Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:55, курсовая работа
Цель исследования: охарактеризовать особенности связной речи, составить методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся второго класса с лёгкой степенью умственной отсталости.
Исходя из цели, можно поставить следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Анализ методической литературы по проблеме исследования;
2. Охарактеризовать нарушения связной речи у учащихся с легкой степенью умственной отсталости;
3.Составить методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся 2-ого класса с легкой степенью умственной отсталости
Дети, имеющие легкую степень умственной отсталости, как правило, овладевают речью самостоятельно в дошкольном возрасте и поступают в школу говорящими. Они общаются со сверстниками, учителями, родителями с помощью устной речи, но нередко прибегают и к жестовой речи. Но, не смотря на то, что речь детей имеющих интеллектуальную недостаточность характеризуется общими особенностями, умственно отсталые дети отличаются по уровню речевого развития друг от друга. Дети, с которыми коррекционная работа проводилась до поступления в школу значительно опережают в развитии своих сверстников с которыми не проводилась подобная работа, но у которых так же имеется умственная отсталость.
Умственно отсталые школьники испытывают особые трудности при обучении. Коррекция нарушений речи у умственно отсталых детей является более длительным и более сложным процессом, чем у нормальных детей.
II. Экспериментальное исследование
II.1. Методические
рекомендации по формированию
связной речи у учащихся 2-ого
класса с легкой степенью
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Таким образом, целью работы по развитию связной речи является – совершенствование и развитие связной речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Эта цель реализуется через следующие задачи:
- расширение круга представлений об изучаемых предметах;
- повышение речевой мотивации учащихся;
- закрепление и развитие
у детей навыков речевого
- формирование навыков
построения связных
- развитие лексического и грамматического строя языка.
Работа по развитию связной речи проводится в несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный. Все эти этапы осуществляются на каждом занятии.
Этапы работы:
I Этап – Подготовительный
Подготовительный этап включает формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а так же коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой во время занятия.
В задачи подготовительного этапа входит:
- развитие направленного восприятия речи педагога и внимание к речи других детей;
- формирование установки
на активное использование
- усвоение ряда лексических
средств, необходимых для
- практическое овладение
простыми синтаксическими
Таким образом, в подготовительный период формирования связной речи можно выделить два основных направления работы:
1) работа над лексической стороной речи
Словарная работа ведется в трех основных направлениях: 1) обогащение словаря за счет введения новых лексических единиц, 2) уточнение значения уже известных слов, 3) активизация пассивного словаря детей.
Для работы по всем этим направлениям полезными являются следующие упражнения:
1. Называние предметов и их частей. Учащиеся называют отдельные предметы и указывают на недостающую часть каждого из них. Называя предметы и их части, ученики производят различного рода группировку, сортировку предметов, выделяют четвертый лишний и т.п.
Пример: ребенку выдается карточка с изображенной посудой, а он должен сказать чего не хватает (кастрюля без крышки, чашка без ручки, чайник без носика, вилка без зубчика и т.д.).
2. Название действия или состояния предметов.
Пример: игра в лото, задача которой состоит в том, чтобы подобрать не менее двух-трех действий, так или иначе связывающихся с представлением об изображенном предмете.
3. Работа с загадками. Это упражнение помогает еще раз закрепить словарь, включающий названия предметов, действий, признаков. Учитель обращает внимание детей на то, что предмет легко угадать, если в загадке употреблены точные слова, характеризующие его особенности. Учащиеся тренируются в самостоятельном составлении загадок, называя характерные признаки предмета.
Пример: «Что за птица? Красные лапки щиплют за пятки (гусь). Что за цветок? Золотой глазок, белые реснички (ромашка)». Дети отгадывают.
2) работа над построением фразы
Работа над построением фразы – важная составная часть подготовки учащихся к овладению связной речью. Работа над предложением идет по трем направлениям:
1. Отработка содержательной стороны предложения;
2. Формирование грамматического плана предложения;
3. Отработка интонационной стороны предложения.
Все эти направления реализуются в единстве, для работы над ними включаются упражнения трех видов: репродуктивные, конструктивные и творческие. Упражнения в овладении умением правильно строить предложения различаются степенью самостоятельности, которая требуется при их выполнении.
Репродуктивные упражнения.
В репродуктивных упражнениях учащимся дается готовая грамматическая структура фразы и большая часть речевого материала. Такие упражнения предполагают воспроизведение ребенком предложений данных учителем, либо составление аналогичных предложений с заменой некоторых слов.
Упражнения:
1. Повторение предложений при заучивании предложений, скороговорок.
2. Составление ответов учениками на один и тот же вопрос.
Пример: Детям раздаются карточки с изображаемыми предметами одежды, а они должны ответить на вопрос: «Что ты оденешь сегодня на прогулку?», употребляя в ответе то, что изображено на карточке: «Сегодня на прогулку я одену панамку, синее платье и туфли, или куртку, шапку и резиновые сапоги и т.д.».
3. Составление загадок.
Пример составления
загадок детьми: Детям предлагаются
карточки с изображаемыми предметами-
Конструктивные упражнения.
В конструктивных упражнениях дается речевой материал, грамматическая структура подбирается в процессе построения предложений.
Упражнения:
1. Распространение предложений;
Пример: Дается предложение: «У Кати есть мяч» Детям предлагается с помощью прилагательных распространить предложение: «У Кати есть зеленый мяч» или: «У Кати есть большой зеленый мяч». Или распространить предложение, пользуясь вопросами: «Поезд идет (какой?), (куда?)».
2. Восстановление деформированного предложения;
Пример: Дается предложение,
где слова расположены в
3. Составление сложных предложений из двух простых или из предложений, включающих в себя однородные члены.
Пример: Дается два предложения: «Пошел сильный дождь. Все дети побежали домой» и предлагается составить из них одно предложение: «Пошел сильный дождь, и все дети побежали домой».
Творческие упражнения.
Творческие упражнения предполагают самостоятельное составление предложений учениками.
Упражнения:
1. Самостоятельное составление предложений по иллюстрации, серии иллюстраций.
2. Самостоятельное составление предложений по опорным словам.
Пример: Даются слова (мяч, игра, мальчик, девочка), с помощью которых предлагается составить предложение: «Мальчик и девочка играли в мяч».
3. Самостоятельное составление предложений по представлениям.
Пример: Дается тема для составления предложения: составить предложение о своем друге (о солнце, о любимом животном).
Таким образом, подготовительный этап является базой для формирования связной монологической речи.
II Этап – Основной
Одним из приемов развития связной речи является обучение пересказу. Цель обучения пересказу – это формирование у учащихся отчетливой и правильной устной речи.
Занятие по формированию пересказа имеет следующую типовую структуру:
1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи.
2. Первичное чтение
без предупреждения о
3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
4. Подготовительная беседа (разбор произведения). Ее цель: уточнение содержания, активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах). Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно. Разбор содержания текста проводится в вопросно-ответной форме. Вопросы составляются так, чтобы отразить основные моменты сюжетного действия, их последовательность и наиболее значимые детали повествования. Помимо этого проводится специальный лексический разбор, это способствует лучшему осмыслению детьми отраженных в тексте предикативных отношений и усвоению способов их языкового выражения.
5. Повторное чтение, суммирующее
результаты разбора. Иногда
6. Пауза для подготовки
детей к ответам, для
7. Пересказ (3—7 человек). Можно вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
Для обучения пересказу используются следующие приемы:
1. Подробный или близкий к тексту пересказ.
2. Выборочный пересказ.
3. Краткий пересказ.
4. Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.
5. Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа.
Подробный или близкий к тексту пересказ.
Этот вид пересказа используется в школе чаще других. Начинать обучение нужно с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, затем дети учатся включать в рассказ элементы описания (зарисовки природы, внешности людей и описание предметов), элементы рассуждения. В ходе обучения пересказу необходимо обращаться к учащимся с вопросом: « Как эта мысль выражена в тексте писателя?». Если в тексте есть диалог, то он предварительно прочитывается в лицах. Важную роль играют вопросы по содержанию рассказа, но их роль постепенно необходимо уменьшать, а сами вопросы должны становиться более широкими и общими. При подробном пересказе дети часто сталкиваются с типичными трудностями, поэтому для избегания затруднений необходимо убедить учащихся, что начать пересказ можно своими словами. Для боле равномерного пересказа помогает такой прием, как деление текста на части, составление плана и пересказ по частям (См. приложение 1).
Пример вопросного плана для пересказа текста «Окунь»:
1.Где живет окунь?
2.Что есть у окуня?
3.Как окунь защищается?
4.Кто главная добыча окуня?
5.Кто враги окуня?
Используя данный вопросный план, учащиеся пересказывают текст. Нельзя допускать механического запоминания и воспроизведения текста. Пересказывая текст, надо стремиться вносить элементы творчества - приближать пересказ к естественной речи, к рассказыванию, использовать для этого интонацию, мимику, жест. Таким образом, в подробном пересказе основная мысль должна выражаться в форме, предельно близкой к авторской. Обязательно проводится словарная работа, уточняется значение знакомых слов, дается определение новых, например, учитель просит детей объяснить значение новых слов, подобрать к ним слова близкие по значению.
Выборочный пересказ.
При выборочном пересказе учащимся предлагается пересказать не весь текст целиком, а отдельные его части, например, пересказать встречу двух персонажей или пересказать только картину природы и т.д. Необходимо добиваться от учащихся, что бы они выбирали из текста только основное содержание, главные события, в образе героев - главные детали, если есть диалог, то передавать его в косвенной форме. Для более точного пересказа используется словесный план, учитель читает части рассказа и предлагает детям на каждую часть сделать пункт плана (См. приложение 2).
Информация о работе Развитие связной речи у умственно отсталых детей