Концепт "душа" в религиозном дискурсе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - на основе концептуальных метафор и входящих в них лексем выделить признаки составляющие структуру данного концепта.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить литературу, раскрывающую основные аспекты данной проблемы
выявление и описание базовых (первичных) и образных (вторичных) признаков концепта «душа»
систематизировать типовые метафорические признаки в виде универсальной типовой структуры

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. КОНЦЕПТ КАК БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ………………………………………………………………….5
Определение концепта………………………………………………..5
Различные подходы к структуре концепта…………………………..10
Теория концептуальной метафоры…………………………………...13
ГЛАВА II. КОНЦЕПТ ДУША В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА……………………………………………………………………………..16
2.1 "Лингвистический паспорт" слова душа по данным современной лексикографии…………………………………………………………………...16
2.2 Концепт душа как основа русской ментальности: особенности речевой реализации……………………………………………………………...21
ГЛАВА III. ОБРАЗНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНЦЕПТА «ДУША»……………….29
3.1 Душа как человеческая сущность……………………………………29
3.2 Душа как признак неживой природы………………………………..34
3.3 Душа как признак живой природы…………………………………..36
3.4. Душа как признак артефакта, имущества…………………………..37
Заключение………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………41

Файлы: 1 файл

Концепт душа в религиозном дискурсе.docx

— 78.43 Кб (Скачать файл)

Всего 15 единиц из 100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

"Язык символическое  руководство к пониманию культуры"; "лексика очень чувствительный  показатель культуры народа" [Сепир 2002; 243]. Лингвистические изыскания, осуществляемые на основе художественных текстов, позволяют через слово заглянуть во внутренний мир писателя, а через мир отдельного человека – в мир лингвокультурологического сообщества.

Языковая картина личности выявляет особенности мировоззрения, мировосприятия конкретного человека, его видение мира, что проявляется  в выборе отрезков определенным образом  членимого им мира, в выборе вещей, в понятиях, стоящих за используемыми  им словами, в первую очередь –  ключевыми. Из отдельных картин мира складывается языковая картина мира, нации.

В каждом естественном языке  существуют так называемые ключевые слова – слова, "особенно важные и показательные для отдельно взятой культуры" [Вежбицкая 1996; 282]. Являясь коренными словами того или иного языка, ключевые слова и воплощенные в них концепты (понятия, образы, символы) отражают различные культурные идеалы, национальный характер и национальные идеи. Они сохраняют в своем значении опыт народа, его нравственную позицию, его, как принято говорить, менталитет [Колесов 2004; 112].  Концепт есть "понятие, погруженное в культуру". Концептами становятся далеко не все имена-обозначения явлений действительности, а только те, которые для данной культуры представляют наибольшую ценность, имеют максимальное количество языковых единиц для своего выражения (лексических, фразеологических, паремиологических и др.), служат темой многочисленных пословиц и поговорок, поэтических и прозаических текстов, "являются своего рода символами, эмблемами, определенно указывающими на породивший их текст, ситуацию, знания.

Ключевые для русской  языковой картины мира концепты заключены  в таких словах как душа, судьба, тоска, счастье, разлука, справедливость (сами эти слова тоже могут быть названы ключевыми для русской  языковой картины мира). Такие слова являются лингвоспецифичными в том смысле, что для них трудно найти лексические аналоги в других языках.

"Ключевые слова"  – это слова, особенно важные  и показательные для отдельно  взятой культуры. Действительно,  в русской культуре особенно  важную роль играют такие русские  слова как судьба, душа, тоска,  и то представление, которое  они дают о культуре, поистине  неоценимо. Некоторые слова могут  анализироваться как центральные  точки, вокруг которых организованы  целые области культуры. Тщательно  исследуя эти центральные точки,  мы, возможно, будем в состоянии  продемонстрировать общие организационные  принципы, придающие структуру и  связность культурной сфере в  целом и часто имеющие объяснительную  силу, которая распространяется  на целый ряд областей.

По словам А. Вежбицкой, "…такие ключевые слова, как душа или судьба, в русском языке подобны свободному концу, который нам удалось найти  в спутанном клубке шерсти; потянув  за него, мы, возможно, будем в состоянии  распутать целый спутанный "клубок" установок, ценностей и ожиданий, воплощаемых не только в словах, но и в распространённых сочетаниях, в грамматических конструкциях, в  пословицах и т.д. Например, слово  судьба приводит к другим словам, "связанным  с судьбою", таким, как суждено, смирение, участь, жребий и рок, к  таким сочетаниям, как удары судьбы, и к таким устойчивым выражениям, как ничего не поделаешь, к грамматическим конструкциям, таким, как всё изобилие безличных дативно-инфинитивных конструкций, весьма характерных для русского синтаксиса, к многочисленным пословицам и так далее" [Вежбицкая, 1996]. Слово душа связывается в русском языке со своим кругом слов, что позволяет понять его содержательную наполненность, его ментальный ореол.

Список литературы

  1. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного описания//Вопросы языкознания. – 1995.- № 1.
  2. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: Антология / под ред. В. П. Нерознака. - М.: Academia, 1997, с. 30.
  3. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. ВГУ, 1996.
  4. Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии (на материале православного вероучения). Автореф. дисс. …доктора филол. наук. Волгоград – 2007
  5. Большой академический словарь. М., СПб, 2006.
  6. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 2005.
  7. Гадомский К. А. Русская теолингвистика: История, осноные направления исследований.
  8. Голованивская М.К. Французский менталитет с точки зрения носителя русского языка. – М.: Филологический факультет МГУ, 1997. – 280 с.
  9. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I. М., 1989
  10. Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картина мира. М., 2005.
  11. Карасик В. И. Религиозный дискурс //Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1999. – С.5-19
  12. Колесов В.В. Концепт культуры: образ – понятие – символ // Вестник СПбГУ. Сер.2. СПб., 1992. Вып. 3., №16.
  13. Кондратьева О.Н. Концепты внутреннего мира человека в русских летописях (на примере  концептов душа, сердце, ум): Дис. …канд. филол. наук. – Кемерово, 2004 – 204 с.
  14. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.
  15. Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. В.Н.Ярцева. М.: Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 2002. 
  16. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие / В.А. Маслова. – М.: Флинта: Наука, 2004.- 296 с.
  17. Михеев М. Отражение слова «душа» в наивной мифологии русского языка (опыт размытого описания образной коннотативной семантики) // Фразеология в контексте культуры. – М., 1991.
  18. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 18-е изд. Стереотип. М., 1986.
  19. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 1995. 
  20. Опарина Е.О. Концептуальная метафора // Метафора в языке и тексте — М., 1988.- С 65-77.
  21. Пименова М.В. Введение в концептуальные исследования: Учебное пособие / М.В. Пименова, О.Н. Кондратьева: ГОУ ВПО Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – 179 с. (Серия: «Концептуальные исследования», Вып.5)
  22. Пименова М.В. Душа и дух: особенности концептуализации: Монография. – Кемерово: ИПК  Графика, 2004. – 386 с. (Серия «Концептуальные исследования». Вып. 3).
  23. Платон. О душе // Таранов П. Мудрость трех тысячелетий. М., 1997.
  24. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие "концепт" в лингвистических исследованиях. Воронеж, 1999.
  25. Словарь русского языка: в 4-х т. М., 1957-1961.,Т.1 (МАС).
  26. Словарь русского языка в 4-х томах / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1935. Т. I.
  27. Словарь философских терминов. М., 2005. 
  28. Слышкин Г.Г. Концептологический анализ институционального дискурса // Филология и культура. Мат-лы…, 2001, с.34-36. 
  29. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. – 824 с.
  30. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996.
  31. Тильман Ю. Д. "Душа" как базовый культурный концепт в поэзии Ф. И. Тютчева // Фразеология в контексте культуры. М., 1999.
  32. Урысон Е.В. Фундаментальные способности человека и «наивная анатомия» // Вопросы языкознания. – 1995. - № 3. – С.
  33. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х т. М., 1964-1973. Т.1.
  34. Фесенко Т.А. Концептуальные системы как контекст употребления и понимания вербальных выражений // Когнитивные аспекты языковой категоризации. Сб. науч. трудов. – Рязань, 2000.- с.141-144.
  35. Фрумкина Р.М. Концепт, категория, прототип // Лингвистическая и экстралингвистическая семантика: Сборник обзоров. М., 1992.
  36. Чернобров А. Специфика религиозного дискурса в лингвистике // бразование и культура России в изменяющемся мире. – Новосибирск, 2007.- С. 94-98.

 

 


Информация о работе Концепт "душа" в религиозном дискурсе