Развитие связной речи у умственно отсталых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: охарактеризовать особенности связной речи, составить методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся второго класса с лёгкой степенью умственной отсталости.
Исходя из цели, можно поставить следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Анализ методической литературы по проблеме исследования;
2. Охарактеризовать нарушения связной речи у учащихся с легкой степенью умственной отсталости;
3.Составить методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся 2-ого класса с легкой степенью умственной отсталости

Файлы: 1 файл

4_kurs_kursovaya_rabota_-_kopia.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

 Дети, имеющие легкую  степень умственной отсталости, как правило, овладевают речью  самостоятельно в дошкольном возрасте и поступают в школу говорящими. Они общаются со сверстниками, учителями, родителями с помощью устной речи, но нередко прибегают и к жестовой речи. Но, не смотря на то, что речь детей имеющих интеллектуальную недостаточность характеризуется общими особенностями, умственно отсталые дети отличаются по уровню речевого развития друг от друга. Дети, с которыми коррекционная работа проводилась до поступления в школу значительно опережают в развитии  своих сверстников с которыми не проводилась подобная работа, но у которых так же имеется умственная отсталость.

 Умственно отсталые  школьники испытывают особые  трудности при обучении. Коррекция  нарушений речи у умственно  отсталых детей является более  длительным и более сложным  процессом, чем у нормальных детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Экспериментальное  исследование

II.1. Методические  рекомендации по формированию  связной речи у учащихся 2-ого  класса с легкой степенью умственной  отсталости

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Таким образом, целью работы по развитию связной речи является – совершенствование и развитие связной речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.

Эта цель реализуется  через следующие задачи:

- расширение круга  представлений об изучаемых предметах;

- повышение речевой  мотивации учащихся;

- закрепление и развитие  у детей навыков речевого общения,  речевой коммуникации;

- формирование навыков  построения связных монологических  высказываний;

- развитие лексического  и грамматического строя языка.

Работа по развитию связной  речи проводится в несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный. Все эти этапы осуществляются на каждом занятии.

Этапы работы:

I Этап – Подготовительный

Подготовительный этап включает  формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а так же коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой во время занятия.

В задачи подготовительного этапа входит:

- развитие направленного  восприятия речи педагога и  внимание к речи других детей;

- формирование установки  на активное использование фразовой  речи при ответах на вопросы  педагога; закрепление навыков в  составлении ответов на вопросы  в виде развернутых предложений;

- усвоение ряда лексических  средств, необходимых для составления  речевых высказываний;

- практическое овладение  простыми синтаксическими моделями  фраз; формирование умственных операций.

Таким образом, в подготовительный период формирования связной речи можно выделить два основных направления работы:

1) работа над лексической  стороной речи

Словарная работа ведется  в трех основных направлениях: 1) обогащение словаря за счет введения новых лексических  единиц, 2) уточнение значения уже  известных слов, 3) активизация пассивного словаря детей.

Для работы по всем этим направлениям полезными являются следующие  упражнения:

1. Называние предметов и их частей. Учащиеся называют отдельные предметы и указывают на недостающую часть каждого из них. Называя предметы и их части, ученики производят различного рода группировку, сортировку предметов, выделяют четвертый лишний и т.п.

Пример: ребенку выдается карточка с изображенной  посудой, а он должен сказать чего не хватает (кастрюля без крышки, чашка без ручки, чайник без носика, вилка без зубчика и т.д.).

2. Название действия или состояния предметов.

Пример: игра в лото, задача которой состоит в том, чтобы  подобрать не менее двух-трех действий, так или иначе связывающихся  с представлением об изображенном предмете.

3. Работа с загадками. Это упражнение помогает еще раз закрепить словарь, включающий названия предметов, действий, признаков. Учитель обращает внимание детей на то, что предмет легко угадать, если в загадке употреблены точные слова, характеризующие его особенности. Учащиеся тренируются в самостоятельном составлении загадок, называя характерные признаки предмета.

Пример: «Что за птица? Красные  лапки щиплют за пятки (гусь). Что  за цветок? Золотой глазок, белые  реснички (ромашка)». Дети отгадывают.

2) работа над построением  фразы

Работа над построением  фразы – важная составная часть  подготовки учащихся к овладению  связной речью. Работа над предложением идет по трем направлениям:

1. Отработка содержательной стороны предложения;

2. Формирование грамматического плана предложения;

3. Отработка интонационной стороны предложения.

Все эти направления  реализуются в единстве, для работы над ними включаются упражнения трех видов: репродуктивные, конструктивные и творческие. Упражнения в овладении  умением правильно строить предложения различаются степенью самостоятельности, которая требуется при их выполнении.

Репродуктивные упражнения.

В репродуктивных упражнениях  учащимся дается готовая грамматическая структура фразы и большая  часть речевого материала. Такие упражнения предполагают воспроизведение ребенком предложений данных учителем, либо составление аналогичных предложений с заменой некоторых слов.

Упражнения:

1. Повторение предложений при заучивании предложений, скороговорок.

2. Составление ответов учениками на один и тот же вопрос.

Пример: Детям раздаются  карточки с изображаемыми предметами одежды, а они должны ответить на вопрос: «Что ты оденешь сегодня  на прогулку?», употребляя в ответе то, что изображено на карточке: «Сегодня на прогулку я одену панамку, синее платье и туфли, или куртку, шапку и резиновые сапоги и т.д.».

3. Составление загадок.

Пример составления  загадок детьми: Детям предлагаются карточки с изображаемыми предметами-отгадками, а им необходимо составить загадку, опираясь на внешние признаки предмета: «Два колеса, руль, рама, багажник (велосипед)», или на обобщающее слово «Домашнее животное, маленькое, пушистое (кошка)».

Конструктивные упражнения.

В конструктивных упражнениях  дается речевой материал, грамматическая структура подбирается в процессе построения предложений.

Упражнения:

1. Распространение предложений;

Пример: Дается предложение: «У Кати есть мяч» Детям предлагается с помощью прилагательных распространить предложение: «У Кати есть зеленый мяч» или: «У Кати есть большой зеленый мяч». Или распространить предложение, пользуясь вопросами: «Поезд идет (какой?), (куда?)».

2. Восстановление деформированного предложения;

Пример: Дается предложение, где слова расположены в неправильном порядке: «Маше кукла купила мама». Учащимся предлагается расставить слова так, что бы получилось красивое и правильное предложение: «Мама купила Маше куклу».

3. Составление сложных предложений из двух простых или из предложений, включающих в себя однородные члены.

Пример: Дается два предложения: «Пошел сильный дождь. Все дети побежали домой» и предлагается составить из них одно предложение: «Пошел сильный дождь, и все дети побежали домой».

Творческие упражнения.

Творческие упражнения предполагают самостоятельное составление  предложений учениками.

Упражнения:

1. Самостоятельное составление предложений по иллюстрации, серии иллюстраций.

2. Самостоятельное составление предложений по опорным словам.

Пример: Даются слова (мяч, игра, мальчик, девочка), с помощью  которых предлагается составить  предложение: «Мальчик и девочка играли в мяч».

3. Самостоятельное составление предложений по представлениям.

Пример: Дается тема для  составления предложения: составить  предложение о своем друге (о  солнце, о любимом животном).

Таким образом, подготовительный этап является базой для формирования связной монологической речи.

II Этап – Основной

Одним из приемов развития связной речи является обучение пересказу. Цель обучения пересказу – это  формирование у учащихся отчетливой и правильной устной речи.

Занятие по формированию пересказа имеет следующую типовую структуру:

1. Вводная часть. Подготовка  детей к восприятию нового  произведения, главным образом его  идеи.

2. Первичное чтение  без предупреждения о последующем  пересказе, чтобы обеспечить свободное  художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Вторичное чтение  с установкой на запоминание  и последующий пересказ.

4. Подготовительная беседа (разбор произведения). Ее цель: уточнение  содержания, активная подготовка  к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах). Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно.  Разбор содержания текста проводится в вопросно-ответной форме. Вопросы составляются так, чтобы отразить основные моменты сюжетного действия, их последовательность и наиболее значимые детали повествования. Помимо этого проводится специальный лексический разбор, это способствует лучшему осмыслению детьми отраженных в тексте предикативных отношений и усвоению способов их языкового выражения.

5. Повторное чтение, суммирующее  результаты разбора. Иногда перед  ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».

6. Пауза для подготовки  детей к ответам, для запоминания  текста (несколько секунд).

7. Пересказ (3—7 человек). Можно вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

Для обучения пересказу  используются следующие приемы:

1. Подробный или близкий к тексту пересказ.

2. Выборочный пересказ.

3. Краткий пересказ.

4. Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.

5. Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа.

Подробный или близкий  к тексту пересказ.

Этот вид пересказа  используется в школе чаще других. Начинать обучение нужно с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, затем дети учатся включать в рассказ элементы описания (зарисовки природы, внешности людей и описание предметов), элементы рассуждения. В ходе обучения пересказу необходимо обращаться к учащимся с вопросом: « Как эта мысль выражена в тексте писателя?». Если в тексте есть диалог, то он предварительно прочитывается в лицах. Важную роль играют вопросы по содержанию рассказа, но их роль постепенно необходимо уменьшать, а сами вопросы должны становиться более широкими и общими. При подробном пересказе дети часто сталкиваются с типичными трудностями, поэтому для избегания затруднений необходимо убедить учащихся, что начать пересказ можно своими словами. Для боле равномерного пересказа помогает такой прием, как деление текста на части, составление плана и пересказ по частям (См. приложение 1).

 Пример вопросного  плана для пересказа текста  «Окунь»:

1.Где живет окунь?

2.Что есть у окуня? 

3.Как окунь защищается?

4.Кто главная добыча  окуня? 

5.Кто враги окуня? 

Используя данный вопросный план, учащиеся пересказывают текст. Нельзя допускать механического запоминания и воспроизведения текста. Пересказывая  текст, надо стремиться вносить элементы творчества - приближать пересказ к естественной речи, к рассказыванию, использовать для этого интонацию, мимику, жест. Таким образом, в подробном пересказе основная мысль должна выражаться в форме, предельно близкой к авторской. Обязательно проводится словарная работа, уточняется значение знакомых слов, дается определение новых, например,  учитель просит детей объяснить значение новых слов, подобрать к ним слова близкие по значению.

Выборочный пересказ.

При выборочном пересказе  учащимся предлагается пересказать  не весь текст целиком, а отдельные  его части, например,  пересказать  встречу двух персонажей или пересказать  только картину природы и т.д. Необходимо добиваться от учащихся, что  бы они выбирали из текста только основное содержание, главные события, в образе героев - главные детали, если есть диалог, то передавать его в косвенной форме. Для более точного пересказа используется словесный план, учитель читает части рассказа и предлагает детям на каждую часть сделать пункт плана (См. приложение 2).

Информация о работе Развитие связной речи у умственно отсталых детей