Лексическая работа на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Словарный состав языка, представляя определённую систему, включает разные категории слов, которые связаны между собой различными отношениями, складывающимися на основе общих семантических признаков. Это даёт основание для выделения лексики в особый раздел школьного курса русского языка, который изучается не только в средних и старших, но и в начальных классах школы.

Содержание работы

Введение
Общие вопросы методики изучения лексики русского языка в начальных классах.
Теоретические основы изучения лексики.
Методические основы изучения лексики.
Методы и приёмы лексической работы в начальных классах.
Уровни лексической работы.
Методические приёмы.
Практическая часть. Виды заданий и упражнений по лексике в учебниках по русскому языку.
Изучение лексики в первом классе.
Лексическая работа во втором-четвёртом классах.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Лексическая работа на уроках русского языка Курс.раб..docx

— 87.84 Кб (Скачать файл)

С. 113, упр.143: Прочитай. Лес точно терем расписной, / Лиловый, золотой, багряный, / Весёлой пёстрою стеной / Стоит над светлою поляной. (И.Бунин). Терем – дом в виде башни (в Древней Руси). Багряный (багровый)- красный цвет тёмного оттенка. Найди сравнение. С чем сравнивает поэт лес. Какие имена прилагательные создают выразительный образ леса?

С. 116, упр.147: Какие слова близки по смыслу? Басня, богатырь, диво, небылица, чудо, вьюга, силач, метель. Запиши слова, близкие по смыслу. «Быль» и «небыль» - эти слова близкие или противоположные по смыслу?

С. 117, упр.149: Прочитай. Какие слова противоположны по смыслу? Холод, свет, смех, жара, темнота, плач.

С. 118, упр.150: Прочитай. Как называется эта сказка? Но как чёрная железная нога, / Побежала, поскакала кочерга. / И заплакали блюдца: / «Не лучше ль вернуться?» / И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!» (К.Чуковский). Определи, в каком отрывке есть образное сравнение, в каком – слова употреблены в переносном значении.

С. 121, упр.153: Спиши поговорку. День да ночь – сутки прочь. Ты знаешь, что день и ночь – это две части суток? Чем отличаются день и ночь? Докажи что это противоположные по значению слова.

С. 122, упр.155: Прочитай. Январь. Про/синец. / Открываем календарь, / Начинается январь. / Снег на крыше, на крылечке, / Солнце в небе голубом. (С.Маршак). Просинь – примесь синего, синевы. В январе день прибавляется, небо очищается от облаков. Январь – году начало, зиме серёдка. Месяц январь – зимы государь. Январь – весне дедушка. Объясни, почему январь – «весне дедушка».

С. 125, упр.160: Прочитай. Как ты понимаешь эти пословицы? Июнь. Хлеборост. В июнь-разноцвет дня свободного нет. Летний день – за зимнюю неделю. Летний  день год кормит.

С. 128, упр.166: Прочитай. Декабрь. Стужайло. / В декабре, в декабре / Все деревья в серебре. (С.Маршак).  Декабрь год кончает, зиму начинает. Декабрь глаз снегами тешит, да морозом ухо режет. Что значит «глаз тешит»? Выбери слова, близкие по значению: ласкает, радует, утешает.

С. 133, упр.171: Прочитай фразеологизмы. Объясни, когда так говорят. Сел в галошу. Голова как решето. Льёт как из ведра. Лететь стрелой. Слышно, как муха пролетит. Слова для справок: забывчивость; о полной тишине; оказаться в смешном положении; сильный дождь, ливень; бежать очень быстро.

С. 135, упр.174: Прочитай. Потерять голову. Вешать нос. Зарубить на носу. Клевать носом. Взять себя в руки. Проглотить язык. В каком смысле употребляются эти сочетания слов – в прямом или переносном? Почему? С каким фразеологизмом ты можешь составить предложение?

В разделе «Слово»  система заданий ориентирована на формирование у младших школьников представления о словах, называющих предмет, действие предмета и признак предмета; раскрывает (устанавливает) отношение двух реальностей: окружающего мира и слова, называющего этот мир во всём его многообразии.

Задача раздела «Слово» - помочь детям преодолеть это непонимание.

Одновременно задачами этого и других разделов учебников являются: привлечение внимания детей к лексической стороне и лексическим оттенкам слова; обогащение словарного состава речевой деятельности  учащихся; организация целенаправленной «встречи» детей со словами-синонимами, антонимами, с явлением многозначности слова (без терминологии), с тем, что слова, близкие по смыслу, в конкретных предложениях могут потерять эту особенность (например, мокрый – сырой).

 

    1. Лексическая работа во втором-четвёртом классах.

 

В первом классе проводить лексическую работу труднее, чем в дальнейшем, т.к. дети не знают ещё ни терминов, ни понятий. Далее, во втором и последующих классах,  содержание лексической работы, можно сказать, мало чем отличается от содержания её в первом классе: пополнение и активизация словаря младших школьников, синонимы, антонимы, многозначные слова, фразеология, прямое и переносное значение слова и т.д. Отличается эта работа объёмом и уровнем лексической работы: для упражнений и заданий отобраны более трудные случаи слов, детям предлагаются разнообразные приёмы выяснения значения слова и т.п. Рассмотрим это на примерах.

Русский язык. 2 класс. Программа развивающего обучения / В.В.Репкин. – М., 2007.

С. 10, упр.3: Прочитай. У страха глаза велики. притаился заяц в траве мимо сорока летит – ты почему в траве лежишь – от лисы прячусь – а где она я не вижу – вон за ёлкой рыжие уши торчат – зря дрожишь, косой это ветер по ельнику осиновые листья разбросал  Спиши рассказ. Поставь нужные знаки в конце предложений и замени, где это нужно, маленькие буквы заглавными. Ты понял, что обозначает слово «косой» в предпоследнем предложении? Правильно, это шутливое название зайца. «Заяц» и «косой» - это разные слова. А что это за слова – синонимы или омонимы?

С. 15, упр.8: Прочитай. Проводы. Спокойной походкой идёт по перрону / С большим чемоданом большая Ворона. / А рядом с Вороной немножечко сбоку / Её провожает на поезд Сорока. / И всё б это было совсем хорошо, / Когда бы их поезд давно не ушёл. (Р.Ткаченко). То такое «перрон» справься о значении этого слова в словаре. Из какого языка оно попало к нам?

С. 22, упр.17: Прочитай пословицы. Отольются волку овечкины слёзы.  На всякое хотенье есть терпенье. Поспешишь – людей насмешишь. Муравьиная рать и льва победит. Ручьи сольются – река будет. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. Попробуй  придумать историю, к которой подходила бы одна из этих пословиц. В оной из пословиц встретилось слово «рать». Справься в словаре, какие значения есть у этого слова. В каком значении оно употреблено в пословице? Слово «рать» очень древнее. Сейчас вместо него употребляются его синонимы. Какие? Одинаковы ли они для обоих значений этого слова?

Приведём пример фрагментов заданий к некоторым упражнениям, чтобы показать, что лексические задания довольно трудные, но благодаря подробным и адаптированным алгоритмам (инструкциям), данным к каждому подобному заданию, дети справляются и успешно выполняют эти упражнения. 1) упражнение на разгадывание кроссворда: Проверь, хорошо ли ты знаешь самые простые слова, которыми мы пользуемся каждый день. Перерисуй на листок бумаги этот перекрёсток. В него нужно вписать слова: в каждую клеточку по букве. Слова, которые начинаются в клеточках 3 и 4, пишутся слева направо (по горизонтали). Слова, которые начинаются в клеточках 1 и 2, пишутся сверху вниз (по вертикали). При записи слова пересекутся. Недаром такой «перекрёсток» назвали кроссвордом: это английское слово означает «пересечение слов».  Только учти: слова должны быть записаны правильно! Иначе «перекрёсток» не получится. Поэтому, когда будешь записывать слова, не торопись. Если твёрдо не уверен, как пишется какое-нибудь слово, проверь его по словарю. Какие же слова нужно записать в клеточках? Вот это-то тебе и предстоит определить по их значениям. По горизонтали: 3. Полоса земли, приспособленная для движения транспорта. 4. Вязаная рубашка без застёжки с высоким воротом. По вертикали: 1. Часть тела человека или животного. 2. Огородное растение с продолговатыми зелёными плодами. Оказывается, не так-то просто отгадать нужное слово. Зато интересно, не правда ли? [Репкин;24-25]; 2 ) упражнение на умение объяснять значение слова не пользуясь словарём, а с помощью контекста: Если ты хорошо понял, что такое ритм, то сумеешь объяснить это маме или товарищу. Запиши своё объяснение.[Репкин;39]; 3) работа с синонимами: Петя утверждает, что «боец» и «солдат» - это родственный слова, потому что они очень похожи по смыслу, называют одно и то же. Согласен ли ты с Петей? Почему? Вспомни, как называются слова, которые очень близки по смыслу. Не знаешь ли ты каких-нибудь слов, родственных со словом «боец»? если нет, загляни в словарь. От какого слова образовалось слово «боец»? запиши все три родственных слова звуками, выдели в них основу и их общую часть [Репкин; 51]; 4) работа над образностью поэтической речи: в стихотворении встретилось слово «риза». Выясни с помощью словаря, что оно означает. Как ты думаешь, зачем поэту понадобилось это старинное слово? [Репкин; 53]; 5) в отрыве из сказки встретилось слово «невод». Слышал ли это слово раньше? А догадался, что оно значит? Проверь по словарю, правильно ли ты понял это слово. Подумай, можно ли считать, что сейчас в этом слове тот же корень, что и в слове «вода»? [Репкин;99].

К тайнам нашего языка: 2 класс: Учебник русского языка дл четырёхлетней начальной школы / М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. – Смоленск, 2003.

С. 30, упр.87: Что общего и что различного в значении слов каждой группы? Дождик, ливень; лить, идти, капать. Устно соедини слова по смыслу. Запиши только ту пару, в которой выйдет на работу ь. Объясни, что он будет делать.

С. 41, упр.120: Прочитай, составь и запиши из новых для тебя слов ответ на вопрос: как назвать описание способа приготовления различных блюд? Описание способа приготовления чего-то называют словом «рецепт». А искусство приготовления пищи – словом «кулинария». Оба слова пришли к нам из древнего латинского языка.

С. 62, упр.176: Помоги учительнице составить проверочную работу для кого-то из одноклассников. Выбери со словарной страницы десять-двенадцать «съедобных» слов и запиши их с пропусками орфограмм. Почему одно из слов в задании напечатано в кавычках?

К тайнам нашего языка: 2 класс: Тетрадь-задачник 1 к учебнику русского языка для четырёхлетней начальной школы / М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. – Смоленск, 2003.

С.20, упр.64: Узнай слова по их значению и запиши их: 1) небольшой поток воды. 2) лес из еловых деревьев (какой?). 3) листья в виде игл у некоторых деревьев. 4) светящийся разряд во время грозы. 5) углубление в земле. 6) небольшой луг, полянка. (кроссворд). Прочитай четвёртое слово и посмотри в толковом словаре другие его значения.

К тайнам нашего языка: 2 класс: Тетрадь-задачник 2 к учебнику русского языка для четырёхлетней начальной школы / М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. – Смоленск, 2003.

С. 7, упр. 330: Найдёшь среди подчёркнутых слов  однокоренные, поставь над ними +. Докажи своё решение. Вдруг пош…л снег. Даже не пош…л, а пов…лил – густой, колючий, с ветром. Началась  не то м…тель, не то пурга. (По С.Могилевской). В какие пары по значению можно объединить подчёркнутые слова? Как ты теперь назовёшь их?

С. 36, упр. 433: Спиши слова и подбери к каждому другое, с противоположным значением, запиши их парами; на следующей строке доказывай выбор букв в подобранных словах. Вредная - …, широкая - …, горькое - …, частые - …, здоровый - …, трудное - … . Что называют эти слова? На какой вопрос отвечают? Подбери для каждой пары слов название предмета, с которым их можно соединить.

С. 47, упр.472: Тебе знакомо слово «кроссовки»?  что им называют? Прочитай, как оно произошло. Допиши слово, выдели в нём корень и объясни написание. Из английского языка к нам пришло слово «кросс», которым называют вид спортивного бега. Обувь, удобную для этого бега, для кросса, и назвали …………………. .

К тайнам нашего языка: 2 класс: Тетрадь-задачник 3 к учебнику русского языка для четырёхлетней начальной школы / М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. – Смоленск, 2003.

С. 4, упр.515: Над словами-синонимами надпиши букву с, а над антонимами – букву а. Почему они не родственные? Хихикнули молодые зайчата. Засмеялись добрые старушки-зайчихи. Улыбнулись даже старые зайцы. (По Д.Мамину-Сибиряку).   В маленьком городе был маленький городской сад. Теперь там большой парк. В этот сад бабушка ходила гулять с маленьким папой. (По А.Раскину).

Фрагменты заданий к упражнениям: 1) подчеркни в тексте слова-антонимы. Отметь и назови ту часть, которая сделала слова противоположными  по значению. Укажи все орфограммы. [Соловейчик;8]; 2) значение какого слова тебе, наверное, надо уточнить? Где посмотришь? [Соловейчик;14]; 3) сколько пар антонимов в тексте? Подчеркни их. [Соловейчик;18]; 4) дай свои объяснения словам. Вспомни, как отвечают на вопрос «почему»? [Соловейчик;38].

Русский язык. Учебник для 2-го класса / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. – М., 2007.

С. 5, упр.3: Прочитай предложения. Какое слово встречается в каждом предложении? 1) Ты говоришь на русском языке. Это твой родной язык. 2) Первый  урок в нашем расписании – русский язык. 3) «Больной, покажите язык», - попросил доктор. 4) Не спеши языком, торопись делом! (пословица) 5) Язык русских сказок красив и понятен детям. Как ты понимаешь слово «язык» в каждом предложении?

С. 37, упр.53; Раздели слова на группы: люди, растения, насекомые. Запиши слова группами. На какой вопрос отвечают слова каждой группы? Напиши вопросы. Девочка, пшеница, жук, клён, артист, ольха, бабочка.

С. 94, упр.152: Прочитай отрывок из стихотворения Юнны Мориц «Идёт Весна по городу!». Как ты думаешь, почему слово «Весна» написано автором с большой буквы? Идёт Весна / По городу! / Весна Мартовна Подснежникова, / Весна Апрелевна Скворешникова, / Весна Маевна Черешникова! Как ты думаешь, почему автор дала Весне три разных отчества и фамилии? А почему они именно такие? Спиши, как назвала Весну Юнна Мориц.

С. 105, упр.172: Спиши, вставляя пропущенные буквы. В каких словах гласную после ч надо сначала проверить ударением? Обозначь орфограммы. Ч..й, ч…йник, ч…аепитие, ч…йка, ч…а, ч…асы, , ч..асовой, ч…асовщик. Все ли слова в каждом столбике однокоренные? Почему? Объясни. Кто такие «часовой» и «часовщик»? Петя придумал предложение: Часовой стоял на часах. Что представили себе Петя и Вова? Как ты думаешь, почему?

Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях.  / А.В.Полякова. – М., 2008.

Ч.1: с. 23, упр.37: Прочитай фразеологизмы. О ком так говорят? Сложа руки. В час по чайной ложке. Навязнуть на зубах. Ходить гоголем. Прожужжать все уши. Курам на смех. И след простыл. И был таков. Можно ли как угодно изменять такие словосочетания?

С. 30, упр.49: Спиши. 1. Собака сидит у ворот. У рубахи был вышит ворот. 2. У часов две стрелки. Стрелки взяли ружья. 3. За рекой было село. Солнце село. 4. Дети пили молоко. Пили бревно ровно. Подчеркни слова, которые пишутся одинаково, поставь знак ударения.

Ч.2: с. 4, упр.244: Прочитай стихи С.Есенина. Улыбнулись сонные берёзки, / Растрепали шёлковые косы. / Шелестят зелёные серёжки, / И горят серебряные росы. Какое сравнение есть в этом стихотворении?  Спиши. Подчеркни слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопрос «что делают?».

Информация о работе Лексическая работа на уроках русского языка