Контрольная работа по произведениям А.С. Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

1. Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.
2. Назовите все программные стихотворения, в которых затрагивается каждая из следующих тем:
• тема свободы;
• тема дружбы; тема любви;
• тема поэта и поэзии;
• тема смысла жизни.
3. Из каждого стихотворения приведите строки, содержащие, на Ваш взгляд, наиболее яркие образы и символы, и прокомментируйте их (объем не ограничен).

Файлы: 1 файл

А. С. Пушкин (1799-1837).doc

— 83.17 Кб (Скачать файл)

_____________________

 

===================

  1. Сформулируйте аспекты, составляющие тематику и проблематику произведения.

_____________________

 

===================

  1. Прокомментируйте композиционное своеобразие романа. Какие смысловые и композиционные параллели в нем присутствуют и какова их художественная функция?

_____________________

 

===================

  1. Приведите наиболее показательные и существенные, с Вашей точки зрения, символические образы, встречающиеся в тексте и прокомментируйте их.

_____________________

 

===================

 

Анализ проблематики

 

  1. Охарактеризуйте отношение автора к историческим событиям, лежащим  в основе произведения (0,5-1 стр.).

_____________________

Авторская позиция в романе проявилась в выборе героя-мемуариста, в отборе исторических ситуаций, в  том, как судьбы героев соотнесены с  историческими событиями. Пугачевский  бунт показан Пушкиным как национальная трагедия. Это беспощадная гражданская  война, в которой бунтовщики не могут  победить, свою обреченность признает даже Пугачев. Не считают себя победителями и усмирители бунта («Мы утешались в нашем бездействии мыслию о скором прекращении скучной и мелочной войны  разбойниками и дикарями»).

В этой войне, по мнению Пушкина, есть только побежденные – русские  люди, воюющие против таких же русских  людей.

===================

  1. Как, с Вашей точки зрения, решается в произведении проблемы власти, чести и человеческого достоинства? (0,5-1 стр.)

_____________________

 

===================

  1. Опираясь на текст романа, последовательно покажите, как Пушкин изображает нравственное становление личности (0,5-1 стр.).

_____________________

 

===================

  1. Опираясь на текст, покажите, как Пушкин изображает переплетение личной человеческой судьбы и судьбы народа, государства. Сделайте выводы
  • о своеобразии пушкинского историзма, положившего начало одной из основных реалистических традиций в русской литературе;
  • о том, как решается в романе проблема смысла жизни

(1 стр.)

_____________________

 

===================

 

 

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

 

  1. Основные мотивы лирики Пушкина.
  2. Жанрово-композиционное своеобразие романа Пушкина «Евгений Онегин».
  3. Личность и история в произведениях Пушкина.

____________________

 

                                       Основные мотивы лирики Пушкина.

 

 

 

Сложно  определить, какой мотив является главным в творчестве поэта – все они значимы в равной степени. Однако, на мой взгляд, первой нужно упомянуть тему дружбы.

В годы юности, в тот период, когда поэт начал создавать свои первые произведения, сформировалось лицейское братство, которое Пушкин будет всю свою жизнь вспоминать с теплом и восхищением. Каждый из друзей-лицеистов Пушкина воспринимался им как человек, навсегда связанный с ним невидимыми нитями судьбы. Пушкин считал дружеское участие высшим проявлением человечности. Стихотворением «И.И. Пущину», отправленному в Сибирь другу-декабристу, поэт выражает свою поддержку, дарует «утешение» сосланному другу. Дружба – чувство, способное выдержать любые испытания. В то же время в этом стихотворении возникает мотив свободы, также очень важный в творчестве Пушкина.

Свобода, вольность, воля –  слова, нередко встречающиеся в  пушкинском словаре, лейтмотивом звучащие в его творчестве.

Понимание сущности свободы  у Пушкина развивалось на протяжении всего творчества поэта, неизменным было лишь то, что свобода является общечеловеческой, абсолютной ценностью.

Мотив свободы объединяется с ещё одним важным мотивом  – социальным. Примером такого соединения служит ода «Вольность» - поэт выражает негодование и скорбь, глядя на мир, лишенный свободы, находящийся во власти тиранов. «Вольность» - своего рода социальный манифест, в котором Пушкин рассказывает о своей мечте - всеобщей свободе. Поэт этим стихотворением также демонстрирует роль творца в обществе. Поэт – это тот, кто несет истину.

Тема поэта и поэзии также присутствует во многих произведениях  Пушкина. Назначение поэтического творчества в пушкинском понимании – «глаголом  жечь сердца людей», пусть даже под  неодобрительные взгляды «толпы». «Поэт» и «толпа» в творчестве Пушкина противопоставляются, что  порождает некий парадокс – «поэт» не разделяет мнений «толпы», но, тем  не менее, творит для всех людей, в  том числе и для тех, которые  составляют «толпу».

Закончить описание основных тем и мотивов  лирики Пушкина мне бы хотелось темой  любви. Эта тема – совершенно особенная  для поэта. Любовь – сокровенное, заставляющее душу «пробудиться». Это одновременно источник ярких переживаний и меланхолических раздумий, робость и ревность.

Поэзия Пушкина и его  судьба тесно переплетены – события  жизни поэта нашли своё отражение  в его произведениях, в свою очередь, поэзия влияла на судьбу Пушкина, зачастую определяя её. Основные мотивы лирики Пушкина – любовь, дружба, свобода, творчество – это те вещи, которые  в наибольшей степени волновали  поэта, вдохновляли его, давали пищу для размышлений и являлись смыслом  существования.

===================

 

 

 

М.Ю. Лермонтов (1814-1841)

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

ЛИРИКА

 

Работа  с текстами

 

  1. Расположите все программные стихотворения  Лермонтова в хронологическом порядке  с указанием года написания. Затем  распределите их по следующим группам:
  • философская лирика;
  • любовная лирика;
  • гражданская лирика.

_____________________

«Ангел» 1831 философская лирика

«Парус» 1832 философская лирика

«Смерть поэта» 1837 гражданская лирика

«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») 1837 философская лирика

«Когда волнуется желтеющая  нива…» 1837 философская лирика

«Бородино» 1837 гражданская лирика

«Поэт» 1838 философская лирика

«Дума» 1838 гражданская лирика

«Кинжал» 1838 философская лирика

«Есть речи – значенье…» 1839 философская лирика

«Три пальмы» 1839 философская лирика

«Как часто, пестрою толпою окружен…» 1840 гражданская лирика

«И скучно и грустно» 1840 философская лирика

«Тучи» 1840 философская лирика

«Воздушный корабль» 1840 философская лирика

«Завещание» 1840 философская лирика

«Выхожу один я на дорогу…» 1841 философская лирика

«Родина» 1841 философская лирика

«Сон» 1841 любовная лирика

«Пророк» 1841 гражданская лирика

«Нет, не тебя так пылко  я люблю…» 1841 любовная лирика

«Утес» 1841 философская лирика

===================

  1. Из программной лирики Лермонтова приведите цитаты, наиболее ярко, с Вашей точки зрения, иллюстрирующие следующие мотивы и темы:
  • романтический поиск «мира иного»;
  • противостояние личности и общества («поэта» и «толпы»);
  • любовь и одиночество;
  • одиночество и смерть;
  • гармония мироздания;
  • мотив «невыразимого»;
  • патриотизм и тема России

(указывайте  цитируемое стихотворение).

_____________________

Романтический поиск «мира иного»

«И долго на свете томилась она,

      Желанием  чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

      Ей скучные  песни земли». («Ангел»)

 

Противостояние личности и общества («поэта» и «толпы»)

«И шум толпы людской спугнёт мечту мою…»

«И дерзко бросить им в глаза железный стих,

‎Облитый горечью и  злостью!..» («Как часто, пёстрою толпою окружен…»)

Любовь и одиночество:

«Соседка есть у них одна...

Как вспомнишь, как давно

Расстались!.. Обо мне она 

Не спросит... все равно,

Ты расскажи всю правду ей,

Пустого сердца не жалей;

Пускай она поплачет...

Ей ничего не значит!» («Завещание»)

 

Одиночество и смерть

«Они расстались в безмолвном и гордом страданье,

И милый образ во сне  лишь порою видали.

И смерть пришла: наступило  за гробом свиданье...

Но в мире новом друг друга они не узнали». («Сон»)

 

Гармония мироздания

«Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины  на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...» («Когда волнуется желтеющая нива…»)

 

Мотив «невыразимого»

«Не встретит ответа

Средь шума мирского

Из пламя и света

Рождённое слово». («Есть речи – значенье…»)

 

Патриотизм и тема России

«Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия  покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного  мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам — 

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее подобные морям…» («Родина»)

===================

  1. Приведите и прокомментируйте 10 наиболее ярких символических образов, в которых, на Ваш взгляд, воплотились центральные, заветные темы лермонтовской лирики.

_____________________

 

===================

 

Развитие навыков литературоведческого анализа

 

  1. Проанализируйте любые 5 стихотворений  в соответствии с планом разбора  лирического стихотворения, приведенным  в разделе «Принципы анализа  литературных произведений» (форма  свободная; обязательно наличие  всех пунктов плана).

_____________________

 

===================

  1. Приведите и прокомментируйте по несколько примеров использования каждого из следующих художественных средств:
  • символ;
  • метафора;
  • аллегория;
  • сравнение;
  • гипербола

(указывайте  цитируемое стихотворение).

_____________________

Аллегория:

«Теперь родных ножон, избитых на войне,

    Лишен героя  спутник бедный;

Игрушкой золотой он блещет на стене — 

    Увы, бесславный  и безвредный!» («Поэт») - здесь аллегорически показано назначение поэтического творчества.

 

Сравнение:

«Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью  жемчужною

Мчитесь вы, будто как я  же, изгнанники

С милого севера в сторону  южную».

===================

  1. В чем своеобразие романтизма Лермонтова (раскройте тему в тезисной форме в сопоставлении с творчеством Жуковского и Пушкина). Традициям каких европейских романтиков близко мироощущение Лермонтова и его лирического героя?  (0,5-1 стр.).

_____________________

 

===================

  1. Сформулируйте и перечислите черты романтизма и реализма в лирике Лермонтова (указывайте стихотворения, на которые ссылаетесь).

_____________________

Черты реализма в лирике Лермонтова проявились в 1836-1841 гг. В эти годы любовных стихов у Лермонтова стало  меньше, меньше авторского «я», появляется ирония, разрабатывается иносказательная  «повествовательная» лрика, внешний  мир в ней и в поэмах отображен  гораздо отчетливее и детальнее, без штампов. В стихотворениях, например, «Родина», «Завещание» очевидна реалистическая установка, так же, как в романе «Герой нашего времени». Но преобладают  у Лермонтова романтическая лирика и поэмы, включая выросшие из раннего  творчества «Демон» и «Мцыри». Даже в произведениях, бесспорно принадлежащих  к реализму, представлен романтический  историзм, акцентирующий не связь, но противопоставление исторических эпох («Бородино», «Дума», «Поэт»).

Информация о работе Контрольная работа по произведениям А.С. Пушкина