Концепции фонемы в трудах отечественных и зарубежных ученых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:33, реферат

Описание работы

Фоне́ма — минимальная смыслоразличительная единица языка. Фонема не имеет самостоятельноголексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов):
• при замене одной фонемы на другую получится другое слово (<д>ом — <т>ом);
• при изменении порядка следования фонем также получится другое слово (<сон> — <нос>);
• при удалении фонемы также получится другое слово (т<р>он — тон).

Файлы: 1 файл

The functional aspect of speech sounds.docx

— 71.16 Кб (Скачать файл)

                                           Введение

Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Предмет фонетики - тесная связь  между устной, внутренней и письменной речью. Фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного  аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. Фонетика рассматривает  звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение  невозможно.

Три аспекта фонетики:

1) анатомо-физиологический  (артикуляционный). Исследует звук  речи с точки зрения его  создания: Какие органы речи участвуют  в его произношении; Активны или  пассивны голосовые связки. Вытянуты  ли губы вперед и т. д.

2) акустический (физический). Рассматривает звук как колебание  воздуха и фиксирует его физические  характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) функциональный аспект (фонологический). Изучает функции  звуков в языке, оперирует фонемами.

Основные фонетические единицы  и средства: сегментные и суперсегментные.

Сегментные единицы -- единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

Фонетическая фраза -- отрезок  речи, представляющий собой интонационно-смысловое  единство, выделенное с обеих сторон паузами.

Синтагма (речевой такт) -- отрезок фонетической фразы, характеризуется  особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.

Фонетическое слово (ритмическая  структура) -- часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

Слог -- наименьшая единица  речевой цепочки.

Звук -- минимальная фонетическая единица.

Суперсегментные единицы (интонационные  средства) -- единицы, которые накладываются  на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

Ударение -- выделение в  речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

Тон -- ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

Темп -- скорость речи, которая  определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу  времени.

Длительность -- время звучания сегмента речи.

Разделы фонетики: общая, сравнительная, историческая и описательная.

Общая фонетика рассматривает  закономерности, характерные для  звукового строя всех мировых  языков. Общая фонетика исследует  строение речевого аппарата человека и использование его в разных языках при образовании звуков речи, рассматривает закономерности изменения  звуков в речевом потоке, устанавливает  классификацию звуков, соотношение  звуков и абстрактных фонетических единиц - фонем, устанавливает общие  принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные  единицы.

Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй языка с другими  языками. Сопоставление чужого и  родного языков в первую очередь  нужно для того, чтобы увидеть  и усвоить особенности чужого языка. Но такое сопоставление проливает  свет и на закономерности родного  языка. Иногда сравнение родственных  языков помогает проникнуть в глубь  их истории.

Историческая фонетика прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени (иногда со времени появления одного конкретного  языка -- его отделения от праязыка).

Описательная фонетика рассматривает  звуковой строй конкретного языка  на определенном этапе (чаще всего фонетический строй современного языка).

 

 

 

1. Концепции фонемы  в трудах отечественных и зарубежных  ученых.

Фоне́ма — минимальная смыслоразличительная единица языка. Фонема не имеет самостоятельноголексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов):

  • при замене одной фонемы на другую получится другое слово (<д>ом — <т>ом);
  • при изменении порядка следования фонем также получится другое слово (<сон> — <нос>);
  • при удалении фонемы также получится другое слово (т<р>он — тон).

Термин «фонема» в близком  современному смысле ввели работавшие в Казани польско-российские лингвисты Н. В. Крушевский и И. А. Бодуэн де Куртенэ (после ранней смерти Крушевского Бодуэн де Куртенэ указывал на его приоритет).

 

Фонема как абстрактная  единица языка соответствует звуку речи как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется. Строго говоря, звуки речи бесконечно разнообразны; достаточно точный физический анализ может показать, что один человек никогда не произносит одинаково один и тот же звук (например, ударный [а́]). 

 

Фонема — объект изучения фонологии. Это понятие играет важную роль при решении таких практических задач, как разработкаалфавитов, принципов орфографии и т. п.

Минимальная единица жестовых языков ранее называлась хиремой.

 

С точки зрения языкознания  функциональный аспект фонемы является наиболее существенным. Фонема исполняет  две ключевые функции, которые характеризуются  наличием тесной связи друг с другом:

  1. конститутивная функция состоит в предоставлении фонемного инвентаря, своеобразного строительного материала для конструирования морфем и иных вышестоящих единиц языка;
  2. дистинктивная функция состоит, в свою очередь, в обеспечении различения отдельных морфем.

 

Возможны случаи, когда  фонема выполняет соответствующие  функции самостоятельно, однако более  распространенный вариант предусматривает  их исполнение совместно с иными  фонемами.

 

Актуальной проблемой  в этом отношении является также  и выделимость фонемы. Единственно  лишь акустико-артикуляторных аспектов речи в этом отношении недостаточно, поскольку устная речь являет собой практически непрерывный звуковой поток, представляющий определенные сложности для сегментирования. В большинстве случаев для выделения фонемы необходимо знание языка; соответственно, предполагается, что выделимость фонемы некоторым образом сопряжена сосмыслом и со значением, хотя сама по себе она не является значащей единицей. Кроме того, не в последнюю очередь выделимость фонемы обеспечивается также и фактом ее многократной повторяемости в тех или иных комбинациях с другими фонемами. Так как фонема, в сущности, является абстрактным и идеализированным языковым представлением, то в потоке речи она не всегда реализуется одним и тем же звучанием; напротив, существует ряд различных ее реализаций . 

 

Каждую из отдельных реализаций фонемы называют ее вариантами, оттенками, или же аллофонемами (аллофонами). В связи с этим принято различать фонематическую и аллофонемную транскрипцию: в первой каждая фонема записывается одним и тем же знаком, какой бы ни была ее конкретная звуковая реализация, в то время как вторая передает разницу в звучании путем применения различных знаков. С точки зрения дистинктивной функции фонем звуковые различия обладают неодинаковой ценностью; некоторые из них определяются как фонологически существенные, или релевантные, иные — как фонологически несущественные, или иррелевантные.

 

Кроме того, важным аспектом функционального изучения фонемы является дистрибуция. Под данным понятием подразумевается «совокупность всех тех позиций и окружений, в которых этот элемент встречается в данном языке — в противоположность всем тем позициям и окружениям, в которых он встретиться не может» (по определению Ю. С. Маслова).

 

Описание системы фонем языка  опирается на противопоставления (оппозиции) фонем по различительным признакам (глухость-звонкость, твёрдость-мягкость и т. п.). Признаки, в соответствии с которыми осуществляется различение фонем, именуются дифференциальными (или, иначе, дистинктивными) признаками фонемы, сокращенно — ДП; необходимо отметить, что последние должны быть общими для всех вариантов одной и той же фонемы. Можно сказать, что фонема состоит только из этих признаков («в языке нет ничего, кроме различий»).

 

Фонемные оппозиции, как правило, являются бинарными, однако встречаются и тернарные варианты. Кроме того, во всех языках мира существует универсальная оппозиция между гласными и согласными звуками. Есть, впрочем, и иные основания для классификации: к примеру, оппозиции могут быть пропорциональными (если такое же отношение повторяется и в других оппозициях в рамках данного языка) либо изолированными, чистыми (если различие проводится лишь по одному признаку) либо смешанными.

 

В составе морфем могут  происходить взаимные замены либо самих  фонем, либо их вариантов, именуемые  обыкновенно чередованиями, или альтерациями. Соответственно, те звуковые элементы, которые участвуют в этих процессах, называются альтернантами. 

 

Типологически можно выделить несколько типов чередований  фонем:

  1. фонетически обусловленные,
  2. исторические (традиционные, необъяснимые фонетически),
  3. смешанные (объединяющие в себе черты первых двух типов).

 

Значительная часть лингвистов (например, представители Пражской лингвистической школы, Московской фонологической школы (МФШ), а также  основоположники самого термина  «фонема») считает, что фонема является обобщением, инвариантом ряда чередующихся звуков:

  • с[а]м — с[ʌ]ма — с[ъ]мосвал — <а>
  • д[о]м — д[ʌ]мой — д[ъ]мовой — <о>

В то же время один и тот  же звук может быть проявлением разных фонем. Например, безударный звук [ʌ] в  первых слогах слов сорняк, домой является реализацией в речи фонемы <о>, а в первых слогах слов сама, давать — реализацией фонемы <а>.

 

Фонема может быть определена только через значимую единицу языка — морфему, составной частью которой фонема является. То есть, не понимая содержания речи, значения произносимых слов и частей слова, невозможно определить фонемный состав языка.

 

Фонема по Трубецкому — кратчайшая фонологическая единица, разложение которой на более краткие единицы невозможно с точки зрения данного языка. Основная внутренняя функция фонемы — семантическая.

Фонема инвариантна, т. е. может реализовываться в ряде различных звуковых проявлений. Произносимый звук можно рассматривать как один из вариантов реализации фонемы.

 

В учении Трубецкого наука о звуках разделяется на фонологию и фонетику:

  • фонология — «учение о звуках языка, общих и постоянных в сознании его носителей»;
  • фонетика — учение о частном проявлении звуков языка в речи, имеющей одноактный характер.

Фонология и фонетика взаимосвязаны, так как без конкретных речевых  актов не было бы языка. Речевой акт — установка связи между соссюровским «означаемым» и «означающиим».

Фонология изучает означающее в языке, которое состоит из определенного  числа элементов, отличающихся друг от друга по звуковым проявлениям  и имеющих смыслоразличительную функцию, соотношения различительных элементов и правила их сочетания. Признаки звука, не имеющие смыслоразличительного  значения, для фонологии не существенны. Фонология — это наука о системе языка, лежащей в основе всех речевых актов.

 

Фонетика изучает физические, артикуляционные одноактные явления. Это наука о материальной стороне звуков человеческой речи.

В звуках выделяются три аспекта: выражение, обращение, сообщение. К сфере фонологии относится только третий, репрезентативный аспект — сообщение. Репрезентативный аспект разделяется на три части, предметом которых является соответственно:

  • кульминативная функция языка (указывающая, какое количество единиц, то есть слов, словосочетаний, содержится в предложении);
  • делимитативная функция (указывающая границу между двумя единицами: словосочетаниями, словами, морфемами);
  • дистинктивная, или смыслоразличительная функция, наиболее важная для фонологии.

 

По отношению ко всей системе оппозиций:

  • по «дименсиональности» (квалитативный критерий):
    • одномерные — совокупность признаков, присущих обоим членам оппозиции не присуща больше никакому другому члену системы;
    • многомерные — «основания для сравнивания» двух членов оппозиции распространяется и на другие члены той же системы.
  • по встречаемости (квантитативный критерий):
    • изолированные — члены оппозиции находятся в отношении, не встречающемся больше ни в какой другой оппозиции;
    • пропорциональные — отношение между членами тождественно отношению между членами другой или других оппозиций.

Информация о работе Концепции фонемы в трудах отечественных и зарубежных ученых