Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:25, контрольная работа
1. Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.
2. Назовите все программные стихотворения, в которых затрагивается каждая из следующих тем:
• тема свободы;
• тема дружбы; тема любви;
• тема поэта и поэзии;
• тема смысла жизни.
3. Из каждого стихотворения приведите строки, содержащие, на Ваш взгляд, наиболее яркие образы и символы, и прокомментируйте их (объем не ограничен).
Какие традиционные черты духовного облика русской женщины воплотились в образе Татьяны?
_____________________
===================
_____________________
===================
_____________________
«Смена времен года в романе Пушкина ‘’Евгений Онегин’’»
I Вступление
Роль природы в творчестве Пушкина.
II Основная часть
1.Пейзажные зарисовки – одна из основных тем авторских отступлений.
2.Неоднородное течение времени в романе.
3.Роль чередования времен года – благодаря им прослеживается хронология событий: летом Онегин отправляется в деревню, проводит там осень, зимой – после дуэли с Ленским – покидает свое имение, весной Татьяна посещает дом Онегина.
III Заключение.
Гармоничное, взаимодополняющее сочетание перемен в природе и в жизни героев.
«Изображение жизни столичного и провинциального дворянства в романе Пушкина ’’Евгений Онегин’’»
I.Вступление
Историческая обстановка, сложившаяся во время написания романа.
II. Основная часть.
Разница между жизнью столичных и провинциальных дворян. Упоминание грехов дворянства - лицемерие столичного света и ограниченность, темнота других. Жестокость дворян по отношению к крепостным.
III. Заключение.
Контраст между радужными описаниями Петербурга и деревенской природы и между описанием нравов дворянства.
===================
«МЕДНЫЙ ВСАДНИК»
Работа с текстом
_____________________
В поэме рассказывается о небогатом молодом человеке Евгении, живущем в Петербурге. Евгений занят на службе, снимает квартиру и мечтает жениться на Параше, своей возлюбленной. Мирное течение его жизни нарушает наводнение. Стихия бушует в Петербурге, сокрушая дома, размывая землю. Разлившаяся Нева разлучает Евгения с Парашей. Но в конце концов вода успокаивается, и Евгений спешит на другой берег, чтобы узнать, что с его любимой. Найдя то место, где должен быть её дом, он не нашел его там. Пораженный увиденным, Евгений лишается рассудка. Он не возвращается больше в свою квартиру, бродит по Петербургу и кормится подаяниями. Одной ненастной ночью Евгений просыпается и перед его глазами встает пережитый во время наводнения ужас. Несчастный отправляется бродить по городу. Вдруг он видит Медного Всадника - скульптуру, изображающую Петра I, и бросает ему упрек. Вдруг Евгению почудилось, что лицо памятника исказилось гневом, и, напуганный, бросился бежать. И куда бы ни направился Евгений, всюду его преследовал грохот копыт Медного Всадника. С той ночи, проходя мимо памятника, он всегда прижимал к сердцу руку и почтительно снимал картуз. Заканчивается поэма словами о смерти Евгения, найденного около пустого ветхого домишки, занесенного на маленький остров на взморье.
===================
_____________________
Петр I:
«О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?»
Евгений:
«Наш герой
Живет в Коломне; где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине».
«Но что ж, я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою».
Медный всадник:
«Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!»
Петербург:
«…юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво».
===================
_____________________
Исторический:
«Прошло сто лет…»
«В тот грозный год
Покойный царь еще Россией
Со славой правил».
«Царь молвил — из конца в конец,
По ближним улицам и дальным
В опасный путь средь бурных вод
Его пустились генералы
Спасать и страхом обуялый
И дома тонущий народ».
«Уже по улицам свободным
С своим бесчувствием холодным
Ходил народ. Чиновный люд,
Покинув свой ночной приют,
На службу шел».
«Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море».
Литературный:
«Мы будем нашего героя
Звать этим именем. Оно
Звучит приятно; с ним давно
Мое перо к тому же дружно».
«…блистало
И под пером Карамзина».
«Об ней, друзья мои, для вас
Начну свое повествованье.
Печален будет мой рассказ».
«Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье невских берегов».
«Евгений тут вздохнул сердечно
И размечтался, как поэт».
Мифологический:
«На крыльце
С подъятой лапой, как живые,
Стояли львы сторожевые».
«И всплыл Петрополь как Тритон,
По пояс в воду погружен».
«Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей».
«Стоял он, дум великих полн…»
«И тяжело Нева дышала,
Как с битвы прибежавший конь».
===================
Развитие навыков литературоведческого анализа
_____________________
Жанр поэмы принадлежит к лиро-эпическому роду литературы. Этот литературный род характеризуется наличием черт лирического произведения, и вместе с тем в лиро-эпическом произведении присутствует действие, описание конкретных событий, воспроизведение с любой степенью детальности бытия и сознания людей. В поэме «Медный всадник» присутствует как описание терзаний Евгения, который не знает, что случилось с его возлюбленной, так и изложение конкретных исторических событий – наводнения, строительства Петербурга. При этом при этом Пушкин не скупится на детали, что позволяет читателю наблюдать яркую, полную картину событий, описываемых в поэме.
===================
_____________________
===================
_____________________
Метафора:
«Все флаги в гости будут к нам» (в значении «все страны»)
«В гранит оделася Нева» (имеется в виду город, построенный на реке)
«Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!»(вечный сон – смерть)
«Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой». (т.е. голубой цвет)
«Не унывая, открывал
Невой ограбленный подвал»
«Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
И спорить стало ей невмочь...» (представляя реку живым существом, поэт показывает своенравный характер стихии, повествование приобретает мифологический, фольклорный оттенок).
Сравнение:
«Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной».
«И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась».
«И всплыл Петрополь как Тритон,
По пояс в воду погружен». (Тритон – водное божество)
«И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь возмущеньем
И покидая с небреженьем
Свою добычу. Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой!..»
«Дворец
Казался островом печальным». (Царский дворец – последний оплот спокойствия).
Символ:
«И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова». (Петербург – символ новой России, Москва – старой)
Гипербола:
«Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой».
===================
_____________________
===================
_____________________
Петербург в поэме представлен неоднозначно. «Град Петров» - это не только «сцена», на которой разворачиваются события поэмы, Петербург является символом всей Петровской эпохи, «петербургского» периода русской истории.
Петербург предстает в поэме как некое замкнутое пространство, живущее по своим законам. Этот город противопоставляется не только Москве – «порфироносной вдове», но и всей прежней России. Петербург полон противоречий. Он «вознесся пышно, горделиво», но «из тьмы лесов, из топи блат». Это город-колосс, под которым болотная топь.
Пушкин отзывается о Петербурге с восторгом, однако что-то настораживает в строках, посвященных городу. Тревога звучит в пожелании «граду Петра»:
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия…
Эти строки говорят о том, что красота города-твердыни не вечна: он стоит прочно, но может быть разрушен стихией.
До наводнения Пушкин описывает заманчивые картины петербуржской жизни, но самих жителей лишь упоминает вскользь. Во время же наводнения город будто оживает, народ появляется на улицах, «теснится кучами» на берегах Невы. Стихия разрушает «строгий, стройный вид» Петербурга, показывает его с неприглядной стороны:
Информация о работе Контрольная работа по произведениям А.С. Пушкина