Концепт "душа" в религиозном дискурсе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - на основе концептуальных метафор и входящих в них лексем выделить признаки составляющие структуру данного концепта.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить литературу, раскрывающую основные аспекты данной проблемы
выявление и описание базовых (первичных) и образных (вторичных) признаков концепта «душа»
систематизировать типовые метафорические признаки в виде универсальной типовой структуры

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. КОНЦЕПТ КАК БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ………………………………………………………………….5
Определение концепта………………………………………………..5
Различные подходы к структуре концепта…………………………..10
Теория концептуальной метафоры…………………………………...13
ГЛАВА II. КОНЦЕПТ ДУША В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА……………………………………………………………………………..16
2.1 "Лингвистический паспорт" слова душа по данным современной лексикографии…………………………………………………………………...16
2.2 Концепт душа как основа русской ментальности: особенности речевой реализации……………………………………………………………...21
ГЛАВА III. ОБРАЗНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНЦЕПТА «ДУША»……………….29
3.1 Душа как человеческая сущность……………………………………29
3.2 Душа как признак неживой природы………………………………..34
3.3 Душа как признак живой природы…………………………………..36
3.4. Душа как признак артефакта, имущества…………………………..37
Заключение………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………41

Файлы: 1 файл

Концепт душа в религиозном дискурсе.docx

— 78.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. ОБРАЗНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНЦЕПТА «ДУША»

3.1 Душа как  человеческая сущность

Внутренний мир человека – область абстракции, составляющие этой области – явления метафизические, ирреальные. Для того чтобы передать эти ирреальные сущности, язык представляет возможность использования знаков, закрепивших за собой уже существующий физический опыт.

Антропоморфные индивидуальные признаки можно представить в  виде следующих групп: гендерные, эмоциональные  и ментальные признаки, признаки характера, волеизлияние и поведения. Антропоморфные социальные признаки подразделяются на несколько подгрупп признаков: этических, религиозных, интерперсональных, национальных, признаков занятий и культуры [М.В.Пименова, О.Н.Кондратьева; 2006; 108].

В результате исследования было выделено несколько групп концептуальных метафор:

а) душа приравнивается к понятию человек или используется как синонимичное понятие: Но тело продолжало слабеть, и пришел момент, когда тело и душа оказались бессильны (О трезвости, 1975). Можно сказать: Господи, всей душой я этого желаю, но пусть будет, как Ты Сам знаешь; оно будет лучше (Ответы на вопросы о молитве, 1975). И когда Господь воцаряется в человеческой душе, тогда вокруг этого человека ширится царство небесное (Победа Господня, 1983). Каждый из нас, каждая душа, каждый человек в своем становлении (Брак, монашество, церковь, 1985). Это и можно увидеть очень легко, если взять например стихотворение, которое дошло до нашей души, нас тронуло глубоко, на которое отзывается вся душа, и прочесть его в переводе (Я хочу поделиться с вами всем, что накопилось, 1998-1999).Вот если отменить те места, в которых наша душа узнает самое прекрасное, что Бог ей открывает во греховности, тогда человек может исповедовать реальные грехи (Берегитесь, братья мои, священные, 1999). Они не были уверены, что Бога встретят в храме, только чуяла душа: может быть, там что-то есть (О страхе Божьем, 1974). Первоначально тело свято: оно призвано к вечному общению с Богом, так же как душа (О теле, 1986). Душа человека, дух человека и плоть составляют одно таинственно целое (Вопросы медицинской этики, 1985-1995). А говоря уже о зданиях, а о человеческой душе, о теле, вмещающих Божие присутствие, мне вспоминаются слова святого Симеона Нового Богослова (Дом Божий. Три беседы о Церкви, 1990-1991). Призвание каждого из нас – открыть путь любой душе, любому человеку ко Христу Спасителю, к Нему Самому (О свободе, 1991). А все то, что предшествует этой встрече, все богатство жизни, души, отношений, кажется ему опасностью (Таинство любви, 1971-1986). Лазарь умер; Лазарь прошел чрез узкие врата смерти, тело подвергалось разложению, душа его сошла в область Божия осуждения (Сошествие во ад, 1982). Но мы забываем, что смерть является одновременно встречей живой Души с Богом (Православие и западный мир, 1981). Один со своей душой, один со своим голодом и обездоленностью (В неделю о блудном сыне, 1982). Руководитель мой был умный, он  не сказал, что это будет хорошо для моей души, - я бы ему ответил, что у меня души нет, поэтому мне не нужен и священник (О Церкви, 1995). Люди ждали царя, вождя – они нашли Спасителя душ их (Вербное воскресенье, 1980). И весь рассказ Ветхого Завета – это рассказ о человеческой жизни, человеческой истории, человеческих душах, какими их видит Бог и какими люди преосвященные, стоящие перед лицом Божиим, могли видеть себя самих и окружающих людей (Мысли при чтении Священного писания, 1996). Можно не ходить в церковь, или ходить редко, но ходить от всей души (Вопросы брака и семьи, 1985-1995). Чему посвящена твоя жизнь? Чего хочет твоя душа? (Закон жизни, 1985-1995).

б) душа как существо способное испытывать различные человеческие эмоции: Я умел прислушиваться, видя то, что за словами кроется: крик, плач, радость и страх живой души (Радость покаяния, 1983). Какая радость, какое вдохновенное ликование охватывает душу, когда читаешь в евангельских текстах о чудесах Христовых (Воскресное о расслабленном, 1982-1983). Мы знаем из своего опыта, что только тогда мы можем заплакать, когда горе, или радость, или стыд, или ужас пронзят нашу душу (Преподобный Иоанн Лестстник, 1975). Эти молитвы – крик живой души, они выражают собой опыт людей, которые больше, чище и светлее нас (Как быть христианином вдали от храма, 1984). То доброе, то святое, о чем мечтает моя душа для моих близких (Римский сотник, 1974). Иногда поднимает душу вдохновение, любовь, зрение красоты (День Седьмой, 1975). Неужели для того, чтобы смутить души честных, добросовестных людей так мало нужно (День Седьмой, 1975). Ты прежде взыскал меня и дал мне насладиться Духом Твоим Святым, и душа моя возлюбила Тебя (О верности, 1985-1995). Но Дух Твой дал мне познать Тебя, и радуется моя душа, что ты – мой Бог и Господь (О верности, 1985-1995). Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу его (О верности, 1985-1995). Молитва это крик души, молитва – слово, вырванное из сердца (Попробуем молиться Богу, 1980-1981). А другой женился, его душа полна радости, ему никакой другой радости не нужно (Вера Божия в человека, 1991). А если у нас нет сил, любить всей душой, всем сердцем, всем умом своим (Победа Господня, 1983). Когда у нас возникают помыслы сомнения, надо нам вспоминать Крест Христов, Его распятие, Его раны ― и тогда дьявол отбежит, а мы сами устыдимся тех помыслов, которые смущали души наши (О свободе и подвиге, 1988).

в) отдельную группу представляют признаки, связанные с биосферой человека, его физическим и моральным здоровьем: Большей частью идею забыться, отдохнуть душой, отдохнуть телом (Неделя 6-я Великого Поста, 1976). И вот грех убивает, он убивает нашу душу, делая её нечуткой и черствой, он убивает наши отношения  Богом (Отпевание, 1980). Все, что разрушает жизнь, разделяет людей, убивает души (Исцеление бесноватого отрока, 1976). Да, жива душа: настал не только покой, но и ликование, настала свобода (Отпевание, 1980). И Христос сказал дивные слова: она не умерла, она только спит. (Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иара, 1980). Болит, болит душа, не может утешиться человек о том, что самый дорогой – жених, невеста – исчез, и никто не знает, куда унесла его горькая судьба (О страхе Божьем, 1974). И забывать нельзя, потому что это не решает никакого вопроса, не исцеляет душу, не изменяет жизнь (Воспитание сердца, 1985-1995). Душа бы бодрствовала, а тело не осилило (О смерти, 1985-1995). Один спит  душой, то есть неспособен даже услышать наш голос: он занят своими мыслями, своими заботами (Крестный путь Христа, 1992). Послушание же заключается именно в том, что я сказал выше: в слушании всеми силами души (Духовность и духовничество,1987).  Господь сотворил чудо: исцеление души, преобразив мою жизнь (О сострадании, 1986). Но тут (может вы не замечали, но это в душу бьет) отец не дает ему закончить (В неделю о блудном сыне, 1982). Они были хрупкими, хрупкость одолевала их; у них не хватало сил противостоять влечению тела и души, всему переплетению страстей (Родословная Иисуса Христа, 1988). Они так различны, но они въедаются в душу, разрушают её, лишают силы жить (Память всех святых; в земле Российской просиявших, 1988). Примем же это Таинство Помазания во исцеление души и тела просто потому, что мы пришли к Богу, просто потому, что говорим: Господи, спаси нас!( Страстная среда и таинство елеопомазания,1989) Он был воином, человеком своего времени, и наслаждался всем тем, что может телесная жизнь дать человеку, ― и душа его не могла насытиться (Память всех святых, в земле Российской просиявших, 1988). Каждая твоя мысль интересна, весь твой опыт и все движения ума и души интересны, объясни, я не понимаю (Вопрошание и сомнение, 1990). Нам нужно исцелеть душой и телом, чтобы воспользоваться тем, что Бог предлагает нам (Спасение в миру, 1990). Душа наша больна, жизнь увядает - я говорю о вечной жизни, даже не о жизни нашего тела (Женщина-хананеянка слепой Вартимей, 1989). Иди домой, не бойся больше, а «дом» ― это самые недра твоего существа, то место, где ты жив, потому что ребенок твой жив, душа твоя жива, жизнь вернулась! (Женщина-хананеянка слепой Вартимей, 1989).

г) наделение души социальными признаками: Она является для всего мироздания женихом, и каждая человеческая душа является как бы невестой (Вера Божья в человека, 1991). Отец, одна алчущая душа говорит мне: «Ты встретила пастыря» (Рукоположение священника, 1975-1985). Трудился, молился, высвобождал свою душу от зависимости тела, от страха, от страстей (Отцы Киево-Печерской лавры, 1975-1985). Но в каждом из нас есть величие и щедрость души, высокий дух рыцарства (Великомученик Георгий, 1981). Диалог поневоле происходит внутри нашей души, потому что мы (говорю не только о себе) знаем непосредственные переживания (Диалог об атеизме и последнем суде, 1985-1995). В идеале брак или взаимное общение, которое приводит к нему, начинается в том, что человек другого любит, сердцем любит настолько, что они делаются едиными в духе, едиными в душе, и совершенно естественно, что эта любовь охватывает всего человека, включая и его тело (Уроки Ветхого Завета, 1989-1990).

д) душа может проявлять теоморфные признаки, т.е. признаки божества: И вот Христос своей душой сошел в ту бездну богоставленности, где Бога нет (Пасха, 1980).

Всего 60 единиц из 100.

 

 

3.2 Душа как  признак неживой природы

Неживая природа представлена признаками стихий, вещества, продуктов  и предметов.

Категориальные образные признаки мира объективируются через  характеристики неба и его объектов (солнца, звезд, луны, облаков, туч), земли (дорог, ландшафта), погоды, строений (домов, храмов, колодцев) и т.д. [Пименова М.В., Кондратьева О.Н. 2006; 92]

а) стихии: Из холода жизни – пойдет к любви, которая может согреть душу и все изменить в жизни (Рождество Христово, 1979). Жизни вечной, бьющей ключом в наших душах, в сердцах, озаряющей наши умы(Жизнь для меня – Христос, 1983). Слова такие святые, что они могут обжечь мои уста, зажечь мою душу – или испепелить её (Войду в дом Твой, 1986-1988).Да, потому что в этой радости вся душа изливается и подарок – воскрешение родительской любви (Радость Христова, 1986). Сколько раз бывает: мы молимся, и душа горит, и слезы текут, и мысль собрана, и все тело как-то обновляется этой молитвой (О верности, 1985-1995). Она возможна, но лишь тогда, когда душа уже воспламенилась любовью к Богу (Поучение о любви к Богу и ближнему, 1960). Да святится имя Твое: пусть Твое имя, Господи, будет предметом поклонения, пусть это имя будет святыней в сердцах, в мыслях, на устах людей, пусть Твое имя, как пламя, зажигает человеческие души и превращает каждого человека во всем его существе ― духом, душой и телом ― как бы в купину неопалимую (Первые прощения Молитвы Господней, 1986). Она возможна, но лишь тогда, когда душа уже воспламенилась любовью к Богу. (Исцеление слуги сотника, 1978).

б) природные и астрономические явления: Господь бережет нас от всего: от греха, от злобы, от отчаяния, от потемнения души, от всего (Рождество Христово, 1979). Сколько оцепенения в душе, сколько безмолвия в воле, сколько бесчувствия в сердце (Воскресенье о расслабленном, 1980). Что внесло паралич, это оцепенение в душу? (Воскресенье о расслабленном, 1980). Мрак одолевал мою душу, во мраке терялась она (О хранении слова Божия, 1984).

в) душа как носитель признаков вещества: И когда мы задумываемся, почему это всплывает в собственной душе столько воспоминаний (Два слепца и немой бесноватый, 1979). Он говорит, что есть души очень хрупкие, которые могли бы быть разбиты окружающим миром (О болезнях, 1995). Так глубоко внедрить свое слово, словно душу свою очистить (О хранении слова Божия, 1984). Целомудрие заключается в том, чтобы, посмотрев на другого человека, увидеть в нем ту красоту, которую Бог в него вложил, увидеть образ Божий, увидеть такую красоту, которую нельзя замарать, увидеть человека в этой красоте и служить тому, чтобы эта красота все росла и ничем не была запятнана, целомудрие заключается в том, чтобы с мудростью хранить цельность своей души и души другого человека (Таинство любви,1971-1986).

г) времена года: Человек с горем приходил, когда у вас на душе была весна (Исцеление бесноватых, 1981).

Всего 17 единиц из 100

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Душа как  признак живой природы

Живую природу представляют растения, живые существа (Бог, люди, животные, птицы, насекомые). Растения могут быть описаны через разную группу признаков. [Пименова М.В., Кондратьева  О.Н. 2006;99]

а) морфологические признаки растений: И происходят встречи в течении нашей жизни, когда вдруг наша душа раскрывается, когда мы воспринимаем близость Бога (О встречах и последних свершениях, 1985-1995). Христос вошел в лодку Петра и повелел ему отчаливать от земли: и говорил Он, словно семя ложилось в души человеческие (Скудное и щедрое сияние, 1975-1985). Если человек богат умом, сердцем, материальным достоянием, если все, что у него есть: весь ум, все сердце, всю крепость тела и души, все свое достояние он употребит на то, чтобы одних просветить, других утешить, третьих накормить ― каждому всеять в душу хоть зернышко радости, надежды, благодарности, любви, тепла (Притча о безумном богаче, 1975-1985).

б) признаки видов растений: И поэтому Успение Божией Матери, как церковные молитвы говорят о нем, это временно сон тела, когда как душа оживляется как цветок (Ожидание праздника Успения, 1990). Эта душа может и не созреть вовсе на этой земле, но она будет созревать в тишине (Буря, 1975). Садовнику легче взлелеять молодой росток, чем пытаться выпрямить старое заскорузлое дерево: вот так же и Божественный Садовник Христос скорее и стройнее взращивает для вечности юную душу (Воздвижение Креста Господня, 1959)

в) орнитологические признаки, в данном случае сравнение с птицей: И ответ: «Нет не могу; силы нет, не могу взлететь душой к Богу, не могу собраться с силами».(Воскресенье о расслабленном, 1980).

Всего 8 единиц из 100

3.4. Душа как признак артефакта, имущества

Предметный код связан с окультуренной человеком сферой внешнего и внутреннего миров; он реализуется посредством нескольких групп, которые формируются признаками артефактов, имущества. [Пименова М.В., Кондратьева О.Н. 2006;111]

а) артефакты: Когда я вижу эти слова, мне не нужно их читать; когда я слышу эти песнопения, мне не нужно на них сосредотачиваться: как только я вижу слово ― словно Божия рука касается какой-то струны в моей душе, будто в моей душе арфа, и вся душа начинает петь (О браке, о детях,1995). Когда же в душе человека царствует мир, когда и сердце, и разум его согласно слушают волю Божию, тогда вокруг него рождается мир, и каждый стремится к общению с ним, чтобы от этого тихого света зажечь в душе своей маленькую лампаду.(Я хочу поделиться с вами всем, что накопилось, 1998-1999). Он воспринимает через музыку только то, на что сам способен, то есть у него дрожат в душе те струны, которые уже способны отозваться на многосложность данной музыки. (Пастырь у постели больного,1993-1994). Слово ― орудие нашей души, именно поэтому Господь сказал, что за каждое слово праздное будешь держать ответ, ― именно в силу того, что слово, которое из наших уст исходит, может нас освящать, а может и осквернять (Об исповеди, 1985-1995).

б) признаки предметов, предметы: Мы тоже нищие, мы тоже слепые, хромые, мы тоже износились и одеждой, и душой (Зов Божий и путь спасения, 1981). Тяжесть тела, тяжесть ума и, кажется, вот-вот прорвется душа насквозь (О трезвости, 1975). Времена и сроки не нам знать, но давать возможность всему этому отложиться в душе человеческой мы не можем (Вопрошание и сомнение, 1990). Бывает личная, частная исповедь, когда человек приходит к священнику, и открывает в его присутствии свою душу (Об исповеди, 1985-1995). А второй способ, который мы употребляем для того, чтобы страдание не было таким острым, таким душу разрывающим, это его перестройка на гнев (Воспитание сердца, 1985-1995). А за его душой, может быть, раскроется нечто еще более широкое и глубокое, то, что он уловил и выразил в красоте, и однако, в меньшей мере, нежели оно на самом деле есть. (Воспитание сердца, 1985-1995). И требуется внимание, требуется очищение души, чтобы звук превратился в слово, а слово стало для нас жизнью и обновлением (Глубины вечности, 1990). Если человек заболел чем бы то ни было, мы можем ненавидеть болезнь, мы можем раздираться душой о том, что человек стал жертвой такой болезни; но его мы не можем ненавидеть, даже если он виноват (У нас есть что сказать о человеке, 1989). Есть люди, которые хотят креститься с минимальным пониманием, недостаточным для того, чтобы у них душа раскрылась тому, что совершается. (Войду в Дом Твой, 1986-1988). Они так различны, но они въедаются в душу, разрушают ее, лишают надежды и силы жить (Память всех святых, в земле Российской просиявших, 1988)

Информация о работе Концепт "душа" в религиозном дискурсе