Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:02, реферат
Поэзия Анны Ахматовой возникла в лоне так называемого “Серебряного века”, - так стали со временем называть первые десятилетия ХХ века. Эта эпоха в нашей официальной литературной науке долгие десятилетия почти игнорировалась, как время реакции и декадентства, будто бы почти ничего не давшая русскому искусству. На самом деле 10-е годы были на редкость богатыми во всех областях художественного искусства – в литературе, живописи, балете, музыке…
Содержание:
Первые шаги 3
Романность в лирике Ахматовой 3
Загадка популярности любовной лирики Ахматовой 6
"Великая земная любовь" в лирике у Ахматовой 8
Роль деталей в стихах о любви у Ахматовой 9
Пушкин и Ахматова 11
Больная и неспокойная любовь 12
Любовная лирика у Ахматовой в 20-е и 30-е годы 15
Заключение 22
улыбнулся. Полулаского, полулениво Поцелуем руки
коснулся. И загадочных древних ликов На меня
посмотрели очи. Десять лет замираний и криков.
Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово
И сказала его напрасно. Отошел ты. И стало
снова На душе и пусто и ясно".
Роман кончен. Трагедия десяти лет рассказана в одном кратком событии, одном жесте, взгляде, слове.
Нередко миниатюры Ахматовой
были, в соответствии с ее
" Хочешь знать, как все это было? - Три в столовой проби-
ло, И прощаясь, держась за перила, Она словно с трудом
говорила: "Это все... Ах, нет, я забыла, Я люблю вас,
я вас любила Еще тогда!" "Да".
Хочешь знать, как все это было?
Возможно, именно такие стихи
наблюдательный Василий
Стихотворение "Хочешь знать, как все это было?.." написано в 1910 году, то есть еще до того, как вышла первая ахматовская книжка "Вечер"(1912), но одна из самых характерных черт поэтической манеры Ахматовой в нем уже выразилась в очевидной и последовательной форме. Ахматова всегда предпочитала "фрагмент" связному, последовательному и повествовательному рассказу, так как он давал прекрасную возможность насытить стихотворение острым и интенсивным психологизмом; кроме того, как ни странно, фрагмент придавал изображаемому своего рода документальность: ведь перед нами и впрямь как бы не то отрывок из нечаянно подслушанного разговора, не то оброненная записка, не предназначавшаяся для чужих глаз. Мы, таким образом, заглядываем в чужую драму как бы ненароком, словно вопреки намерениям автора, не предполагавшего нашей невольной нескромности.
Нередко стихи Ахматовой походят на беглую и как бы даже не "обработанную" запись в дневнике:
" Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки. Не любил,
когда плачут дети, Не любил чая с
малиной И женской истерики.
...А я была его женой". Он любил...
Иногда такие любовные "дневниковые"
записи были более
" Там тень моя осталась и тоскует,
Все в той же синей комнате живет,
Гостей из города за полночь ждет
И образок эмалевый целует. И в
доме не совсем благополучно:
Огонь зажгут, а все-таки темно...
Не оттого ль хозяйке новой скучно,
Не оттого ль хозяин пьет вино
И слышит, как за тонкою стеною
Пришедший гость беседует со мною".
Там тень моя осталась и тоскует...
В этом стихотворении
чувствуется скорее обрывок
Особенно интересны стихи о любви, где Ахматова - что, кстати, редко у нее - переходит к "третьему лицу", то есть, казалось бы, использует чисто повествовательный жанр, предполагающий и последовательность, и даже описательность, но и в таких стихах она все же предпочитает лирическую фрагментарность, размытость и недоговоренность. Вот одно из таких стихотворений, написанное от лица мужчины:
" Подошла. Я волненья не выдал,
Равнодушно глядя в окно.
Села словно фарфоровый идол,
В позе, выбранной ею давно.
Быть веселой - привычное дело,
Быть внимательной - это трудней...
Или томная лень одолела
После мартовских пряных ночей?
Томительный гул разговоров,
Желтой люстры безжизненный зной
И мельканье искусных проборов
Над приподнятой легкой рукой.
Улыбнулся опять собеседник
И с надеждой глядит на нее...
Мой счастливый богатый
Ты прочти завещанье мое".
Подошла. Я волненья не выдал..
ЗАГАДКА ПОПУЛЯРНОСТИ ЛЮБОВНОЙ
ЛИРИКИ АХМАТОВОЙ
Если спросить
человека, знакомого с лирикой
А. А. Ахматовой лишь
Но если страдание любящей души так неимоверно
— до молчания, до потери речи — замкнуто
и обуглено, то почему так огромен, так
прекрасен и пленительно достоверен весь
окружающий мир? Дело, очевидно, в том,
что, как у любого крупного поэта, ее любовный
роман был шире и многозначнее своих конкретных
ситуаций. В сложной музыке ахматовской
лирики, в ее едва мерцающей глубине, в
ее убегающей от глаз мгле, в подпочве,
в подсознании постоянно жила и давала
о себе знать особая, пугающая дисгармония,
смущавшая саму А. Ахматову. Она писала
впоследствии в “Поэме без героя”, что
постоянно слышала непонятный гул, как
бы некое подземное клокотание, сдвиги
и трение тех первоначальных твердых пород,
на которых извечно и надежно зиждилась
жизнь, но которые стали терять устойчивость
и равновесие.
Самым первым предвестием такого тревожного
ощущения было стихотворение “Первое
возвращение” с его образами смертельного
сна, савана и погребального звона, с общим
ощущением резкой и бесповоротной перемены,
происшедшей в самом воздухе времени.
В любовный роман А. Ахматовой входила
эпоха — она по-своему озвучивала и переиначивала
стихи, вносила в них ноту тревоги и печали,
имевших более широкое значение, чем собственная
судьба.
Именно по этой причине любовная лирика
А. Ахматовой с течением времени, в предреволюционные,
а затем и в первые послереволюционные
годы, завоевывала все новые и новые читательские
круги и поколения и, не переставая быть
объектом восхищенного внимания тонких
ценителей, явно выходила из, казалось
бы, предназначенного ей узкого круга
читателей. Эта “хрупкая” и “камерная”,
как ее обычно называли, лирика женской
любви начала вскоре, и, ко всеобщему удивлению,
не менее пленительно, звучать также и
для первых советских читателей — комиссаров
гражданской войны и работниц в красных
косынках. На первых порах столь странное
обстоятельство вызывало немалое смущение
— прежде всего среди пролетарских читателей.
Надо сказать, что советская поэзия первых
лет Октября и гражданской войны, занятая
грандиозными задачами ниспровержения
старого мира, любившая образы и мотивы,
как правило, вселенского, космического
масштаба, предпочитавшая говорить не
столько о человеке, сколько о человечестве
или во всяком случае о массе, была первоначально
недостаточно внимательной к микромиру
интимных чувств, относя их к разряду социально
небезопасных буржуазных предрассудков.
Из всех возможных музыкальных инструментов
она в те годы отдавала предпочтение ударным.
На этом грохочущем фоне, не признававшем
полутонов и оттенков, в соседстве с громоподобными
маршами и “железными” стихами первых
пролетарских поэтов, любовная лирика
Анны Ахматовой, сыгранная на приглушенных
скрипках, должна была бы по всем законам
логики затеряться и бесследно исчезнуть...
Но этого не произошло. Молодые читатели
новой, пролетарской, встававшей на социалистический
путь Советской России, работницы и рабфаковцы,
красноармейки и красноармейцы — все
эти люди, такие далекие и враждебные самому
миру, оплаканному в ахматовских стихах,
тем не менее заметили и прочли маленькие,
белые, изящно изданные томики ее стихов,
продолжавшие невозмутимо выходить все
эти огненные годы.
А. Ахматова действительно самая характерная
героиня своего времени, явленная в бесконечном
разнообразии женских судеб: любовницы
и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой.
А. Ахматова воплотила в искусстве сложную
историю женского характера переломной
эпохи, его истоков, ломки, нового становления.
Герой ахматовской лирики сложен и многолик.
Он — любовник, брат, друг, представший
в бесконечном разнообразии ситуаций:
коварный и великодушный, убивающий и
воскрешающий, первый и последний.
Но всегда, при всем многообразии жизненных
коллизий и житейских казусов, при всей
необычности, даже экзотичности характеров
героиня или героини Ахматовой несут нечто
главное, исконно женское, и к нему-то пробивается
стих в рассказе о какой-нибудь канатной
плясунье, например, идя сквозь привычные
определения и заученные положения (“Меня
покинул в новолунье// Мой друг любимый.
Ну так что ж!”) к тому, что “сердце знает,
сердце знает”: глубокую тоску оставленной
женщины. Вот эта способность выйти к тому,
что “сердце знает”, — главное в стихах
А. Ахматовой.
“Я вижу все,// Я все запоминаю”. Но это
“все” освещено в ее поэзии одним источником
света. Есть центр, который как бы сводит
к себе весь остальной мир ее поэзии, оказывается
ее основным нервом, ее идеей и принципом.
Это любовь. Стихия женской души неизбежно
должна была начать с такого заявления
себя в любви. Именно здесь рождались подлинно
поэтические открытия, такой взгляд на
мир, что позволяет говорить о поэзии Ахматовой
как о новом явлении в развитии русской
лирики двадцатого века. В ее поэзии есть
и “божество”, и “вдохновенье”. Сохраняя
высокое Значение идеи любви, связанное
с символизмом, Ахматова возвращает ей
живой и реальный, отнюдь не отвлеченный
характер. Душа оживает “не для страсти,
не для забавы, для великой земной любви”.
“Великая земная любовь” — вот движущее
начало всей лирики Анны Ахматовой. Именно
она заставила по-иному — уже не символистски
и не акмеистски, а, если воспользоваться
привычным определением, реалистически
— увидеть мир.
То пятое время года,
Только его славословь.
Дыши последней свободой,
Оттого, что это — любовь.
В этом стихотворении А. Ахматова назвала
любовь “пятым временем года”. Из этого-то
необычного, пятого, времени увидены ею
остальные четыре, обычные. В состоянии
любви мир видится заново. Обострены и
напряжены все чувства. И открывается
необычность обычного. Человек начинает
воспринимать мир с удесятеренной силой,
действительно достигая в ощущении жизни
вершин. Мир открывается в дополнительной
реальности: “Ведь звезды были крупнее,
// Ведь пахли иначе травы”. Поэтому стих
Анны Ахматовой так предметен: он возвращает
вещам первозданный смысл, он останавливает
внимание на том, мимо чего мы в обычном
состоянии способны пройти равнодушно,
не оценить, не почувствовать. “Над засохшей
повиликою// Мягко плавает пчела” — это
увидено впервые.
Только женщина с ее умением не просто
чувствовать, но и предчувствовать, не
просто мыслить, но и ощущать, не просто
страдать самой, но и воплотить в собственных
муках и переживаниях страдание миллионов
могла создать такую ни на что не похожую
любовную лирику. И в этом — великая загадка
творчества Анны Ахматовой.
"ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ"
В
ЛИРИКЕ АХМАТОВОЙ
Ахматова, действительно, самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. По выражению А. Коллонтай, Ахматова дала "целую книгу женской души". Ахматова "вылила в искусстве" сложную историю женского характера переломной эпохи, его истоков, ломки, нового становления.
Герой ахматовской лирики (не героиня) сложен и многолик. Собственно, его даже трудно определить в том смысле, как определяют, скажем, героя лирики Лермонтова. Это он - любовник, брат, друг, представший в бесконечном разнообразии ситуаций: коварный и великодушный, убивающий и воскрешающий,
первый и последний.
Но всегда, при всем
многообразии жизненных
Есть центр, который как
бы сводит к себе весь
" Эта встреча никем не воспета,
И без песен печаль улеглась.
Наступило прохладное лето,
Словно новая жизнь началась.
Сводом каменным кажется небо,
Уязвленное желтым огнем,
И нужнее насущного хлеба
Мне единое слово о нем.
Ты, росой окропляющий травы,
Вестью душу мою оживи, -
Не для страсти, не для забавы,
Для великой земной любви".
"Великая земная любовь"
- вот движущее начало всей
лирики Ахматовой. Именно она
заставила по-иному - уже не
символистски и не акмеистски,
а, если воспользоваться
" То пятое время года,
Только его славословь.
Дыши последней свободой,
Оттого, что это - любовь.
Высоко небо взлетело,
Легки очертанья вещей,
И уже не празднует тело
Годовщину грусти своей".
В этом стихотворении Ахматова назвала любовь "пятым временем года". Из этого-то необычного, пятого, времени увидены ею остальные четыре, обычные. В состоянии любви мир видится заново. Обострены и напряжены все чувства. И открывается необычность обычного. Человек начинает воспринимать мир с удесятеренной силой, действительно достигая в ощущении жизни вершин. Мир открывается в дополнительной реальности: "Ведь звезды были крупнее, Ведь пахли иначе травы". Поэтому стих Ахматовой так предметен: он возвращает вещам первозданный смысл, он останавливает внимание на том, мимо чего мы в обычном состоянии способны пройти равнодушно, не оценить, не почувствовать. "Над засохшей повиликою Мягко плавает пчела" - это увидено впервые.
Потому же открывается
возможность ощутить мир по-
И еще одна связанная
с тем же особенность. В
любовных стихах Ахматовой