Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 20:48, курсовая работа
Описание работы
Словарный состав языка, представляя определённую систему, включает разные категории слов, которые связаны между собой различными отношениями, складывающимися на основе общих семантических признаков. Это даёт основание для выделения лексики в особый раздел школьного курса русского языка, который изучается не только в средних и старших, но и в начальных классах школы.
Содержание работы
Введение Общие вопросы методики изучения лексики русского языка в начальных классах. Теоретические основы изучения лексики. Методические основы изучения лексики. Методы и приёмы лексической работы в начальных классах. Уровни лексической работы. Методические приёмы. Практическая часть. Виды заданий и упражнений по лексике в учебниках по русскому языку. Изучение лексики в первом классе. Лексическая работа во втором-четвёртом классах. Заключение Список использованной литературы
Немалую помощь может оказать
словообразовательный словарь (словарик).
Тема удобна также для составления схем
и моделей, «цепочек» родственных слов: вода – водный –
водник – подводный – подводник.
Приёмы объяснения значений
слов (их семантизация) подразделяются
на:
А) самостоятельные, т.е. без
прямой помощи учителя: значение слова
выясняется по картинке-иллюстрации или
по картинному словарю, по словарику в
конце учебника, словарям – толковому,
синонимичному и пр., по контексту – по
догадке, в результате морфемного состава
слова, для иноязычных слов – по значению
слова в языке-источнике;
Б) с помощью учителя: подбор
синонимов, антонимов, паронимов; объяснение
значений и оттенков учителем; введение
слова в собственный текст, который проясняет
его значение; выяснение трудных случаев
семантизации этимологическим способом,
через словообразование; помощь учителя
в поиске слова в словарях; обучение использованию
словарей и справочников; помощь в семантизации
через иностранный язык.
Школьники любят словарные
игры: кроссворды (решение и составление
своих), ребусы, шарады. Игровой характер
принимают поисковые задачи: исследование
происхождения фамилий, имён, топонимов
– названий городов, деревень, рек, озёр
и т.п. (деревня Катериновка, Чёрный Дол,
Камышенка, фамилии Некрасов, Кузнецов,
река Десна, Шуя, имена Владимир, Всеволод).
В современной методике обычно
выделяются такие лексико-семантические
темы:
Работа с синонимами.
С омонимами (термин вводить
необязательно).
С антонимами, паронимами.
Со словами иноязычного происхождения.
С устаревшими словами (архаизмами
и историзмами).
С многозначными словами.
Со словами, имеющими оттенки
значения и экспрессию.
С новообразованными словами.
С фразеологией, синонимичной
слову, с крылатыми словами.
С тропами – словами, имеющими
дополнительное переносное, иносказательное
значение.
Составление тематических групп
слов.
Как правило, каждый из объектов
изучения в методике проходит четыре ступени
работы учащихся:
Обнаружение слова в тексте;
имеется в виду слово, нуждающееся в толковании,
в исследовании его особенностей; так
возникает познавательная задача, мотивация,
цель работы как осознанная потребность.
Семантизация – одним или несколькими из указанных способов: занесение в словарик; формирование понятий «синонимы», «антонимы», «слова иноязычного происхождения и т.п.
Выполнение ряда упражнений
со словами данной лексико-семантической
группы: составление синонимических рядов,
градация синонимов, замена слова синонимом
и др.
Введение новых слов в текст,
в свою речь, т.е. их активизация, употребление в коммуникативных целях; работа с обобщёнными
лексическими понятиями; исправление
допущенных лексических ошибок: замена
неудачно использованного слова в сочинении,
изложении и пр.
Не следует забывать, что речь
имеет несколько видов: следует строить
словарную работу не только в ключе говорения,
но и в письменной форме, в аудировании,
в чтении. Добавим к этому память – и долговременную,
хранящую запас лексики, и оперативную
память, в механизме которой формируется
высказывание.
Теперь можно перейти к системе
активизации словаря. Слово считается
активизированным, если ученик использовал
его хотя бы один раз в свободной, неподсказанной
речи, без задания учителя: в пересказах,
рассказах, диалогах, письмах, сочинениях,
дневниках, своих первых литературных
пробах. С целью активизации словаря методика
предусматривает следующие учебные упражнения:
Составление предложения –
толкование нового слова, его запись; подбор
синонимов к нему, антонимов, указание
второго, третьего значений, т.е. составление
маленького сочинения о слове.
Составление нескольких словосочетаний
с изучаемым словом, практическая проверка
сочетаемости с другими словами.
Составление предложений с
изучаемым словом: на определённую тему,
по картине, по сюжету прочитанного текста и
т.п.
Словесное или графическое
рисование в связи с изучаемым словом.
Орфоэпическая работа с этим
словом, а также запись его в орфографических
целях; проговаривание и комментирование.
Перевод на изучаемый иностранный
язык, перевод предложений с этим словом;
запись обоих слов.
Подбор и запись ключевых слов
к рассказу на заданную тему, имеющую отношение
к изучаемому слову.
Составление и запись различных
текстов на избранную тему; исследование
правильности, уместности употребления
в тексте избранных слов; поиск и замена
слов.
Последнее задание не должно
быть слишком жёстким, считается нормальным,
если ученик вслед за развитием своей
мысли употребит не все опорные слова,
а 60% или меньше. Осторожность нужно соблюдать
при употреблении образных средств языка:
фразеологии, экспрессивной лексики, тропов,
иносказаний.
Фронтальная работа в классе
не должна приводить к стереотипу, к одинаковому
выбору слов. Наоборот, учитель поощряет
своеобразие языка каждого школьника.
Индивидуальный словарь языковой
личности в известной мере определяет
и её интересы, и общее развитие. Языковое
богатство даёт возможность выбора: известно,
что самый большой из русских словарей,
17-томный «Словарь современного русского
литературного языка», содержит около
130 тысяч общеупотребительных слов, в словаре
письменных произведений А.С.Пушкина –
более 23 тысяч слов. В письменной речи
учащегося начальных классов удаётся
зафиксировать не более 2 тысяч слов.
Практическая часть.
Виды заданий и упражнений по лексике
в учебниках по русскому языку.
В базисном учебном плане на
курс изучения родного языка в начальной
школе отводится больше половины учебного
времени [Скопина;3]. И это понятно. Язык
является универсальным средством хранения
и передачи информации об истории и культуре
народа. С помощью языка реализуется способность
человека к участию в различных видах
деятельности. Развитие речевых навыков
означает совершенствование мыслительной
деятельности, воображения, чувств. Язык
– одно из главных средств образования
и воспитания. От освоения его учащимися
во многом зависят успехи всего школьного
обучения.
Курс русского языка в начальной
школе рассматривается как начальная
ступень преподавания этого учебного
предмета в среднем и старшем звене. Это
определяет единый для школ 1-ой и 2-ой ступени
подход к освоению учащимися русского
языка.
Приобщаясь к духовно-нравственным
ценностям русского народа, знакомясь
с историей развития языка и речи, дети
получают возможность осмыслить язык
как величайшее творение человечества,
как важнейший инструмент мыслительной
и духовной деятельности людей, как главное
средство общения. Перенос акцентов грамматико-орфографической
направленности общеобразовательного
курса на систематический план устройства
языка с учётом его культурно-исторического
развития, а также на коммуникативный
аспект существования языковой системы
– обучение языку в реальных коммуникативных
условиях – этот аспект изучения русского
языка должен присутствовать на всех уроках.
Изучение лексики
в первом классе.
Лексическая работа в первом
классе начинается уже в период обучения
грамоте. Это и обогащение словарного
запаса учащихся, и группировка слов по
заданному смыслу, и работа с многозначными
словами, и словарно-логические упражнения
и т.п.
Приведём примеры.
Русская азбука: Учебник для
1 класса / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько,
В.Д.Берестов. – М., 2004.
С. 6. Слева страницы нарисованы
кубики, пирамидка, мяч и кукла. Справа
нарисованы ранец, карандаш, кисточка
и книга. Задание: назвать, что нарисовано,
потом назвать предметы, нарисованные
слева, одним словом (игрушки), и назвать
одним словом предметы, нарисованные на
странице справа (учебные предметы
или школьные принадлежности).
С. 8. Здесь нарисованы различные
инструменты, дети должны распределить
их по парам; например: лопата и грабли,
молоток и пила; тут же выясняем, почему
именно так нужно распределить названные
инструменты. Ножницы, нарисованные здесь
же, не вошли ни в одну группу. Почему? Что
бы вы подобрали в пару к ножницам?
С. 24, 28, 32, 40, 44, 48, 52, 72, 76, 83, 88, 108,
114, 118, 122 и др. На этих страницах даны поговорки
и пословицы. Дети их прочитают и вместе
с учителем попытаются выяснить и понять
их смысл.
С. 34, 58, 59, 64, 70, 86, 117, 120, 130, 200. Здесь
даны примеры многозначных слов и омонимов
(в начальных классах мы не даём разграничение
на многозначные слова и омонимы).
Кроме того, в «Азбуке» Горецкого
есть задания, направленные на знакомство
первоклассников с понятием «слова противоположные
по смыслу» (антонимы), хотя на этом этапе
обучения мы не знакомим детей с этим термином:
с. 58 «У нас канат. У Насти нитки. Нитки
тонки. А канат? Он …». Дети сами подберут
нужное слово «толстый». На с. 167 есть ещё
одно упражнение по работе с антонимами:
«хороший – плохой, сырой – сухой, громкий
– тихий». Можно дать задание: подобрать
к данным словам подходящие по смыслу
слова, отвечающие на вопрос «кто?что?»
(громкий голос – тихий голос, сырая земля
– сухая земля, громкий голос – тихий
голос».
На с. 74 учитель знакомит школьников
с фразеологизмом «ловить ворон». Это
образное выражение понятно детям, тем
более, что этот фразеологизм проиллюстрирован.
Можно отметить также возможные
дополнительные задания, которые учитель
имеет возможность формулировать на основе
учебного материала, данного в «Азбуке».
Например: 1) с. 85, дан текст для чтения:
До чего красив / Павлин. / У него / Порок
/ Один. / Вся павлинья / Красота / Начинается
/ С хвоста. (Б.Заходер). Детям непонятно
слово «порок», с ним необходимо поработать.
Когда с помощью учителя дети выяснят
значение этого слова, можно дать задание
подобрать синонимы к нему (недостаток,
изъян); 2) при чтении текста «Земляника»
уместно будет порассуждать с детьми о
том, почему земляника так называется
(здесь применяется приём этимологического
анализа); 3) расширению словарного запаса
способствует и такое задание, как на с.
121: задание «Соотнеси картинки и слова»:
сорока, тетерев, дятел, зяблик, ворона,
утка. Задание довольно трудное, особенно
для городских детей. Можно усложнить
его ещё таким заданием: распределите
этих птиц на две группы (домашние – дикие),
или: какая птица лишняя (утка, потому что
это домашняя птица, а остальные – дикие).
Русский язык : учебник для 1
класса начальной школы / Л.М.Зеленина,
Т.Е.Хохлова. – М., 2005.
С. 26, упр.37: Закончите пословицу
словом, противоположным по смыслу выделенному
слову. Знай больше, говори
… (громче, меньше). Как вы понимаете
эту пословицу?
С. 31, упр.46: Прочитайте строки
из сказки А.Пушкина. Вспомните её название. Свадьбу тотчас учинили,
/ И с невестою своей / Обвенчался Елисей;
/ И никто с начала мира / Не видал такого
пира; / Я там был, мёд, пиво пил, / Да усы
лишь обмочил. Найдите в тексте слово,
близкое по смыслу слову «устроили».
С. 36, упр.5: Назовите предметы
(нарисованы груша, лимон, вишенки, яблоко,
редис, морковь). Можно ли эти предметы
назвать одним словом? На какие две группы
можно разделить эти предметы?
С. 38, упр.10: Назовите предметы
(нарисованы стрекоза, бабочка, сорока,
ворона, дятел). Объясните, можно ли все
эти предметы назвать одним словом – животные;
птицы; насекомые. Запишите лова-названия
птиц.
С. 42, упр.17: Прочитайте слова.
Кто или что может выполнять эти действия? Шепчет, кричит, говорит;
смеётся, улыбается, хохочет; льёт, моросит,
идёт. Запишите слова в порядке усиления
признака действия.
С. 52, упр. 40: Подумайте, что называют
слова сырой, мокрый.
Всегда ли слово «сырой» означает «мокрый»?
придумайте предложение, в котором слово
«сырой» не означало бы «мокрый».
С. 101, упр.70: Назовите предметы
(нарисованы чашка, стакан, тарелка, барабан).
Объясните, какой из них «лишний».
С. 107, упр.82: Прочитайте слова.
Какое слово «лишнее»? сойка, зайка, чайка,
воробей, попугай.
С. 110, упр.88: Рассмотрите рисунок
и скажите, что на нём изображено (за/мок – замо/к). произнесите
сначала первое слов, затем второе. Выделите
в каждом из них все звуки. Назовите ударный
гласный звук в каждом слове. От чего зависит
смысл этих слов?
С. 111, упр.89: Запишите предложения.
Поставьте знак ударения в выделенных
словах. Быстро бегут стрелки часов. Стрелки из лука
поразили мишень. В поле вырос хлопок. Ребёнок
сделал хлопок в ладоши.
Что изменило смысл этих слов?
С. 111, упр.90: Прочитайте пары
слов. Объясните их смысл. Доро/гой – дорого/й, и/збы – избы/, во/лны – волны/. Составьте
предложения со словами, у которых с изменением
ударного слога появляется новый смысл.
С. 122, упр.110: Выпишите из каждой
группы слов «лишнее»: мель, рысь, заяц;
огурец, малина, черника; хвощ, лягушка,
уж; луч, берёза, ель; сыр, ромашка, ландыш;
слон, автобус, машина; мох, помидоры, репа;
сом, рыжик, лисички.
Русский язык :учебник для 1
класса начальной школы / А.В. Полякова.
– М., 2007.
С. 22, упр.23: Прочитай. Заинька беленький
хвостиком моргал, / Заинька в садике вкусного
искал. (К.Бальмонт). Что значит «хвостиком
моргал»? в каком значении поэт употребил
слово «моргал»?
С. 30, упр.33: Прочитай. У Кати хорошие
игрушки. У Маши цветы в
комнате. Вот тут лежат пилы. Кати шар
ко мне! Не маши палкой!
У нас нет пилы. Сравни
выделенные слова в левом и правом столбиках.
Есть ли какая-нибудь разница на письме?
А на слух?
С. 31, упр.34: Найди слова, которые
пишутся одинаково, и объясни, что они
обозначают. В парке я видел белок.
В яйце есть белок и желток. У зайца два
длинных уха. Варилась уха. Спиши. Поставь
знак ударения в словах, которые пишутся
одинаково.
С. 35, упр.40: Прочитай. Зарумянились кустарники
/ Не от утренней зари. / Это красные фонарики
/ Засветили фонари. (Л.Татаьяничева).
Почему о снегирях можно сказать «засветили
фонари»? Подбери к слову «засветили»
противоположное по значению слово.
С. 51, упр.60: Прочитай. Проплясали по снегам
/ Снежные метели. (С.Погорельский).
Есть ли в предложении слова, которые употреблены
в переносном значении?