Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:18, курсовая работа
Цель – исследовать типологические черты жанра антиутопии в творчестве Кира Булычёва.
Задачи:
обосновать правомерность отнесения антиутопии к фантастической литературе;
проследить полемику с утопическими идеалами в произведениях «Любимец» и «Перпендикулярный мир» К.Булычёва;
проанализировать псевдокарнавал как структурный стержень антиутопии в произведениях «Любимец» и «Перпендикулярный мир» К. Булычёва;
выявить пространственно-временную организацию в произведениях «Любимец» и «Перпендикулярный мир» К. Булычёва;
исследовать отношения социальной среды и личности как основу конфликта в романе «Любимец» и повести «Перпендикулярный мир»;
доказать, что роман «Любимец» и повесть «Перпендикулярный мир» являются антиутопиями.
Введение……………………………………………………………….................3
ГЛАВА 1. Антиутопия как жанр фантастической литературы………………7
ГЛАВА 2. Поэтика антиутопии в романе «Любимец» и повести «Перпендикулярный мир» Кира Булычёва……………………………….25
2.1. Полемика с утопическими идеалами…………………………………..26
2.2. Псевдокарнавал как структурный стержень…………………………..37
2.3. Пространственно-временная организация…………………………….48
2.4. Отношения социальной среды и личности как основа конфликта…54
Заключение…………………………………………………………………….62
Библиографический список использованной литературы…………………..66
«Аттракцион оказывается
эффективным как средство
Однако для читателя уже само сочинение рукописи человеком из антиутопического мира становится аттракционом, причем буквально на всех уровнях подтверждающим его емкое и многостороннее определение, данное А. Липковым:
« – в плане коммуникативном: сигнал повышенной мощности, управляющий моментом вступления в коммуникацию или вниманием реципиента в процессе коммуникации;
– в плане информационном: резкое возрастание количества поступающей информации в процессе восприятия сообщения;
– в плане психологическом: интенсивное чувственное или психологическое воздействие, направленное на провоцирование определенных эмоциональных потрясений;
– в плане художественном:
активное, использующее психологические
механизмы эмоциональных
Аттракцион становится излюбленным средством проявления власти. Дурачится, ерничает, циркачествует м-сье Пьер в набоковском «Приглашении на казнь», обращает воду в водку (пародирование евангельского мотива) Леня Тихомиров в «Любимове» А. Терца.
Однако «для «неутопической» литературы сама утопия является аттракционом, и отсюда логично выводить генезис этого явления в антиутопии». [Липков 1990: 184]
В) Ритуализация жизни. «Общество, реализовавшее утопию, не может не быть обществом ритуала. Там, где царит ритуал, невозможно хаотичное движение личности. Напротив, ее движение запрограммировано». [Ланин 1993: 194]
Таким образом, сюжетный конфликт возникает там, где «личность отказывается от своей роли в ритуале и предпочитает свой собственный путь. В этом случае она неизбежно становится той «сывороткой», которая изменяет само жанровое качество произведения, без нее нет динамичного сюжетного развития. Антиутопия же принципиально ориентирована на занимательность, «интересность», развитие острых, захватывающих коллизий». [Ланин 1993: 156]
В антиутопии человек непременно
ощущает себя в сложнейшем взаимодействии
с установленным
4. Социальная среда и личность – вот основной конфликт антиутопии.
Чувственность – предмет особого внимания антиутопии. Утопия регламентирует жизнь человека во всем, в том числе и его сексуальную жизнь. Более точно эту мысль подтверждает следующий эпизод:
«Партия стремилась не просто
помешать тому, чтобы между мужчинами
и женщинами возникали узы, которые
не всегда поддаются ее воздействию.
Ее подлинной необъявленной целью
было лишить половой акт удовольствия.
Главным врагом была не столько любовь,
сколько эротика – и в браке,
и вне его. Все браки между
членами партии утверждал особый
комитет, и – хотя этот принцип
не провозглашали открыто – если
создавалось впечатление, что будущие
супруги физически
Одна из традиционных схем
русского романа – «слабый, колеблющийся
мужчина и сильная волевая
женщина, стремящаяся силой своего
чувства возродить его
Итак, антиутопия отличается от утопии своей жанровой ориентированностью на личность, ее особенности, чаяния и беды – антропоцентричностью. Личность в антиутопии всегда ощущает сопротивление среды.
5. Аллегоричность. Нагляднее
всего сравнение антиутопии с
басенными аллегориями. В
6. Антиутопия позволяет
показать «бесчисленные
«Антиутопия всегда проникнута
ощущением застывшего времени, поэтому
авторский пафос – в «
По словам Э. Геворкяна, если «время утопии – это время исправления ошибок настоящего, качественно отличное – по меньшей мере, в замысле – от настоящего» [Антиутопии XX века: Евгений Замятин, Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл 1989: 6], то время антиутопии – время расплаты за грехи воплощенной утопии, причем воплощенной в прошлом. Время антиутопии продолжает утопическое время. Они – одной природы. Оказывается, что исправлять «ошибки» либо было нельзя, либо нужно было делать иначе.
Ошибкой становится само «исправление ошибок». Попытки заглянуть в будущее оказываются «сродни взгляду в лицо судьбе, потому и конфликт приобретает масштабы схватки человека с судьбой. При таком размахе конфликта неизбежно укрупнение – либо судьбы, либо героя, либо времени. Победа одного из них оказывается безоговорочной и катастрофичной одновременно». [Антиутопии XX века: Евгений Замятин, Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл 1989: 6–7]
Пожалуй, лишь в некоторых антиутопиях – как исключение – герой выглядит действительным победителем. Как правило, героем его делает уже само вступление в схватку, но и только.
7. Пространство антиутопии всегда ограничено. Это интимное пространство героя – комната, квартира, словом, жилье.
Однако в обществе воплощенной утопии личность теряет право на интимное пространство. Д-503 замятинского «Мы» живет в стеклянных стенах. У героев А.Платонова («Котлован», «Чевенгур») борьба с собственностью, «имуществом» приобретает фатальный характер, разрушая прикрепленность персонажей к земле и к жилищу.
Реальное в антиутопии – пространство «надличностное, государственное, принадлежащее не личности, а социуму, т. е. власти. Оно приобретает характер сакрального пространства». [Ланин 1989: 235] При всем многообразии пространственных моделей в антиутопии они могут быть, во-первых, всегда замкнутыми, во-вторых, расположенными вертикально, в-третьих, в их основе архетипический конфликт верха и низа.
Таким образом, антиутопия отличается от утопии и по структуре, и по содержанию. Основные различия представлены в Таблице 1. В таблице в представлены сравнения на основе работ Е.Шацкого по утопии [Шацкий 1990] и Б.Ланина по антиутопии [Ланин 1993: 156].
Таблица 1
Сравнительная характеристика утопии и антиутопии как жанров
№ |
Утопия |
Антиутопия |
1 |
Общество застыло в неподвижности. Такой мир не изображается во временном протяжении. |
Свойственна динамика в развитии сюжета, как временная, так и пространственная. Изображены вымышленные общества, но они призваны вызывать не восхищение, как в утопиях, а ужас, не привлекать, а отпугивать. Не могут считаться идеальными. |
2 |
Предполагается полное единомыслие, присутствует упрощенный взгляд на человека, нет индивидуализации характеров, схематизм в их изображении. |
Антропоцентризм, т.е. ориентация на человека, его внутренний мир. Яркие характеры героев. |
3 |
Нет каких-либо внутренних конфликтов. Сюжет утопии предполагает описание мира, его законов, взаимоотношение людей, основанных на разумных принципах и поэтому не располагающих к конфликту. |
Связаны с реальной жизнью, показывают, что выходит из утопических идей, если их претворять в жизнь, поэтому антиутопии всегда строятся на остром конфликте, подсказанном жизнью, имеют драматический, напряженный сюжет. |
4 |
Все процессы, происходящие в обществах, протекают по заранее установленному образцу. |
Личность нарушает ритуализованный порядок в обществе. Отделяется от массы, предпочитая свой собственный путь. |
5 |
Эти совершенные общества полностью отгорожены от внешнего мира. Пространство в утопии замкнуто, изолировано. |
Личность выходит за пределы
замкнутого утопией пространства. Появление
интимно-личностного |
6 |
Свойственно изображать свой мир, ориентируясь на некий идеал, оторванный от реальности. |
Антиутопии свойственен трезвый, рациональный взгляд на утопические идеалы. Всегда оспаривают миф, созданный утопиями без опоры на реальность. Цель - дискредитация мира, выявления его нелогичности, абсурдности, враждебности человеку. Характерен мотив предостережения. |
7 |
Нет сатиры, т.к. там идет утверждение идеала и противопоставление этого идеала реально существующей действительности |
Ведётся полемика с утопическими идеалами с помощью иллюзий, реминисценций. Также используется сатира, гротеск, парадоксы. |
Мы ещё раз убедились в противоположности утопии и антиутопии как жанров.
Таким образом, в антиутопии
мир 20 столетия отразился самыми мрачными
своими сторонами, а проблематика произведений
этого жанра серьёзна и глубока
и вне её нельзя осмыслить опыт
20 века. Антиутопия осмыслила многие
социальные и духовные процессы в
обществе, проанализировала его заблуждения
и катастрофы не для того, чтобы
всё только отрицать, а с целью
указать тупики и возможные пути
их преодоления. Однако не будем обольщаться:
литературе, даже настоящей, истинной,
не под силу изменить мир. Но писатель,
обладающий подлинным даром пророка,
способен предупредить человечество.
И всё же литература, «как бы её ни
называли – антиутопической, сатирической,
– это огонь в ночи, высвечивающий
дорогу, по которой идёт человечество».
[Торопчина www.fantastika3000.
На основе вышесказанного
мы делаем вывод, что антиутопия является
жанром фантастики, так как именно
для неё характерен мотив предупреждения,
а антиутопия в большей степени
предупреждает о возможных
Её основными жанровыми чертами являются:
В следующей главе мы проанализируем
выделенные черты антиутопии в романе
«Любимец» и повести «
ГЛАВА 2. Поэтика антиутопии в романе «Любимец» и повести «Перпендикулярный мир» Кира Булычёва
Роман «Любимец» и повесть «