Романтические тенденции в творчестве Гете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:10, контрольная работа

Описание работы

Гёте был одним из «штурмерцев»; к этому периоду относятся сочинения «Гец фон Берлихинген», «Прометен», «Страдания молодого Вертера», начало «Фауста» и «Вильгельма Мейстера». Конечно, он стремился смягчить романтизм и те последствия, которым положил начало Вертер: Гёте тяготила оголенная чувственность этого феномена, и не только в литературном плане.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Лишь у немногих поэтов складываются свои, совершенно личные отношения  с

Поэзией. К таким  поэтам  принадлежал  Иоганн  Вольфганг  Гете.  Чем  больше

узнаешь его, тем больше понимаешь: не просто был он причастен к миру  поэзии

- это мир поэзии был заключен в нем, а он был его владыкой.

   Гете никогда не заботился  о самовыражении - и он даже  не хотел бы, чтобы

в его созданиях отразилась личность именно  поэта.  Собственно  говоря,  ему

хотелось быть человеком, который  отражал бы в себе бытие -  настолько  полно

и подробно, чтобы между человеком  и  бытием  складывался  разговор  равных.

Ради такого беспримерного диалога  надо  было  стать  поэтом,  а  тогда  уже

творить уверенно, властно, с достоинством. Человек, равняющийся с  миром,  с

бытием, - он и в поэзии не просто поэт, а творец, и  потому  скорее  человек

дела, а не слов, и, уж во всяком случае, не  книжный  человек.  К  слову  на

бумаге Гете относился с пренебрежением. Да и поэзии ему всегда было мало,  в

поэзии должна была отражаться общая мысль о мире.

Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749—1832) — несомненно, величайший немецкий поэт, в нем воплотилась целая  эпоха устремлений, чаяний и разочарований. В отличие от Шиллера, он держал дистанцию  по отношению к философам-профессионалам. Тем не менее его сочинения полны философских идей, некоторые из них стали романтическими символами.

 Гёте был одним из «штурмерцев»; к этому периоду относятся  сочинения «Гец фон Берлихинген», «Прометен», «Страдания молодого  Вертера», начало «Фауста» и «Вильгельма  Мейстера». Конечно, он стремился смягчить романтизм и те последствия, которым положил начало Вертер: Гёте тяготила оголенная чувственность этого феномена, и не только в литературном плане.

 В зрелый период жизни  поэта вдохновлял классический  канон красоты. Подобно грекам, ему хотелось поднять природу и реальность до высоты духовного. На деле гётевский «классицизм» был плодом «Бури и натиска», куда старая форма и новый смысл «предела» пришли из романтизма. Шуберт, один из критиков Гёте, заметил однажды, что предпочел бы ему Шекспира как поэта более прямого и непосредственного, рельефно и недвусмысленно описывающего человеческие пороки и добродетели.

 Гёте не соглашался с шиллеровским  делением поэзии на наивную  (античную) и сентиментальную (новую). Сентиментализм казался ему болезнью, наивность же древних греков — признаком несомненного здоровья. И все же дух «модерна» и даже отвергаемого им сентиментализма присутствует в творчестве Гёте в виде вечной неудовлетворенности, критического настроя, тоски, возникающей сразу после очередного завоевания. Выходящая на первый план тематика внутреннего Я, борьбы со всем внешним и самим собой — не знак ли это безнадежной утраты античной гармонии, простой и светлой? «Классицизм не столько изгнал демона из Гёте, сколько приструнил его и призвал к порядку. Из гения-буревестника он сделал гения-романтика» (де Руджеро). И если Гёте и осуждал, то не душу романтизма, а патологические проявления этого феномена.

 Что же касается деталей  гётевской позиции, то в ней  ярко отражена концепция витализма, но не без крайностей. Природа вся живая, в большом и в малом. Тотальность феноменов дана в органическом продуцировании «внутренней формы». Полярность сил (сжатие — расширение) рождает различные естественные образования, прогрессивно растущие. Трактовка Богапантеистична, никакой догматической жесткости. Гёте как поэт признает себя политеистом, как ученый — пантеистом. Впрочем, он оставляет место и для личностного Бога — в смысле моральной требовательности к самому себе. Гений — это «творящая природа», по мнению Гёте, а искусство — творческая активность, оно даже выше природы.

 Два его произведения стали  символами эпохи — «Вильгельм  Мейстер» и «Фауст». Первое  — роман о духовном становлении.  После серии артистических проб  Вильгельм находит себя в практике, художественный опыт не стал делом жизни, но подготовил и очистил энергию для реформаторской деятельности. (Похоже, в какой-то мере Гёте писал портрет с самого себя, веймарского государственного служащего.) Шлегель называл этот роман «тенденцией века». Миттнер усмотрел в романе попытку художественно реализовать то, что было нереализуемо в экономической и политической жизни. «Фауст» — это «Все в Одном», бытование во всех социальных и этических мирах, замкнутых каждый в себе в реальной жизни. Позже нечто подобное сотворит Гегель в своей «Феноменологии Духа», где само сознание пойдет по кругам морали и духа универсальной истории, пока не достигнет абсолютного знания.

 Вечным персонажем стал Фауст.  Исследователи часто находят  в нем пророчески угаданные  Гёте черты сознания современного человека. Назвать фаустовское устремление — «Streben» — демоном активизма, поселившимся в человеке XX в., не мудрено. Однако мы должны напомнить и гётевскую интерпретацию, вложенную в уста небесных ангелов: «Тех, кто не пощадит себя в вечном порыве, мы сможем спасти!» В письме Эккерману от 6 августа 1831 г. Гёте писал: «В этих стихах — ключ к спасению Фауста», неукротимое стремление, с одной стороны, и божественная любовь — с другой. «В самом Фаусте живет активность, высокая и чистая, а сверху вечная любовь спешит ему на помощь... Это в совершенной гармонии с нашим религиозным воззрением, согласно которому мы становимся блаженными не своими только силами, а от благодати Божественной, нисходящей на нас».

В данной работе я рассмотрю главную поэтическую книгу Гете «Западно - восточный диван» и одно из основных произведений «Фауст» с целью выделить главные поэтические мотивы работ, причины их возникновения и способы их реализации. Так же стоит подчеркнуть влияние Гете на современную культуру и искусство.

 

 

Основные черты  романтизма

 

 Французская буржуазная революция  завершила эпоху Просвещения.  Писатели, художники, музыканты оказались  свидетелями грандиозных исторических  событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.

 Но время шло, и они замечали, что новый общественный порядок  далек от того общества, наступление  которого предвещали философы XVIII века. Наступила пора разочарования.

 В философии и искусстве  начала века зазвучали трагические  ноты сомнения в возможности  преобразования мира на принципах  Разума. Попытки уйти от действительности  и в то же время осмыслить  ее вызвали появление новой  мировоззренческой системы - РОМАНТИЗМА.

 Романтики нередко идеализировали  патриархальное общество, в котором  видели царство добра, искренности,  порядочности. Поэтизируя прошлое,  они уходили в старинные легенды,  народные сказки. Романтизм получил  в каждой культуре свое собственное лицо: у немцев - в мистике; у англичан - в личности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению; у французов - в необычных историях. Что объединило все это в одно течение - романтизм?

 Основной задачей романтизма  было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.

  Мне бы хотелось обратиться  к заслугам романтизма. Романтизм  ускорил продвижение нового времени от классицизма и сентиментализма. Он изображает внутреннюю жизнь человека. Именно с романтизма начинает появляться настоящий психологизм.

 Кто такой романтический  герой и каков он?

 Это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: (1) до столкновения с реальностью; он живет в 'розовом' состоянии, им овладевает желание подвига, изменения мира. (2) после столкновения с реальностью; он продолжает считать этот мир и пошлым, и скучным, но он становится скептиком, пессимистом. Четко поняв, что ничего изменить нельзя, стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям. [ ист. 6, стр. 43 ]

 

 В основе романтизма лежит  система идеальных ценностей,  т.е. ценностей духовных, эстетических, нематериальных. Эта система ценностей  вступает в противоречие с системой ценностей реального мира и тем самым вызывает к жизни второй постулат романтизма как художественно-эстетической системы и романтизма как направления в искусстве - наличие двух миров - реального и идеального, мира, создаваемого самим художником как творческой личностью, в котором он, собственно, и живет. Отсюда, в свою очередь, вытекает следующее теоретическое положение, которое можно найти в трудах многих основоположников данного течения - в частности, в произведениях Августа Вильгельма Шлегеля - оригинальность, несхожесть с другими, отступление от правил, как в искусстве, так и в жизни, противопоставление собственного "я" окружающему миру - принцип свободной, автономной, творческой личности.

 Художник создает собственную  реальность по своим собственным канонам искусства, добра и красоты, которые он ищет в себе самом. Искусство ставится романтиками выше, чем жизнь. Ведь они создают собственную жизнь - жизнь искусства. Искусство и было для них жизнью. Заметим в скобках, что именно в этом принципе романтизма следует, по моему мнению, искать истоки идеи "чистого искусства, искусства ради искусства" и творчества русских мирискусников начала XX века. И коль скоро романтики жили в двух мирах, то и понятие искусства у них было двойственно - они делили его на естественное - то, которое, подобно природе, творит неповторимое, прекрасное; и искусственное, то есть искусство "по правилам", в рамках какого-либо направления, в данном случае - классицизма. Такова вкратце поэтика романтизма.

 Несколько слов об исторических, философских и литературных предпосылках романтизма как литературного направления.

 Историческая наука разделяет  исторический процесс на два  типа, два вида эпох. Первый тип  представляет собой эпохи эволюционные, когда развитие идет спокойно, размеренно, без бурь и рывков. Такие эпохи создают благоприятную почву для развития реалистических направлений в искусстве, точно или почти точно изображающих реальную действительность, рисуя ее картину и отображая все недостатки, язвы и пороки общества, тем самым подготавливая и, собственно, вызывая приход революционной эпохи - второго типа - эпохи бурных, быстрых и коренных перемен, которые зачастую совершенно изменяют лицо государства. Изменяются общественные устои и ценности, меняется политическая картина во всем государстве и в соседних ему странах, один государственный строй сменяется другим, часто прямо противоположным, происходит громадных масштабов перераспределение капиталов, и, естественно, на фоне общих перемен изменяется лицо искусства. [ ист. 4, стр. 54 ]

 

Литература - вид знания. Цель всякого  знания - истина. Предмет литературы как области знания - человек во всей совокупности его взаимосвязей с внешним миром и с самим  собой. Отсюда следует, что цель литературы - знание истины о человеке. Метод в искусстве - отношение сознания художника к предмету познания. В методе возможны две грани.

1. Путь познания человека через  его отношения с реальностью,  то есть макрокосмом. Это реалистический  путь познания.

2. Путь познания человека через  его отношения с микрокосмом. Это идеалистический путь познания. Романтизм как метод и как направление в искусстве - это познание человека через его связи с микрокосмом, то есть с самим собой.

 Немецкий романтизм имеет  одну особенность: он появился  и развивался в раздробленной феодальной Германии, когда еще не было единой страны, единого духа, единой нации, когда знаменитый Отто фон Бисмарк еще и знать не знал о том, что именно ему предстоит объединять Германию "железом и кровью". Вдобавок в начале XIX века, после печально знаменитого сражения при Аустерлице, этот конгломерат из более чем двухсот крошечных княжеств, герцогств, курфюршеств, королевств, называвшийся тогда Германией, был почти полностью завоеван Наполеоном. Собственно, получается, что романтизм в Германию был принесен на кончике французского штыка. Но, кроме того, столь печальные обстоятельства привнесли в германский романтизм тираноборческие нотки, кстати, весьма характерный мотив для всего романтизма в целом. Ну и, конечно же, не могли не звучать призывы к объединению.

 Собственно проблема романтизма  состоит в том, что романтический  герой живет не столько в  реальном мире, сколько в своем,  придуманном. Такое положение  создает постоянные конфликты  между двумя мирами и обычно  герой в результате этого погибает.

 

 

"Западно-восточный  диван"

 

"Западно-восточный диван"  увидел свет в 1819 году, будучи  написан в течение пяти предыдущих  лет. Его публикация свидетельствовала  о формировании в новое время  интереснейшего явления мировой  культуры вообще и литературы в частности - западно-восточного синтеза. Несколько слов о его культурно-исторических предпосылках.

 Первоначальное накопление  капитала в Западной Европе, совпавшее  с периодом экономического застоя  на Востоке обусловило в XV и  XVI веках начало колониальной экспансии европейских держав в страны Востока и Нового Света. Колониализм вызвал к жизни апологетическую литературу, как публицистическую, так и художественную, в частности (в более позднее время), колониальный роман. Однако он вызвал и большой интерес к культуре Востока и Нового Света в Европе, а равно и возмущение жестокостью и алчностью конквистадоров, прикрывавшихся миссионерством, и жгучее чувство стыда перед Востоком за преступления Запада. Именно в противовес колониальной политике Испании, Португалии и прочих стран была выдвинута Монтенем идея "благородного дикаря". Коварству и алчности белых людей были противопоставлены несколько идеализированные благородство и свободолюбие американских индейцев.

 В конце XVI- начале XVII века  сформировалось филоориенталистическое течение в литературе Европы. Писатели рисуют благородных индейцев, арабов, сиамцев и прочих, используя их этический облик для гуманистических проповедей. Эту идею, правда, в несколько измененном виде, позаимствуют потом романтики, разочаровавшиеся в идеалах западного мира и ищущие его на Востоке. Они будут использовать восточную инкрустацию для украшения западной действительности. Восточная образность, орнамент будут служить внешней формой. Внутреннее же содержание в основном останется мыслями западного человека, как, например, это было в "Персидских письмах" Монтескье, которые, наряду с драматургией Вольтера могут быть названы вершиной филоориентализма.

 Мировая литература и до  Гете, и после него знала игру  восточными масками и инкрустирование поэзии восточными мотивами - сюжетами, образами, персонажами, особенно часто орнаментом, то есть внешней атрибутикой Востока. Гете удалось творчески, во всем блеске своей поэтической индивидуальности, органически соединить достижения двух культур. Блестящим памятником этого синтеза является "Западно-восточный диван",снабженный бесценным приложением в виде "Статей и примечаний к лучшему уразумению "Западно-восточного дивана".

Информация о работе Романтические тенденции в творчестве Гете