Развитие связной речи у умственно отсталых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: охарактеризовать особенности связной речи, составить методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся второго класса с лёгкой степенью умственной отсталости.
Исходя из цели, можно поставить следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Анализ методической литературы по проблеме исследования;
2. Охарактеризовать нарушения связной речи у учащихся с легкой степенью умственной отсталости;
3.Составить методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся 2-ого класса с легкой степенью умственной отсталости

Файлы: 1 файл

4_kurs_kursovaya_rabota_-_kopia.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Образец плана для  пересказа текста «Цветок или  волчья пасть?»:

1.Ребята идут из  школы.

2.теплый весенний день.

3.Сережа видит белую  розу.

4.Коля видит страшного  волка.

5.Каждый видел свое.

Логопед учит детей пользоваться планом текста, предлагает рассказать подробно об одном из мальчиков, далее о другом.

Краткий пересказ.

Не рекомендуется использовать для сжатого пересказа описательные тексты. Работу по обучению краткому пересказу  начинают с прочтения текста учителем, далее можно предложить прочитать текст одному или двум сильным ученикам вслух. Внимательно перечитывая текст отмечается важное и основное. Нельзя допускать механического сокращения текста - простого пропуска некоторых абзацев, так как это приведет к нарушению логики изложения. Выделив основные мысли, следует обобщить их, связать воедино, чтобы затем пересказать  главное "своими словами", но при этом сохранить стиль и выразительность. Проводится работа по делению текста на части, по которым в дальнейшем составляется словесный план. Логопед просит детей определить, сколько частей в рассказе, прочитывает часть и предлагает определить пункт плана. (См. приложение 3).

Пример плана для  пересказа текста «Суслик и хомяк»:

1.Два друга.

2.Беда.

3.Спасение.

4.На свободе.

 Что бы дети лучше  поняли суть краткого пересказа,  учитель просит их кратко пересказать  текст по плану, а потом читает  изначальный вариант рассказа  и предлагает детям сравнить  их. Таким образом, учащиеся делают  вывод, что первый вариант рассказа подробный, а второй краткий, так как в нем рассказывается только самое главное.

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.

При таком пересказе  дается начало рассказа, а окончание  предлагается придумать детям. Проводится словарная работа, предлагается объяснить значение новых слов или подобрать к ним близкие по значению. Например, из текста «Запасы на зиму» учащимся предлагается объяснить значение слов хлопотунья, суетиться. (См. приложение 4). Работа над предполагаемым окончанием рассказа проводится по вопросам. Например: «Сможет ли белочка зимой собирать корм на зеле? Расскажите об этом. Чем питается белочка зимой? Чем кормит своих бельчат?» (См. приложение 4)  После подобной работы проводится пересказа текста, учащиеся читают начало рассказа, а затем самостоятельно продолжают рассказ до конца. Логопед при необходимости редактирует предложения детей.

Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа.

Логопед читает рассказ, подводит детей к тому, что начало рассказа является неизвестным. Таким образом, готовит детей к тому, что они сами могут догадаться о том, что было в начале рассказа. Задаются вопросы по содержанию текста (См. приложение 5).

Пример вопросов к  тексту «Алеша и уточка»:

1.Как называется рассказ?

2.О ком идет речь? (Об Алеше и уточке.)

3.Что случилось с  уточкой? (У нее было повреждено  крыло.)

4.Где Алеша мог найти  уточку? Как он оказался там,  где нашел птицу?

5.Когда Алеша нашел  уточку? Почему вы так думаете?

Далее учащимся предлагается составить план рассказа с помощью  вопросов педагога. Например: «В какое время года началась история про Алешу и точку?» Предлагается составить об этом несколько предложений, логопед редактирует их. Составляются пункты плана (См. приложение 5).

Примерный план пересказа  текста «Алеша и уточка»:

1.Осень.

2.Алеша идет на пруд.

3.Уточка с перебитым  крылышком.

4.Решение Алеши.

5.Уточка выздоравливает.

6.Алеша выпускает уточку  на волю.

Далее с помощью плана  ученикам предлагается пересказать  текст, учитель редактирует предложения  учащихся в случае необходимости.

III Этап – Заключительный

Целью заключительного  этапа является закрепление и  уточнение навыков составления  пересказа, активизация умения использовать пересказ в повседневной жизни.

Основными задачами заключительного  этапа являются:

- закрепить навык правильно передавать содержание текста;

- закрепить навык связно  и последовательно излагать информацию;

- закрепить и уточнить  навыки правильного грамматического  языкового оформления высказывания;

- закреплять и развивать  интонационную выразительность  речи.

На этом этапе проводится итог проделанной работы, закрепляются различные виды пересказа, детям  предлагается вспомнить и пересказать  тексты, работа над которым проводилась  на предыдущем этапе. Дети вспоминают, какие рассказы им читались, при  небольшой подготовке воспроизводят содержание. На этом этапе можно провести игру: «Кто сколько рассказов вспомнит», учащиеся вспоминают рассказы, которые им читались, делятся впечатлениями о наиболее понравившихся. Так же можно спросит детей, как они учились пересказывать тексты, какой вид пересказа им больше понравился.

В результате проделанной  работы над связной речью учащиеся должны научиться правильно, логически  и грамматически верно пересказывать  различные тексты, уметь в зависимости  от ситуации воспользоваться нужным видом пересказа.

 

 

Выводы по II главе

Нарушение всех компонентов  языка у умственно отсталых учащихся затрудняет формирование у них связной  речи. Эти трудности усугубляются рядом других недостатков: слабостью  осмысления материала, недопониманием логики событий, нарушением временных связей, соскальзыванием с темы, ведущим к образованию побочных ассоциаций, быстрой истощаемостью мотивов к речи. Поэтому необходимо проводить коррекционную работу, направленную на развитие связной речи, одним из приемов развития связной речи является обучение пересказу.

Таким образом, работа над  формированием связной речи осуществляется в три этапа:

1. Подготовительный;

2. Основной;

3. Заключительный.

Все этапы осуществляются на каждом занятии, необходимо добиваться качественного выполнения заданий на каждом этапе и в каждом упражнении. На каждом этапе необходимо учитывать цели и задачи. Добиваться, что бы дети понимали логику определенного вида пересказа и умели применить этот навык в нужной ситуации. При самом пересказе обращать внимание на правильность грамматических и лексических категорий, правильное согласование и употребление определенных конструкций.

Развитие связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть теснейшим образом связано  с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования. Каждая из операций порождения связного высказывания вначале формируется самостоятельно, изолированно, на простых заданиях, постепенно операции объединяются в целостный процесс порождения связного текст.

 

 

Заключение

Анализ литературных источников показал, что нарушение  речи у умственно отсталых детей  являются сложным дефектом, и охватывают практически все уровни речевой  деятельности. Речевое развитие детей со стойко выраженным снижением познавательной деятельности, возникшем на основе органического поражения центральной нервной системы, т.е. с умственной отсталостью, осуществляется своеобразно и с большим опозданием.

В младшем школьном возрасте у детей с умственной отсталостью отмечается недоразвитие всех сторон речи: смысловой, грамматической, звуковой, а также бедностью словаря. Таким образом, нарушение речи у детей с легкой степенью умственной отсталости носит системный характер, то есть нарушенными оказываются все компоненты речи, такие как фонематический слух, звукопроизношение, лексико-грамматический строй и связная речь.

А так как связная  речь – наиболее сложная форма  речевой деятельности, которая отличается особыми признаками, носит характер систематического последовательного изложения какой-либо информации, представляет собой развернутое высказывание, то она формируется с отличительными особенностями. Недостатки ее формирования обусловлены непониманием логики событий, нарушением временных связей, соскальзыванием с темы, быстрой истощаемостью мотивов к речи. Развитие связной речи у данной категории детей, как и развитие других компонентов речи, осуществляется замедленными темпами и отличается характерными качественными особенностями. Недостатки и отставание становления устной речи детей с умственной отсталостью приводят к трудностям овладения всей школьной программой, затрудняет коммуникацию детей и отрицательно влияет на личностные качества, поэтому необходимо проводить коррекционную работу по формированию связной речи.

Формирование и развитие связной речи у учащихся с легкой степенью умственной отсталости происходит в процессе коррекционно-педагогического  воздействия путем комплексной  и систематической работы. Структура  дефекта учащихся с легкой степенью умственной отсталости определяет необходимость проводить в системе логопедической коррекции специальные занятия по развитию связной речи. Основная задача занятий по развитию связной речи учащихся состоит в том, что бы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли.

Проведенный теоретический  анализ позволил разработать методические рекомендации по развитию связной речи у детей  с легкой степенью умственной отсталости, приемом развития связной  речи был выбран пересказ. Подобранные  задания позволяют формировать и совершенствовать связную устную речь учащихся с легкой степенью умственной отсталости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст]: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.

2. Ахутина, Т.В. Порождение речи [Текст] -  М.: Академия. 1998. - 230с.

3. Бине, А., Симон, Т. Ненормальные дети. [Текст: Пер. с фр. / Издание подгот. Вал. А. Луков, Вл. А. Луков. – СПб., 1999. - 418 с.

4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина [Текст] - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] А.Н. Гвоздев/ – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 471с.

6. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов [Текст] — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с.

7. Глухов, В.П., Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст] - М.: Изд-во: АСТ , 2007. – 318 с.

8. Дубровский,  В.И. Лечебная физическая культура [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. —— 2-е изд., стер. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 608 с.

9. Ефименкова, Л.Н., Садовникова, И.Н. Формирование связной речи у детей – олигофренов [Текст] - М.: Просвещение, 1970. – 205 с.

10. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст] - Советская педагогика, 1954 - № 6, 22с.

11. Забрамная, С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения [Текст]: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1988. - 94 с.

12. Замский, Х.С. История олигофренопедагогики [Текст] - 2 изд. - М.: Просвещение, 1980. - 398 с.

13. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] - Москва – Воронеж, 2001. - 320с.

14. Изаренков, Д.И. Обучение диалогической речи [Текст]: монография / Д.И. Изаренков. – М.: Русский язык, 1981. – 136 с.

15. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с.

16. Кузнецова, Г.В. Особенности речевого развития умственно отсталых дошкольников [Текст] // Дефектология, 1976. - №3.

17. Кучинский, Г.М. Диалог и мышление [Текст]; Белорус. гос. ун-т. – Минск, 1983. – 190 с.

18. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]: Методическое пособие для учителя-логопеда .- М. : Владос, 2001. - 224 с.

19. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития у детей [Текст]: Учеб. Пособие: МГУ, 1985 г. – 137 с.

20. Леонарди, Е.И. Дикция и орфоэпия [Текст] -  М., «Просвещение», 1967. – 95 с.

21. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] – М.: Просвещение, 1969. – 214с.

22.  Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] - Науч. – исслед. ин-т общей и педагогической психологии Аккад. пед. наук. СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 144с.

23. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст]/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

24. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / Под редакцией Е. Д. Хомской –– М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320 с.

25. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст]: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. —— 416 с.

26. Олешков, М.Ю. Основы функциональной лингвистики: дискурсивный аспект [Текст]: учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и лит. / авт.-сост. М.Ю. Олешков: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний Тагил, 2006. - 146 с.

Информация о работе Развитие связной речи у умственно отсталых детей