Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 04:06, шпаргалка
Литературоведение как наука. Основные разделы. Вспомогательные дисциплины.
Литература как наука оформилась в начале XIX века в период расцвета течения романтизма. Задолго до этого были сделаны первые попытки теоретического обоснования литературных произведений, например, античный философ Аристотель создал первую теорию жанров и родов литературы. Литературоведение (наука о литературе) изучает письменную и устную художественную словесность народов для того, чтобы выделить закономерности и особенности развития различных литературных произведений, изучить формы выражения содержания и др.
Наряду с эпопеями,
былинами и одами, о которых
Н.Г. Поспелов говорил как о
произведениях национально-
Характеристика жанровых
групп, которая дана Г.Н. Поспеловым,
обладает достоинством четкой
системности. Вместе с тем она
неполна. Теперь, когда с отечественного
литературоведения снят запрет
на обсуждение религиозно-
Названные жанры,
не укладывающиеся в какие-
У истоков жанров,
которые мы назвали
Онтологический аспект
жанров выдвигается на первый
план в ряде зарубежных теорий
XX в. Содержательная (смысловая) основа
литературных жанров, как видно,
привлекает к себе самое
Канонизация жанров.
Жанры постепенно приобретают и накапливают свои признаки — необходимые и достаточные условия своей идентичности, затем «живут», разделяя участь всего живого, то есть терпя изменения; иногда «умирают», уходят из живого литературного процесса, иногда возвращаются к жизни, обычно в преобразованном виде.
Жанровые нормы
и правила (каноны) первоначально
формировались стихийно, на почве
обрядов с их ритуалами и
традиций народной культуры. «И
в традиционном фольклоре, и в
архаической литературе
Позже, по мере
упрочнения в художественной
деятельности рефлексии, некоторые
жанровые каноны обрели облик
четко сформулированных
Традиционные жанры,
будучи строго формализованы, существуют
отдельно друг от друга, порознь.
Границы между ними явственны
и четки. Подобного рода жанровые
образования следуют
В эпохи нормативных
поэтик (от античности до XVII–XVIII
вв.) наряду с жанрами, которые
рекомендовались и
Жанровые структуры
видоизменились (и весьма резко)
в литературе последних двух-
«Деканонизация» жанровых структур дала о себе знать уже в XVIII в. В XIX–XX вв. это, как правило, уже не изолированные друг от друга явления, обладающие ярко выраженным набором свойств, а группы произведений, в которых с большей или меньшей отчетливостью просматриваются те или иные формальные и содержательные предпочтения и акценты.
Соответственно, в
литературе существует два
Жанры, по словам
Д.С. Лихачева, «вступают во взаимодействие,
поддерживают существование
Если в эпохи
нормативных эстетик
При этом традиционные
высокие жанры вызывают к себе
отчужденно-критическое
В XX в., как видно, иерархически
возвышаются по преимуществу
жанры новые (или принципиально
обновленные) в противовес тем, которые
были авторитетны в
Роман - ведущий жанр литературы.
Ведущим жанром литературы последних столетий признан роман.
В противоположность
классическому эпосу роман
Роман (по Бахтину) способен открывать в человеке не только определившиеся в поведении свойства, но и нереализованные возможности, некий личностный потенциал: «Одной из основных внутренних тем романа является именно тема неадекватности герою его судьбы и его положения», человек здесь может быть « или больше своей судьбы, или меньше своей человечности».
Почва для становления
и упрочения романа возникает
там, где наличествует интерес
к человеку, который обладает
хотя бы относительной
В классической
романистике XIX в. опора героя на
самого себя представала чаще
всего в освещении
В многовековой
истории романа явственно
Во-вторых, это романы,
возобладавшие в литературе
Одна из важнейших
черт романа и родственной
ему повести (особенно в XIX–XX вв.)
– пристальное внимание
Романы, сосредоточенные
на связях человека с близкой
ему реальностью и, как правило,
отдающие предпочтение
В XXв. в русской литературе при всех эстетических переоценках роман остается «жанром жанров», правда так называемая «эпоха постмодерна», ослабляет позиции романа – как и всей художественной литературы, «изящной словесности». «Объективная действительность», «живая жизнь», бывшие предметом изображения романа стали восприниматься иначе: не столь цельно и самотождественно.
Вывод.
Жанры составляют
важнейшее связующее звено
Жанр как реальность существует в литературе как обязательное качество творческого процесса и процесса восприятия. Даже если автор декларативно настроен «против жанра», это не отменяет жанрового измерения в его произведении. О проблеме жанра как неизбежности наследства выразительно сказал О.Э.Мандельштам в стихотворении «Я не слыхал рассказов Оссиана»(1914):
см.папку с ноликами.
Поэтический словарь-понятие которое не относится к разряду устоявшихся терминов в литературовед. Встречается в литературном обиходе
Литературоведческое изучение синтаксических особенностей художественного произведения, подобно анализу лексики («поэтического словаря»), призвано выявить эстетическую функцию синтаксических приемов, их роль в формировании стиля в его разных объемах (авторского, жанрового, национального и т. д.).
Как и при изучении лексики, здесь значимы факты отступлений от литературной нормы, знание которой дает лингвистика. В сфере синтаксиса, как и в сфере лексики, возможны варваризмы, архаизмы, диалектизмы и пр., потому что две эти сферы взаимосвязаны: по словам Б. В. Томашевского, «каждая лексическая среда обладает своими специфическими синтаксическими оборотами» (Теория литературы. Поэтика, с.73). В русской литературе наиболее распространены синтаксические варваризмы, архаизмы, просторечия.
Варваризм в синтаксисе возникает, если фраза построена по правилам иностранного языка. В прозе синтаксические варваризмы чаще опознаются как речевые ошибки: «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» в рассказе А. П. Чехова «Жалобная книга» – этот галлицизм настолько явный, что возникает комический эффект. В русских стихах синтаксические варваризмы иногда использовались как приметы высокого стиля. Например, в балладе А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...» строка «0н имел одно виденье...» – образец такого варваризма: связка «он имел виденье» появляется вместо сочетания «ему было виденье». Здесь встречаем и синтаксический архаизм с традиционной функцией повышения стилевой высоты: «Несть мольбы Отцу, ни Сыну,/ Ни святому Духу ввек/Не случалось паладину...» (следовало бы: «ни Отцу, ни Сыну»). Синтаксические просторечия, как правило, присутствуют в эпическиx и драматических произведениях в языке персонажей для реалистического отражения индивидуального речевого стиля, для автохарактеристики героев. С этой целью к просторечиям прибегал Чехов: «Ваш папаша говорили мне, что оне надворный советник, а оказывается теперь, оне всего только титулярный» («Перед свадьбой»), «Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?» («Ионыч»).