушка.
Таким образом, выкуп невесты и венчание являлись этапами инициации, или перерождения невесты. «Молодая» воображалась потусторонним существом, обитателем иного мира, а молодой – отважным путешественником на тот свет, едущим выручать свою суженую из объятий смерти. После венчания невеста «оживала», и во время пира уже могла веселиться, но к этому этапу свадьбы мы обратимся в следующем параграфе.
§ 2. 2. Традиционные ритуалы «пира» в первый день свадьбы
После венчания свадебный поезд из церкви направлялся
к жениху. Когда жених с невестой выходили
из церкви, поезжане осыпали их зерном
и хмелем, иногда – деньгами или конфетами,
что означало пожелание счастья, богатства,
сладкой жизни. Это действие сопровождалось
песнями. Пример подобной песни записан
от Раисы Емельяновны Осадчей в селе Горналь
Суджанского района в 2000 году:
Красно солнышко да по залесью,
Дружка с князем да по застолью,
Сзади за ним посыпальная сестра,
Сыплет житом и хмелем;
Житом посыплет, чтоб жить хорошо,
Хмелем посыплет, чтоб жить хорошо!