Шпаргалка по "Литературоведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 04:06, шпаргалка

Описание работы

Литературоведение как наука. Основные разделы. Вспомогательные дисциплины.
Литература как наука оформилась в начале XIX века в период расцвета течения романтизма. Задолго до этого были сделаны первые попытки теоретического обоснования литературных произведений, например, античный философ Аристотель создал первую теорию жанров и родов литературы. Литературоведение (наука о литературе) изучает письменную и устную художественную словесность народов для того, чтобы выделить закономерности и особенности развития различных литературных произведений, изучить формы выражения содержания и др.

Файлы: 1 файл

Вопросы к экзамену по литературоведению.docx

— 141.53 Кб (Скачать файл)

Писатели XIX-XX вв. неоднократно запечатлевали, а порой и выражали от своего лица надменно-холодное отношение к природе. Вспомним героя пушкинского стихотворения «Сцена из "Фауста", томящегося скукой на берегу моря, или слова Онегина (тоже вечно скучающего) об Ольге: « как эта глупая луна на этом глупом небосклоне»,— слова, отдаленно предварившие один из образов глубинно кризисного второго тома лирики А.А. Блока: «А в небе, ко всему приученный,/ Бессмысленно кривится диск» («Незнакомка»).

Для первых послереволюционных лет весьма характерно стихотворение В.В. Маяковского «Портсигар в траву ушел на треть» (1920), где продуктам человеческого труда придан статус несоизмеримо более высокий, нежели природной реальности. Здесь узором и полированным серебром восторгаются «муравьишки» и «травишка», а портсигар произносит презрительно: «Эх, ты природа!» Муравьишки и травишка, замечает поэт, не стоили «со своими морями и горами/ перед делом человечьим/ ничего ровно». Именно такому пониманию природы внутренне полемично миросозерцание М.М. Пришвина.

В модернистской и, в особенности, постмодернистской литературе отчуждение от природы приняло, по-видимому, еще более радикальный характер: «природа уже не природа, а «язык», система моделирующих категорий, сохраняющих только внешнее подобие природных явлений».

Ослабление связей литературы XX в. с «живой природой», на наш взгляд, правомерно объяснить не столько «культом языка» в писательской среде, сколько изолированностью нынешнего литературного сознания от большого человеческого мира, его замкнутостью в узком круге профессиональном, корпоративно-кружковом, сугубо городском. Но эта ветвь литературной жизни нашего времени далеко не исчерпывает того, что сделано и делается писателями и поэтами второй половины XX столетия: образы природы — неустранимая, вечно насущная грань литературы и искусства, исполненная глубочайшего смысла.

 9.Сюжет, фабула, мотив.

В литературе существует несколько подходов к определению и соотнесению таких понятий (терминов), как "сюжет" и "фабула". Различие между ними определяется очень по-разному, но для многих критиков "фабула" -- это последовательность событий, как они происходят, а "сюжет" -- это та последовательность, в которой их располагает автор (в которой он повествует о них или изображает их драматически).

Первоначально термин "фабула" имел значение - басня, побасенка, сказка, т. е. произведение определенного жанра. В дальнейшем термином "фабула" обозначают то, что сохраняется как "основа", "ядро" повествования, меняясь по изложению.

Научному изучению фабулы подверглись, прежде всего в качестве фактов поэтической традиции в мировой литературе (гл. образом древней и средневековой) и особенно - в устной народной словесности. В этой плоскости определенная трактовка традиционных фабул, процесса их развития и распространения составляла основное содержание последовательно сменявшихся фольклористических теорий - мифологической, миграционной, антропологической. При этом в русской научной литературе к такого рода традиционным образованиям применялся обычно термин "сюжет", а не фабула. Позже вопрос о фабуле и сюжете рассматривался в плане изучения структуры поэтического произведения (преимущественно литературоведами-формалистами). Некоторые исследователи, отождествляя понятия сюжета и фабулы, вовсе упраздняют последний термин.

Тесную взаимосвязь с "сюжетом" и "фабулой" имеет конфликт произведения: он является его движущей силой и определяет главные стадии развития сюжета: зарождение конфликта - завязка, наивысшее обострение - кульминация, разрешение конфликта - развязка. Обычно конфликт выступает в виде коллизии (иногда эти термины трактуются как синонимы), то есть прямого столкновения и противоборства между изображенными в произведении действующими силами -- характерами и обстоятельствами, несколькими характерами или разными сторонами одного характера. Есть четыре основных вида конфликта:

природный или физический конфликт, когда герой вступает в борьбу с природой;

социальный конфликт, когда человеку бросает вызов другой человек или общество;

внутренний или психологический конфликт, когда желания человека вступают в конфликт с его совестью;

провиденциальный конфликт, когда человек противостоит законам судьбы или какого-то божества.

Цель данной работы - дать общие определения и характеристику понятий: сюжет, фабула и конфликт, а также показать каким образом они соотносятся между собой. Также для большей наглядности был проведен сюжетный анализ художественного произведения, на примере романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: СЮЖЕТ, ФАБУЛА, МОТИВ.

  1. Повествователь, рассказчик, образ автора.
  2. Родовая принадлежность произведения.

Роды — это три группы, в которые принято объединять все литературные художественные произведения. Существуют эпический, лирический и драматический роды литературы (эпос, лирика, драма).

Понятие литературных родов и видов возникало вместе с рождением самой литературы, и уже в Древней Греции Сократ, Платон и Аристотель охарактеризовали три способа донести мысль автора до читателя. Можно рассказывать о событии как о чем-то отдельном от автора (эпос), или говорить от собственного лица (лирика), или представить всех изображаемых лиц произведения действующими (драма).

Наблюдения древних были обоснованы в XX веке теорией речевой деятельности человека. По утверждению лингвистов (К. Бюлер), высказывание человека включает в себя сообщение о предметеречи (репрезентацию), чувства говорящего по отношению к тому, о чем говорится (экспрессию), и обращение говорящего к кому-либо (апелляцию). Эти три аспекта речевой деятельности и проявляются в высказываниях различного типа, в том числе и художественных. При всем том, что все три аспекта речевой деятельности присутствуют во всяком выказывании, какой-то из них доминирует. В лирическом произведении доминирует экспрессия, в драме слово предстает как поступок героя, оно и произносится в момент развертывания деятельности, то есть доминирует апелляция, в эпическом роде литературы доминирует сообщение о чем-то внешнем по отношению к говорящему.

Необходимо подчеркнуть, что деление литературы на роды не совпадает с делением ее на прозу и поэзию. Каждый из литературных родов включает в себя произведения, написанные как прозой, так и стихами («Евгений Онегин» А. С. Пушкина принадлежит эпическому роду, комедия А. С. Грибоедова — драматическому, «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева — лирическому). Следует также иметь в виду, что абсолютно чистых признаков рода в произведении не существует, в них присутствуют признаки всех трех родов, и это является причиной полемики между специалистами в определении родовой принадлежности произведения. По каким же признакам определяется принадлежность произведения тому или иному роду литературы?

В эпических произведениях (эпос — древнегреческое — «слово, речь») основой является повествование о персонажах (действующих лицах), их судьбах, поступках, событиях их жизни, ихмировосприятии, системе взглядов на жизнь. Это рассказ о событиях, прошедших ранее относительно момента высказывания. Автор как будто наблюдает со стороны за изображаемыми событиями и, как правило, ведет повествование в прошедшем времени.

Надо быть внимательным к этому факту: если автор в ходе повествования меняет время, в котором ведется изложение, или все произведение пишет в настоящем времени, то это художественный прием, призванный наполнить описываемое событие дополнительными смыслами или оказать эмоциональное воздействие на читателя. Умение заметить это и объяснить, с какой целью сделал это автор, уже означает наличие умения анализировать художественное произведение.

Эпическое произведение включает в себя повествование, то есть рассказ о том, что произошло однажды и имело протяженность во времени. Повествование включает в себя также описание, то есть воссоздание посредством слов пейзажа или интерьера, в которых развивалось действие, портретов действующих лиц, рассказ об их душевном состоянии, в эпические произведения также входят авторские рассуждения, то есть оценки, анализ, мысли автора по поводу изображаемых событий или действий. В эпических произведениях повествование, конечно же, включает в себя и монологи, и диалоги действующих лиц — таким образом, в эпическое произведение попадает драматический элемент — художественное эпическое произведение становится сплавом повествовательной речи автора и высказываний персонажей. В эпическом произведении может быть задействовано большое количество персонажей, оно может вобрать в себя множество событий, действия могут быть развернуты на большом пространстве, протянуты во времени, однако эпическое произведение может повествовать и о единственном герое и единственном событии его жизни, быть узко ограниченным в пространстве и времени. Во многом это зависит от жанра эпического произведения — романа, повести, рассказа, басни.

  1. Литературные жанры. Принципы жанровой классификации.

Литературные жанры – это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Каждый из них обладает определенным комплексом устойчивых свойств.

 Жанры с трудом  поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов литературы), упорно сопротивляются им. Прежде  всего потому, что их очень  много: в каждой художественной  культуре жанры специфичны. К  тому же жанры имеют разный  исторический объем. Одни бытуют  на протяжении всей истории  словесного искусства (какова, например, вечно живая от Эзопа до  С.В. Михалкова басня); другие же  соотнесены с определенными эпохами.

 На основании тех  или иных типологических свойств (т.е. присущих целому ряду сочинений) произведение относят к определенному  литературному роду (эпос, драма, лирика, а также их сочетания); к стихам  или прозе; в нем выделяют доминирующую  эстетическую категорию (трагическое, комическое, героическое и т.д.) и  др.

 При определении  жанра прежде всего учитывается  родовая принадлежность произведения. К эпическим жанрам относятся: рассказ, повесть, роман, литературная  сказка, поэма, эпопея и др.; к драматическим  – трагедия, драма, комедия, водевиль, мелодрама и др.; к лирическим  – лирическое стихотворение, восходящие  к античности ода, гимн, элегия, сатира (в стихах), эпиграмма, возникшие  в эпоху Возрождения сонет, мадригал  и др. Есть жанры, в которых  сочетаются различные родовые  начала: лирическая поэма, баллада, басня, лирическая драма (например "Роза  и крест" А.Блока), драматическая  поэма ("Каин" Дж.Г.Байрона) и др. Но в некоторых жанрах трудно  определить родовую основу; так, "внеродовыми формами" можно считать очерки, литературу "потока сознания", эссеистику.

 Картина усложняется  еще и потому, что одним и  тем же словом нередко обозначаются  жанровые явления глубоко различные.

 Слово «элегия»  обозначает несколько жанровых  образований. Элегии ранних эпох  и культур обладают различными  признаками. Что являет собой  элегия как таковая и в чем  ее надэпохальная уникальность, сказать невозможно в принципе. Единственно корректным является определение элегии «вообще» как «жанра лирической поэзии».

 Подобный характер  имеют и многие иные жанровые  обозначения (поэма, роман, сатира и  т.п.).

 Существующие жанровые  обозначения фиксируют различные  стороны произведений. Так, слово  «трагедия» констатирует причастность  данной группы драматических  произведений определенному эмоционально-смысловому  настрою (пафосу); слово «повесть»  говорит о принадлежности произведений  эпическому роду литературы и  о «среднем» объеме текста (меньшем, чем у романов, и большем, чем  у новелл и рассказов); сонет  является лирическим жанром, который  характеризуется, прежде всего, строго  определенным объемом (14 стихов) и  специфической системой рифм  и так далее.

 Авторы нередко  обозначают жанр своих произведений  произвольно, вне соответствия привычному  словоупотреблению. Так, Н.В. Гоголь  назвал «Мертвые души» поэмой; «Дом у дороги» А.Т. Твардовского  имеет Подзаголовок «лирическая  хроника», «Василий Теркин»– «книга  про бойца».

 Ориентироваться  в процессах эволюции жанров  и нескончаемом «разнобое» жанровых  обозначений теоретикам литературы, естественно, непросто. Однако литературоведение  нашего столетия неоднократно  намечало, а в какой-то мере  и осуществляло разработку понятия  «литературный жанр» не только  в аспекте конкретном, историко-литературном (исследования отдельных жанровых  образований), но и собственно  теоретическом.

 Рассмотрение жанров  непредставимо без обращения  к организации, структуре, форме  литературных произведений. Об этом  настойчиво говорили теоретики  формальной школы. Основополагающим  в подходе русских формалистов  к художественному произведению (прежде всего к поэтическому) было утверждение, что именно  форма делает поэзию поэзией, определяя специфику последней.

 Наследуя традиции  формальной школы, а вместе с  тем и пересматривая некоторые  ее положения, ученые обратили  пристальное внимание на смысловую  сторону жанров, оперируя терминами  «жанровая сущность» и «жанровое  содержание». Пальма первенства  здесь принадлежит М.М. Бахтину, который  говорил, что жанровая форма неразрывными  узами связана с тематикой  произведений и чертами миросозерцания  их авторов.

 Подчеркивая, что  жанровые свойства произведений  составляют нерасторжимое единство, Бахтин вместе с тем разграничивал  формальный (структурный) и собственно  содержательный аспекты жанра. Он  отмечал, что такие укорененные  в античности жанровые наименования, как эпопея, трагедия, идиллия, характеризовавшие  структуру произведений, позже, в  применении к литературе Нового  времени, «употребляются как обозначение  жанровой сущности.

 В том же русле  – концепция литературных жанров  Г.Н. Поспелова, который в 1940-е годы  предпринял оригинальный опыт  систематизации жанровых явлений. Он разграничил жанровые формы  «внешние» («замкнутое композиционно-стилистическое  целое») и «внутренние» («специфически  жанровое содержание» как принцип «образного мышления» и «познавательной трактовки характеров»). Расценив внешние (композиционно-стилистические) жанровые формы как содержательно нейтральные (в этом поспеловская концепция жанров, что неоднократно отмечалось, одностороння и уязвима), ученый сосредоточился на внутренней стороне жанров. Он выделил и охарактеризовал три надэпохальные жанровые группы, положив в основу их разграничения социологический принцип: тип соотношений между художественно постигаемым человеком и обществом, социальной средой в широком смысле.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературоведение"