Проблема выразительности как основная часть культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 13:23, дипломная работа

Описание работы

Основная цель работы – определение условий, приемов обучения выразительному чтению.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовать следующие методы исследования
изучение психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме;
педагогический эксперимент;
наблюдение, описание, сравнительный, количественный и качественных анализ полученных результатов;
в качестве экспериментальных баз исследования выбраны 3 «А» и 3 «Б» классы школы № 1 г. Нелидова, Тверской области.
структура исследования: работа состоит из трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Содержание работы

Введение
Глава I. Проблема выразительности как основная часть культуры речи.
1.1. Навык чтения (критерии). Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению.
1.2. Средства речевой выразительности.
1.2.1. Интонация и ее компоненты.
1.2.2. Ударение.
1.2.3. Пауза, темп, ритм речи.
1.2.4. Мелодика речи.
1.2.5. Тембр.
Глава II. Теоретические и методические основы обучения младших школьников выразительному чтению.
2.1. Физиология и психология выразительной речи и чтения.
2.2. Понятие выразительного чтения и техники речи.
2.3. Условия организации работы над выразительностью чтения.
2.4. Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности чтения.
2.5. Организация работы по выразительному чтению как средство глубокого понимания художественного текста.
2.6. Задачи, содержание современной системы литературного чтения в начальных классах (краткий аналитический обзор современных программ и учебных хрестоматий).
2.7. Рекомендации и задания по выразительному чтению лирических стихотворений (анализ методического аппарата современных учебных хрестоматий по литературному чтению).
Глава III. Изучение и совершенствование выразительности речи младших школьников.
3.1. Констатирующий этап эксперимента.
3.2. Формирующий этап эксперимента.
3.3. Контрольный этап эксперимента.
Заключение.
Список литературы
Приложение А
Приложение Б

Файлы: 1 файл

Проблема выразительности как основная часть культуры речи..doc

— 746.00 Кб (Скачать файл)

1. Логическое ударение нельзя  ставить на прилагательных и местоимениях.

2. Логическое ударение, как правило,  ставится на именах существительных,  иногда на глаголах в тех  случаях, когда глагол является  основным логическим словом и  обычно стоит в конце фразы  или когда имя существительное  заменено местоимением.

3. При сопоставлении постановка  логического ударения этому правилу  не подчиняется.

4. При сочетании двух существительных  ударение всегда падает на  имя существительное, взятое в  родительном падеже и отвечающее  на вопросы чей? кого? чего?

5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего требует ударение на каждом слове с возрастающим усилием.

6. Перечисление во всех случаях  (так же, как и счет) требует  на каждом слове самостоятельного  ударения.

7. При обучении авторских (или повествовательных) слов с прямой речью (когда в тексте встречаются собственные слова кого-либо из действующих лиц) логическое ударение сохраняется на главном слове собственной речи.

Механически применять эти правила  постановки логического ударения нельзя. Всегда следует учитывать содержание всего произведения, его ведущую идею, весь контекст, а также задачи, которые ставит себе учитель, читая произведение в данной аудитории.

Не рекомендуется и «злоупотреблять» логическим ударением.

Речь, перегруженная ударениями, теряет смысл. Иногда перегрузка это является результатом разделения слов при произношении. «Разделение есть первый шаг к распространению ударения на о, что ударения не требует: это начало той невыносимой речи, где каждое слово становится «значительным», где больше не важного, потому ничто уже ничего не значит. Невыносима такая речь, она хуже, чем неясная, потому что неясную не слышишь или можно не слушать, а эта речь заставляет себя слушать, а вместе с тем – понять нельзя, ибо когда ударение не помогает ясному раскрытию мысли, оно искажает и разрушает ее». (8)

Надо научиться не только ставить  ударения, но и снимать или ослаблять, затушевывая остальную часть  фразы. Суетливость тяжелит речь. Оберегает ее спокойствие и выдержка. Снятие ударений с других слов уже выделяет ударное слово.

 

1.2.3 Пауза, темп, ритм  речи

Осмысленное произношение предложения  требует правильного деления  его на фразы, речевые такты. Но в  обыкновенной связной речи нет четкой делимости на слова, так что промежутки, белые пространства, отделяющие слова друг от друга в писаном или печатном тексте, не всегда являются показателями членения речи в произношении. Знаком, сигналом остановки служит смысловая законченность синтагмы или предложения. (4)

При выразительном чтении группировка  слов по синтагмам облегчает чтецу анализ текста, а слушателям – правильное восприятие его на слух. объединение слов по группам придает предложению звуковую цельность, законченность. Восприятие читаемого текста, расчлененного на синтагмы, с обозначением синтагматического (фразового) ударения, гораздо легче уже потому, что при таком чтении устанавливается смысл всех логических связей в предложении и далее в тексте, а тем самым дается истолкование текста, обеспечивающее убедительную и правильную его передачу.

Членение речи обозначается паузами. Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза. Паузы могу быть разной длительности, в зависимости от высказываемой мысли, от содержания читаемого. Чтец, соблюдая логические паузы, произносит слова, заключенные между ними слитно, как одно слово. Пауза членит фразу на звенья. Слова в пределах текста произносятся слитно.

При неверной паузе нарушается смысл  предложения, содержание его становится неясным, извращается основная мысль. Надо научиться хорошо слышать паузу и соблюдать ее при чтении.

Логические паузы оформляют  речь, придают ей законченность. Иногда логическая пауза переходит в  психологическую. Логической паузе  «отведено более или менее  определяемое, очень небольшое время длительности. Если это время затягивается, то бездейственная логическая пауза должна скорее перерождаться в активную психологическую». (18)

Психологическая пауза – остановка, которая усиливает, выявляет психологическое  значение фразы, отрывка. Она богата внутренним содержанием, активна, так как обуславливается отношением чтеца к событию, к действующему лицу, к его поступкам. Она отражает работу воображения читающего, тотчас же отражается на интонации, иногда даже меняет логическую группировку слов, так как проистекает из внутренней жизни, жизни воображения. Значение ее характеризуется В.Аксеновым так: «Психологическая пауза может возникнуть в начале фразы – перед словами, внутри фразы - между словами, в конце фразы – после прочитанных слов. В первом случае она предупреждает значение слов предстоящих; во втором проявляет психологическую зависимость (объединяющую или разъединяющую) высказанной мысли от мысли последующей, подчеркивая значение этих мыслей и отношений к ним в третьем случае она задерживает внимание на отзвучавших словах и образах, как бы продлевая в молчании глубину их значения. воздействие психологической паузы в последнем случае огромно». (6)

Психологическая пауза – выразительное  средство при чтении произведения. Во выражению Станиславского, «красноречивое молчание и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным оружием общения. Все паузы умеют доказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный. «Пауза – важный элемент нашей речи и один из главных ее козырей», - утверждал Аксенов В. (1)

Паузное членение речи (паузировка) очень  важно для осмысления читаемого и произносимого текста. Именно между двумя паузами, следующими одна за другой выделяется отрезок речи, который является основной интонационной единицей.

С паузировкой неразрывно связаны  темп и ритм. Звуки речи слагаются  в слоги и слова, то есть в ритмические части или группы. Одни ритмические части или группы требуют отрывного произношения, другие – плавного, растянутого, певучего; одни звуки притягивают ударение, другие лишены его и так далее. Между потоками этих звуков имеются паузы – тоже раной длительности. Таким образом, в устной речи мы замечаем определенный темп и ритм. «Темп есть быстрота чередования условно принятых за единицу одинаковых длительностей в том или другом размере. Ритм есть количественное отношение действенных длительностей (движения звука) к длительностям, условно принятым за единицу в определенном темпе и размере».

Так определяет К.С.Станиславский  понятие темпа и ритма, необходимые  для изучения устной выразительной  речи. Эти понятия очень близки, а сами явления почти неразделимы в речи. К.С.Станиславский объединяет темп и ритм в одно понятие «темпо-ритм».

«Буквы, слоги и слова, - писал  он, - это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую  речь называют музыкальной». (19)

Речь учителя должна быть в одних  случаях плавной, слитной, в других – быстрой, легкой, четкой, чеканной. Такая гибкость речи приобретается  сознательным стремлением выработать в себе чувство темпа и ритма. Темп и ритм в свою очередь определяются смысловой стороной читаемого текста и намерениями читающего или рассказывающего.

На протяжении предложения или  всего высказывания темпо-ритм меняется в зависимости от смысла. Если вы хотите привлечь внимание слушателя, вы произнесете фразу или ее част замедленно, подчеркнуто вводные же слова или предложения мысли, второстепенные, высказываемые между прочим, произнесете в среднем или даже быстром темпе. (31)

 

1.2.4 Мелодика речи

Кроме ударения, темпа и ритма, в  понятие интонации входит мелодика тона. Напомним, что движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты называют мелодикой речи. (16)

Мелодика речи очень разнообразна и богата. Восклицательные, вопросительные знаки, точки, запятые – все это  указатели не только пауз, но и мелодических рисунков предложения. Эти рисунки можно назвать фигурами мелодии.

Существуют различные мелодические фигуры. Окончание мысли и вместе с тем завершение фразы требуют  понижения голоса (нисходящая фигура). Развитие мысли вместе с развитием  высказывания требует повышения  голоса (восходящая фигура). В одном и том же предложении мелодия может идти сначала в качестве восходящей, а затем – в качестве нисходящей, где-то в середине фразы будет перелом после кульминационного пункта. Возможна также монотонная мелодия фразы.

Мелодика предложений, фраз, синтагм очень разнообразна. современный синтаксис русского языка сводит мелодические рисунки синтагм к нескольким типам и в первую очередь различает мелодику конечных и неконечных синтагм.

Для конечных синтагм в основном характерны два типа мелодики. повествовательным предложениям свойственно понижение тона в конце. вопросительные имеют специфическую мелодику. В предложениях без вопросительных местоимений и наречий значение вопроса создается только мелодикой (резкое повышение тона на ударном слоге того слова, к которому ставится вопрос).

Мелодика неконечных синтагм более  разнообразна и сводится к трем мелодическим типа:

    1. Резкое повышение тона на ударном слоге выделяемого слова. Перед этим слово и после него слова произносятся более низким тоном.
    2. Отсутствие резких интервалов. Интонационным центром неконечной синтагмы выступает ударный слог слова.
    3. Некоторые синтагмы произносятся как законченные в смысловом отношении. Конечная синтагма произносится на более низком тоне, обе синтагмы одинаковы по рисунку мелодики.

Кроме того, следует учитывать и  особенности содержания высказываемой  мысли, а также особенности грамматической структуры предложения, целого высказывания. В речевой практике мелодика многих грамматических структур закрепилась. Так специфическими мелодиками являются: вопросительная, пояснительная, перечислительная, предупредительная, причинной связи, противительной связи, разделительная, мелодика водности, незаконченности и другие.

Таким образом, при чтении художественного  произведения мелодика служит одним из ярких выразительных средств звучащей речи: она воздействует на слушателя, облегчает восприятие произведения, раскрывает его эмоциональную сторону. Нужно не только упражняться в использовании интонации, но и постоянно наблюдать за интонацией речи других, особенно мастеров художественного слова – артистов, чтецов, рассказчиков.

 

1.2.5 Тембр

Тембр – специфическая окраска  речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства.

Тембр рассматривается как очень  важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обуславливает ее.

У каждого человека есть свои особенности  звучания речи, связанные с устройством  и работой его речевого аппарата, характером звуков его голоса. По совокупности этих признаков, даже не видя человека, можно узнать, что говорит именно он.

Но окраска речи может меняться, отклоняться от обычной нормы  в зависимости от эмоций. Чем сильнее  эмоции, тем больше отклонений от обычного звучания. Выразительность речи и  сообщается этими отклонениями. «Если вы больны, плохо настроены, наоборот, счастливы и веселы – обо всем этом расскажет тембр вашего голоса. Если вы активны в выражении мысли, если ваши эмоции не скрыты, - снова прежде всего тембр об этом доведет это до сведения вашего собеседника». Причины этого могут быть разные, зависящие или не зависящие от воли говорящего. (20)

На основе изложенного выше можно  сделать вывод, что интонация  – это главный компонент в  обучении выразительному чтению.

 

Глава II. Теоретические и методические основы обучения младших школьников выразительному чтению

 

2.1 Физиология и психология  выразительной речи и чтения

 

Первый вопрос, к решению которого необходимо привлечь физиологию и психологию, - вопрос о том, кого следует обучать  выразительному чтению. Дореволюционные и некоторые советские методисты считали, что всех учащихся следует обучать только логическому («толковому») чтению, а эмоционально-образному лишь наиболее одаренных. В классе, как правило читают несколько человек выразительно, большинство же читает невыразительно, и учитель с этим мирится. По

Тому особую актуальность приобретает  вопрос: можно ли обучать выразительному чтению в полном объеме всех детей  и нужно ли это? Для того, чтобы  ответить на данный вопрос, посмотрим, как рассматривает современная наука такие явления как способности, одаренность, талант, интуиция и темперамент.

Нельзя не видеть, что есть дети способные и неспособные. Современная  психология не отрицает различия в  способностях, но не считает их врожденными. Врожденными могут быть анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности являются результатом развитии. Способности не только проявляюстя в деятельности, но и , что самое главное, создаются в этой деятельности.

Следовательно, мы должны обучать  выразительному чтению всех детей, чтобы  у них развивались соответствующие  способности.

Говоря о специфике художественного  творчества, обычно указывают на роль в нем интуиции, отрицать роль интуиции в художественном творчестве нельзя. Интуиция понимается современной психологией как особый вид мыслительного процесса, отличный от мышления дискурсивного, словесно формулированного хотя бы во внутренней речи. Дискурсивное мышление связано в с тем, что И.П.Павлов называл «светлым пятном сознания», оно протекает в пределах этого «пятна». Но и вне «светлого пятна сознания» совершаются мыслительные процессы, проходящие, однако, без сознательного контроля, поэтому итоги этого мышления представляются внезапными, неожиданными. При этом непроизвольность, внезапность интуиции кажущиеся. На самом деле внезапное «озарение» подготавливается предшествующей, иногда очень длительной и напряженной мыслительной работой. Таким образом, если сам интуитивный элемент творчества не поддается сознательному воздействию, то подготавливающий интуицию процесс мышления вполне в нашей власти.

Информация о работе Проблема выразительности как основная часть культуры