Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:10, контрольная работа
Гёте был одним из «штурмерцев»; к этому периоду относятся сочинения «Гец фон Берлихинген», «Прометен», «Страдания молодого Вертера», начало «Фауста» и «Вильгельма Мейстера». Конечно, он стремился смягчить романтизм и те последствия, которым положил начало Вертер: Гёте тяготила оголенная чувственность этого феномена, и не только в литературном плане.
Порыв Фауста к знанию отражает умственное движение целой эпохи духовного развития европейского общества, получившей название эпохи Просвещения или века Разума. В восемнадцатом веке в борьбе против церковных предрассудков и мракобесия развивалось широкое движение за изучение природы, постижение её законов и использование научных открытий на благо человечества. Именно на почве этого освободительного движения и могло возникнуть произведение, подобное "Фаусту" Гёте .Эти идеи имели общеевропейский характер, но были особенно характерны для Германии. В то время как Англия пережила свою буржуазную революцию ещё в семнадцатом веке, а Франция прошла через революционную бурю в конце восемнадцатого века, а в Германии исторические условия сложились так, что из- за раздробленности страны передовые общественные силы не могли объединиться для борьбы против отживших социальных установлений. Стремление лучших людей к новой жизни проявлялось поэтому не в реальной политической борьбе, даже не в практической деятельности, а в деятельности умственной. [ ист. 5, стр. 93 ]
Когда Гете спросили, какую идею он хотел выразить в "Фаусте", он сказал по этому поводу: "Вот они подступают ко мне и спрашивают: какую идею хотел я воплотить в "Фаусте"? Как будто я сам это знаю и могу выразить! "С неба через мир в преисподнюю" - вот что я мог бы сказать на худой конец; но это не идея, это процесс и действие. Далее, если черт проигрывает пари и если среди тяжелых заблуждений непрерывно стремящийся ввысь к добру человек достигает спасения, то в этом, правда, есть очень действенная, много объясняющая, хорошая мысль - но это не идея, лежащая в основе целого и пронизывающая каждую его отдельную сцену. В самом деле, хорошая это была бы шутка, если бы я пытался такую богатую, пеструю и в высшей степени разнообразную жизнь, которую я вложил в моего "Фауста", нанизать на тощий шнурочек одной единой для всего произведения идеи!" И все же, Гете действительно в "Прологе на небесах" ставит проблему, являющуюся ключевой для просветителей: что есть разум человеческий? Это - источник заблуждений и несчастий или же в нем сила человеческая? Судьба Фауста дает ответ. Фауст становится представителем человечества. А итог драмы - прощение Фауста благодаря его непрерывному поиску истины, подтверждает, что Гете, вопреки государственной политике, разделял взгляды просветителей своего времени.
Мировоззрение Фауста тоже, вроде бы, говорит в пользу просветителей. Он стоит "вне христианства". Фауст придерживается философской веры XVIII века. Его божество - это природа.
И еще маленький штрих к тому, что Гете далек от христианства. Стоит заметить, что Фауст вступает в союз с Мефистофелем не потому, что он собирается взять на себя все беды человечества. Его порыв лишен какой бы то ни было жертвенности. Борис Пастернак же в своем переводе рисует совершенно иной образ Фауста, который именно стремиться помочь всему человечеству:
…Я людям руки распростер,
Я грудь печалям их открою
И радостям - всему, всему,
И все их бремя роковое,
Все беды на себя возьму.
Очевидно, что этот образ с образом Фауста Гете весьма рознится. У Гете Фауст не думает о других. Жертвенные настроения ему совершенно чужды. Как в начале, так и в конце трагедии.
Христианства у Гете очень
мало. Например, понятие "искупления"
лишено у Гете сугубо христианс
Да и бессмертие Гете выводил не из идеи существования Бога, а из идеи деятельности. Вот, что он за два года до смерти сказал Эккерману: "Для меня убежденность в вечной жизни вытекает из понятия деятельности. Поскольку я действую неустанно до самого моего конца, природа обязана предоставить мне иную форму существования, ежели нынешней больше не удержать моего духа" (4, стр. 620).
В "Фаусте" Гёте выразил
в образной поэтической форме
своё понимание жизни. Фауст
- несомненно живой человек с
страстями и чувствами,
Отец Фауста был врачом, он
привил ему любовь к науке
и воспитал в нём стремление
служить людям. Но врачевание
отца оказалось бессильным
Эту предысторию Фауста мы
узнаём по ходу действия. С
героем мы встретимся уже
В критический момент на
пути Фауста встречается
Обитатель ада Мефистофель
воплощает зло. Вся сцена
Мефистофель полностью
Господь признаёт что человек далёк от совершенства, но всё же в конечном счёте способе выбраться "из мрака". В качестве такого человека Господь называет Фауста. Мефистофель просит разрешения доказать, что и Фауста легко сбить с пути истинного. Спор между Мефистофелем и Богом является спором о природе и ценности человека.
Появление Мефистофеля перед
Фаустом не случайно. Мефистофель
совсем не похож на чёрта
из наивных народных преданий.
Образ, созданный Гёте, полон глубокого
философского смысла. Гёте однако
не изображает Мефистофеля искл
Мефистофель не даёт Фаусту
успокоиться. Толкая Фауста на
дурное, он, сам того не ожидая,
пробуждает лучшие стороны
Фауст, требуя от Мефистофеля исполнения всех его желаний, ставит условие:
Едва я миг отдельный
Вскричав: "Мгновение, повремени !" -
Всё кончено, и я твоя добыча,
И мне спасенья нет из западни.
Первое, что он ему предлагает, - посетить кабачок, где пируют студенты. Он надеется, что Фауст, попросту говоря, предастся пьянству и забудет о своих исканиях. Но Фаусту компания забулдыг противна, и
Мефистофель терпит своё
первое поражение. Тогда он
готовит ему второе испытание.
C помощью колдовских чар
Мефистофель рассчитывает, что молодой Фауст предастся чувствам.
Действительно, первая
Если поначалу отношение
Фауста к Маргарите было
Гретхен - прекрасное, чистое юное существо. До встречи с Фаустом её жизнь текла мирно и ровно. Любовь к Фаусту перевернула всю её жизнь. Ею овладело чувство, столь же могучее, как и то, что охватило Фауста. Их любовь взаимна, но, как люди, они совершенно различны, и в этом отчасти причина трагического исхода их любви.
Простая девушка из народа,
Гретхен обладает всеми
Воспитанная в строгих
Гретхен оказывается
Не могли принять как должное последствия её любви окружающие, считавшие позором рождение внебрачного ребёнка. Наконец, в критический момент около
Гретхен не оказалось Фауста, который мог бы предотвратить убийство ребёнка, совершённое Гретхен.
Ради любви к Фаусту она идёт на "грех", на преступление. Но это надорвало её душевные силы, и она лишилась рассудка.
Своё отношение к героине Гёте выражает в финале. Когда в темнице
Мефистофель торопит Фауста бежать, он говорит, что Гретхен всё равно осуждена. Но в это время раздаётся голос свыше: "Спасена!". Если Гретхен осуждена обществом, то с точки зрения небес, она оправдана. До последнего мига она даже в помрачении рассудка полна любви к Фаусту, хотя эта любовь и привела её к гибели.
Гибель Гретхен - трагедия чистой и прекрасной женщины, из- за своей великой любви оказавшейся вовлечённой в круг страшных событий.
Гибель Гретхен- трагедия не только для неё, но и для Фауста. Он любил её всеми силами души; женщины прекрасней чем она для него не было. Фауст был сам отчасти виноват в смерти Гретхен.
Гёте избрал трагический
сюжет потому, что хотел поставить
своих читателей перед лицом
самых тяжёлых фактов жизни.
Он видел свою задачу в том,
чтобы возбудить внимание к
не решённым и трудным
Вторая часть "Фауста" - один из образцов литературы идей. В символической форме Гёте изображает здесь кризис феодальной монархии, бесчеловечность войн, поиски духовной красоты, труд на благо общества.
Во второй части Гёте больше
увлекает задача осветить
Таков вопрос о главном законе развития жизни.
Глубоко убеждённый в
Глубоко перестрадав гибель
Гретхен, Фауст возрождается к
новой жизни и продолжает поиск
Разочарованный в
Вызванный посредством магии
образ Елены Прекрасной
Елена прекрасная служит Гёте символом его художественного идеала. Но идеал возник не сразу, и поэт создаёт целый акт трагедии, чтобы показать, как в мифах и легендах Древней Греции рождалось понятие о прекрасном.
Параллельно возникает тема. Книжный учёный Вагнер создаёт в лаборатории искусственного человека Гомункула. Он сопутствует Фаусту в его поисках пути к прекрасному, но разбивается и гибнет, тогда как Фауст достигает цели.
Фауст и Елена воплощают два начала: она- символ идеальной античной красоты, он- воплощение беспокойного "романтического" духа. От символического брака Фауста и Елены рождается прекрасный юноша Эвфорион, соединяющий черты родителей. Но такому существу не дано жить в нашем мире.
Он слишком идеален для него и разбивается насмерть.
Фаусту важно убеждение, что он нашёл то, что искал.
Вот мысль, которой весь я предан,
Итог всего, что ум скопил.
Лишь тот, с кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.
После всех неутомимых
Информация о работе Романтические тенденции в творчестве Гете