Контрольная работа по произведениям А.С. Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

1. Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.
2. Назовите все программные стихотворения, в которых затрагивается каждая из следующих тем:
• тема свободы;
• тема дружбы; тема любви;
• тема поэта и поэзии;
• тема смысла жизни.
3. Из каждого стихотворения приведите строки, содержащие, на Ваш взгляд, наиболее яркие образы и символы, и прокомментируйте их (объем не ограничен).

Файлы: 1 файл

А. С. Пушкин (1799-1837).doc

— 83.17 Кб (Скачать файл)

===================

 

Анализ проблематики

 

  1. Какими видятся Лермонтову отношения  между выдающейся личностью и  «толпой»? (0,5 стр.)

_____________________

По моему мнению, наиболее ярко взаимоотношения между поэтом и «толпой» в творчестве Лермонтова характеризуются цитатой из стихотворения «Смерть поэта»:

Погиб поэт! — невольник  чести — 

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и  жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один как прежде... и  убит!

Окружающие люди в лирике Лермонтова – лицемерны, лживы, они  не способны понять тонкой души поэта. «Толпа» презирает гения, его  «гордый» язык скучен, «толпу» «тешат блестки и обманы», в которые и превращается поэзия. Сам же поэт – «осмеянный пророк».

===================

  1. Сопоставьте стихотворения «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова. Сделайте вывод о сходстве и различии между двумя художественными трактовками личности поэта (1 стр.).

_____________________

«Пророк» - одно из последних  стихотворений Лермонтова. Стихотворение  продолжает пушкинского «Пророка», но отличается как по стилю, так и  по содержанию. В отличие от Пушкина, Лермонтов употребляет в своем  «Пророке» гораздо меньше старославянизмов. Отказ от стилизации, относительная  нейтральность выполняет важную функцию – приглушается библейский план стихотворения, но выдвигается  на первый план современность.

У Пушкина поэт и пророк имеют немало общего («вещие» зрение и слух) и одинаково важны для  людей. Пророка и поэта роднит способность видеть мир таким, каким  его никогда не увидит простой  человек: они оба видят его  тайные стороны.

Пушкинский поэт и пушкинский пророк дополняют друг друга, но всё-таки они не сливаются в одном существе.

Лермонтовский герой же представляет собой единое целое пророка и  поэта, тщетно пытается «глаголом жечь сердца людей».

===================

  1. Составьте подробные планы сочинений на темы: «Философская лирика Лермонтова» и «Поэт и общество в лирике Лермонтова». Планы должны отражать структуру сочинения, используемые тексты, краткое содержание каждой части (0,5 стр. на каждый план).

_____________________

«Философская лирика Лермонтова»

1. Вступление.

Преобладание философской  тематики в произведениях Лермонтова.

2. Основная часть. 

Основные образы философской  лирики Лермонтова. Трактовка различных  философских понятий  в его  стихотворениях. Смысл жизни в  понимании Лермонтова, бесконечность  его поиска («Парус», «Ангел»). Меланхолическая  окраска стихотворений.

3. Заключение.

Особенности философской  лирики Лермонтова, отражение судьбы поэта в его произведениях.

 

«Поэт и общество в лирике Лермонтова»

1. Вступление.

Тема «поэта» и «толпы»  в лирике Лермонтова, сопоставление  с пушкинской трактовкой.

2. Основная часть.

«Толпа» как орудие судьбы. Миссия поэта в понимании Лермонтова, поэт-«пророк» и поэт-«кинжал». Сочетание  противостояния поэта с толпой и  одновременно – неразрывная связь  между ними.

3. Заключение.

Поэт в лирике Лермонтова – тот, на кого возложена важнейшая  задача: нести людям правду, свет, обличать зло и восхвалять добро.

===================

 

 

ПОЭМЫ

 

Работа с текстами

 

  1. Внимательно перечитайте поэму  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого  купца Калашникова». Кратко (0,5 стр.) и стилистически корректно изложите содержание.

_____________________

Начинается поэма с  описания сцены царского пира. Все  предаются веселью, один лишь опричник Кирибеевич не разделяет общего настроения. Когда разгневанный царь спрашивает, почему Кирибеевич невесел, тот говорит, что любит девицу – Алену Дмитриевну, но та его сторонится. Опричник не сказал одного – что девица венчана в церкви с купцом Калашниковым. Царь дарит Кирибеевичу жемчужное ожерелье и яхонтовый перстень, говоря, чтобы опричник обратился за помощью к свахе и передал подарки Алене Дмитриевне.

Тем временем у купца торговля идет не очень хорошо, и тот уходит домой, пробыв в лавке до вечера. Дома он не застает жену, ему говорят, что она до сих пор не вернулась  из церкви. Тут появляется Алена  Дмитриевна, с разорванной одеждой, распущенными волосами, и говорит, что  Кирибеевич, схватив её, сулил драгоценности, целовал и клялся в любви.

Калашников, желая отомстить  за обиду, посылает за своими братьями, и просит, чтобы они помогли ему расправиться с Кирибеевичем во время кулачного боя на Москве-реке.

Однако во время боя  Калашников сам убивает Кирибеевича. Царь, рассерженный смертью своего любимого опричника, спрашивает, специально ли Калашников его убил. Получив  правдивый ответ, царь казнит Калашникова, но обещает не оставлять его семью.

===================

  1. Охарактеризуйте каждого из персонажей «Песни...» в соответствии с планом анализа художественного образа, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений».

_____________________

 

===================

  1. Приведите по 5 наиболее ярких примеров, иллюстрирующих:
  • использование исторических фактов и деталей;
  • своеобразие стиля и стиха поэмы.

_____________________

Использование исторических фактов и деталей:

«Да об чем тебе, молодцу, кручиниться?

Не истерся ли твой парчевой кафтан?

Не измялась ли шапка соболиная?»

«Как я сяду поеду на лихом коне

За Москву-реку покататися,

Кушачком подтянуся шелковым,

Заломлю набочок шапку  бархатную,

Черным соболем отороченную»

«И велел растянуть цепь серебряную,

Чистым золотом в кольцах  спаянную.

Оцепили место в двадцать пять сажень,

Для охотницкого бою, одиночного».

«Скидает с могучих плеч шубу бархатную,

Подпершися в бок рукою  правою,

Поправляет другой шапку  алую…»

«По высокому месту лобному

Во рубахе красной с  яркой запонкой,

С большим топором навостренным,

Руки голые потираючи,

Палач весело похаживает…»

 

Своеобразие стиля и стиха  поэмы:

«Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!»

«Мы сложили ее на старинный лад,

Мы певали ее под гуслярный  звон

И причитывали да присказывали».

«Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!

Ай, ребята, пейте — дело разумейте!

Уж потешьте вы доброго  боярина 

И боярыню его белолицую!»

«Гей вы, ребята удалые,

Гусляры молодые,

Голоса заливные!»

«Тороватому боярину слава!

  И красавице боярыне слава!

  И всему народу христианскому слава!»

===================

  1. Внимательно перечитайте поэму «Мцыри». Дайте краткое и стилистически грамотное изложение ее содержания, отражающее композицию  с точностью до главки (1 стр.).

_____________________

Однажды мимо уединенного  монастыря проезжал русский генерал  с пленным мальчиком. Умирающий ребенок отказывался от пищи, угасал, но один монах пожалел ребенка и оставил его в монастыре. Тот рос нелюдимым, одиноким, тосковал по родине. Однако постепенно он освоился в монастыре, выучил чужой язык, был окрещен и уже собирался принять монашеский обет, когда вдруг исчез. Его повсюду искали, и через три дня нашли совершенно обессиленным у стен монастыря. Его приносят обратно. Юноша увядает, приближается его смерть. К нему приходит исповедник, просит его поговорить с ним, и рассказывает свою историю.

Мцыри вспоминает отцовский дом, прекрасную природу. Он говорит, что лишь на свободе жив. Он говорит, что эти три дня, проведенные на воле, были самыми радостными в его жизни.

    Мцыри давно  хотелось взглянуть на дальние  поля, посмотреть на землю, на  природу, понять, “для воли иль  тюрьмы” родится человек. Он  проводит ночь у обрыва, утром  спускается вниз, к потоку. У потока он встречает девушку, спустившуюся за водой. Мцыри впал в забытье, а когда очнулся, её уже не было.

Мучась от голода, Мцыри  пошел в лес и заблудился. Зная, что он один, юноша позволил себе заплакать от отчаяния. Утомленный переживаниями и голодом, Мцыри вскоре заснул. Проснулся он на лесной поляне от шума и увидел огромного грозного барса. Мцыри вступает в схватку, и не без труда, но побеждает. Это убеждает его в том, что на родине он был бы славным воином и охотником. Израненный, он вышел из леса и вдруг понял, что края эти ему знакомы, — он вернулся туда, откуда бежал. Мцыри понимает, что ему никогда не найти дороги домой, и лишается чувств. В таком состоянии его находят монахи и приносят обратно в монастырь. Мцыри, закончив свою исповедь, просит похоронить его в монастырском саду.

===================

  1. Охарактеризуйте каждого из персонажей поэмы «Мцыри» в соответствии с планом анализа художественного образа, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений».

_____________________

 

===================

 

 

Развитие навыков литературоведческого анализа

 

  1. Опираясь на текст и используя  цитаты, перечислите и проиллюстрируйте черты романтизма в обеих поэмах.

_____________________

 

===================

  1. Приведите из каждой поэмы и прокомментируйте по 5-10 примеров использования каждого из следующих художественных средств:
  • метафора;
  • сравнение;
  • олицетворение;
  • эпитет;
  • антитеза.

_____________________

 

===================

  1. Сформулируйте особенности конфликта в «Песне про царя Ивана Васильевича...».

_____________________

 

===================

  1. Перечислите и прокомментируйте образы природы в поэме «Мцыри».

_____________________

 

===================

 

Анализ проблематики

 

  1. Какие аспекты духовной, семейно-бытовой, общественной и правовой традиций русской  культуры нашли отражение в поэме  «Песня про царя Ивана Васильевича...»? Аргументируйте свой ответ (0,5-1 стр.).

_____________________

 

===================

  1. Как трактуются в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича...» следующие понятия:
  • «честь»;
  • «семья»;
  • «правда»;
  • «совесть»;
  • «свобода» («воля»)?

Аргументируйте  свой ответ ссылками на текст.

_____________________

 

===================

  1. Как раскрываются в поэме «Мцыри» темы
  • свободы;
  • противостояния судьбе;
  • борьбы;
  • природы?

Прокомментируйте  их взаимопроникновение (1 стр.)

_____________________

Все эти темы тесно переплетаются  между собой в поэме. Мцыри  готов променять две жизни  в плену на одну, но «полную тревог»; он стремится к свободе, но его судьба сложилась так, что он не смог осуществить свою мечту. Герой делает попытку выбраться за пределы своего обыденного существования, но она кончается неудачей.

«Но тщетно спорил я с судьбой;/ Она смеялась надо мной!» - восклицает мцыри после. То, с каким отчаянным бесстрашием он стремится к своей свободе, ясно даже по тому, что, когда он бежал, была гроза, и монахи, обуянные страхом, лежали ниц, но мцыри не побоялся стихии. Он был готов обняться с бурей, всем сердцем желал вырваться на волю, к природе, но в то же время именно природа помешала ему – герой не имел никаких навыков для общения с ней. Мцыри вырос взаперти, не был готов к тому, что встретится ему вне стен монастыря.

Информация о работе Контрольная работа по произведениям А.С. Пушкина