Многообразное изображение характеров трагедии "Гамлет"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы может быть сформулирована следующим образом: раскрыть систему образов в трагедии «Гамлет» и охарактеризовать их. Этой целью определяется круг задач:
- Конкретизировать биографию У. Шекспира.
- Раскрыть суть Шекспировского вопроса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………… …………………….. 3
ГЛАВА 1. Творческий путь Шекспира
1.1 «Шекспировский вопрос»………………………… ...……
1.2 Значение творчества Шекспира для мировой литературы …………………….…11

ГЛАВА 2. Система образов трагедии «Гамлет»
2.1 Проблематика трагедии «Гамлет»…………………………………………..
2.2 Гамлет, как изображение сомневающейся личности, специфика изображения образа Гамлета.…………………………………………………………………………23
2.3 Своеобразие изображения негативных характеров в трагедии «Гамлет»……….28
2.4 Женские образы в трагедии…………………………………………………………32
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………..39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………….…………………………42

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 82.02 Кб (Скачать файл)

               Когда оно доступно проницанью,

               Когда оно проклятою привычкой

               Насквозь не закалилось против чувств [17, с.78].

    По словам Гамлета, Гертруда совершила

                                          такое дело,

               Которое пятнает лик стыда,

               Зовёт невинностью лгуньей, на  челе

               Святой любви сменяет розу  язвой;

               Преображает брачные обеты

               В посулы игрока; такое дело.

               Которое из плоти договоров

               Изъемлет душу, веру превращает

               В смешенье слов; лицо небес  горит;

               И эта крепь и плотная громада

               С унылым взором, как перед  Судом,

               Скорбит о нём [17, с.78].

    Последние три строки требуют разъяснения: «крепью и плотной громадой» Гамлет называет Землю. В конце речи Гамлет упоминает небеса.

    Обвиняя мать, Гамлет говорит о том, что её измена есть прямое нарушение нравственности. Оно равносильно другим подобным нарушениям: посрамлению скромности, лицемерному попранию невинности; таковы пороки частной жизни, но подобное же происходит; когда нарушаются договоры и взамен религии ограничиваются служением ей лишь на словах. Поведение Гертруды приравнено Гамлетом к тем нарушениям мирового порядка, которые заставляют содрогаться всю Землю, а небеса покрывают краской стыда за человечество. Таков поистине масштабный смысл речей Гамлета.

    Полная риторики речь принца пылает истинным гневом, в ней нет и следа слабости, обычно приписываемой ему. С матерью говорит ни сын, а судья, обвиняющий её именем небес и всех законов земной жизни.

    Гамлету  можно предъявить упрек, что  он берет на себя слишком  много. Вспомним, однако, его слова:  он бич и исполнитель высшей  воли. Не забудем так же один  из законов шекспировской драмы.  Речи Гамлета здесь – больше, чем его личное мнение. В них выражена оценка второго брака Гертруды с точки зрения законов естественной нравственности. Драматургом, таким образом, возложена на Гамлета миссия быть защитником основ общечеловеческой морали.

    Весь тон беседы Гамлета с матерью отличается жестокостью. Появление Призрака усиливает его жажду мести. Но теперь осуществлению её препятствует отправка в Англию. Подозревая подвох со стороны короля, Гамлет выражает уверенность, что может устранить опасность. Размышляющий Гамлет, уступает место действенному Гамлету.

    Если  образ матери вызывает у Гамлета  чувство жестокости, то образ  Офелии вызывает в нем чувство  любви. [ 20; с.86]

      http://www.konspektov.net/question/584005Образ Офелии  – один из ярчайших примеров драматургического мастерства Шекспира. Она произносит всего 158 строк стихотворного и прозаического текста.   Гамлет любит Офелию, кроткую дочь царедворца Полония. Девушка эта отличается от других героинь Шекспира, для которых характерна решимость, готовность бороться за своё счастье: покорность отцу остаётся главной чертой её характера. Отчасти это объясняется тем, что она видит в отце союзника: он хотел её брака с принцем. Офелия изображена в ее отношениях с братом, отцом, Гамлетом. Но ее  личная жизнь с самого начала оказывается крепко скованной нравами королевского двора.

   Любовь Офелии – ее беда. Хотя ее отец приближенный короля, его министр, тем не менее она не королевской крови и поэтому не ровня своему возлюбленному.Это твердят ей и брат, и отец.

   В трагедии нет ни одной любовной сцены между Гамлетом и Офелией. Но есть сцена их разрыва, которая полна потрясающего драматизма. [1, c.151]

  Глубокомысленно задуманы у Шекспира отношения принца к Офелии. Гамлет, это – гений, который любит, и любит с крупными запросами гения и с его уклонениями от общепринятых правил. Он любит не так, как Ромео, не такой любовью, которая охватывает и наполняет всецело душу молодого человека. Он чувствовал влечение к Офелии еще при жизни отца, посылал ей письма и подарки, он питает к ней бесконечную нежность ,но быть ему другом она не создана.

      Тон Гамлета относительно Офелии  крайне свободен, не только в  потрясающей сцене, где он посылает  ее в монастырь, но еще более  среди разговора во время представления,  когда он шутит с непристойною  смелостью, прежде чем просит  у нее позволения приклонить  голову к ее коленям, и где  одна из его реплик цинична.  Мы уже видели, что это ничуть  не свидетельствует против неопытности  Офелии.  

    Тогда как английские комментаторы Шекспира выступили рыцарями Офелии, некоторые немецкие ( как, например, Тик, фон-Фризен, Флате) не сомневались в том, что отношения ее к Гамлету были совершенно интимного свойства; Шекспир умышленно обошел этот вопрос, и нелегко понять, почему бы не сделать того же и его читателям.

   Гамлет отдаляется от Офелии с того момента, как чувствует себя «ниспосланным с бичом, как ангел мести». С глубокой скорбью прощается он с нею без слов, берет ее за руку, удерживает ее, отстраняясь на длину своей руки, и так пристально смотрит ей в лицо, как будто хочет его списать, потом жмет слегка ее руку, качает головой и испускает глубокий вздох.

   Если после того он держит себя сурово, почти жестоко с ней, то потому, что она была малодушна и изменила ему. Она – кроткое, покорное создание без силы сопротивления; это душа, которая любит, но любит без страсти, дающей женщине самостоятельность действия. Она походит на Дездемону своим неразумным обращением с любимым человеком, но много уступает ей в решительности и пылкости любви. Она совсем не поняла печали Гамлета по поводу образа действий матери. Она остается свидетельницей его подавленного настроения, не подозревая его причины. Когда после явления духа он приближается к ней, взволнованный и безмолвный, в ней нет предчувствия того, что с ним случилось нечто ужасное, и, несмотря на свое сострадание к его болезненному состоянию, она тотчас же соглашается сделать орудием его выпытывания, в то время как ее отец и король подслушивают их разговор. Тогда-то он и разражается всеми этими знаменитыми упреками: «Ты честная девушка? И хороша собой?» [17, c.60] и т.д., тайный смысл которых таков: «Ты подобна моей матери! И ты могла бы поступить так, как она!»

   У Гамлета нет ни одной мысли для нее среди возбуждения, которое овладевает им после того, как он убил Полония; однако косвенным путем Шекспир дает нам понять, что впоследствии скорбь о возлюбленной внезапно охватила его. Он плачет о том, что сделал. Потом он как будто забывает о ней, и вот почему так странен кажется читателям его гнев на вопли брата Офелии, когда ее опускают в могилу, и  внушенное его чрезмерной нервной возбужденностью желание превзойти Лаэрта в горе. Но понимает из его слов, что она была отрадой его жизни, хотя и не могла сделаться ее утешением. Она, со своей стороны, была сердечно расположена к нему, любила его с самой заветной нежностью. Потом она с болью увидала, что он относится к своей любви, как к чему-то минувшему с глубокой печалью была она свидетельницей того, что она считает помрачением его светлого духа в безумии («О, что за благородный омрачился дух!») [17, c.54]; наконец, смерть отца от руки Гамлета гасит у нее свет сознания. Она разом потеряла их обоих, отца и милого. Имя Гамлета она не произносит в своем безумии, не намекает даже на скорбь о том, что именно он убил ее отца. Забвение этого ужаснейшего факта облегчает ее несчастье; ее тяжкая судьба выбросила ее в пустыню одиночества; безумие населяет и наполняет это одиночество и эти самым смягчает его.

    Уильям Шекспир – это гениальный мастер своего дела, который существовал в действительности. Шекспир – наивысшее выражение английской ренессансной литературы, более того, всей английской литературы: равного ему по творческому величию, значительности и жизнеспособности его наследия нет в литературной истории Англии.

   Герои Шекспира, как и сам он, не жили в прустовской комнате, отгороженной от действительности. Мало писателей, в произведениях которых реальная жизнь представала бы в таком изобилии своих проявлений, как у Шекспира. Его герои действительно живут, их окружает природа со всеми ее стихиями и общество тоже со всеми его стихиями. Но весь мир видится Шекспиру в человеке и через человека. Ему еще свойствен в какой-то мере наивный антропоморфизм. Недаром в речах его персонажей и общество и природа уподобляются человеку, его организму, а явления природы и государственной жизни – функциям человеческого тела и действиям людей.

    Ясный сам по себе и ясно раскрывающий характер Гамлета, окончательно запутан целой армией комментаторов, центральное место уделяющих мысли о самоубийстве и усматривающих в ней доказательство слабой воли Гамлета.  
    Почему жизнь представляет собой "море бедствий", Гамлет раскрывает в монологе с убежденностью и страстностью гуманиста, ценой личных страданий и силой мысли освободившегося от всяких иллюзий. Ведь Гамлет был обманут самыми близкими ему людьми в своих самых чистых человеческих чувствах: в сыновних – матерью, в кровно-родственных – дядей, в любовных –Офелией, в дружеских –Розенкранцем и Гильденстерном. Глубокие эмоциональные страдания Гамлета пробудили его ум и помогли увидеть и понять окружающий его таким, каков он есть. Это место монолога Гамлета справедливо сравнивают с 66-м сонетом Шекспира, где повторяются те же мысли о торжестве зла, глупости и ничтожества над благородством, честностью и талантом, но уже высказанные от лица самого Шекспира. 

 

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

                                                       ВЫВОДЫ

    «Гамлет» – одно из самых весомых произведений мировой литературы за все времена ее существования. Система образов, мастерски выстроенная автором, разрешает как можно лучше раскрыть философские проблемы, заложенные в основу произведения. Важно понять, что каждый из образов, обрисованных в произведении, далеко не однозначен. Персонажи – живые, поскольку однозначно положительные герои или насквозь отрицательные негодяи – типы, которые встречаются только в литературе, в жизни ничего определенного, очерченного, статического не существует, итак именно двойственность образов, их внутренние разногласия и делают их жизненными.

     Жизнь для Гамлета лишь наполовину действительность, наполовину она для него сновидение. По временам он является как бы лунатиком, несмотря на то, что часто он бдителен, как дозорный. Он обладает присутствием духа, благодаря которому никогда не затрудняется дать самый меткий ответ, и в то же самое время он рассеян, он упускает из вида принятое решение с тем, чтобы углубиться в какую-нибудь ассоциацию мыслей или в лабиринт мечтаний. Он пугает, занимает, приковывает, смущает, тревожит. Лишь немногие образы поэтического искусства тревожили людей, как тревожит он. Хотя он говорит беспрерывно, он, в сущности, один по натуре ,– более того, он есть олицетворение душевного одиночества, неспособного открывать себя другим.

    В  нем столько же негодования,  сколько печали, да и сама печаль  его возникает как следствие  негодования. Страждущие и мыслящие  люди  всегда находили в нем  брата. Отсюда необычайная популярность  образа Гамлета, как ни мало  он доступен для понимания.

    Но и второстепенные персонажи непростые. Образ Офелии вызывает у разных читателей разные эмоции: от негодования через  кротость девушки к искреннему сочувствию. Но  и судьба неблагосклонна к Офелии: ее отец Полоний на стороне Клавдия, который виновен в смерти отца Гамлета и есть его отчаянным врагом. После смерти Гипноигия, которого убил Гамлет, в душе девушки происходит трагический излом и она болеет. В такую круговерть попадаются почти все герои: Лаэрт, Клавдий (который, видев свою очевидную «негативность», все же мучается укорами совести…) Но главное в трагедии Шекспира –  не внешняя интрига, а внутренние конфликты героев, что среди образов трагедии нет добрых и плохих, не только прибавляет правдивость созданным образам и делает произведение

интереснее. Это отображает сущность человеческой души: зло и добро присутствующее в каждом, и борьба добра  и зла в нашем копоте – не соревнования супергероя против негодяя. Это весьма примитивное восприятие мира, борьба добра и зла  происходит внутри личности. Каждый из героев мучается одной и той же проблемой. Мы назовем это проблемой выбора.

    Этот вопрос возникает перед каждым персонажем шекспировских произведений. Отличие между героями именно  заключается в том, «добрый» или «плохой» путь они избирают. Эти прилагательные заключены в кавычки, так как  речь идет о внутренних конфликтах такого масштаба. Невозможно дать однозначную оценку действиям человека, да и часто мы не знаем, правильно ли совершили, даже когда выбор уже сделан. Воплощением внутреннего конфликта и проблемы выбора и есть монолог Гамлета «Быть или не быть».

    В  «Гамлете», первой философской  драме новейшего времени, впервые  выступает типический современный  человек с глубоким сознанием  противоречия между идеалом и  окружающим миром, с глубоким  сознанием разлада между своими  силами и своей задачей, со  всей внутренней многосторонностью  своего существа, с остроумием, чуждым  веселости, с жестокостью и  тонкостью чувства, с постоянным  отсрочиванием действия и бешеным  терпением.

    В своих драмах Вильям Шекспир обращается к главнейшим философским темам человечества. Не только «Гамлет», а и почти все произведения гениального драматурга – достояния мировой литературы и не теряют своей актуальности, как не теряют, ее вечные литературные темы и вечный вопрос. Философия в трагедиях Шекспира не высказана прямо: она воплощается через сам текст. Образы, созданные минором, и являются воплощением той или другой проблемы, той или другой жизненной позиции.

Информация о работе Многообразное изображение характеров трагедии "Гамлет"