Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:41, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что изучение концептуальных метафор в области спорта в дискурсе англоязычных и русскоязычных СМИ представляет собой огромный интерес и дает возможность для выявления лингвистических и экстралингвистических связей и ассоциаций присущих носителям той или иной рассматриваемой лингвокультуры. Современная действительность характеризуется формированием массового общественного сознания посредством СМИ, следовательно это дает нам возможность говорить о том, что концептуальные метафоры, используемые в них, играют важную роль в формировании общественного мнения и влияют на отношение общественности к той или иной ситуации или проблеме.
Введение ……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы исследования.……………………………
1.1. Теоретические основы исследования понятия метафора…………….
1.2. Выделение понятия «Концептуальная метафора»…………………….
1.3. Метафоры в когнитивной лингвистике………………………………...
1.4. Метафоры в политическом дискурсе ………………………………….
1.5. Функции концептуальной метафоры в политическом дискурсе ……
1.6. Источники и способы образования метафор…………………………..
1.7. Выделение понятия «Политический дискурс» и его характерные особенности …………………………….........................................................
1.8. Подходы к изучению термина «Дискурс» …………………………..
1.9. Выделение понятия «политический дискурс СМИ» ………………
1.10. Разграничение понятий «политический дискурс» и «политический дискурс СМИ»………………………………………………………………..
1.11. Функции метафоры в современном политическом дискурсе …….
1.12. Теоретические истоки политической метафорологии
1.13. Метадология исследования политической метафоры
Выводы по первой главе
Глава 2.Выявление и описание концептуальных метафор
2.1. Базовые метафоры спортивного дискурса
2.2. Базовые метафоры спортивного дискурса
Выводы по второй главе
Заключение……………………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………......
Таким образом, если лексема берется из исходной сферы «футбол» и при метафорическом переносе описывает конечную концептуальную сферу «политика», можно утверждать, что реализуется метафорическая модель: «Политика – футбол».
1.4 Метафоры в политическом дискурсе
Метафоры находят свою реализацию в различных сферах человеческой деятельности и типах дискурса, в том числе и в дискурсе политическом.
Важной особенностью концептуальных метафор политического языка является то, что концептуальные метафоры выражают в политическом дискурсе определённое отношение к политической реальности (государству, правительству, политическим деятелям, партиям, институтам власти, другим странам), определённое восприятие и отражение этой действительности в сознании носителей политического языка.
Однако стоит учитывать, что отражение реальности и сама реальность могут отличаться, а следовательно восприниматься и интерпретироваться по-разному представителями различных культур, носителями различных языков.
Таким образом, отношение к реальной действительности одной страны может восприниматься представителями других культур по-разному. Это восприятие будет зависеть от того, как человек оценивает ту действительность, в которой живет. Так, например, когда мы говорим о высоком уровне безработицы в России, то например, представителям стран третьего мира он покажется совсем не высоким. Таким образом, метафора отражает качества и свойства объектов, наиболее значимые и культурно обусловленные именно для того общества, в языке которого данная метафора существует [Quasthoff 1973; Lakoff, Johnson 1980].
Любая метафора существует одновременно на нескольких уровнях, а именно: в определённом контексте, тексте, дискурсе.
Первый уровень для метафоры – это контекст, в котором она появилась и употребляется. Вне контекста метафора существовать не может. В некоторых случаях для правильной интерпретации метафоры требуется привлечение всего текста, а не отдельного предложения или абзаца.
В тексте метафора также является частью метафорической системы данного текста. При употреблении в тексте метафор одной модели, между метафорами могут возникать семантические отношения развёртывания и усиления. Метафоры разных моделей могут вступать также друг с другом в отношения синонимии, омонимии и антонимии.
Принадлежность к уровню дискурса определяется тем, что метафора не может существовать только в одном тексте, она может рассматриваться как объект, который был создан в определенном обществе. Поэтому метафора всегда несёт в себе информацию о культуре, истории и традициях того общества, в языковом и культурном пространстве которого она находится. Именно поэтому, чтобы, например, расшифровать некоторые политические метафоры, нужно обладать набором фоновых знаний о политической ситуации в данной стране, знать политических деятелей и партии, историю и культуру страны в целом.
1.5 Функции концептуальной метафоры в политическом дискурсе
Функции метафоры в различных классах текстов освещены в работах В.К. Харченко, в политических текстах функции концептуальной метафоры рассматривали А. П. Чудинов, Е. И. Шейгал и другие.
Для понимания специфики функционирования концептуальной метафоры в политики необходимо рассмотреть функции концептуальной метафоры в политическом дискурсе. Когнитивная функция, которая является ведущей для концептуальной метафоры. В соответствии с представлениями современной когнитивной семантики метафорическое моделирование – это отражающее национальное, социальное и личностное самосознание средство постижения, рубрикации, представления и оценки какого-то фрагмента действительности при помощи сценариев, фреймов и слотов, относящихся к совершенно иной понятийной области. Соответственно в качестве основной выделяется когнитивная функция концептуальной метафоры, то есть функция обработки, хранения и передачи информации.
Функция оценки может пересекаться с любой из уже названных выше функций метафоры. Функция оценки в чистом виде проявляется тогда, когда оценка является единственной или превалирующей базой для метафорического переноса наименования.
Следует отметить, что рассмотренные функции лишь относительно автономны. Они тесно переплетены между собой, а некоторые из них можно рассматривать как специфический вариант когнитивной функции.
1.6 Источники и способы образования метафор
Важным представляется
также вопрос об источниках метафоры
и проблеме авторства, способах образования
и усиления метафорического образа. Источником концептуальной метафоры
в политическом дискурсе может являться
непосредственно сам текст политической
речи, в котором метафора и употребляется.
Как отмечает Р. Д. Керимов [ Электронный
ресурс: http://cognitiv.narod.ru/diss.
Следует также отметить
специфическую особенность
Важным является также вопрос об основных способов образования метафор. Автором метафоры, за исключением цитат и традиционных метафор, является оратор, однако не все метафоры он придумывает заново. В некоторых случаях он использует культурный и языковой опыт, накопленный обществом. Способами образования метафоры являются:
1.7. Выделение понятия «Политический дискурс» и его характерные особенности
Термин «дискурс» не имеет однозначной трактовки в современном языкознании, так как данный термин многозначен и используется в широком ряде случаев. Одним из первых, кто употребил термин “дискурс” в качестве самостоятельного термина был американский лингвист А. Харрис, сделавший это в 1952 году в статье, посвященной исследованию языка рекламы. Данный термин стал широко использоваться в лингвистике в начале 70-х годов, в значении, близком к понятию «функциональный стиль», то есть как особый тип текста с характерными ему особенностями: грамматическим строем, лексикой и т.д. Позднее определение «дискурса» стало включать в себя условия, в которых реализуется и актуализируется текст. Такой взгляд на дискурс предложил Т.А. ван Дейк, чьи идеи повлияли на понимание данного термина Ю. Н. Карауловым и В. В. Петровым: дискурс – это «сложное коммуникативное явление, включающее, кроме текста, еще и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата), необходимые для понимания текста» [Ю. Н. Караулов, В. В. Петров, 1989: 8]. В свою очередь Н.Д. Арутюнова дала свое более короткое определение дискурса как «речь, погруженная в жизнь» [Н. Д. Арутюнова, 1999: 137].
Таким образом, говоря о дискурсе нужно иметь ввиду, что текст не может существовать автономно, отдельно от культуры, в которой был создан. Рассматривая дискурс необходимо изучить совокупность текстов, их «культурную оболочку» и исторический этап, на котором они были написаны. Это понятие модифицирует традиционные представления о речи, тексте, диалоге, стиле и даже языке.
1.8. Подходы к изучению термина «Дискурс»
Существуют три основных подхода к употреблению термина «дискурс».
К первому классу относятся
непосредственно
Второй класс употреблений термина «дискурс», принадлежит публицистике. За этим употреблениями просматривается стремление к уточнению традиционных понятий стиля и индивидуального языка. Традиционные выражения, такие как стиль Достоевского, язык Пушкина или язык большевизма заменяются более современно звучащими выражениями, как современный русский политический дискурс или дискурс Рональда Рейгана. Понимаемый таким образом термин «дискурс» имеет притяжательный характер (какой или чей дискурс). Дискурс в данном понимании - это стилистическая специфика плюс стоящая за ней идеология. Подобного рода понимание, является в большей степени социологическим. То есть, определение дискурса в данном случае может рассматриваться как указание на коммуникативное своеобразие субъекта, независимо от того, конкретный ли это субъект (дискурс Путина), групповой (студенческий дискурс) или абстрактный (дискурс надежды). Используя к примеру выражение «дискурс насилия», подразумевается не столько то, как говорят о насилии, столько то, как абстрактное понятие «насилие» проявляет себя в коммуникативных формах.
Третье употребление термина «дискурс» связано с социологией. В данном случае под «дискурсом» понимается особый вид коммуникации, осуществляемый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, традиций, стереотипов, и т.п.
Также следует учитывать,
что три перечисленных
1.9. Выделение понятия «Политический дискурс СМИ»
Что касается политического дискурса, его можно определить как совокупность политических текстов, предназначенных для политической коммуникации и направленных на электорат, рассматриваемых в контексте той или иной политической и культурной ситуации на определенном историческом этапе. Характерными признаками языка политики являются смысловая неопределённость (политики часто высказывают своё мнение обобщённо), фантомность (многие знаки политического языка не имеют реального денотата), фидеистичность (иррациональность, опора на подсознание), эзотеричность (подлинный смысл многих политических высказываний понятен только избранным), дистанцированность и театральность.
Политический дискурс ориентирован на общество, следовательно его задачей является внушить адресатам необходимость «политически правильных» действий и/или оценок. Иначе говоря, цель политического дискурса – не описать а убедить, пробудив в адресате намерения, дать почву для убеждения и побудить к действию. Поэтому эффективность политического дискурса можно определить относительно этой цели.