Контрольная работа по произведениям А.С. Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

1. Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.
2. Назовите все программные стихотворения, в которых затрагивается каждая из следующих тем:
• тема свободы;
• тема дружбы; тема любви;
• тема поэта и поэзии;
• тема смысла жизни.
3. Из каждого стихотворения приведите строки, содержащие, на Ваш взгляд, наиболее яркие образы и символы, и прокомментируйте их (объем не ограничен).

Файлы: 1 файл

А. С. Пушкин (1799-1837).doc

— 83.17 Кб (Скачать файл)

Лотки под мокрой пеленой,

Обломки хижин, бревны, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам!

Как только наводнение проходит, город в одну ночь избавляется  от следов пережитого кошмара и вновь  становится холодным и равнодушным  к человеку. Это город чиновников, торгашей, «злых детей», бросающих  камнями в безумного Евгения, кучеров, стегающих его плетьми. Несмотря на всё это, город остается «державным» - над ним парит «кумир на бронзовом коне».

===================

 

 

Анализ  проблематики

 

  1. Попытайтесь сформулировать свое понимание  главной идеи пушкинской поэмы (0,5 стр.).

_____________________

На мой взгляд, основной идеей поэмы является взаимодействие между «маленьким человеком» и государством, властью. Противоречия между ними не могут разрешиться или исчезнуть  – человек и власть всегда неразрывно трагически связаны между собой. Петр – «мощный властелин судьбы» - построил Петербург и новую Россию, но не сумел «железною уздою» стянуть  простого человека. Власть бессильна  против настоящих человеческих чувств – сердца, памяти, стихии человеческой души. Даже грозного Медного Всадника способен заставить сдвинуться с  места простой человек.

===================

  1. Как отразилась в поэме двойственность пушкинской трактовки личности Петра Великого? Соответствует ли пушкинская трактовка историко-культурной реальности? Аргументируйте свой ответ.

_____________________

Во времена Пушкина  параллельно складывались две противоположных  группы мифов. В одних Петр представал великим создателем «преславного града», оплотом государственной и военной  мощи. Эти мифы возникали в поэзии и активно поощрялись. В других мифах, сложившихся в народных сказаниях  пророчествах раскольников, Петр представал живым антихристом, основавшим город, который обречен на хаос и разрушение. Пушкин же создал синтетические образы Петра и Петербурга, в которых  обе взаимоисключающие мифологические концепции дополняли друг друга. Поэтический миф об основании  города воплотился во вступлении, а  миф о разрушении Петербурга –  в первой и во второй частях поэмы. Одновременно величественный и «ужасный»  вид памятника отражают противоречия, объективно существовавшие в Петре.

===================

  1. Попытайтесь в контексте пушкинской поэмы объяснить историко-культурный и философский смысл следующих понятий:
  • «памятник»;
  • «кумир»;
  • «историческая память»;
  • «судьба»;
  • «двойник».

_____________________

«Памятник» - памятником в  поэме является не только Медный всадник, но и весь Петербург. Этот «памятник» - вечный монумент во славу Петра.

«Кумир» - всего лишь мертвая  статуя, которую человек сможет сокрушить  или, по крайней мере, заставить сорваться  с места.

«Историческая память» в  поэме – это то, чего лишен  Евгений. Без исторической памяти, без  знания того, кто его предки, человек  становится лишь марионеткой, которой  власть легко может управлять.

«Судьба» - неотвратимая сила, которая разрушает жизнь Евгения. Однако, бросая упреки Медному всаднику, Евгений идет против судьбы.

«Двойник» - двойниками в поэме выступают Медный Всадник и Петр. Медный всадник является воплощением сурового, властного Петра.

===================

  1. Как Вы понимаете смысл выражений «тема ’’маленького человека’’» и «образ ’’маленького человека’’» в русской литературе? Раскройте свое понимание на примере образа Евгения (1 стр.).

_____________________

Одно  из значений понятия «тема» в литературе – это то общее, что объединяет тематику разных писателей, иногда весьма далеких друг от друга по времени, творческим принципам и т.д.: любовная тема, тема войны, тема жизни деревни и многие другие. К таким темам также относится и тема «маленького человека». В произведениях, затрагивающих эту тему, внимание уделяется простым людям, на которых обычно не обращают внимания. Это крестьяне, мелкие чиновники, бедняки. Произведения, посвященные маленькому человеку, показывают, что каждый человек заслуживает внимания, что у каждого есть чувства, что «и крестьянки любить умеют».

Евгений из поэмы «Медный всадник» – пример «маленького человека». Он работает мелким чиновником, небогат, снимает  комнату. Казалось бы, он, со своей бесхитростной  жизнью, ничем не может заинтересовать писателя и стать героем литературного  произведения. Но Пушкин показывает то, что не заметно прочим -  что творится в душе «маленького человека». Евгений способен на самые глубокие и сильные переживания, он любит, страдает ничуть не меньше, чем представители высших сословий.

===================

  1. Составьте подробный план сочинения на тему «Образ Петербурга в произведениях Пушкина». План должен отражать структуру сочинения, используемые тексты, краткое содержание каждой части (0,5 стр.).

_____________________

I. Вступление

Петербург как место, где Пушкин утвердился как творческая личность.

II. Основная часть.

1.Петербург в романе «Евгений Онегин».

Разница между Петербургом  в первых главах и в последних.

Петербург описан в первых главах как прекрасный, праздничный  город, так как мы видим его  глазами Онегина. Однако в последних  главах через Татьяну Пушкин довольно зло описывает высший свет.

2.Петербург  в поэме «Медный всадник».

В поэме образ Петербурга показан с иного ракурса - столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для "маленького человека". Резкий контраст между описанием Петербурга в начале произведения и в конце – если в конце Петербург пышен, величав, то в описании наводнения раскрывается его истинная сущность.

III. Заключение.

Образ Петербурга – динамичен, поэт относится к нему с огромной любовью, восхищением, но это не мешает ему видеть существующие недостатки.

===================

 

 

«КАПИТАНСКАЯ  ДОЧКА»

 

Работа  с текстом

 

  1. Внимательно перечитайте текст. Составьте  сжатое и стилистически корректное изложение содержания произведения по главам (1 стр.).

_____________________

В основу романа легли мемуары пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, написанные им во времена царствования императора Александра и посвященные «пугачевщине», в которой семнадцатилетний офицер Петр Гринев по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие.

Петр Андреевич с легкой иронией вспоминает свое детство, детство  дворянского недоросля. Он ещё до рождения был зачислен в полк, ничем особенным себя не утруждал. К нему был приставлен Савельич, призванный присматривать за Гриневым с пятилетнего возраста. Затем появился учитель - француз Бопре, впоследствии изгнанный.изгнанием Бопре, уличенного в беспутстве, пьянстве и небрежении обязанностями учителя. На семнадцатом году отец решает послать сына на службу, чтобы искоренить в нем недоросля. Он отправляет Гринева в Оренбург, руша  надежды молодого Гринева на веселую жизнь в Петербурге. С Гриневым отправляется Савельич. Подъезжая к Оренбургу, Гринев и Савельич попадают в буран. Белогорская крепость, куда из Оренбурга послан служить Гринев, встречает юношу не грозными бастионами, башнями и валами, а оказывается деревушкой, окруженной деревянным забором. Вместо храброго гарнизона — инвалиды, не знающие, где левая, а где правая сторона, вместо смертоносной артиллерии — старенькая пушка, забитая мусором. Внимание Гринева привлекает Маша Миронова – дочь коменданта крепости.

Служба не тяготит Гринева, он увлекся чтением книг, упражняется  в переводах и сочинении стихов. Поначалу он сближается с поручиком  Швабриным, единственным в крепости человеком, близким Гриневу по образованию, возрасту и роду занятий. Но вскоре они ссорятся — Швабрин позволяет себе нелестно отозваться о Маше, происходит поединок, в результате которого Гринев ранен. Маша ухаживает за раненым Гриневым. Гринев отправляет своему отцу письмо, спрашивая разрешения на свадьбу, но Маша — бесприданница. Отец отвечает отказом. Тем временем в Белогорской крепости ожидают нападения Пугачева. Мятежники появляются неожиданно — Мироновы даже не успели отправить Машу в Оренбург. Коменданта и его жену убивают. Смерть на виселице ждет и Гринева, но Пугачев милует его.

После этого между Гриневым и Пугачевым происходит разговор, после которого мятежник отпукает Петрушу. Тот решает ехать в Оренбург за помощью - в крепости осталась Маша, а комендантом крепости назначен Швабрин, присягнувший Пугачеву на верность. Но в Оренбурге Гриневу в помощи отказано, а через несколько дней войска мятежников окружают город. Потянулись долгие дни осады. Вскоре случаем в руки Гринева попадает письмо от Маши, из которого он узнает, что Швабрин принуждает её выйти за него замуж, угрожая в противном случае выдать её пугачевцам. Вновь Гринев обращается за помощью к военному коменданту, и вновь получает отказ. Гринев с Савельичем выезжают в Белогорскую крепость, но их схватывают мятежники. Гринев вновь сталкивается с Пугачевым, и тот решает наказать обидчика и спасти сироту. Прибыв в крепость, Гринев с помощью Пугачева освобождает Машу. Машу в качестве невесты Гринев отправляет к своим родителям, а сам по «долгу чести» остается в армии.Окончание военной кампании совпадает с арестом Гринева. Представ перед судом, он спокоен в своей уверенности, что может оправдаться, но его оговаривает Швабрин, выставляя Гринева шпионом, отряженным от Пугачева в Оренбург. Гринев осужден, его ждет позор, ссылка в Сибирь на вечное поселение.

От позора и ссылки Гринева  спасает Маша, которая едет к царице просить за него, и императрица, удивленная мужеством Маши, милует Гринева.

===================

  1. Перечислите исторические и художественные источники, на которые опирался Пушкин при работе над текстом «Капитанской дочки». Как повлияли эти источники на текст?

_____________________

Роман «Капитанская дочка», опубликованный четвертой книжке журнала  «Современник» - итоговое произведение Пушкина. «Прощальный роман» вырастал из пушкинских трудов по истории России. Исторический труд дал роману фактическую основу и общую концепцию. К 1832-1833 относятся черновые наброски и планы будущего исторического произведения. Изначально его центральной фигурой должен был стать дворянин, поручик Шванвич, перешедший на сторону Пугачева. Сведения об этом дворянине Пушкин нашел в одном из пунктов официального юридического документа – «Сентенции» Сената (там же говорилось и о подпоручике Гриневе, которого сначала арестовали по подозрению в сговоре с бунтовщиками, но затем отпустили). Изучение материалов бунта во время поездки в Казань и Оренбург также скорректировало первоначальный замысел: Пушкин пришел к выводу, что дворянство – единственное сословие, до конца верное царю и не поддержавшее бунт. Судьба дворянина-отщепенца не могла послужить оснвой для широких художественных обобщений, и Шванович превратился бы в героя-одиночку. Пушкин нашел нового героя – им стал не союзник, а пленник Пугачева Башарин, помилованный им по просьбе солдат.

===================

  1. Объясните смысл эпиграфов и их связь с содержанием каждой главы.

_____________________

 

===================

  1. Приведите наиболее яркие, на Ваш взгляд, текстовые характеристики следующих персонажей (с указанием главы):
    • Петр Гринев;
    • Пугачев;
    • Швабрин;
    • Маша Миронова.

_____________________

 

===================

  1. В произвольной форме составьте схему системы персонажей романа (воспользуйтесь образцом, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений»). Схема должна содержать:
  • имена всех без исключения персонажей (в том числе и тех, которые лишь упоминаются) в авторском употреблении и написании;
  • фактическую информацию о каждом персонаже, имеющуюся в тексте;
  • полную характеристику отношений между героями в фактическом, идейном и композиционном аспектах.

___________________

 

===================

 

Развитие навыков литературоведческого анализа

 

  1. Охарактеризуйте жанровое своеобразие произведения. Перечислите присутствующие в нем признаки романа (в его разновидностях) и повести.

_____________________

«В наше время под словом роман разумеют историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании» - так Пушкин определил основной жанровый признак романа на историческую тему. Основанная, как подчеркнул сам  писатель, «на предании», «Капитанская дочка» стала романом об исторической жизни России. Роман написан от первого лица. Это автобиографические записки русского дворянина Петра Андреевича Гринева, который является фигурой вымышленной.  Однако читателю предлагается воспринимать всё, рассказанное Гриневым, как верный и искренний «человеческий документ». Вымышленные записки Гринева писатель ставит в один ряд с подлинными документами. В «Капитанской дочке» одинаково важны и история жизни рассказчика, и его человеческий, нравственный облик, и исторический фон.

===================

  1. Охарактеризуйте каждого из упомянутых выше четырех персонажей в соответствии с планом анализа художественного образа, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений» (форма свободная; обязательно наличие всех пунктов плана).

Информация о работе Контрольная работа по произведениям А.С. Пушкина