Развитие связной речи у умственно отсталых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: охарактеризовать особенности связной речи, составить методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся второго класса с лёгкой степенью умственной отсталости.
Исходя из цели, можно поставить следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Анализ методической литературы по проблеме исследования;
2. Охарактеризовать нарушения связной речи у учащихся с легкой степенью умственной отсталости;
3.Составить методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся 2-ого класса с легкой степенью умственной отсталости

Файлы: 1 файл

4_kurs_kursovaya_rabota_-_kopia.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На современном этапе  развития образования особенно остро  встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными нарушениями, в том числе и детей с  умственной отсталостью, большинство  которых являются контингентом специальных коррекционных школ VIII вида.

У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное  развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы. Речь является наиболее ранней функцией, бурно развивающейся в первые годы жизни ребенка. Но она же обычно оказывается и более ранимой. Поэтому при раннем органическом поражении головного мозга различные речевые расстройства встречаются наиболее часто.   Устная речь детей с легкой степенью  умственной отсталости  примитивна и бедна как по содержанию, так и по своему внешнему выражению. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.  Поэтому логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития отсталого ребенка.

Проблема развития связной  речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школе.

 

Таким образом, в настоящее  время проблема развития связной  речи у учеников 2-ых классов с  легкой степенью умственной отсталости является актуальной, так как развитая связная устная речь у детей с  нарушением интеллекта является одним из условий эффективности их обучения в специальной коррекционной школе и залогом их дальнейшей социализации в обществе.

Цель исследования: охарактеризовать особенности связной речи,  составить  методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся второго класса с лёгкой степенью умственной отсталости.

Исходя из цели, можно  поставить следующие задачи:

Задачи исследования:

1. Анализ методической  литературы по проблеме исследования;

2. Охарактеризовать нарушения  связной речи  у учащихся с легкой степенью умственной отсталости;

3.Составить методические  рекомендации по формированию  связной речи у учащихся 2-ого  класса с легкой степенью умственной  отсталости

Объект  исследования: связная речь у учащихся с легкой степенью умственной отсталости.

Предмет  исследования: особенности нарушения связной  речи у учащихся 2-ого класса с  легкой степенью умственной отсталости.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретическое обоснование формирования связной речи у детей

I.1. Лингводидактический  аспект формирования связной  речи у детей

Под речевой деятельностью  следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более  узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в  «стимула-средства», т. е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели. Речь сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Речевая деятельность является одним из наиболее сложных видов деятельности по всем своим параметрам.

 Во-первых, по своей  организации речевая деятельность  крайне редко выступает в качестве самостоятельного, законченного акта деятельности: обычно она включается как составная часть в деятельность более высокого порядка. Речевая деятельность есть объект, изучаемый лингвистикой и другими науками: язык есть специфический предмет лингвистики, реально существующий как составная часть объекта (речевой деятельности) и моделируемый лингвистами в виде особой системы для тех или иных теоретических или практических целей [4].

Язык и речь едины  и вместе с тем различны. Средством  общения в возможности (потенции) является язык, а средство в действии (реализации) составляет и осуществляет речь. Язык - явление общественное, социально-историческое, а речь — явление индивидуально-психологическое. Язык существует в обществе, в сознании его носителей. Творцом и носителем языка является народ, а создателем и носителем речи — отдельный человек. Речь построена на материале языка и по свойственным ему «правилам».

Что касается связной  речи, то она представляет собой  наиболее сложную форму речевой  деятельности. От ее развития зависит полнота познания окружающего мира, успешность обучения в школе, становление сознания, да и развитие личности в целом. Связная речь неотделима от мыслей, то есть связная речь – это связность мыслей. В ней отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать его в правильной, четкой, логичной речи [17].

Существуют две формы  развернутой внешней речи: устная речь и письменная. Устная речь может  протекать в трех основных формах: а) в форме восклицания, но ее нельзя считать подлинной речью, она не является передачей какого-либо сообщения о событии или отношении с помощью кодов языка. Скорее они являются аффективными речевыми реакциями, непроизвольно возникающими в ответ на какое-либо неожиданное явление. б) в форме диалогической речи – ответы на вопросы, разговор. в) в форме монологической речи – самостоятельное развернутое высказывание, исходящее из внутреннего замысла. Может протекать в виде повествования или рассказа. Понятие “связная речь” относится как к диалогической, так и к монологической формам речи [24, 13].

Диалогическая речь –  первичная по происхождению форма  речи. Имеет социальную направленность. Диалог как форма состоит из реплик, он осуществляется в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора двух или нескольких участников общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь. Большую роль играют невербальные компоненты речи, а именно, жесты, мимика, паузы, интонация. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания, наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля. Например, отдельные части грамматически развёрнутого высказывания могут опускаться и подменяться либо подразумеваемой ситуацией, либо включенными в речь жестами, мимикой, интонациями. Но, несмотря на это, устная диалогическая речь сохраняет функцию передачи информации в процессе диалога [14].

Таким образом, основными  чертами диалогической речи являются: эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса; ситуативность, т.е. предмет или тема обсуждения существуют в совместной деятельности или непосредственно воспринимаются [39].

Монологическая речь – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой –  сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности [19].

Монолог представляет собой  наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развёрнутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Однако она сохраняет ряд признаков, которые присущи всем формам устной речи. По сравнению с диалогом, монологическая речь более контекстна и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций [19].

Монологическая речь зависит от того, какие задачи ставит пред собой говорящий и в какой вид контекстной деятельности включена эта развернутая устная речь.

С лингвистической точки  зрения монологическая речь характеризуется  полносоставностью предложений  и развернутым изложением мыслей.   В лингвистической литературе выделяется ряд разновидностей устной монологической речи, или «функционально-смысловые» типы. Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения.

   Сообщение о  фактах действительности, состоящих  в отношениях одновременности, называется описанием. Оно представляет собой относительно развернутую словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств. Описывая кого-нибудь или что-нибудь, перечисляются присущие им признаки или свойства. Поэтому в описаниях много имен прилагательных, причастий.

   Сообщение о  фактах, находящихся в отношениях  последовательности, называется повествованием.

   Особый вид  высказывания, отражающий причинно-следственную  связь каких-либо фактов (явлений), называется рассуждением. В структуру монолога-рассуждения входят: исходный тезис (информация, истинность или ложность которой требуется доказать), аргументирующая часть (аргументы в пользу или против исходного тезиса) и выводы. Рассуждение складывается  из цепи суждений, образующих умозаключения. Основной частью рассуждения являются доказательства (цепочка доказательств). В рассуждениях могут быть использованы элементы описания. Таким образом, рассуждение - самый сложный способ изложения [7, 26].

В процессе развития устной монологической речи, особенно на начальном этапе, определенную роль играет пересказ - воспроизведение прочитанного текста в устной форме. Пересказ знакомит учащихся с образцовыми текстами. В процессе подготовки к пересказу обогащается словарь, вырабатываются навыки уточнения темы, определения основной мысли, выделения составных частей, усваиваются приемы подготовки к устным высказываниям - составление плана и рабочих материалов. В зависимости от характера такого задания принято различать виды пересказа: выборочный пересказ, пересказ с заменой лица рассказчика, пересказ с заменой диалога повествованием, сжатый пересказ, пересказ с элементами рассуждения, пересказ с вымышленным продолжением [6].

Однако существует ряд  особенностей, общих для устной диалогической и устной монологической речи. Устная монологическая речь – это речь, обращенная к живому собеседнику, реакции собеседника позволяют говорящему корригировать свое высказывание по ходу сообщения. Таким образом, устная монологическая речь в некоторых случаях может переходить в скрытую форму диалогической устной речи. Как монологическая, так и диалогическая устная речь кроме средств языковых кодов располагает рядом дополнительных средств, таких как: жесты, мимика, интонация и т.д. Как диалогическая, так и монологическая речь может иметь грамматическую неполноту. Так устная монологическая речь может находиться в различных отношениях к практическому действию. В зависимости от этого принято различать две формы устной монологической речи, такие как драма и эпос. Драма сближает устную монологическую речь с действием и диалогом, то эпос сближает ее с письменной речью, то есть часто используют грамматически полные конструкции, сложные формы управления, не применяют внеязыковые маркеры [20].

Таким образом, связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развёрнутого изложения. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом.

I.2. Особенности  формирования связной речи у  детей с нормальным речевым  развитием

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму  речевой деятельности. Она носит  характер последовательного систематического развернутого изложения, осуществляется в диалоге и монологе. Она включает в себя совокупность сложных постепенно формирующихся операций, умений, навыков, обеспечивающих усвоением языка и его использование в целях общения. Развитие обеих форм речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует научению ребенка самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции. У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.

Информация о работе Развитие связной речи у умственно отсталых детей