Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:10, контрольная работа
Гёте был одним из «штурмерцев»; к этому периоду относятся сочинения «Гец фон Берлихинген», «Прометен», «Страдания молодого Вертера», начало «Фауста» и «Вильгельма Мейстера». Конечно, он стремился смягчить романтизм и те последствия, которым положил начало Вертер: Гёте тяготила оголенная чувственность этого феномена, и не только в литературном плане.
Сам Гёте писал: "Для философии в собственном смысле у меня нет органа". Однако во всех исканиях им руководила "потребность понять жизнь и связь вещей, доработаться до цельного мировоззрения".
И его картина мира, его философская система оказали весьма сильное влияние на Европу. Показательно хотя бы то, что, не будучи автором какого-либо значительного философского трактата, Гёте включен во все философские словари и энциклопедии.
Основной вопрос философии Гёте разрешал следующим образом: "Вначале было Дело!". Формально философская система Гёте называется пантеизмом. Пантеизм - (греч. pan - все, theos - бог) - философское учение, согласно которому бог - это безличное начало, тождественное с природой.
Действительно, по Гёте, весь мир - проявления бога-Природы, единой "творящей" субстанции. Нет разделения материи и духа, поскольку они едины, одно не существует без другого. Все элементы бытия взаимосвязаны, и сочетания их закономерны. Природа - во всем; различные ее проявления - будь то человеческая душа или листья папоротника - по важности равнозначны, поэтому любая деятельность, любое познание - благо.
Нужно сказать, что авторитетов в области гносеологии (теории познания) у Гёте было достаточно. Это, в основном, представители немецкой классической философской школы: Фихте, Гегель, Шеллинг и, главным образом, Кант со своей "Критикой способности суждения", большинство положений которой Гёте вполне разделял.
Однако, своеобразие философии
Гёте в том, что, не являясь
адептом какого-либо одного
Любопытно, что Рудольф
"Действительность не может
быть найдена познанием, ибо
она в познании лишь и
Поразителен объём его лирического творчества ; около 1000 стихотворений, примерно 35000 строк. Лирические стихотворения, созданные Гёте в молодости, знаменовали собой новый этап в истории немецкой поэзии. Гёте стремится передать в своих стихотворениях биение пульса самой жизни. Впервые в немецкой поэзии находит живое реалистическое воплощение родная природа.
“ У меня громадное преимущество,- говорил Гёте, – благодаря тому, что я родился в такую эоху, когда имели место величайшие мировые события.” Весь свой исторический опыт великий поэт и мыслитель воплотил в гениальной трагедии “Фауст”. История Фауста сложна и фантастична, Но после того как она была воссоздана великим поэтом, ни один мыслящий человек на земле не мог пройти мимо этого высокого примера духовного дерзания. Образы, созданные великим Гёте, волновали А.С. Пушкина. Они вдохновили на творческие поиски М.А. Булгакова. Наше время открывает в “Фаусте” Гёте новые грани. Вопрос о долге и ответственности учёного приобретает особый смысл в эпоху огромных исторических проблем.
Даже в таком кратком обзоре видна поистине гигантская работа великого поэта. Своими произведениями Гёте заложил основы новой немецкой литературы. Он занял одно из первых мест в литературе своего времени и оставил замечательное наследие будущим векам. Творчество Гёте – одно из вершинных явлений мировой литературы. Оно входит в сокровищницу художественных ценностей человечества.
Информация о работе Романтические тенденции в творчестве Гете