Проблема выразительности как основная часть культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 13:23, дипломная работа

Описание работы

Основная цель работы – определение условий, приемов обучения выразительному чтению.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовать следующие методы исследования
изучение психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме;
педагогический эксперимент;
наблюдение, описание, сравнительный, количественный и качественных анализ полученных результатов;
в качестве экспериментальных баз исследования выбраны 3 «А» и 3 «Б» классы школы № 1 г. Нелидова, Тверской области.
структура исследования: работа состоит из трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Содержание работы

Введение
Глава I. Проблема выразительности как основная часть культуры речи.
1.1. Навык чтения (критерии). Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению.
1.2. Средства речевой выразительности.
1.2.1. Интонация и ее компоненты.
1.2.2. Ударение.
1.2.3. Пауза, темп, ритм речи.
1.2.4. Мелодика речи.
1.2.5. Тембр.
Глава II. Теоретические и методические основы обучения младших школьников выразительному чтению.
2.1. Физиология и психология выразительной речи и чтения.
2.2. Понятие выразительного чтения и техники речи.
2.3. Условия организации работы над выразительностью чтения.
2.4. Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности чтения.
2.5. Организация работы по выразительному чтению как средство глубокого понимания художественного текста.
2.6. Задачи, содержание современной системы литературного чтения в начальных классах (краткий аналитический обзор современных программ и учебных хрестоматий).
2.7. Рекомендации и задания по выразительному чтению лирических стихотворений (анализ методического аппарата современных учебных хрестоматий по литературному чтению).
Глава III. Изучение и совершенствование выразительности речи младших школьников.
3.1. Констатирующий этап эксперимента.
3.2. Формирующий этап эксперимента.
3.3. Контрольный этап эксперимента.
Заключение.
Список литературы
Приложение А
Приложение Б

Файлы: 1 файл

Проблема выразительности как основная часть культуры речи..doc

— 746.00 Кб (Скачать файл)

Со словесным рисованием некоторые  сходства имеет и другой вид работы – составление диафильма.

Диафильм – это серия словесных  или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствуют  последовательности событий в произведении, а каждый рисунок снабжен титрами (подписями).

О.В. Кубасова предлагает следующий  порядок работы по составлению диафильма. ()

1. Прочитать текст (или заданный  отрывок из него), определить общий  характер будущего диафильма.

2. Разделить текст на части  (картинки, кадры).

3. Выделить в первой части  «главные» предложения (для титров).

4. Представить себе мысленно  картинку к первой части текста.

5. Устно «нарисовать» картинку  к первому кадру.

6. Графически изобразить кадр (выполняется  по желанию, не на уроке).

7. На основании выделенных в  тексте предложений сделать титры  к кадру (устно или письменно).

8. Проверить соответствие рисунка и титров.

9. Проделать аналогичную работу  с каждой частью рисунка.

Если в тексте имеются диалоги, то можно использовать прием озвучивания  кадров.

Наводящие вопросы.

К какому бы приему ни прибегал учитель  на уроке, он применяет метод беседы, помня, что она должна быть живой и непринужденной. В такой беседе спрашивает не только учитель, но и ученики, а отвечают не только ученики, но и учитель. Своими вопросами учитель реагирует на ошибки детей в чтении, например: «А нужна ли здесь пауза? Какая? Какое слово в этой фразе необходимо выделить логическим ударением? Какое чувство вызывает эта фраза? Почему?».

Конечно, учитель прибегает к  беседе не только в случаях, когда  учащимся допускаются ошибки в чтении. К беседе, связанной с обучением  выразительному чтению, учитель может переходить сразу после образцового чтения текста. В таком случае методист Б.А. Буяльский предлагает продумать и заготовить систему вопросов, которые располагаются приблизительно в таком порядке.

  • вопросы, помогающие понять смысл читаемого текста
  • вопросы, побуждающие представить нарисованную автором картину;
  • вопросы, помогающие определить отношение автора к изображаемому им, его чувства, настроения;
  • вопросы, цель которых – выяснить отношение учащихся к произведению;
  • вопросы, подталкивающие детей к поиску лучших интонационных вариантов для отражения чувств, мыслей, намерений автора, а также своих личных переживаний, вызванных произведением.

Хоровое чтение.

Хоровое чтение вошло в практику школы уже давно. Еще К.Д.Ушинский рекомендовал его как прием, помогающий оживить утомленный и рассеянный класс. Хоровое чтение не позволяет никому из учеников оставаться пассивным.

Иногда хоровое чтение путают с  коллективной декламацией. Но это не тождественные понятия. В отличие  от хорового чтения, звучащего в унисон, коллективная декламация предполагает исполнение разных частей текста разными исполнителями и группами исполнителей. Хоровое чтение имеет свои достоинства и недостатки. По мнению Б.А. Буяльского, недостатки хорового чтения состоят в том, что «от него отдает «выучкой с голоса» и не всегда оправданным монотоном». (8) Чтобы этого избежать, советуют Б.С. Найденов, Т.Ф.Завадская, «необходимо наблюдать за правильностью и выразительностью хорового чтения». (12) По мнению этих методистов, «в школе не должно быть невыразительного хорового чтения. Выразительное хоровое чтение скажет существенное положительное влияние на выразительность индивидуального чтения и культуру речи у учащихся». (11)

М.А. Рыбникова высоко ценила данный прием. «Заставьте отдельного ученика прочитать стихотворение – до многоголосного чтения и после такого чтения. Второе исполнение под влиянием звучания текста в классе станет и у отдельного ученика более выразительным». (24)

Следует отметить еще один из недостатков  хорового чтения, который выделяет Т.Ф. Завадская, - хоровое чтение лишает чтеца индивидуальности, подчиняя общему хоровому звучанию, заставляет подражать.

Б.А. Буяльский, напротив, видит в  этом некоторое достоинство хорового чтения. «известно признание школьников, что они чувствуют, как надо читать, но прочитать как следует не умеют. Особенно затрудняются в чтении «на виду у всех» скромные, стесняющиеся ученики. Но в хоре они чувствуют себя свободнее и читают уверенней,… хор заражает общим подъемом, общим настроением, тоном, который задает учитель своим показом». (18)

Как видим, мнения методистов достаточно противоречивы, но все же большинство  из них склоняются к пользе данного  приема.

Как же следует организовать работу, используя на уроке хоровое чтение? Б.А. Буяльский предлагает организовать ее в следующем порядке: (18)

  1. Образцовое чтение отрывка учителем.
  2. Чтение ученика со средними способностями.
  3. Разметка (при необходимости) партитурными знаками наиболее трудных звеньев, текстов.
  4. Повторное чтение размеченных тактов и звеньев.
  5. Повторное чтение всего отрывка одним из таких учеников, чтение которого (по мнению учителя) не будет нуждаться в дополнительных уточнениях ил переделке.
  6. Повторное чтение учителя, особенно необходимое в том случае, если чтение ученика оказалось неудачным.
  7. Напоминание учителя перед хоровым чтением о том, что не следует выкрикивать, чтобы не мешать другим.

На уроке можно практиковать чтение «малых хоров», состоящих из 5-8 лучших учеников. Для того, чтобы  участие в коллективном чтении принесло наибольшую пользу, оно должно быть для каждого ученика вполне сознательным. Каждый участник хора должен понимать, что он выражает и как этого достигает. Поэтому хоровому чтению должен предшествовать подробный разбор произведения.

Чтение в лицах.

Этому приему М.А. Рыбникова придавала важное значение. Она справедливо отмечала, что он обостряет внимание к речи героя, к ее специфике.

Чтение в лицах практикуется на заключительном этапе работы над  текстом (чаще всего басни), когда  ученики разобрались в характерах действующих лиц, реплики которых они будут произносить, и представляют, в каких ситуациях эти слова произносятся.

Подготовку к чтению в лицах Б.А. Буяльский, например, предлагает проводит в такой последовательности. (18)

1. Краткая беседа, помогающая  детям выполнить либо уточнить особенности характера и речи героев.

2. Дополнения учителя к высказываниям школьников о характерах героев и напоминание о том, что исполнитель роли перевоплощается в образ-персонаж и в процессе исполнения обращается уже не к слушателям, а к партерам.

3. Выборочное чтение учениками  отдельных наиболее трудных фраз (если это необходимо).

4. Поправки учителя к этому  чтению (если необходимо).

5. Самостоятельная подготовка учащихся  к чтению в лицах (начитывание  текста глазами или вполголоса).

6. Ответы учителя на вопросы,  которые могут возникать у  детей в процессе подготовки.

7. Отбор исполнителей, который можно  организовать либо по принципу  учета наклонностей учащихся (кому  какая роль больше подходит), либо  по принципу: каждый ряд или  вариант готовится к исполнению  определенной роли.

На начальном этапе обучения выразительному чтению учитель, естественно, должен дать образец интонационного анализа, пользуясь памяткой:

  • Правильность чтения с точки зрения грамматики и орфоэпии. дикция.
  • Правильная расстановка ударений.
  • Верность соблюдения длительности пауз.
  • Выбор точного темпа чтения.
  • Соблюдение мелодики чтения, то есть движения тона по звукам разной высоты (повышение и понижение голоса).
  • Верность выбора силы голоса.
  • Эмоциональность прочтения.
  • Выражение отношения чтеца к читаемому.

При этому учитель может облегчать задания, предлагая одной части класса делать замечания по произношению, другой – в смысловых оттенках, третьей – в отражении чувств, и обмениваться этими заданиями, чтобы избежать однообразия в работе класса.

Необходимо создавать условия, при которых каждый учащийся внимательно следит за чтением учеников. Учителю самому следует постоянно с карандашом в руке следить за чтением учеников, исправлять, направлять и поощрять их; говорить сначала о достоинствах, даже если они незначительны, а потому о недостатках; объяснять, почему ему нравится или не нравится чтение ученика. Учитель и ученики, поправляя других, должны заботиться о том, чтобы замечания были конкретными, обоснованными и доброжелательными.

Чтению по ролям, как одной и  форм драматизации (инсценирования), придает большое значение О.В. Кубасова. «Существуют формы драматизации различной сложности, которые следует вводить постепенно, все более усложняя из с учетом возрастных возможностей детей и целей урока». (10) назовем основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности:

  • анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;
  • постановка индивидуальных (участвует один человек) и групповых (участвуют несколько человек) «живых картин»;
  • подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений);
  • чтение по ролям;
  • драматизация развернутой формы.

Среди существующих приемов и методов  обучения выразительному чтению также можно выделить художественное (выразительное) чтение прозы и художественное рассказывание.

Художественное рассказывание  – это свободная передача произведение при исполнении которого образцом является искусство народных художников – сказочников. Если школьники овладеют данным приемом, то им будет легко перейти к художественному чтению прозы, то есть к дословной передаче прозаического произведения.

Важное место в школе должна занимать работа учителя по развитию техники речи учащихся: правильного дыхания, четкого произношения и хорошего звучания голоса. Учитель, речь которого должна быть образцом для учеников, должен сам иметь хорошую технику речи, постоянно совершенствовать ее и проводить в этом направлении целенаправленную систематическую работу с учащимися. В большинстве случаев надо использовать такие упражнения, которые позволяют одновременно тренировать дыхание, дикцию и голос. (Приложение )

Таким образом, проанализировав методическую литературу, мы выделили достаточно много  разнообразных методов, приемов и видов работ по развитию выразительности чтения. Используя все вышеперечисленные методы и приемы, учителю следует учитывать возрастные особенности детей, уровень сформированности у них необходимых умений и навыков, а также свои возможности и требования программы.

 

2.5 Организация работы  по выразительному чтению как  средство глубокого понимания  художественного текста

 

Языковая способность человека понимающего - одна из сторон психического феномена, обеспечивающего успешное речевое общение, в том числе через письменную форму. Чтение (слушание и сопровождающие их понимание) осмысления произведения поэтического искусства являются специфическими видами речевой и речемыслительной деятельности. Овладение ими неразрывно связано с совершенствованием языковой способности и, в частности, её творческого компонента. (9)

Т.П. Сальникова утверждает, что «...выразительность  чтения как качество формируется  в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст - это  значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно точно, в соответствии с замыслом автора, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. При обучении выразительному чтению ведущим является понимание текста, отношения автора к действующим лицам, а также, собственное отношение учащихся к событиям о которых рассказывается». (20)

Динамика понимания ребёнком смысла чужой речи рассматривается в  широком смысле как фактор социализации личности, а динамика понимания смысла художественного текста - как показатель роста читательской самостоятельности. Благодаря их реализации происходит самосознание и самоопределение младшего школьника как личности. В идеале полнота, глубина, цельность и эстетичность понимания характеризуется как сам процесс освоения произведения искусства слова, так и его результат.

Понимание чужой мысли, высказанной  в поэтической форме, «протекает»  в условиях особого, «деятельного»  состояния. «Чувство оценивающей активности», которое, по М.М. Бактину, владеет автором, порождающим, к примеру, метафору или  сравнение, может передаваться читателю. (3) Опираясь на научные исследования лингвистов, литературоведов, психологов, психолингвистов, психофизиологов, в активности читателя можно отметить следующие действия.

Ритмомелодическая и звуковая сторона  речи воздействует на чувственное восприятие и вызывает отклик на физиологическом уровне. Элементы, находящиеся в определённых позициях (например, в повторяющиеся отрезках речи; выделение логическим ударением или паузами; прочитанные тише или громче, быстрее или медленнее; рифмующиеся слова и др.) вызывают ассоциации. Внимающий поэту ребёнок должен находиться во власти художественной стихии, придающей мысли смыслотворческий характер.

Информация о работе Проблема выразительности как основная часть культуры