Лексическая работа на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Словарный состав языка, представляя определённую систему, включает разные категории слов, которые связаны между собой различными отношениями, складывающимися на основе общих семантических признаков. Это даёт основание для выделения лексики в особый раздел школьного курса русского языка, который изучается не только в средних и старших, но и в начальных классах школы.

Содержание работы

Введение
Общие вопросы методики изучения лексики русского языка в начальных классах.
Теоретические основы изучения лексики.
Методические основы изучения лексики.
Методы и приёмы лексической работы в начальных классах.
Уровни лексической работы.
Методические приёмы.
Практическая часть. Виды заданий и упражнений по лексике в учебниках по русскому языку.
Изучение лексики в первом классе.
Лексическая работа во втором-четвёртом классах.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Лексическая работа на уроках русского языка Курс.раб..docx

— 87.84 Кб (Скачать файл)

С. 70, упр.379: Спиши пословицы. Как ты их понимаешь? У зимы с летом сладу нету. Медведи – плохие соседи. Медведь корове не брат. Охотник слышит, как лес дышит. Напиши вопросы над существительными. «Медведь» - это слово образовалось от слов «мёд» и «ведать» (знать). Попробуй объяснить смысл существительного «невежда». А теперь подумай над словом «невежа». Что оно означает? Можешь заглянуть в толковый словарь.

С. 78, упр.396: Прочитай. Колыбельная. Спи, мой мальчик! Птицы спят, / Накормили львицы львят; / Прислонясь к дубам, заснули / В роще робкие косули; / Дремлют рыбы под водой; / Почивает сом седой. (В.Брюсов). Выпиши основы предложений, в которых сказуемые выражены глаголами в настоящем времени. Какое слово тебе  кажется необычным (старинным)?

С. 105, упр.455: Сравни слова в каждой паре, распредели их в две группы. Запиши. Радость – печаль. Врач – доктор. Конец – начало. Труд - работа. Холод – жара. Утро – вечер. Азбука – алфавит. Война – мир. Друг - приятель. Ночь – день. Назови синонимы.

С. 119, упр.475: Листьями кроется лес; / Всё в нём растёт и поёт. / Возле весёлой Весны / Пёстрый сплелся хоровод. (Д.Садовников).  Люблю я речки серебристой / Хрустально-нежный разговор / И травки бархатный, душистый, / С цветами скромными ковёр. (М.Чехов). Как ты думаешь, есть здесь эпитеты? В каком значении употреблены прилагательные: в прямом или переносном?

Русский язык: учебник для 2 класса: В 2ч. / Т.Г.Рамзаева. – М., 2007.

Ч.1: с. 6, упр.7: Прочитай. Линейка. Я – линейка. Прямота - / Главная моя черта (В.Берестов). Спиши, диктуя себе по слогам. Проверь. Почему линейка так называется? В каком ещё значении употребляется в речи слово «линейка»?

С. 19, упр.32: Прочитай. Когда так бывает? Вянет и желтеет / Травка на лугах / Только зеленеет / Озимь на полях. (А.Пещеев). как ты понимаешь смысл выделенного слова? Почему «озимь» так называется? От какого слова образовалось слово «озимь»?

С. 38, упр.63: Рассмотри картинки. Подумай, почему мальчик опоздал в школу. Составь свой рассказ по картинкам. Прочитай текст. Вечером Коля не положил вещи на своё место. Утром он долго искал свой ботинок. Коля опоздал на урок. Ему было стыдно. Прочитай пословицу. Почему так говорят? Порядок время бережёт. Напиши пословицу. Это буде заголовок текста.

С. 83, упр.144: Подготовься к письму по памяти. Мы зарядку любим очень. / Каждый быть здоровым хочет. (О.Высотская). Какое значение имеет слово «зарядка» в этом тексте? В каком ещё значении может употребляться слово «зарядка»?

Ч.2: с. 34, упр.275: Подбери слова, противоположные по смыслу. напиши. Добрый, громкий, светлый,  низкий, вредный.

С. 44, упр.293: Объясни названия предметов: чайник, сухарь, варенье, сахарница, солонка.

Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 ч. / А.В.Полякова. – М., 2007.

Ч.1: с. 7, упр.7: Прочитайте стихи Р.Сефа. найдите пословицу. Кончен сенокос, / Ваня сено вёз. / Перед ним река - / Ох, и широка! / Где-то рядом брод, / Знать бы наперёд. / Братцы! Ой, дела - / Лошадь уплыла, / Бешеный поток / Сено уволок. / Говорят: не зная броду, / Не суйся в воду. Какие предложения по цели высказывания и интонации есть в тексте? Приведите примеры. Спишите. Подчеркните знакомые орфограммы. Допишите фразеологизм: Держать ухо … . Объясните значение.

С. 14, упр.18: Прочитайте. Найдите образное сравнение. Дождик мелкий, словно бисер, / Брызжет с пасмурных небес. / Потемнела наша речка. / Пожелтел осенний лес. (В.Лифшиц).

С. 30, упр.41: Прочитайте отрывок из басни «Лисица и виноград». найдите в тексте образное сравнение и крылатое выражение. Голодная кума Лиса залезла в сад; / В нём винограду кисти рделись. / У кумушки глаза и зубы разгорелись, / А кисти сочные, как яхонты, горят; / Лишь то беда, висят они высоко… / Хоть видит око, / Да зуб неймёт. (И.Крылов). спишите выделенное предложение. Разберите его по ленам предложения и частям речи. Допишите фразеологизм: Остаться с … . Что он означает? К какому персонажу текста его можно применить?

Ч.2: с. 20, упр.299: Спишите первое и второе предложения. Стрелками укажите связь слов. Стоит морозная погода. Падают на землю красивые снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани. Белые цветы и звёзды обращаются тогда в снежную пыль. А когда мороз слабеет, снежинки скатываются в плотные белые шарики. Мы говорим тогда, что с неба падает крупа. (по В.Архангельскому). выпишите из текста существительные в начальной форме (в три столбика). Найдите предложение с образным сравнением.

С. 86, упр.447: Подберите синонимы и антонимы: большой – огромный - …; большой – маленький, - … . Составьте и запишите предложение.

С.87, упр.451: Спишите загадку. Подчеркните знакомые орфограммы. Стала бабушка Ночь / Звёзды-зёрна толочь./ Испекла ребятишкам лепёшку. / - Подойдите, внучата, к окошку! / До чего аппетитна она, / Золотая лепёшка - … ! Выделите суффиксы существительных. Найдите образные  сравнения. Вспомните, какие образные сравнения луны (месяца) встречались вам раньше в упражнениях. Напишите словосочетания: золотистый апельсин, красный помидор, золотая лепёшка-луна. Какое сравнение нравится вам? почему?

Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2ч. / Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. – М., 2006.

Ч.1: с. 4, упр.4: Найдите в книге для чтения две пословицы о дружбе. Объясните их значение. Запишите пословицы.

С. 21, упр38: Прочитайте строки из стихотворения Н.Асеева. в каком случае прилагательное «красный» обозначает цвет, а в каком имеет значение «красивый»? Красные зори, / Красный восход, / Красные речи / У Красных ворот.

С. 27, упр.51: Прочитайте предложения. Окуни хорошо клюют. Окуни хлеб в молоко! Малыша пугало эхо. Пугало стояло в огороде. Остались от козлика рожки да ножки. Мама купила рожки. Чем похожи слова, выделенные в каждой паре предложений? Чем они различаются? Спишите предложения. Поставьте знак ударения в выделенных словах.

С. 46, упр.90: Рассмотрите рисунки. Назовите всех, кто на них изображён. Как назвать одним словом ежей, стрижей, мышей, ужей, и ершей?

С. 117, упр.71: Прочитайте загадку. Рассыпает солнце стрелы, / Сосны зажигает. / Что за ягода созрела, / Под листочком почернела? Ответьте на вопрос загадки. Почему так называется эта ягода? От какого корня образовано её название? А знаете ли вы, что слово «смородина» образовано от слова «смрад» (запах)? Назовите и запишите несколько  слов,  однокоренных со словом «чёрная». Выделите в них корень.

С. 123, упр.83: Прочитайте стихотворение. Часы. Чтобы ходики ходили, / А  будильники будили / И всегда одни из нас / Точно знал, который час, / По каким часам вставать, / По каким часам в кровать, / В часовой мастерской / Чинят время день-деньской. (С.Михалков). Найдите в тексте  слова-синонимы к слову «часы». От какого слова образовано слово «ходики»? найдите в стихотворении и запишите слова, однокоренные со словом «часы». Разберите эти слова по составу. Почему не нужно было записывать слова «по часам»?

Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы. В 2 ч. / А.В.Полякова. – М., 2007.

Ч.1: с. 9, упр.9: Определите, какие это предложения. 1) Мурава лугов ковром стелется, / Виноград в садах наливается. 2) В ярком золоте день утопает, / И ручьи по оврагам шумят. 3) Поутру вчера дождь в стёкла окон стучал, / Над землёю туман облаками вставал. (И.Никитин). спишите. подчеркните главные члены предложения. Найдите слова, употреблённые в переносном значении.

С. 36, упр.44: Прочитайте. Выпишите фразеологизмы. Весёлый разговор, разговор с глазу на глаз, синие глаза, мозолить глаза, точить лясы, бить баклуши, вскружить голову, сломя голову, зелёный лук, положить в пакет, опустить глаза, спустя рукава, надеяться на успех, взять  себя в руки, с лёгкой руки, вымыть руки, умыть руки, схватить рукой, золотые руки, тянуть проволоку, тянуть за язык, большой нос, зарубить на носу, повесить нос, веснушки на носу, остаться с носом.

С. 53, упр.70: Сравните по смыслу глаголы в каждой строчке. распределите их в две группы. Запишите. Глядит – смотрит. Молчит – говорит. Идёт – стоит. Дремлет – спит. Начинает – кончает. Сверкает – блестит. Спасает – выручает. Открывает – выручает. Открывает – закрывает. завязывает – развязывает. Зовёт – окликает. Думает – соображает. Теряет – находит. Определите лицо глаголов. Образуйте от глаголов-антонимов форму множественного числа. Подчеркните личные окончания глаголов. составьте три-четыре предложения с глаголами из группы синонимов.

Ч.2: с. 45, упр.278: Спишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках перед прилагательными пишите вопросы. Холод всё сильнее. Из соседней рощицы хруст доносится – мороз позвонки деревьям пересчитыва…т. Всё, кажется, застыл…, замерл… . А этому ручейку хоть бы что: звенит себе, словно серебрян… цепочку перебирае…т – торопится в озеро. Плотники прикрыли родничок забавным теремком. А вода в нём – чист…, вкусн… . (По М.Атаманенко).  Найдите в тексте образные обороты речи.

С. 91, упр.368: Спишите, вставляя –тся или –ться. Весело пробира… по узкой дорожке между стенами  высокой ржи. Колосья цепляю… за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами, длинные висячие ветки берёз едва шевеля…, мошки вью… столбом. Радостно звучит золотой голос малиновки. (По И.Тургеневу). Подчеркните эпитеты.

Русский язык. В 2ч.: учебник для 4 класса / Т.Г.Рамзаева. – М., 2009.

Ч.1: с. 12, упр.17: Напиши по памяти. Заунывный ветер гонит / Стаю туч на край небес. / Ель надломленная стонет, / Глухо шепчет тёмный лес. (Н.Некрасов). В каких словосочетаниях поэт употребил глаголы в переносном значении? Что этим достигается?

С. 82, упр.155: Прочитай. Бегут минуты и часы. / Им точный счёт ведут часы. (В.Кремнёв). Что обозначает слово «часы» в первом предложении? А во втором? В каком значении (в прямом или в переносном) употреблено слово «бегут»? Составь предложение со словом «бегут.2, употребив его в прямом значении.

Ч.2: с. 40, упр. 353: Прочитай. Спиши. Крутыми тропинками в горы, / Вдоль быстрых и медленных рек, / Минуя большие озёра, / Весёлый шагал человек. (С.Михалков). Стрелками укажи связь прилагательных с существительными. Выдели окончания прилагательных в родительном падеже. Найди в тексте прилагательные, противоположные по смыслу. Подбери к прилагательным «большой» и «весёлый» противоположные по смыслу прилагательные. Напиши.

С. 41, упр.355: Прочитай. Пеликаны. На берегу пеликаны кажутся громоздкими и неуклюжими птицами. Но на воде пеликан похож на сказочную ладью! Толкутся синие волны с белыми гребешками, а между волн, выпятив белую грудь, плывут неторопливые пеликаны. Опускают в воду клювы-сачки – ловят рыбу. (По Н.Сладкову). Какие прилагательные использует автор, описывая птиц на суше? С чем он сравнивает пеликана на воде? Как во второй части раскрывается это сравнение? Напиши текст по памяти. Выдели окончания прилагательных в творительном падеже.

С. 78, упр.432: Прочитай пословицы, дополняя их подходящими по смыслу глаголами. 1) Что посеешь, то и … . 2) Время не птица, за хвост не … . 3) Упустишь минуту, … часы. 4) На час отстанешь, за день не … . 5) Не разгрызёшь ореха, так и ядра не … . Слова для справок: поймаешь, пожнёшь, съешь, догонишь, потеряешь. Объясни смысл пословиц. Спиши. Определи лицо у глаголов, выдели окончания.

С. 137, упр.557: Прочитай. Родник. В глуши лесной, в глуши зелёной, / Всегда тенистой и сырой, / В крутом овраге под горой / Бьёт из камней родник студёный: / Кипит, играет и спешит, / Крутясь хрустальными клубами… (И.Бунин). Спиши. Выдели окончания существительных и прилагательных в единственном числе. Укажи род и падеж. К словам «родник», «студёный» подбери близкие по смыслу слова. Сравни их. Приходилось ли тебе видеть родник? Расскажи об этом. Почему родник так называется?

Мы провели анализ заданий и упражнений, предлагающих ученикам лексическую работу. Следует отметить, что во всех указанных учебно-методических комплексах содержатся комплексные задания. Во время изучения различных разделов русского языка уделяется внимание лексической работе: и во время изучения раздела «Состав слова» (чтобы подобрать однокоренные слова, кроме всего прочего, ученик должен определить значение слова – один из признаков однокоренных слов), и во время изучения морфологии (подобрать антонимы, а они должны быть одной и той же частью речи; подобрать синонимы и т.п.), и во время изучения фразеологии (дописать фразеологизм и т.п.).

Заключение

Прогрессивные методисты прошлого и настоящего основной задачей  изучения русского языка в школе считали и считают развитие речи учащихся.   Особенно актуальной задача обогащения словаря становится в периоды коренных изменений в жизни общества, когда меняются исторические реалии и в сознание людей входят новые понятия, обозначенные новыми словами. Язык освобождается от штампов и стереотипов, но при этом резко снижается общая и речевая культура.

В нашей курсовой работе мы рассмотрели основные методы и приёмы проведения лексической работы на уроках русского языка. Анализ упражнений и заданий различных учебно-методических комплексов показал, что все они предполагают систематическую комплексную работу по обогащению и активизации словаря младших школьников. Задания предлагаются самые разнообразные, доступные и развивающие мыслительную и речевую деятельность учеников.

 В процессе создания  лингвистического уровня младших  школьников даются письменные  и устные задания разных уровней. Причём, следует отметить, что задания  лексического характера даются во время изучения разных разделов языка. Это и задания на выяснение значения малознакомых и неизвестных младшему школьнику слов, и подбор синонимов и антонимов, и подбор однокоренных слов, ориентируясь на семантику, а не только на похожесть графического облика слова и т.п.  Особого внимания заслуживают упражнения, отсылающие школьников к толковому словарю с целью уяснения и уточнения семантики слова. Имеются и «обратные» задания: когда дети разгадывают кроссворд, они должны по данной словарной статье (адаптированной, а не точно списанной с толкового словаря) отгадать слово. подобные задания являются мощными предпосылками к развитию словаря учеников.

Имеются упражнения, в которые включены списки слов, похожих по написанию и звучанию, с заданием распределить их в группы по значению. Подобные задания помогают оценить степень количественного и качественного обогащения словарного запаса у младших школьников. Свидетельство количественного обогащения – умение угадать слово по значению (это задание позволяет определить, есть ли в словарном запасе учащегося данное слово). Показатель качественного обогащения словаря – умение учащихся точно определить слово по значению, сознательно отобрать из группы созвучных слов нужные.

Информация о работе Лексическая работа на уроках русского языка