Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 20:48, курсовая работа
Описание работы
Словарный состав языка, представляя определённую систему, включает разные категории слов, которые связаны между собой различными отношениями, складывающимися на основе общих семантических признаков. Это даёт основание для выделения лексики в особый раздел школьного курса русского языка, который изучается не только в средних и старших, но и в начальных классах школы.
Содержание работы
Введение Общие вопросы методики изучения лексики русского языка в начальных классах. Теоретические основы изучения лексики. Методические основы изучения лексики. Методы и приёмы лексической работы в начальных классах. Уровни лексической работы. Методические приёмы. Практическая часть. Виды заданий и упражнений по лексике в учебниках по русскому языку. Изучение лексики в первом классе. Лексическая работа во втором-четвёртом классах. Заключение Список использованной литературы
В программе по русскому языку
[Горецкий, Кирюшкин;11] находим: «Основной
целью обучения русскому языку в начальных
классах является развитие устной и письменной
речи учащихся в единстве с развитием
их мышления и формированием школьника
как личности… От эффективности решения
задач умственного и речевого развития
младших школьников зависят их дальнейшие
успехи в овладении знаниями по всем учебным
предметам». Программа также предполагает
практическое ознакомление учащихся с
лексическим значением слова, с многозначностью
слов, синонимами, антонимами.
«На протяжении всех четырёх
лет обучения должно придаваться большое
значение словарной (лексической) работе.
Эти упражнения носят практический характер,
они выполняются в связи с изучением грамматики,
состава слова и правописания. Теоретических
сведений по лексике учащимся начальных
классов не общается. На материале уроков
чтения, грамматики, правописания и развития
речи ведутся наблюдения, в ходе которых
учащиеся осознают, что слова обозначают
те или иные предметы и явления действительности,
бывают близкими и противоположными по
смыслу, а также могут быть употреблены
в предложении, тексте в одном или нескольких
значениях» [Горецкий, Кирюшкин;13].
Расширение активного, пассивного
и потенциального словарного запаса детей,
более полное овладение грамматическим
строем языка реализуется в системе упражнений,
где на материале различных текстов проводится
наблюдение над лексическим значением
слов, многозначность, прямым и переносным
значением слов, синонимией, антонимией.
Методику обучения языку иногда
называют прикладным языкознанием. Действительно,
методика – это применение свойств и закономерностей
языка, речи к процессам овладения ими.
Так, в языке выделяются три области: речевая
деятельность (т.е. говорение, аудирование,
письмо, чтение); языковой материал – совокупность
всего сказанного и написанного, всех
созданных текстов в лучших образцах литературы;
система языка – его уровни, структура,
разделы. Всю школьную совокупность филологических
дисциплин в 19в. называли словесностью;
сегодня этот термин возвращается.
Особенность словарной работы
в школе (как, впрочем, и многих других
видов работы по развитию речи) состоит
в том, что она проводится в процессе всей
учебно-воспитательной деятельности.
Школьники усваивают лексику, связанную
с математикой, с изучением природы, музыки,
с изобразительным искусством, с производительным
трудом, со спортом, с играми и т.д.
«Важно, чтобы усвоение новых
слов проходило не стихийно, чтобы учитель
управлял этим процессом и таким образом
облегчал бы его для учащихся, обеспечивал
полноту, правильность усвоения слов»
[Львов;29].
Из чего же складывается словарная
лексическая работа в школе? В ней сливаются
четыре направления:
Во-первых, обогащении словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которых школьники ранее не знали вовсе, новых значений слов.
Во-вторых, уточнение словаря,
т.е. углубление понимания уже известных
слов, выяснение их оттенков, различий
между синонимами, подбор антонимов, анализ
многозначности, иносказательных значений.
В-третьих, активизация словаря,
т.е. включение как можно более широкого
круга слов в речь каждого учащегося, введение
слов в предложения, усвоение сочетаемости
слов с другими словами, уместность их
употребления в том или ином тексте.
Естественно, что все четыре
направления тесно связаны между собой.
Методы и приёмы лексической
работы в начальных классах.
Уровни лексической
работы.
Лексические, семантические,
лексикографические понятия, подлежащие
усвоению в начальных классах: слово; значение
слова; прямое и переносное значения слова;
многозначные слова; толкование значения
слова; употребление слова; сочетание
слова с другими словами; словарь как совокупность
слов; словарь как книга, пособие; алфавитный
порядок слов в словаре; словарная статья
в словаре; синонимы; синонимическая группа
(синонимический ряд); антонимы; антонимическая
пара; тематические группы слов; выбор
слова; замена слова в тексте; слова, заимствованные
из других языков; толковый, орфографический,
словообразовательный, словарь синонимов,
антонимов, словарь произношения и пр.
[Программа]. Как видим, объём знаний немалый.
Понятия по фразеологии: поговорка;
крылатые слова; иносказание; образ; возможно
– метафора; аллегория [Программа].
Понятия из стилистики: разговорная
речь; письменно-книжная речь; язык художественного
произведения; детская речь; слова устаревшие;
слова, употребляемые в научной речи; слова
бытового употребления [Программа].
Понятии морфемики: состав слова;
основа слова; корень слова; однокорневые
слова; сложное слово; приставка; суффикс;
окончание [Программа].
Понятия словообразования:
образование слова; гнездо (семейство)
однокорневых, или родственных, слов; значение
корня; значение приставки, суффикса; дети
пользуются такими оборотами речи: слово образовано
от такого-то слова, с помощью приставки
и т.п. [Программа].
Все названные ветви дерева
«лексика» тесно связаны между собой:
слово выполняет знаковую функцию, несёт
на себе значение (семантика), фиксируется
в словарях (лексикография), имеет морфемный
состав (морфемика), оно образовано от
других слов или само послужило основой
для образования других слов (словообразование).
Впоследствии дети узнают о закономерностях
изменения слов (морфология) и сочетании
слова с другими словами в предложении
(синтаксис) и в тексте. Так формируется
системность в понимании языка.
Умения, формируемые школой
у учащихся на данном уровне:
запоминать слова, устойчиво
сохранять их в памяти и воспроизводить
быстро в нужный момент;
выбирать слова в соответствии
с коммуникативной целесообразностью;
объяснять значения слов, прямые
и переносные;
давать простейшую характеристику
слова (лексический анализ), разбирать
слова по составу, объяснять простейшие
случаи словообразования;
характеризовать роль слова
в тексте, сам текст по его лексическому
составу;
обнаруживать в тексте фразеологические
единицы, объяснять их значения, целесообразность употребления, в отдельных
случаях – их происхождение, а также аллегорию,
в них заключённую;
составлять свои словарики,
решать простейшие исследовательские
задачи из области образования и значения слов;
понимать значения новых слов
из контекста (на основе антиципации),
объяснять переносные значения слов (тропов);
обнаруживать в тексте старинные
слова, объяснять их значения;
в доступных случаях определять
язык-источник заимствованных слов в русском
языке.
Перечисленные темы и умения
учащихся, как правило, не выделены в учебниках
в виде отдельных параграфов, исключение
составляет тема «Состав слова».
Методические приёмы.
Знания в области лексики
и смежных тем накапливаются в ходе практических
работ со словом: слова прочитываются,
записываются, анализируются, произносятся,
воспринимаются на слух, включаются в
собственный текст. Они группируются по
значению, включаются в собственный текст.
Они группируются по значению, по частям
речи. Проводятся наблюдения над жизнью
слова в текстах, над уместностью слова
в тексте. Особенно ценится семантическая
работа над словом.
Теоретическая работа занимает
значительное место. Определение понятия
«слово» не даётся в силу трудности
такого определения. Но признаки слова
могут быть замечены и названы:
-- слово выделяется при
произношении;
-- оно имеет самостоятельное
значение: обозначает предмет, действие,
признак, число и пр.;
-- на письме отделяется
от других слов;
-- большинство слов могут
изменять свои окончания, сохраняя
основу;
-- изменяя окончание, слово
меняет свои роли в предложении;
-- из слов складываются
предложения и текст;
-- в этом смысле текст
и предложение складываются из
слов, будто дом из кирпичей;
-- сами слова складываются
из слогов и звуков (на письме
– из букв) и т.д.
Наблюдая жизнь слова, прослеживая
его функции, ученик овладевает методами
познания, накапливает существенные признаки
явления, необходимые для формирования
понятия.
Используя словари, школьники
знакомятся с алфавитным расположением
слов, отбором слов в соответствии с типом
словаря, построением словарной статьи,
условными обозначениями, со способами
толкования слов, работают с текстовыми
иллюстрациями.
Понятия «синонимы» и «антонимы»
усваиваются не только в практических
упражнениях: учащиеся могут построить
определения этих понятий на основе анализа
синонимических групп (рядов) и антонимических
пар. Так, они выявляют такие признаки
синонимов:
-- по-разному называют один
и тот же предмет, признак, одно и то же
действие;
-- различаются оттенками
значения, эмоциональными окрасками,
уместностью в том или ином
тексте;
-- одно из слов в
синонимической группе может
быть главным;
-- говорящий или пишущий
выбирает наиболее подходящий, выразительный
синоним;
-- выбор синонимов –
признак культуры речи человека;
возможно знакомство с градацией
синонимов: Мы углублялись в
чащу. Всё чаще встречались большие берёзы, огромные ели, гигантские дубы.
Выбор синонимов не сразу и
нелегко даётся школьникам.
Антонимы усваиваются легче:
отношения противоположности нагляднее,
чем едва уловимые различия в значениях
синонимов. И определение проще: эти
слова одной и той же части речи, противоположные
по значению. На основе антонимических
пар строятся антитезы, например: Богатый и в будни
пирует, а бедный и в праздники горюет
(пословица).
Фразеология широко представлена
в круге детского чтения: подсчитано, что
в литературных хрестоматиях типа «Родной
речи» за четыре года дети встречают до
пятисот фразеологических единиц; их толкование
часто даётся в сносках. Над определением
дети не работают, но признаки отмечают:
-- непрямой, переносный смысл,
аллегория;
-- юмор, ирония;
-- образ.
На фразеологическом материале
дети осмысливают переносное, иносказательное
значение слов, образность языка, выразительность,
эстетическую ценность, нравственную
позицию, юмористический эффект.
Тема «Состав слова» имеет чёткое
построение (в учебниках и в традиции),
чёткую структуру: от понятия «родственные
слова» - к понятию «корень слова» - к «приставке»
и «суффиксу» - к понятию «основа слова»
(оно даётся не всегда) – к «окончанию».
В некоторых учебниках тема «Суффикс»
даётся после «Корня», до «Приставки».
Тема «Состав слова» подготавливается
наблюдениями над родственными словами:
близостью их значений, наличием общей
части – корня (исторические чередования
в корне вводятся на продвинутых этапах
обучения). Такой порядок изучения морфемики
обеспечивает семантический подход к
составу слова.
Тема «Корень слова» открывает
широкие возможности языкового анализа
и семантической работы; она даёт научное
основание для орфографического действия
– проверки безударных гласных в нём (а
также звонких/глухих согласных).
Когда школьники научатся более
или менее точно находить и вычленять
корень, они знакомятся (теоретически,
т.к. практически они уже знакомы) с приставкой
и суффиксом. В пользу первенства приставки
приводится аргумент доступности: приставок
мало – их легко запомнить, приставка
легко выделяется, слова с двумя приставками
встречаются нечасто.
Аргументы в пользу первенства
суффиксов: они семантически богаче приставок,
ориентированы на части речи, разнообразнее
и богаче выразительными возможностями
– в общем, ценнее для словообразования.
Окончание изучается не столько
в теме «Состав слова», сколько в курсе
морфологии в связи с изменением частей
речи – склонением и спряжением.
Аргументы в пользу изучения
основы связаны во многом со словообразованием:
последнее без понимания и умения выделять
основы слов крайне затруднено. Кроме
того, системный подход требует введения
в школьный курс и такой модели: основа
слова – его окончания, зависящие от падежа,
лица и пр.; разграничиваются понятия «слово»
и «словоформа».
С другой стороны, выделение
основы слова в начальных классах затруднено
по морфологическим причинам (например: лить – лью – [л,ит,], [л,jу]).
Словообразование в практическом
плане встречается уже в первом классе:
-- появление у слова
нового значения (лексико-семантический
способ): земля – почва, Земля
– планета;
-- новое слово образовалось
по модели (морфологический способ): приземлился – опустился
на Землю, прилунился – опустился на Луну;
-- новое слово образовалось
сложением корней: лун-о-ход;
-- новое слово образовалось
суффиксально-префиксальным способом:
от слова вода – под-вод-н-ый.
Подобных случаев ученик встречает
достаточно, чтобы на основе наблюдений
сложилось обобщение: новые слова и значения
возникают потому, что появляются новые
предметы, явления; им нужно дать имя, назвать
их. Для этой цели иногда берут уже известное
слово и употребляют в новом значении.
Иногда новое слово образуют по образцу
похожего, образованного когда-то ранее,
и т.д.
Исследование образования слов
– форма развития учащихся. Многие познавательные
задачи строятся как раскрытие образования
слов: село Подосиново,
речка Быстрица, горная вершина Белуха,
корова Звёздочка.
В тех случаях, когда в учебник
введена тема «Словообразование», формирование
понятия проводится по уже встречавшейся
методической модели: наблюдение над составом
слов – языковой анализ (в данном случае
– морфемный) – выделение признаков, способов
образования новых слов – практическое
образование слов различными способами
– анализ семантики – употребление в
собственной речи.