Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 04:06, шпаргалка
Литературоведение как наука. Основные разделы. Вспомогательные дисциплины.
Литература как наука оформилась в начале XIX века в период расцвета течения романтизма. Задолго до этого были сделаны первые попытки теоретического обоснования литературных произведений, например, античный философ Аристотель создал первую теорию жанров и родов литературы. Литературоведение (наука о литературе) изучает письменную и устную художественную словесность народов для того, чтобы выделить закономерности и особенности развития различных литературных произведений, изучить формы выражения содержания и др.
Идиллический (от гр. eidyllion – картинка) строй эстетического
сознания, выделившийся в указанный выше период, закрепляется на почве
одноименного жанра. Современные ученые считают, что для идиллики10
Нового времени характерно совмещение внутренних границ «я» с его
внеролевыми, событийными границами. И. А. Есаулов в работе «Спектр
адекватности в истолковании литературного произведения (″Миргород″
Гоголя)» сообщает, что идиллический персонаж представляет собою
неразделенность я-для-себя от я-для-других. В «Старосветских помещиках»
Н. В. Гоголя «индивидуальная ответственность» персонажа перед «своим
другим» и всей остальной жизнью становится самоопределением личности11.
Образом идиллического присутствия в мире может служить, по мысли
Тюпы, импровизация простонародной пляски Наташи Ростовой (роман
Л. Н. Толстого «Война и мир»), у которой «внутренняя свобода» совпадает
с добровольным подчинением традиционности танцевальных движений и
общезначимому укладу национальной жизни.
В работах по проблемам эстетики и литературы Бахтин указывал, что
хронотоп родного дома и родного дола обостряет ощущение «силы мировой
жизни», «преображает все моменты быта, лишает их частного _…_
характера, делает их существенными событиями жизни»12.
Элегический (от гр. elegos – жалобная песня) строй художественности –
результат эстетического переосмысления «внутренней обособленности частного бытия». В литературе примерами этого эстетического
преобразования могут служить следующие стихотворения:
Е. А. Баратынского «Признание», А. С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц
шумных…», М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…», Н. М. Языкова
«Меня любовь преобразила…» и др.
Элегическое «я» состоит из цепи мимолетных состояний «внутренней
жизни», «живой грусти об исчезнувшем», «прощального настроения»,
«таинства печали». «Я» уже «событийной границы», которая осталась
в прошлом и принадлежит «всеобщему бытию других».
В русской литературе элегический модус художественности зародился
на почве сентиментализма в творчестве Н. М. Карамзина. Тюпа отмечает, что
в этой системе ценностей вечность безграничного бытия предполагает
пантеистическую13 тайну безличного Всеединого. На фоне этой тайны любое
существование приобретает «личную целостность» благодаря своей
предельной концентрированности во времени и пространстве. Идиллика
комфортно вписывает жизнь персонажа в «ближайший круг
повседневности».
В качестве иллюстрации идиллического существования «я» приведем
пример из романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». Скамья, на которой
Лаврецкий провел с Лизой самые лучшие минуты своей жизни,
символизирует собою то место во времени и пространстве, которое и дает
герою указанную целостность, а всему содержанию – завершенность
элегической картины.
Хронотоп уединения, характерный для этого модуса художественности,
в отличие от сатирического любования собой (например, сцена с Чичиковым
у зеркала) предполагает любовное созерцание прошлой жизни, – говоря
словами Тюпы, – «индивидуальную необратимость в объективной картине
″всеобщего жизнесложения″».
Светлая грусть элегического «я» отчетливо проступает в эпилоге
«Дворянского гнезда»: «Лаврецкий вышел из дома в сад, сел на знакомой ему
скамейке – и на этом дорогом месте, перед лицом того дома, где он в
последний раз напрасно простилал свои руки к заветному кубку, в котором
кипит и играет золотое вино наслажденья, – он, одинокий, бездомный
странник <…> оглянулся на свою жизнь. Грустно стало ему на сердце, но не
тяжело и не прискорбно: сожалеть ему было не о чем, стыдиться – нечего».
Драматизм (от гр. drama – действие) не следует отождествлять
с драматургией. Если элегические настроения можно свести к словесной
формуле «все проходит», идиллические – «все пребывает», то драматическое расположение духа исходит из того, что «ничто не проходит бесследно и
каждый шаг важен для настоящей и будущей жизни».
Драматические герои вступают в бесконечные противоречия между
внутренней свободой (личной тайной) и внешней (событийной) несвободой
самовыражения. Здесь внутреннее «я» шире «внешней данности» их
фактического пребывания в мире. Онегин, Печорин, как и бесчисленные
персонажи А. Чехова, М. Булгакова, Б. Пастернака, героини М. Цветаевой,
А. Ахматовой и др. писателей XIX–XXI вв. страдают от «неполноты
самореализации» (Тюпа).
Образцы драматического модуса эстетического сознания находим в
творчестве Александра Пушкина и Антона Чехова. Так, в стихотворении
Пушкина «Воспоминание», лирический герой не оглядывается на жизнь, как
Лаврецкий, а «развивает свиток» жизни в собственном сердце. В рассказе
Чехова «О любви», не снимая с себя ответственности за происходящее тогда
и сейчас – долгие годы томительной любви и прощальный, страстный и
открытый поцелуй в вагоне – его персонаж понимает, «как ненужно, мелко и
как обманчиво было все то, что нам мешало любить…».
Если трагическое «я» – это самовлюбленная личность, то драматическое
«я» – это «внутренне бесконечная, неуничтожимая, неустранимая реальность»,
которой угрожает лишь разрыв внешних связей с бытием, как было
показано в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Смерть
главных героев произведения (художника и его возлюбленной)
иллюстрирует читателю их бесконечное пребывание в мироздании через
символический уход с Всадником.
Страдания героя сближает драматизм с трагизмом. Если трагическое
страдание определяется, по словам Тюпы, «сверхличной виной», тогда
драматическое – личной ответственностью за свою «внешнюю жизнь»,
в которой герой не свободен.
Драматизм складывается как преодоление элегической уединенности;
для него характерен хронотоп порога и пути. Центральная драматическая
ситуация концентрируется вокруг последовательной смены встреч и
разлук персонажей.
Ирония (от гр. eironeia – притворство) в качестве модуса
художественности акцентирует внимание на «размеживании я-для-себя от
я-для-другого». Ирония в отличие от сентиментализма и драматизма
представляет собою непричастность «я» всему внешнему миру. По словам
Бахтина, ироническое мироотношение – «как бы карнавал, переживаемый в
одиночку, с острым осознанием своей отъединенности»14.
В работе «Модусы художественности» Тюпа указывает, что
разъединение «я» и «мира» обнаруживает враждебную двунаправленность,
как против окружающей действительности («безликой объективности жизни», «толпы»), так и против самого себя («субъективной безосновательности, безопорной уединенной личности»). Это особенно ярко проступает в мировой литературе XX в. в произведениях отечественных
классиков А. А. Блока, В. В. Набокова, в литературе русского зарубежья,
например у И. И. Савина, Б. Ю. Поплавского.
В ироническом способе художественного видения субъект способен
занять позиции, как со стороны романтического самоутверждения, так и со
стороны трагического самоотрицания: в стихотворениях М. Ю. Лермонтова
«Нет, не тебя так пылко я люблю…», А. А. Блока «Предчувствую тебя. Года
проходят мимо…», «Соловьиный сад», З. Н. Гиппиус «Бессилие» этот способ
особенно заметен при сопоставлении художественной картины,
воссоздающейся в них. Иногда ирония может совпадать с сарказмом.
В литературе XX в. ирония становится основным способом
художественного видения. Данная точка зрения дала право читателям,
исследователям причислить тексты А. П. Квятковского, В. В. Каменского,
А. Е. Крученых и др. футуристов к области эстетической деятельности.
Подводя итог, необходимо отметить, что перечисленные способы
художественности часто встречаются в литературе XVIII–XXI столетий,
могут взаимодействовать друг с другом в рамках одного произведения. Так,
комизм романа «Собачье сердце» Булгакова оттеняется драматическим
миропониманием его персонажей, а элегический внутренний настрой героев
пьесы Савина «Молодость» обогащает трагическую доминанту, реализуемую
в тексте произведения.
Художественная литература специфична в освоении пространства и времени. Наряду с музыкой, пантомимой, танцем, постановочной режиссурой она принадлежит к искусствам, образы которых обладают временной протяженностью — строго организованы во времени восприятия. С этим связано своеобразие ее предмета) о чем писал Лессинг: в центре словесного произведения —действия, т.е. процессы, протекающие во времени, ибо речь обладает временной протяженностью.
Обстоятельные описания неподвижных предметов, расположенных в пространстве, утверждал Лессинг, оказываются утомительными для читателя и потому неблагоприятными для словесного искусства: « сопоставление тел в пространстве сталкивается здесь с последовательностью речи во времени»Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. Вместе с тем в литературу неизменно входят и пространственные представления. В отличие оттого, что присуще скульптуре и живописи, здесь они не имеют непосредственной чувственной достоверности, материальной плотности и наглядности, остаются косвенными и воспринимаются ассоциативно.
Однако Лессинг, который считал литературу призванной осваивать реальность прежде всего в ее временной протяженности, был во многом прав. Временные начала словесной образности имеют большую конкретность, нежели пространственные: в составе монологов и диалогов изображаемое время и время восприятия более или менее совпадают, и сцены драматических произведений (как и сродные им эпизоды в повествовательных жанрах) запечатлевают время с прямой, непосредственной достоверностью.
Литературные произведения пронизаны временными и пространственными представлениями бесконечно многообразными и глубоко значимыми. Здесь наличествуют образы времени биографического (детство, юность, зрелость, старость), исторического (характеристики смены эпох и поколений, крупных событий в жизни общества), космического (представление о вечности и вселенской истории), календарного (смена времен года, будней и праздников), суточного (день и ночь, утро и вечер), а также представления о движении и неподвижности, о соотнесенности прошлого, настоящего, будущего.
По словам Д.С. Лихачева, от эпохи к эпохе, по мере того как шире и глубже становятся представления об изменяемости мира, образы времени обретают в литературе все большую значимость: писатели все яснее и напряженнее осознают, все полнее запечатлевают «многообразие форм движения», «овладевая миром в его временных измерениях»Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. С. 209, 219, 334.
Не менее разноплановы присутствующие в литературе пространственные картины: образы пространства замкнутого и открытого, земного и космического, реально видимого и воображаемого, представления о предметности близкой и удаленной. Литературные произведения обладают возможностью сближать, как бы сливать воедино пространства самого разного рода: «В Париже из-под крыши / Венера или Марс / Глядят, какой в афише / Объявлен новый фарс» (Б.Л. Пастернак. «В пространствах беспредельных горят материки»).
По словам Ю.М. Лотмана, «язык пространственных представлений» в литературном творчестве «принадлежит к первичным и основным». Обратившись к творчеству Н.В. Гоголя, ученый охарактеризовал художественную значимость пространственных границ, направленного пространства, пространства бытового и фантастического, замкнутого и открытого.
Лотман утверждал, что основу образности «Божественной комедии» Данте составляют представления о верхе и низе как универсальных началах миропорядка, на фоне которого осуществляется движение главного героя; что в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», где столь важен мотив дома, «пространственный язык» использован для выражения «непространственных понятий Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992-1993. Т. 1. С. 447, 451. См. также; Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе (1945) // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М., 1987.
Временные и пространственные представления, запечатлеваемые в литературе, составляют некое единство, которое вслед за М.М. Бахтиным принято называть хронотопом(от гр. chronos — время и topos — место, пространство). «Хронотоп,— утверждал ученый,— определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности.
Временно-пространственные определения в искусстве и литературе всегда эмоционально-ценностно окрашены». Бахтин рассматривает хронотопы идиллические, мистериальные, карнавальные, а также хронотопы дороги (пути), порога (сфера кризисов и переломов), замка, гостиной, салона, провинциального городка (с его монотонным бытом).
Ученый говорит о хронотопических ценностях, сюжетообразующей роли хронотопа и называет его категорией формально-содержательной. Он подчеркивает, что художественно-смысловые (собственно содержательные) моменты не поддаются пространственно-временным определениям, но вместе с тем «всякое вступление в сферу смыслов свершается только через ворота хронотопов» Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. С. 391, 399, 406.
К сказанному Бахтиным правомерно добавить, что хронотопическое начало литературных произведений способно придавать им философический характер, «выводить» словесную ткань на образ бытия как целого, на картину мира — даже если герои и повествователи не склонны к философствованию.
Время и пространство запечатлеваются в литературных произведениях двояко. Во-первых, в виде мотивов и лейтмотивов (преимущественно в лирике), которые нередко приобретают символический характер и обозначают ту или иную картину мира. Во-вторых, они составляют основу сюжетов, к которым мы и обратимся.Мир произведения: вещь, деталь.