Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:18, курсовая работа
Цель – исследовать типологические черты жанра антиутопии в творчестве Кира Булычёва.
Задачи:
обосновать правомерность отнесения антиутопии к фантастической литературе;
проследить полемику с утопическими идеалами в произведениях «Любимец» и «Перпендикулярный мир» К.Булычёва;
проанализировать псевдокарнавал как структурный стержень антиутопии в произведениях «Любимец» и «Перпендикулярный мир» К. Булычёва;
выявить пространственно-временную организацию в произведениях «Любимец» и «Перпендикулярный мир» К. Булычёва;
исследовать отношения социальной среды и личности как основу конфликта в романе «Любимец» и повести «Перпендикулярный мир»;
доказать, что роман «Любимец» и повесть «Перпендикулярный мир» являются антиутопиями.
Введение……………………………………………………………….................3
ГЛАВА 1. Антиутопия как жанр фантастической литературы………………7
ГЛАВА 2. Поэтика антиутопии в романе «Любимец» и повести «Перпендикулярный мир» Кира Булычёва……………………………….25
2.1. Полемика с утопическими идеалами…………………………………..26
2.2. Псевдокарнавал как структурный стержень…………………………..37
2.3. Пространственно-временная организация…………………………….48
2.4. Отношения социальной среды и личности как основа конфликта…54
Заключение…………………………………………………………………….62
Библиографический список использованной литературы…………………..66
Станислав Лем называет утопию «изложением определенной теории бытия при помощи конкретных объектов». [Лем 1970: 290]
Создатели утопии
стремятся изображать мир
Г.Морсон в статье «Границы жанра» считает, что «общее для всех утопистов отношение к действительности, выражающееся в резком противопоставлении действительности и идеала, оставляет немало места для различий, вытекающих из особенностей тех или иных человеческих идеалов, условий, в которых они формируются, а также роли, которую они играют в истории». [Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы 1991: 233–276]
Существует несколько классификаций утопии.
Мы же обратимся к классификации Е.Шацкого, которая представлена в его монографии «Утопия и традиции». Исследователь делит утопии на эскапистские и героические.
Эскапистские утопии – это «все те мечтания о лучшем мире, из которых не вытекает призыв к борьбе за этот мир». [Шацкий 1990: 53] Одним из классических примеров является Т. Мор. В рамках эскапистской утопии можно обнаружить три различных способа бегства от действительности.
Е. Шацкий отмечает: «Утописты стремились не столько информировать своих читателей, сколько поучать их». [Шацкий 1990: 64] Они использовали усиленный спрос на экзотические новинки, чтобы пропагандировать новые идеи.
2) утопии времени (ухронии)
рисуют счастливое «когда-то»
или «когда-нибудь». Например, библейский
рай, «Золотой век» античных
авторов, или произведения с
выбранными датами, наподобие
«2440» Мерсье или «2000» Беллами,
в которых появляется идеал
общества. Своеобразен хронотоп
данного вида утопии, там прошлое
и будущее никак не связано
с настоящим, а лишь
3) утопии вневременного
порядка – такое понятие
возникло вследствие того, что
свой идеал утописты помещают
вне сферы земного
Воплощение этих ценностей существует вне времени и пространства. Е. Шацкий считает, что «мир этих утопий построен без опоры на реальность». [Шацкий 1990: 98] И таким воплощением общественного идеала становится Божество.
Героические утопии – это «любые утопии, содержащие какие-либо программы и призывы к действию». [Шацкий Е. 1990: 56] Героические утопии в свою очередь делятся на утопии ордена и утопии политики.
Перейдём к основной теме нашей работы – к жанру антиутопия.
Как заметил Е.Шацкий, утопия пишется в сравнительно мирное, предкризисное время ожидания будущего, то антиутопия - на сломе времени, в эпоху неожиданностей, которое это будущее преподнесло. [Шацкий 1990]
В связи с этим, Р.Гальцева и И. Рознянская пишут: «Антиутопический роман - это нашедший себе литературное выражение отклик человеческого существа на давление «нового порядка». [Гальцева Р., Рознянская 1988: 51]
Коренное свойство
антиутопии, которое остается в
ней постоянным, каким бы ни
был материал - она неизменно оспаривает
миф, созданный утопией без
оглядки на реальность. А. Зверев
подчеркивает: «Для классической
утопии элемент социальной
Антиутопия и миф - понятия связанные одно с другим только отношением принципа несовместимости. Миф, из которого вырастает образ земного рая, в антиутопии испытывается с целью проверить даже не столько его осуществляемость, сколько нравственность его оснований. Одним словом, утопия утверждает, что мы знаем, а антиутопия вопрошает, почему мы думаем, что знаем. А. Зверев считает, что «антиутопия - это карикатура на позитивную утопию, произведение, задавшееся целью высмеять и опорочить саму идею совершенства, утопическую установку вообще». [Зверев 1988: 45]
Важным отличием утопии от антиутопии является её статичность. В. Чаликова отмечает, что «стремления к переменам» в утопиях «обычно не предвидится». [Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы 1991: 6] Обитатели Утопии просто не хотят перемен, не хотят ничего такого, что не принадлежит к устоявшемуся порядку. Достигнув счастья, они уподобляются муравьям, свободная воля им уже не нужна. Эту черту утопии демонстрирует Скиннер в своем романе «Уолден-два».
Таким образом, антиутопия работает обычно с более сложными социальными моделями.
Об этом же с тревогой пишет А. Зверев: «Общество настолько совершенно, что человеку не обязательно быть добрым, ибо он уже не несет ответственности за что бы то ни было. За решение многих трудных проблем своего прежнего существования он платит высокую цену, отказываясь от важной части того, что всегда считалось признаком истинно человеческим». [Зверев 1988: 44]
Антиутопические произведения проникнуты трезвым рациональным взглядом на утопические идеалы.
Среди антиутопий наибольшей известностью пользуются «О дивный новый мир» (1932) О. Хаксли, дополненный впоследствии публикацией книги «Дивный новый мир, посещенный вторично», а также роман Дж. Оруэлла «1984» (1949). В России популярными были: «Мы» Е.И. Замятина (1927), «Котлован» (1928) и «Чевенгур» (1929) А.П. Платонова, «Механическая пианола» К. Воннегута (1932), «451 по Фаренгейту» Г. Брэдбери (1953). Эти антиутопии изображают фантастический мир и предостерегают: «то, что кажется, ныне совершенно неосуществимым и второстепенным, завтра может стать доминантой общественной жизни». [Бугров 1988: 48] Так, например, они указывают на опасности, которые таит в себе развитие техники и ее «использование для иных целей, нежели господство над вещами». [Бугров 1988: 49]
Характеристику жанровой специфики антиутопии разработал Борис Ланин в «Анатомии литературной антиутопии» (1993). Основные моменты, которые он затрагивает в своей работе:
1. Спор с утопией либо с утопическим замыслом. Это не обязательно спор с конкретной утопией, с конкретным автором, хотя подобное вполне возможно. Аллегорические антиутопии также в несколько иной форме опровергают или пародируют конкретные утопии, возникавшие во внетекстовой реальности и потому легко узнававшиеся читателями.
Можно говорить об исконной жанровой направленности антиутопии против жанра утопии как такового.
Как отмечает Б. Ланин: «Утопию и антиутопию нельзя не сравнивать. Причем именно: не «можно сравнивать» или «целесообразно сравнивать», но — нельзя не сравнивать. Их кровное, генетическое родство предполагает сравнение и отталкивание друг от друга. Все, что можно найти в антиутопии статичного, описательного, дидактичного, – от утопии». [Ланин 1993: 205]
Антиутопическое действие часто прерывается описанием утопии. В стилевом аспекте это означает «перебивы повествования описанием». [Ланин 1993: 147] В описании перечислительная интонация оказывается едва ли не главенствующей. Соединительные союзы и запятые резко увеличивают частотность своего появления в тексте.
Утопия сама становится антиутопией,
т.к. идёт опровержение утопии новой
утопией, «клин клином» – один
из наиболее распространенных структурных
приемов. Так появляются внелитературные
жанровые включения. Отсюда – «матрешечная
композиция» антиутопии. Повествование
начинается сторонним наблюдателем,
затем основные события даны через
восприятие главного героя. Такой рамкой
могут выступать дневниковые
записи героя, в которых мы можем
наблюдать несоответствия между
существующим порядком в обществе и
внутренними устремлениями
Важной чертой является еще и вставная «агиография» – жития утопических «святых». [Ланин 1993: 149]
Так, например, у М.Козырева в «Ленинграде» герой узнает о себе всякие небылицы из ленинградской газеты, вполне соответствующие канону генетически и классово благонадежного гражданина.
2. Псевдокарнавал – «структурный
стержень антиутопии». [Ланин
152] Принципиальная разница между
классическим карнавалом, описанным
М. Бахтиным [Бахтин 1972: 132], и псевдокарнавалом
– порождением тоталитарной
Ночные бдения в ожидании ареста позволили ввести ночное пространство – по сути своей индивидуально-интимное – в сферу действия перманентного страха. Страх в антиутопии безусловен и абсолютен. Смысл страха в антиутопическом тексте заключается «в создании совершенно особой атмосферы, того, что принято называть «антиутопическим миром». [Ланин 271]
Как и следует из природы карнавальной среды, «чувства и качества приобретают амбивалентность: страх соседствует с благоговением перед властными проявлениями, с восхищением ими. Эта амбивалентность оказывается «пульсаром»: попеременно «включается» то одна, то другая крайность, и эта смена становится паранормальным жизненным ритмом». [Ланин 1989: 44]
Благоговение становится
источником почтительного страха, сам
же страх стремится к
По мнению исследователя,
«в антиутопии создается философское
напряжение между страхом обыденной
жизни и карнавальными
Например, у Замятина в
Едином Государстве практически
сняты – согласно карнавальным традициям
– формы этикета, благоговения, разорвана
дистанция между людьми (за исключением
дистанции между нумерами и Благодетелем
– сакральной персоной). Тем самым
вроде бы устанавливается «вольный
фамильярный контакт между
Любое доносительство порождает страх «быть пойманным». Так что и страх становится внутренней атмосферой антиутопии. «Власть слишком часто прибегает к страху как к некоему орудию насилия над массами. Но, возбуждая страх, она превращается в Ничто. Однако превращаясь в Ничто, власть тем не менее не исчезает бесследно. Страх власти раздваивается, разлетаясь по разным полюсам человеческой нормы. Нельзя бесконечно долго бояться. Человек тянется к удовольствию. Он находит его либо в патологическом унижении перед властью, либо в изуверском насилии над отведенной для этого частью общества, что производит еще более страшное впечатление на всех остальных». [Ланин 1993: 156]
3. Антиутопии присущи
карнавальные элементы, в изображении
общества характерна
А) Карнавальные элементы. Они
проявляются как в
Б) Герои живут по законам аттракциона. Термин разработан и обоснован А.Липковым в книге «Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона» (1990).