Проблема выразительности как основная часть культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 13:23, дипломная работа

Описание работы

Основная цель работы – определение условий, приемов обучения выразительному чтению.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовать следующие методы исследования
изучение психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме;
педагогический эксперимент;
наблюдение, описание, сравнительный, количественный и качественных анализ полученных результатов;
в качестве экспериментальных баз исследования выбраны 3 «А» и 3 «Б» классы школы № 1 г. Нелидова, Тверской области.
структура исследования: работа состоит из трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Содержание работы

Введение
Глава I. Проблема выразительности как основная часть культуры речи.
1.1. Навык чтения (критерии). Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению.
1.2. Средства речевой выразительности.
1.2.1. Интонация и ее компоненты.
1.2.2. Ударение.
1.2.3. Пауза, темп, ритм речи.
1.2.4. Мелодика речи.
1.2.5. Тембр.
Глава II. Теоретические и методические основы обучения младших школьников выразительному чтению.
2.1. Физиология и психология выразительной речи и чтения.
2.2. Понятие выразительного чтения и техники речи.
2.3. Условия организации работы над выразительностью чтения.
2.4. Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности чтения.
2.5. Организация работы по выразительному чтению как средство глубокого понимания художественного текста.
2.6. Задачи, содержание современной системы литературного чтения в начальных классах (краткий аналитический обзор современных программ и учебных хрестоматий).
2.7. Рекомендации и задания по выразительному чтению лирических стихотворений (анализ методического аппарата современных учебных хрестоматий по литературному чтению).
Глава III. Изучение и совершенствование выразительности речи младших школьников.
3.1. Констатирующий этап эксперимента.
3.2. Формирующий этап эксперимента.
3.3. Контрольный этап эксперимента.
Заключение.
Список литературы
Приложение А
Приложение Б

Файлы: 1 файл

Проблема выразительности как основная часть культуры речи..doc

— 746.00 Кб (Скачать файл)

В 3-4 классах даются задания, нацеленные на работу с художественными средствами языка, например: «Найди сравнение, олицетворение. Читая стихотворение, постарайся выразить состояние души автора». Это помогает детям понять настроение автора, увидеть красоту художественного слова. Большое внимание в заданиях уделяется словесному рисованию. Даются задания качественного характера как чтение по ролям, разыгрывание спектаклей, которые требуют особой подготовки: распределение ролей, умение читать в соответствии с характером персонажа.

Таким образом, в методическом аппарате учебных хрестоматий по программе  «Гармония» к учебнику «Любимые страницы»  О.В. Кубасовой большая часть заданий сопровождается не столько методическими требованиями, сколько содержит комментарии к тому, как подготавливает к выразительному чтению. Например: «прочитайте стихотворение с душой», «...каким голосом надо читать», «старайся передать настроение». В учебниках уделяется значительное место заданиям, нацеленным на отработку навыка выразительного чтения. Богатый набор методических заданий, которые помогают учителю спланировать и провести уроки, а, следовательно, ученикам следуя данным рекомендациям, научится читать выразительно с использованием знаков «партитуры выразительного чтения».

М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова  в методический аппарат учебных  хрестоматий «Родная речь», по сравнению  с О.В Кубасовой, вводят значительно  меньше заданий-рекомендаций для учащихся по подготовки к выразительному чтению.

В методическом аппарате введены задания  на отработку навыка выразительного чтения. Полный анализ программ в Приложении (задания, комментарии к данным заданиям).

В методическом аппарате учебных хрестоматий по программе «Школа России» недостаточно, с нашей точки зрения, уделяется заданиям, нацеленным на отработку навыка выразительного чтения.

Со 2 класса учащимся предлагается читать текст в лицах (по ролям); «Каким тоном, в каком темпе следует начинать рассказывать сказку? В каком темпе? Где меняется успокаивающая, размеренная интонация на быструю, напряжённую?»; «Подготовься к выразительному чтению стихотворения»; «Перечитай стихи, прислушайся к их звучанию. Чувствуешь ли ты их музыкальность?»; « Какую музыку (печальную, грустную, протяжную) ты смог бы подобрать к стихам?»; «Вспомни, что такое сравнение. Найди в тексте сравнение, которые помогают тебе ярче представить то, что описывается.»

Однако, можно было бы расширить  круг качественных заданий (чтение по ролям, составление партитур).

Таким образом, в методическом аппарате к учебнику «Родная Речь» большая  часть заданий сопровождается методическими  требованиями, а не детальными комментариями  по подготовке к выразительному чтению художественных произведений.

 

 

Глава III. Изучение и совершенствование выразительности речи младших школьников

 

Изучив научно-методическую литературу по проблеме, для достижения цели, решения  поставленных задач исследования, доказательства гипотезы в соответствии с объектом, предметом исследования мы спланировали, организовали и провели экспериментальную работу.

Экспериментальная работа проводилась  в период прохождения педагогической практики на 5 курсе, на базе школы № 1 города Нелидова, в 3 «А» и 3 «Б» классах. В эксперименте было задействовано 44 человека.

Практической работе с учащимися  по выразительному чтению программных  произведений предшествовало изучение экспериментатором методического  аппарата учебника В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.Ф. Климановой «Родная речь». Экспериментальная работа велась попутно с изучением программных произведений на всех этапах эксперимента.

 

3.1 Констатирующий этап  эксперимента

 

Цель констатирующего эксперимента:

  1. выявить уровень выразительного чтения стихотворений
  2. зафиксировать индивидуальные особенности чтения лирических произведений;
  3. обработать полученные результаты констатирующего эксперимента.

Выявление уровня выразительности  чтения стихотворений учащимися 3 класса на констатирующем этапе было проведено  по следующим параметрам:

  1. Техника чтения: правильность произношения слов, правильность словесных ударений, темп чтения и четкость произношения.
  2. Выразительность: правильность логических ударений, интонация, правильность постановки пауз, изменение темпа чтения.

Для выявления степени выразительности чтения учащихся работали над программным произведением А.А.Блока «Ветхая избушка».

  1. Ученик сначала читал стихотворение про себя, готовясь к чтению вслух.
  2. Чтение произведения учащимися выразительно, пользуясь памяткой (Приложение ).
  3. Фиксация результатов в листе учета.

В процессе чтения экспериментатор  отмечал элементы выразительности, заносил их в специальный лист учета с отметкой в соответствующих  графах. Нами была разработана следующая  система оценивания:

4 балла – правильность произношения слов, словесных ударений, соблюден темп чтения, четкое произношение.

3 балла – один недочет (одна  ошибка в произношении слов  и в постановке словесных ударений, не всегда меняется скорость  чтения, недостаточно четкое произношение).

2 балла – два недочета (две ошибки в произношении слов и в постановке словесных ударений, не всегда верно меняется темп чтения).

1 балл – три недочета (три  ошибки в произношении слов  и в постановке словесных ударений, неверно меняется скорость чтения, нечеткое произношение).

0 баллов – четыре недочета (неправильное  произношение слов, неправильное  словесное ударение, скорость чтения  не меняется, нечеткое произношение).

Результаты констатирующего среза  оформлены в виде таблицы (Приложение ).

В ходе анализа полученных данных в 3 «А» классе было отмечено следующее:

 

 

Уровень развития выразительности

Количество баллов

Количество учащихся

Количество учащихся (в %).

Высокий

28-21

5

25

Средний

20-13

9

45

низкий

12 и ниже

6

30


 

Результаты, отраженные в Таблице 1 дали основание сделать выводы: 30% детей читали технически правильно, то есть произношение правильное, чтение сознательное, четкое произношение, правильность словесных ударений; обнаружилось 20% детей, которые читали очень тихим голосом с нечетким произношением, то есть с неясной дикцией учтено 10%; 50% читающих допустили по 3-4 недочета в постановке логических ударений, логических пауз.

Основные недочеты в чтении учащихся на констатирующем этапе были следующие:

    1. несоблюдение логических пауз, ударений, неоправданные смыслом остановки, нарушения длительности пауз;
    2. несоответствие темпу чтения, неоправданное ускорение или замедление произношения;
    3. несоблюдение интонации в соответствии с содержанием текста.

Далее в ходе анализа полученных данных в 3 «Б» классе было отмечено следующее:

 

Уровень развития выразительности

Количество

баллов

Количество

учащихся

Количество

учащихся (в %).

Высокий

28-21

3

12,5

Средний

20-13

19

79,1

низкий

12 и ниже

2

8,3


 

Результаты, отраженные в Таблице 2 дали основание сделать выводы: высокий уровень оказался только у трех человек, средний уровень – у девятнадцати (несоблюдались паузы, несоответствие темпа чтения, нарушения логического ударения, нечеткое произношение), низкий уровень у двух человек.

Таким образом, проанализировав результаты чтения с установкой на выразительность (констатирующий эксперимент), пришли к выводу, что у половины читающих слабо развита выразительность чтения, следовательно, работа над выразительностью чтения с учащимися третьих классов необходима и обязательна. В соответствии с выводами, сделанными на этапе констатирующего эксперимента, спланировали, организовали и провели формирующий эксперимент (3 «А» класс – экспериментальный).

 

3.2 Формирующий этап  эксперимента

 

Цель обучающего эксперимента, исходя из результатов констатирующего – обучение младших школьников выразительному чтению художественных произведений. На этапе формирующего эксперимента сначала проводились упражнения на дыхание и на отработку дикции (Приложение); затем проведена работа по выразительному чтению следующих произведений: С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…», «Береза», И.С.Никитин «Утро».

Процесс обучения выразительному чтению включал:

  1. Тренировочные упражнения для развития дыхания и дикции.
  2. Подготовка к восприятию текста.
  3. Тщательный анализ произведения с выявлением изобразительно-выразительных средств языка.
  4. Составление партитуры («нот») выразительного чтения.
  5. Выразительное чтение учителем.
  6. Использование произведений живописи.
  7. Проверка первичного восприятия с помощью вопросов: «Какие чувства при чтении произведения возникли у вас? Что взволновало вас в этом стихотворении? Какие картины возникли в вашем воображении? Каким вы представили лирического героя?»

В соответствии с рекомендациями были разработаны и проведены уроки  обучения выразительному чтению названных  произведений (Приложение).

Например, работая над произведением  С.А.Есенина «Я покинул родимый  дом…», обратили внимание детей на то, какое слово избрал поэт «покинул». Какими словами можно выразить эту  мысль? Дети называли слова «уехал», «ушел», «расстался», «оставил». Почему поэт сказал именно так, «Я покинул родимый дом…?» «Уехал не по своей воле, надолго, наверняка долго не вернется». Дети почувствовали грусть, таску лирического героя. «Что покинул поэт?» «Родимый дом». «Давайте сравним слово «родимый» и «родной». Они похожи по смыслу? Какое слово вызывает большее сочувствие, сопереживание читателя?» «Родимый». «Значит, это слово – эпитет». после работы над стихотворением детям предлагалось составить устный рассказ на тему «Мои мысли и чувства после прочтения стихотворения». Полный анализ стихотворения представлен в приложении.

На уроке внеклассного чтения проводилась  работа над метафорой в процессе чтения стихотворения «Утро» И.С.Никитина.

На уроках чтения анализировали  стихотворения, составляли партитуру  – «ноты» выразительного чтения (паузы, логические ударения), пробуждали у детей чувство сопричастности к судьбе поэта, его тоске, помогали детям глубоко осмыслить произведение. На каждом уроке литературного чтения давали упражнения для развития дыхания, дикции, что способствовало развитию речи учащихся.

Проанализировав результаты деятельности учащихся на этапе формирующего эксперимента в 3 «А» классе, сделали вывод, что  ученики стали более внимательно  читать стихотворение, вдумываться  в содержание, воспринимать настроение, чувства поэта, его переживания.

Использование специальных упражнений проявилось в более внимательном отношении к лирической поэзии, попытка  детей передать с помощью интонации  сопереживание лирическому герою, проявили интерес к составлению  нот выразительного чтения. Дети стали более активны на уроках литературного чтении, стремились высказать свои мысли, поделиться чувствами после прочтения лирических стихотворений.

 

3.3 Контрольный этап  эксперимента

 

Контрольный этап эксперимента, который  проходил 4 апреля, показал определенную динамику развития выразительности чтения художественных произведений у учащихся 3 «А» и 3 «Б» класса. В качестве экспериментального стихотворения предложили «Котенок» Е.А.Благининой.

Результаты контрольного среза  оформлены в виде таблицы (Приложение ), содержащих показатели выразительного чтения.

В ходе анализа полученных данных в 3 «А» классе было получено следующее:

 

Уровень развития выразительности

Количество баллов

Количество учащихся

Количество учащихся (в %).

Высокий

28-21

10

50

Средний

20-13

10

50

Низкий

12 и ниже

0

0


 

Результаты, отраженные в Таблице 3, дали основание сделать выводы: высокий уровень оказался уже  у 10 человек; средний у 10, а с низким уровнем не оказалось ни одного ученика.

Далее в ходе анализа полученных данных в 3 «Б» классе было получено следующее:

Информация о работе Проблема выразительности как основная часть культуры