Концептуальная метафора сферы источника "футбол" в политическом дискурсе англоязычных и русскоязычных СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что изучение концептуальных метафор в области спорта в дискурсе англоязычных и русскоязычных СМИ представляет собой огромный интерес и дает возможность для выявления лингвистических и экстралингвистических связей и ассоциаций присущих носителям той или иной рассматриваемой лингвокультуры. Современная действительность характеризуется формированием массового общественного сознания посредством СМИ, следовательно это дает нам возможность говорить о том, что концептуальные метафоры, используемые в них, играют важную роль в формировании общественного мнения и влияют на отношение общественности к той или иной ситуации или проблеме.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы исследования.……………………………
1.1. Теоретические основы исследования понятия метафора…………….
1.2. Выделение понятия «Концептуальная метафора»…………………….
1.3. Метафоры в когнитивной лингвистике………………………………...
1.4. Метафоры в политическом дискурсе ………………………………….
1.5. Функции концептуальной метафоры в политическом дискурсе ……
1.6. Источники и способы образования метафор…………………………..
1.7. Выделение понятия «Политический дискурс» и его характерные особенности …………………………….........................................................
1.8. Подходы к изучению термина «Дискурс» …………………………..
1.9. Выделение понятия «политический дискурс СМИ» ………………
1.10. Разграничение понятий «политический дискурс» и «политический дискурс СМИ»………………………………………………………………..
1.11. Функции метафоры в современном политическом дискурсе …….
1.12. Теоретические истоки политической метафорологии
1.13. Метадология исследования политической метафоры
Выводы по первой главе
Глава 2.Выявление и описание концептуальных метафор
2.1. Базовые метафоры спортивного дискурса
2.2. Базовые метафоры спортивного дискурса
Выводы по второй главе
Заключение……………………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………......

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский  государственный педагогический университет»

Институт иностранных  языков

Кафедра перевода и переводоведения

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА СФЕРЫ ИСТОЧНИКА «ФУТБОЛ» В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ

 

 

Курсовая работа

По дисциплине Б.3.Б.02 "Практический курс первого иностранного языка"

 

 

 

 

Исполнитель:

Набиуллин М. Р.

студент 4 курса

очного отделения

 

Научный руководитель:

доктор филологических наук,

профессор

кафедры перевода и переводоведения

Шустрова Е. В.

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

Содержание

Введение ……………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические основы исследования.……………………………

6

1.1. Теоретические основы исследования понятия метафора…………….

6

1.2. Выделение понятия «Концептуальная метафора»…………………….

7

1.3. Метафоры в когнитивной лингвистике………………………………...

8

1.4. Метафоры в политическом дискурсе ………………………………….

9

1.5. Функции концептуальной метафоры в политическом дискурсе ……

11

1.6. Источники и способы  образования метафор…………………………..

13

1.7. Выделение понятия «Политический дискурс» и его характерные особенности …………………………….........................................................

15

1.8. Подходы к изучению термина «Дискурс» …………………………..

16

1.9. Выделение понятия «политический дискурс СМИ» ………………

17

1.10. Разграничение понятий «политический дискурс» и «политический дискурс СМИ»………………………………………………………………..

18

1.11. Функции метафоры в современном политическом дискурсе …….

19

1.12. Теоретические истоки политической метафорологии

21

1.13. Метадология исследования  политической метафоры

24

Выводы по первой главе

26

Глава 2.Выявление и описание концептуальных метафор

27

2.1. Базовые метафоры спортивного дискурса

27

2.2. Базовые метафоры спортивного дискурса

29

Выводы по второй главе

35

Заключение……………………………………………………………………

36

Библиографический список………………………………………………......

37


 

Введение

Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению и исследованию концептуальных метафор в области спорта, которые используются в дискурсе англоязычных и русскоязычных СМИ. Средства массовой информации – это средства донесения информации, охватывающие огромную аудиторию и действующие на постоянной основе,  следовательно, их влияние очень велико: СМИ формируют общественное мнение, взгляды людей на ту или иную проблему. Немаловажен тот факт, что именно в СМИ постоянно используется огромное количество концептуальных метафор, неразрывно связанных с экстралингвистической действительностью. «Метафора проникает в повседневную жизнь, причем не только в язык, но и в мышление и действие. Наша обыденная понятийная система, на языке которой мы думаем и действуем, по сути своей метафорична» [Лакофф, Джонсон, 1987: 126].

Актуальность данной работы заключается в том, что изучение концептуальных метафор в области спорта в дискурсе англоязычных и русскоязычных СМИ представляет собой огромный интерес и дает возможность для выявления лингвистических и экстралингвистических связей  и ассоциаций присущих носителям той или иной рассматриваемой лингвокультуры. Современная действительность характеризуется формированием массового общественного сознания посредством СМИ, следовательно это дает нам возможность говорить о том, что концептуальные метафоры, используемые в них, играют важную роль в формировании общественного мнения и влияют на отношение общественности к той или иной ситуации или проблеме.

Объектом исследования являются концептуальные метафоры сферы источника «Спорт», представляющие собой метафорический перенос спортивной действительности на  ту или иную экстралингвистическую сферу, и использование метафор данного типа в дискурсе англоязычных и русскоязычных СМИ.

Предметом исследования является специфика концептуальных метафор сферы источника «Спорт» используемых в современных англоязычных и русскоязычных СМИ.

Цель исследования заключается в выявлении и описании концептуальных метафор в области спорта, используемых в англоязычных и русскоязычных СМИ.

Таким образом, в соответствии с поставленной целью выделяем следующие задачи:

  1. Выделение и объяснение понятия «концептуальная метафора».
  2. Выделение понятия «дискурс англоязычных и русскоязычных СМИ»
  3. Отбор метафорических единиц связанных со спортом, которые были использованы в дискурсе англоязычных и русскоязычных СМИ.
  4. Структуризация, анализ и описание отобранных метафорических единиц.

В процессе работы были использованы следующие  методы

исследования: метод сплошной выборки, когнитивно-дискурсивный и

количественный анализ, моделирование, сопоставительный анализ с учетом

лингвокогнитивной, культурологической и политологической характеристик 

исследуемых явлений.

Теоретическая значимость.  Материалы данной работы вносят вклад в

анализ метафорического моделирования действительности в дмскурсе англоязычных и русскоязычных СМИ . Полученные выводы развивают

методику изучения метафор. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших разработках вопросов общей теории метафорического моделирования, интерпретации и сопоставительного исследования метафорических моделей. Работа вносит теоретический вклад в

изучение концептуальной метафоры сферы источника «Спорт» в дискурсе англоязычных и русскоязычных средств массовой информации.

Практическая  ценность данной работы связана с возможностями использования ее материалов в преподавании курсов по межкультурной коммуникации, когнитивной и политической лингвистике и, в частности, теории метафоры, теории перевода, интерпретации текста, лингвокультурологии, на спецкурсах по страноведению, стилистике английского языка, а также на практических занятиях по английскому языку

на филологических факультетах  вуза. 

Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Теоретические основы исследования

1.1 Теоретические основы исследования понятия метафора

Метафоры издавна изучаются учеными различных дисциплин: философии, когнитивной психологии, психолингвистики, и разных течений в лингвистической науке. В лингвистике весомый вклад в  изучение метафоры внесли такие известные учёные как Н. Д. Арутюнова, А. А. Баранов, Г. С. Баранов, В. В. Виноградов, В. Н. Вовк, В. Г. Гак, К. Д. Жоль, В. И. Корольков, О. Н.  Лагута, Ю. И. Левин, М. В. Никитин, В. В. Петров, Г. Н. Скляревская и другие.

Определение метафоры было дано еще античным ученым Аристотелем, который понимал метафору как сокращённое сравнение, из которого исключено указание на общий признак сравниваемых объектов. Данный взгляд на метафору долгое время являлся основополагающим как в риторике, так и в лингвистике и именно из аристотелевской сравнительной теории метафоры позже возникли более значимые теории, которые в той или иной мере опирались на сравнительную теорию Аристотеля.

К числу наиболее известных теорий метафоры, помимо аристотелевской сравнительной теории, также относятся:

  • теория замещения (субституциональная теория), которая гласит, что метафора выполняет функцию украшения речи, замещая при этом одно понятие другим;
  • теория аномалий, согласно которой метафора возникает при лексическом отклонении при сохранении синтаксической правильности высказывания, являясь как бы семантической аномалией;
  • эмотивная теория, которая связывает возникновение метафоры с эмоциональностью;
  • интеракционисткая теория, согласно которой метафора возникает не в одном слове, а при взаимодействии нескольких слов в целях  применения свойств одного объекта по отношению к другому.

Метафора является эффективным  средством создания и модификации образов благодаря своей способности создавать ассоциативные связи между предметами и явлениями, относящимися к различным областям человеческого опыта. Актуализация в сознании новых связей, также как и модификация уже существующих, могут оказывать влияние на способы концептуализации и категоризации мира индивидом.

 

1.2 Выделение  понятия «Концептуальная метафора»

Концептуальные метафоры, наряду с афоризмами, являются носителями культурологической концептуальной информации. Концептуальная метафора рассматривается нами как основное средство концептуализации, с помощью которого мы понимаем и воспринимаем один тип объектов в терминах объектов другого типа, как средство осмысления некоторой абстрактной сферы в терминах более известной, обычно конкретной сферы. Система общепринятых концептуальных метафор обычно неосознаваема, существует в подсознании и употребляется автоматически. Метафора и метонимия, которые используются для описания внутреннего мира человека, являются своеобразными фрагментами картины мира, не совпадающими или совпадающими частично как у представителей различных культур, так и у представителей одной и той же культуры.

Каждая культура создаёт  свою уникальную картину мира, постичь  которую всегда непросто представителям иных культур. Понятие картины мира относится к числу фундаментальных понятий, выражающих специфику человека и его бытия, его взаимоотношения с миром, важнейшие условия его существования в мире, это образ мира, который является результатом всей духовной активности человека [Кузнецова, 2007: 9] и возникает в ходе контактов человека с миром.

Метафорическая номинация  формирует метафорическую картину  мира, которая воссоздается посредством построения тематической классификации лексики, способной к косвенной вторичной номинации.

Как отмечает А.П. Чудинов [Электронный ресурс: http://www.philology.ru],  «метафора относится к числу тех феноменов, в которых наиболее ярко проявляется «душа народа», его ментальный мир». Метафора – это носитель информации о номинаторе. Если субъектом номинации является народ, то систематизация метафорических образов позволит увидеть основные черты народной картины мира, реконструировать представления об окружающей действительности. Следовательно, систематизация метафорических образов позволяет дать наиболее конкретное описание субъекта.

 

1.3 Метафоры в когнитивной лингвистике

Метафора, которая в традиционной лингвистике и риторике считается  средством украшения речи, занимает особое место в когнитивной теории языка. По мнению Лакоффа Дж. и Джонсона М., метафоры являются концептуальными, поскольку они существуют одновременно в двух концептах, сферах.

Учёный З. Кёвечеш определяет метафору следующим образом: «С точки зрения когнитивной лингвистики метафора дефинируется как понимание одной концептуальной сферы в терминах другой концептуальной сферы» [Kövecses, 2002: 4]. То есть метафора существует на стыке двух областей или сфер человеческого бытия. Данные области получили разные названия у различных ученых:  «source domain» («сфера-источник») и «target domain» («сфера-цель») [Lakoff, Johnson 1980; Lakoff 1990]; «Herkunftsbereich» («сфера происхождения») и «Zielbereich» («сфера-цель») и другие. В российской научной действительности эти области определяют как: «сфера-источник», «исходная сфера», «донорская зона» и «сфера-магнит», «конечная сфера» и «реципиентная зона». При этом необходимо учитывать, что во всех случаях под «сферой» понимается «концептуальная сфера».

Концептуальные метафоры различаются  как по исходным (концептуальным) сферам, то есть областям (сферам, концептам), из которых извлекается лексема, так и по конечным сферам, то есть областям, в которые попадает метафорически переосмысленная лексема. Существует бинарная связь между исходной и конечной сферами, которую можно рассматривать как когнитивную модель. Одна когнитивная модель охватывает некое множество лексем, которые по данной схеме связывают конечную и исходную сферы. Если связь между двумя сферами сопряжена с метафорическим переосмыслением, то тогда реализуется метафорическая модель.  «Метафорическая модель – это существующая или складывающаяся в сознании носителей языка схема связи между двумя понятийными сферами, которую можно представить определённой формулой: ‘X – это Y’. Например, Политическая деятельность – это Война… Отношение между компонентами формулы понимается не как прямое отождествление, а как подобие: ‘X подобен Y’, Политическая деятельность подобна Войне» [Чудинов, 2003: 64].

Информация о работе Концептуальная метафора сферы источника "футбол" в политическом дискурсе англоязычных и русскоязычных СМИ