Лексическая работа на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Словарный состав языка, представляя определённую систему, включает разные категории слов, которые связаны между собой различными отношениями, складывающимися на основе общих семантических признаков. Это даёт основание для выделения лексики в особый раздел школьного курса русского языка, который изучается не только в средних и старших, но и в начальных классах школы.

Содержание работы

Введение
Общие вопросы методики изучения лексики русского языка в начальных классах.
Теоретические основы изучения лексики.
Методические основы изучения лексики.
Методы и приёмы лексической работы в начальных классах.
Уровни лексической работы.
Методические приёмы.
Практическая часть. Виды заданий и упражнений по лексике в учебниках по русскому языку.
Изучение лексики в первом классе.
Лексическая работа во втором-четвёртом классах.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Лексическая работа на уроках русского языка Курс.раб..docx

— 87.84 Кб (Скачать файл)

 

 

Лексическая  работа на уроках русского языка

 

Содержание

Введение

  1. Общие вопросы методики изучения лексики русского языка в начальных классах.
    1. Теоретические основы изучения лексики.
    2. Методические основы изучения лексики.
  2. Методы и приёмы лексической работы в начальных классах.
    1. Уровни лексической работы.
    2. Методические приёмы.
  3. Практическая часть. Виды заданий и упражнений по лексике в учебниках по русскому языку.
    1. Изучение лексики в первом классе.
    2. Лексическая работа во втором-четвёртом классах.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Словарный состав языка, представляя определённую систему, включает  разные категории слов, которые связаны между собой различными отношениями, складывающимися на основе общих семантических признаков. Это даёт основание для выделения лексики в особый раздел школьного курса русского языка, который изучается не только в средних и старших, но и в начальных классах школы.

Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьниками (а, следовательно, и перед методикой) стоят две задачи:

  1. задача количественного накопления в памяти каждого индивида с пониманием всех оттенков значения слов, их экспрессивных окрасок;
  2. задача активности, готовности словаря к речевой деятельности, т.е. быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении.

По результатам обследований, семилетний ребёнок, поступающий в школу, употребляет в своей речи хотя один раз с пониманием значения слова (это активный словарь), от 2,5-3 тысяч слов до 7-8 тысяч; соответственно одиннадцатилетний школьник имеет в своём словаре от 7-8 до 10-1 тысяч слов (в отдельных случаях – больше). Установлено, что не менее половины новых слов (и новых значений) усваивается через уроки русского языка и литературного чтения (чтение, беседы, письмо, грамматика, риторика и пр.). простой арифметический расчёт даёт среднее число ежедневного пополнения словаря школьника – 5-7 слов и значений.

Хватает ли младшему школьнику того количества лексически средств, которыми он располагает? С одной стороны, при поступлении в школу он уже обладает достаточным словарным запасом, который даёт ему возможность овладевать всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие закономерности, действующие в русском языке. Ребёнок, усваивая русский язык, получает в нём совершенное орудие общения и мышления.

С другой стороны, к началу обучения в школе ребёнок испытывает активную нехватку лексических средств. Он является  носителем такого большого запаса неясных, непродуманных, но пережитых представлений, что едва ли обладает достаточными языковыми средствами, чтобы его передать.

Такое противоречие  в характеристике словаря ребёнка данного возраста объясняется тем, что к началу обучения в школе он научается пользоваться языком в целях общения  и мышления. Он бессознательно овладевает языком (и его словарём) в пределах повседневных потребностей. С приходом ребёнка в школу начинается новый этап в его языковом развитии. На этом этапе он осознаёт языковые средства, которыми владел в дошкольный период.

Однако часто той лексики, которую ребёнок слышит и которой пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения чувств и мыслей, а при обучении в школе – для понимания изучаемого материала, т.к. в кругу семьи происходит лишь элементарное овладение языком. Ребёнок понимает в окружающем больше,  чем может передать словами.  Это объясняется тем, что лексическая и грамматическая подсистемы языка ребёнка остаются неразработанными.  Именно в этом направлении должен систематически работать учитель начальных классов, развивая речь младших школьников.

Исследователи речи младших школьников считают, что следствием несовершенства их словаря являются:

-- частая повторяемость  одних и тех же слова;

-- неадекватность слова  и понятия;

-- неточность употребления  слов в речи;

-- неумение стилистически  дифференцировать отбор лексики  при конструировании текста;

-- неумение использовать  тропы и другие изобразительные  средства языка.

Замечено, что бедная лексика постоянно сочетается с бедным синтаксисом. Бедность словаря нередко мешает и успешной работе в области орфографии. При проверке правописания безударных гласных, например, школьники часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе учащихся.

Можно распределить источники обогащения словаря младшего школьника по степени влияния на речь детей:

-- речевая среда в семье, среди друзей;

-- речевая среда – книги, газеты, радио, телевидение;

-- учебная работа в  школе (учебники, речь учителя);

-- словари, справочники.

Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно.

Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом как единицей лексической системы, со значением слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создаёт необходимые условия целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся. Такое изучение лексики открывает перед учащимися ещё один уровень языковой системы.

По словам Л.В.Щербы, «правильно составленный словарь и грамматика должны исчерпывать знание данного языка» [Щерба;86]. Следовательно, важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса. Это необходимо в любом возрасте, но особенно в младшем.

Актуальность данной темы заключается в том, что усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одно из важнейших задач усвоения лексических понятий, взаимосвязей, развития речи учащихся в начальной школе является упорядочение словарного запаса, управление процессом обогащения словаря учащихся.

Объектом исследования является процесс усвоения лексики в начальных классах колы.

Предметом исследования являются методические приёмы активизации деятельности учащихся при изучении лексики.

Цель  данного исследования представляет собой выявление эффективных способов работы со словом во время изучения лексики как раздела науки о языке и во время изучения других разделов русского языка.

Исходя из этого, поставлены следующие задачи:

-- на основе анализа  лингвистической литературы по  проблеме определить степень  изученности избранной темы;

--  определить методическую  обеспеченность для проведения  лексической работы в начальной  школе;

-- показать методическую  систему при проведении лексической  работы на уроках русского  языка в начальных классах.

Для решения поставленных задач мы используем следующие методы:

-- лингвистический (описательный, функциональный);

-- социально-педагогический (наблюдение за учебным процессом, изучение и обобщение опыта работы).

Теоретическую основу работы составили труды учёных по теории личностно-деятельностного подхода к обучению (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Лентьев, С.Л.Рубинштейн и др.), по теории методов обучения (И.Я.Лернер, М.С.Скаткин), исследования по методике преподавания русского языка (Н.Н.Алгазина, В.В.Бабайцева, А.В.Текучёв, М.Р.Львов и др.).

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе рассматриваются лингвистические и методические основы изучения лексики в начальной школе.

Во второй главе описываются методы и приёмы лексической работы в начальных классах.

В третьей главе  представлены виды заданий и упражнений, которые даны в действующих учебниках русского языка для начальных классов.

 

Глава 1. Общие вопросы методики изучения лексики русского языка в начальных классах.

 

    1. Теоретические основы изучения лексики.

 

Лексика – совокупность слов языка. Этим термином обозначают также определённые пласты словарного состава языка, словарный состав тех или иных произведений авторов [Караулов;207].

Различают активный и пассивный фонд: в первый входят слова, понятные всем говорящим на данном языке и находящиеся в постоянном употреблении, во второй – слова, понятные большей или значительной части говорящих, но не употребляемые в обычном речевом общении.

Лексика современного русского языка представляет собой сложную систему, образуемую различными по происхождению, сфере употребления, стилистической значимости группами слов, а также разной степенью смысловой близости или противопоставленности единиц лексики. С точки зрения происхождения различаются исконно русские слова и заимствованные древнейшие и сравнительно недавно. Степень ассимилированности заимствованных слов различна. Определённый пласт лексики современного русского языка составляют славянизмы.

В словарный состав литературного  языка (в разные эпохи с различной интенсивностью) входят также областные слова, употребление которых первоначально ограничено отдельными территориальными говорами. Некоторые из этих слов сохраняют свой диалектный отпечаток и квалифицируются как диалектизмы. Значительны пласт словарного состава современного русского языка представляют собой и так называемые интернациональные слова.

Различаются общеупотребительная, нейтральная в стилистическом отношении лексика, составляющая основу словаря, и лексика, применение которой ограничено определёнными типами речи, определёнными условиями речевого общения (специальная научная и техническая лексика, разговорная и просторечная лексика, лексика официально-деловых документов и т.д.). Некоторые слова (или значения слов) воспринимаются как устаревшие – архаизмы и историзмы, другие – как новые, ещё не вполне привычные, не вполне закрепившиеся в литературном языке. Стилистическая значимость слов не остаётся неизменной: отдельные устаревшие слова «возвращаются» в активный фонд словаря с новыми значениями; специальные термины в ряде случаев, иногда видоизменяя значение, могут становиться общеупотребительными, и т.д.

Существенной особенностью лексики по сравнению с другими сторонами языка является её непосредственная обращённость к явлениям действительности. Поэтому именно в лексике прежде всего отражаются все изменения, происходящие в общественной жизни. Появление новых предметов, возникновение новых понятий неизбежно влекут за собой создание новых наименований или видоизменение семантики тех или иных слов.

Таком образом, непосредственное воздействие внеязыковой действительности на лексику обусловливает её подвижность – в языке постоянно отмечается не только появление новых слов (и новых значений), вытеснение устаревших, утрачивающих свою актуальность обозначений, но и стилистическое перераспределение различных групп лексики, изменение лексической и синтаксической сочетаемости слов и т.д.

Вместе с тем значительная часть слов, представляющая собой основу словарного состава языка, отличается устойчивостью основных значений (многие слова сохранили в современном языке те же значения, которые отмечаются в древнейших памятниках письменности).

Лексическое значение – содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нём представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и пр. Лексическое значение – продукт мыслительной деятельности человека, оно носит обобщённый характер. Обычно лексическое значение сопоставляется с понятием. Лежащее в основе лексического значения понятие имеет более или менее чёткое ядро и нечёткую периферию. Чёткость ядра обеспечивает устойчивость лексического значения и тем самым – взаимопонимание; благодаря расплывчатому «ореолу» понятия лексическое значение может «растягиваться», что даёт возможность использовать слово для обозначения предметов, для которых в языке нет специального наименования. В лексическом значении отражается диалектическое соотношение общего и особенного, устойчивого и подвижного. Подвижность лексического значения позволяет использовать слово для художественного творчества.

В процессе функционирования языка лексическое значение может подвергаться изменениям и приводить к полисемии. Изменения лексического значения могут быть глубокими, в результате которых формируется новое значение слова и даже омоним, либо едва заметными («скольжение» смысла слова). Изменение лексического значения проходит через три этапа: единичное, не закрепившееся в языке изменение лексического значения проявляется лишь в особом употреблении слова; регулярное новое употребление, социально закрепившееся, приводит к формированию отдельного значения слова. При дальнейшем расхождении значений, сопровождающемся утратой ощущения связи между ними, образуется омоним – новая лексическая единица.

 

    1. Методические основы изучения лексики.

 

Лексическая, или словарная, работа в начальных классах проводится как количественное обогащение словаря, работа над значениями слов, оттенками значений, уместным употреблением, над активизацией словаря [Львов:2008;231].

К.Д.Ушинский – основатель методики начального образования, заложил и её теоретические начала, - он писал: «Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства предшествовавших ему поколений» [Ушинский;158]. Из этой закономерности вытекает необходимость изучения в первую очередь богатства самого языка – его слов, оборотов речи, текстов лучших произведений. «Ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, и усваивает легко и быстро» [Ушинский;162]. Изучая живой язык в действии, в живой речи, в текстах, школьник понимает и сами правила языка, его систему, его структуру. Так, постепенно, живя в мире языка, ребёнок втягивается в общение, в диалоги, от них идёт к монологам – не только запоминает, накапливает неисчислимые богатства языка, но и сам использует родной язык всё полнее и более гибко, развивает свой «дар слова», чутьё языка. Нет лучшего способа развития мышления, интеллекта, всего духовного мира школьников, чем сам многообразный, «живой как жизнь» (Гоголь), вечно развивающийся язык. Веками, сотнями поколений отточенные языковые структуры, накладываясь на ещё неустойчивые, аморфные мысли школьника, формируют и дисциплинируют их. «Язык не только выражает, формулирует мысль, но и формирует её» [Рубинштейн;52].

Информация о работе Лексическая работа на уроках русского языка