Проблема выразительности как основная часть культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 13:23, дипломная работа

Описание работы

Основная цель работы – определение условий, приемов обучения выразительному чтению.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовать следующие методы исследования
изучение психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме;
педагогический эксперимент;
наблюдение, описание, сравнительный, количественный и качественных анализ полученных результатов;
в качестве экспериментальных баз исследования выбраны 3 «А» и 3 «Б» классы школы № 1 г. Нелидова, Тверской области.
структура исследования: работа состоит из трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Содержание работы

Введение
Глава I. Проблема выразительности как основная часть культуры речи.
1.1. Навык чтения (критерии). Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению.
1.2. Средства речевой выразительности.
1.2.1. Интонация и ее компоненты.
1.2.2. Ударение.
1.2.3. Пауза, темп, ритм речи.
1.2.4. Мелодика речи.
1.2.5. Тембр.
Глава II. Теоретические и методические основы обучения младших школьников выразительному чтению.
2.1. Физиология и психология выразительной речи и чтения.
2.2. Понятие выразительного чтения и техники речи.
2.3. Условия организации работы над выразительностью чтения.
2.4. Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности чтения.
2.5. Организация работы по выразительному чтению как средство глубокого понимания художественного текста.
2.6. Задачи, содержание современной системы литературного чтения в начальных классах (краткий аналитический обзор современных программ и учебных хрестоматий).
2.7. Рекомендации и задания по выразительному чтению лирических стихотворений (анализ методического аппарата современных учебных хрестоматий по литературному чтению).
Глава III. Изучение и совершенствование выразительности речи младших школьников.
3.1. Констатирующий этап эксперимента.
3.2. Формирующий этап эксперимента.
3.3. Контрольный этап эксперимента.
Заключение.
Список литературы
Приложение А
Приложение Б

Файлы: 1 файл

Проблема выразительности как основная часть культуры речи..doc

— 746.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Уровень развития выразительности

Количество баллов

Количество учащихся

Количество учащихся (в %).

Высокий

28-21

2

8,3

Средний

20-13

22

91,6

низкий

12 и ниже

0

0


 

Результаты, отраженные в Таблице 4, дали основание сделать выводы: высокий уровень оказался только у двух человек, то есть читали технически правильно, четкое произношение, правильные словесные ударении, соблюдение интонации в соответствии с содержанием текста; средний уровень у 22 человек, то есть не соблюдались паузы, темп чтения, нарушались логические ударения; с низким уровнем не оказалось ни одного ученика. Получили следующую динамику литературного развития (Приложение).

Таким образом, проанализировав результаты деятельности учащихся на этапе контрольного эксперимента, пришли к выводу: выявилась динамика развития выразительности чтения лирических произведений. Вместо 25 % на констатирующем этапе эксперимента, на контрольном срезе же 50 учащихся 3 «А» класса (экспериментального) читают технически правильно, с пониманием текста, выразительно, не делая ошибок; тогда как в 3 «Б» классе (контрольном) результаты при учете существенно не изменились.

Сопоставив данные констатирующего  этапа с результатами, полученными  на контрольном этапе эксперимента, выявили и отразили динамику развития качества выразительного чтения в диаграммах (Приложение).

В качестве еще одного показателя повышения уровня выразительного чтения лирических произведений является высокая  оценка жюри, которая была поставлена некоторым учащимся 3 «А» класса на конкурсе чтецов, проводимого между учащимися начальных классов.

Проанализировав и сравнив результаты констатирующего среза с результатами контрольного в 3 «А» классе (экспериментальном), сделали вывод о том, что результаты учета выразительного чтения лирических произведений существенно изменились в лучшую сторону.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что гипотеза подтвердилась.

 

Заключение

 

Вопрос об обучении выразительному чтению лирических произведений младших школьников является актуальным, так как выразительность чтения — это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи учащихся.

Художественное чтение — это  искусство художественного слова. Нужно научиться правильно говорить, правильно произносить слова. Для этого необходимо освоить технику речи, то есть поставить верное дыхание, голос и выправить свою дикцию.

Значение чтения и книги как  средства образования, воспитания и  развития человека общеизвестно. Чтение — это источник приобретения знаний, духовного и умственного развития личности. Сам процесс чтения предполагает труд и творчество читателя, поскольку в прочесе чтения включается творческая, интеллектуальная и трудовая деятельность — эмоциональное сопереживание, сотворчество, привлечение воссоздающего воображения, умственных операций (умозаключений, оценок, отношений).

Выразительное чтение — искусство  воссоздания в живом слове  чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение. Это одно из могущественных средств, благодаря  которому учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатиться его высокими помыслами и благородными чувствами.

Проанализировав психолого-педагогические и литературоведческие источники по проблеме исследования, а также опыт работы учителей-практиков, сделали вывод о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию и совершенствованию речи учащихся 4- ого класса в процессе чтения лирических стихотворений. Рассмотрев сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению, раскрыли понятия техники чтения, подобрали упражнения для развития выразительности устной речи. Также представили методику организации этого процесса, разработали и привели уроки, занятия, упражнения по этой проблеме, проанализировали ведущие методы и приемы обучении выразительному чтению учащихся младших классов, их место и роль в процессе обучения выразительному чтению.

Положительные результаты контрольного этапа дали возможность сделать вывод о том, что формулируемая гипотеза в основном подтвердилась. Если использовать приёмы обучения чтению, нацеленные на выразительное чтение текстов лирических произведений: технику чтения с работой над партитурой выразительного чтения, художественными средствами языка, словесного и графического рисования и другие, тем самым способствовать глубокому пониманию художественных текстов и, как следствие, выразительному чтению учащихся.

Поставленная цель достигнута: определены условия и приемы обучения выразительному чтению.

Задачи поставленные в дипломном  исследовании решены:

1) дана характеристика поэтической  речи лирических стихотворений; 

2) раскрыта сущностная характеристика  процесса обучения выразительному  чтению;

З) проанализирована методическая литература по теме;

4) описаны процессы организационной  работы, а так же использованы  приёмы обучения выразительному  чтению лирических произведений  в начальных классах; 

5) экспериментальным путём подтвердить  выдвинутую гипотезу.

Также сделаны некоторые выводы о необходимости знаний и сведений о том, чтобы развивать у младших школьников основные умения, способствующие отработке интонации, соответствующей читаемому произведению: определение слов с логическим дарением, расстановку пауз, обозначение мелодики тона, определение темпа чтения, тембра, выражение собственного отношения к читаемому тексту.

 

Список литературы

 

  1. Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск: 2001.
  2. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Школа, 1999. № 18.
  3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: 2000.
  4. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.
  5. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2.
  6. Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям. // Я-мама, 2006, №2.
  7. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма 
    в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm
  8. Дмитриева С.Ю. Начальная школа с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. В кн. Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008 - 2009 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2008.- 186 с.
  9. Шевякова А.В. По материалам сайта Образование.ру http://www.danilova.ru/publication/read_metod_05.htm
  10. Борисенко И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского.// Начальная школа. – 1994. - №3, - с. 12-19.
  11. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997.
  12. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.
  13. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.
  14. Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. – 2003. - №6 – с. 5-14.
  15. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3. – с. 67-69.
  16. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
  17. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Книга для учителя. – М., «Педагогика»,1990.
  18. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. // Вопросы психологии. – 1995. –№5 – с. 44-54.
  19. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. - №5. – с. 99 - 101.
  20. Но<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" text-d

Информация о работе Проблема выразительности как основная часть культуры