Шпаргалка по "Литературоведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 04:06, шпаргалка

Описание работы

Литературоведение как наука. Основные разделы. Вспомогательные дисциплины.
Литература как наука оформилась в начале XIX века в период расцвета течения романтизма. Задолго до этого были сделаны первые попытки теоретического обоснования литературных произведений, например, античный философ Аристотель создал первую теорию жанров и родов литературы. Литературоведение (наука о литературе) изучает письменную и устную художественную словесность народов для того, чтобы выделить закономерности и особенности развития различных литературных произведений, изучить формы выражения содержания и др.

Файлы: 1 файл

Вопросы к экзамену по литературоведению.docx

— 141.53 Кб (Скачать файл)

 

Следует отметить, что данная классификация включает в себя не все традиционно выделяемые фигуры поэтической речи. Кроме них, в качестве наиболее распространенных фигур еще называются риторический вопрос, обращение и восклицание.

 

Использование писателем синтаксических фигур накладывает отпечаток индивидуальности на его авторский стиль. В настоящее время интерес к изучению синтаксических приемов как средств художественной стилистики значительно возрос. Исследование поэтического синтаксиса получило новое направление: современная наука все чаще анализирует явления, находящиеся на стыке разных сторон художественного текста, например ритма и синтаксиса, стихового метра и синтаксиса, лексики и синтаксиса, и т. д.

 

  1. Ритм в стихотворной и прозаической речи.

В лингвистических исследованиях все большее внимание уделяется проблемам ритма. Особый интерес вызывает изучение проблемы ритмической организации вообще, и ритмических единиц в частности, на материале различных видов речевой деятельности и отдельных конкретных языков.

Сравнение стихотворного и прозаического текстов показывает, что и в прозаической, и в стихотворной речи наблюдаются одинаковые явления, расчлененность речи на интонационные группы, чередование ударных и безударных слогов и т.д. Однако стихотворную речь отличают от прозаической целый ряд признаков, основным из которых является характер ритмичности.

Основным признаком ритма в широком понимании этого термина является закономерная повторяемость однородных явлений. Ритм возникает в результате упорядоченного чередования подобных или соизмеримых единиц. Случайно возникающие явления, а также разнородные, несоизмеримые ритма не составляют. Следовательно, для возникновения ритма необходимо наличие определенных единиц, отграниченных друг от друга, имеющих начало и конец; они должны быть сходны по своему строению, и в их движении должна быть определенная последовательность, закономерная повторяемость. Стих лишь усиливает ритмические тенденции, которые присущи языку вообще. В стихе равномерное чередование соизмеримых единиц проявляется наиболее закономерно и составляет основу данного вида речи. С этой точки зрения стихотворная речь - это один из случаев реализации речевого материала в особых условиях, которые в значительной мере определяются ритмом. Ритм стихотворной речи - явление слокное и многокомпонентное. "Ритмичность стиха, - пишет Ю.М.Лотман, - это цикличное повторение разных элементов в одинаковых позициях с тем, чтобы приравнять неравное и рас-

крыть сходство в различном, или повторение одинакового с тем, чтобы раскрыть мнимый характер этой одинаковости, установить отличие е сходном" [Лотман Ю.М., 1972: 45] .

Проблема ритма как явление языка и речи получила рассмотрение в многочисленных исследованиях на материале различных форм, типов и видов высказывания. Идея о стихе как особой форме речи, имеющей свои специфические языковые качества, нашла отражение в многочисленных работах, посвященных анализу понятий ритма и метра, соотношения ритма и поэтического синтаксиса, синтаксиса и поэтической семантики, синтаксиса и интонации [Леонтьев А.А., 1968: I43-I50J. Применение специальных методов исследования, в частности, методов экспериментальной фонетики, позволяют по-новому оценить фонетическое оформление стихотворной и прозаической речи. Экспериментальному исследованию были подвергнуты как отдельные компоненты интонации стиха [Павлова В.И., 1968, Бычкова О.И., 1973, Милюкова I.K., І98ІІ , так и интонационный комплекс в целом [Антипова A.M., 1974]. Несмотря на то, что имеется обширная литература, посвященная вопросам ритма и ритмических единиц в различных видах речевой деятельности на материале различных языков [Барышникова К.К., 1969, 1971, Златоус-това Л.В., 1970, 1971, 1978, 1979, 1977, 1981, Бычкова О.И., 1973, Андреева Д.И., 1979, Дубинко С .А., 1982 и дрГ] , явление это вряд ли можно считать до конца изученным. Б частности, среди ученых нет единого мнения о том, что следует считать единицей ритма. Анализ теоретической литературы, а также данных экспериментально-фонетических исследований как отечественных, так и зарубежных авторов последних лет, позволяют в качестве единицы ритма в различных видах речевой деятельности считать: "phonetic word", "rhythmic group", "foot", "stress group", "rhythmical unit", "accentual group",

"фонетическое слово", "ритмическую группу", "акцентную  группу", "такт" "синтагму ;'"сверхфразовое  единство*и другие.

Среди работ, посвященных исследованию ритмической организации речи, наибольшего внимания заслуживает экспериментально-теоретическое исследование А.М.Антиповой [і98і] . Б проведенном исследовании, на наш взгляд, установлены и обоснованы важные, с теоретической точки зрения, положения о ритмической организации английской речи. Автор данного исследования [Антипова A.M., 1982: ІЗ-Іб] в отдельности рассматривает ритмическую организацию стихотворной и прозаической речи и устанавливает, что в поэзии наиболее устойчивыми единицами ритма являются строка и строфа, а в прозе - ритмическая группа, синтагма и сверхфразовое единство. При этом, кроме того, что автор анализируемого исследования установил:

единицу ритма ъ различных видах речевой деятельности;

системный характер ритма;

функции речевого ритма; также выявлена и роль просодии:

в формировании ритмических единиц;

в осуществлении связи между ритмическими единицами;

в определении специфики ритма различных текстов.

Предлагаемая работа также посвящена исследованию ритмической организации различных видое речевой деятельности. При этом, характерная черта данной работы и ее отличительная особенность от вышеназванного экспериментально-теоретического исследования A.M.Антиповой заключается в выявлении устойчивой единицы ритма в одинаковых, с точки зрения лексического состава и синтаксических конструкций, стихотворных и прозаических текстах. Применение метода активного экспериментирования заключающегося в

трансформации стихотворной речих в прозаическую, позволило получить необходимый и соответствующий для данного исследования экспериментальный материал.

Применяемая в предлагаемом исследовании методика разработана в лаборатории структурной и прикладной лингвистики МГУ им. М.В.Ломоносова и принята за основу в ряде экспериментально-фонетических исследований проф. Л.В.Златоустовой и О.И.Бычковой на материале русского языка.^ Согласно данным, полученным в исследованиях вышеназванных авторов, по выявлению единицы ритма и ее просодического оформления, таковой является ритмическая структура. Именно указанная единица ритма характеризуется устойчивостью в ее временных и спектральных показателях.

 

В соответствии с отмеченным, нами была выдвинута рабочая гипотеза, согласно которой в стихотворной и прозаической речи английского языка аналогично русскому наиболее устойчивой единицей ритма может являться ритмическая структура. Для установления достоверности поставленной гипотезы был проведен аудйтивный анализ. При этом целью аудитивного анализа было выявление особенностей членения стихотворных и соответствующих прозаических текстов на ритмические структуры, определение степени разброса в восприятии аудиторами границ ритмических структур. Иными словами, определялась возможность членения стихотворных и прозаических текстов на ритмические структуры. В результате аудитивного анализа была установлена правомерность членения стихотвор-х В настоящем исследовании ш исходим из классификации, предложенной И.Р.Гальпериным, согласно которой стихотворная речь рассматривается как разновидность стиля художественной литературы L Gaiperin i.e., 1977]. При этом, вторая часть экспериментального материала - прозаическая речь соответственно также представляет собой разновидность названного стиля.

 

ных и прозаических текстов на материале английского языка на ритмические структуры и выявлены те ритмические структуры, которые были адекватны с точки зрения их лексического состава, слоговой длины, типов и позиций в стихотворной строке и прозаическом предложении. Иными словами, был определен основной экспериментальный материал, который затем был подвергнут электроакустическому анализу.

В данном исследовании для более полного определения особенностей акустической реализации ритмических структур в стихотворной и прозаической речи на материале английского языка все исследуемые признаки были подвергнуты сравнительному анализу. Иными словами, полученные результаты сопоставлялись с соответствующими данными на материале русского языка. Сказанное позволит выявить сходные признаки, присущие как английской, так и русской ритмическим структурам в двух видах речевой деятельности.

Целью настоящей работы является исследование фонетических модификаций ритмических структур в стихотворной и прозаической речи на материале английского языка.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

Выявить особенности акустической реализации ритмических структур в стихотворной и прозаической речи.

Провести анализ полученных данных с целью определения набора фонетических признаков, характеризующих и служащих разграничению ритмических структур в указанных видах речи.

Провести сравнительный анализ соответствующих просодических параметров ритмических структур в стихотворной и прозаической речи на материале английского и русского языков.

В результате проведенного исследования в соответствии с

целью и задачами было установлено, что наиболее информативными акустическими параметрами, характеризующими ритмические структуры в двух видах речевой деятельности, являются среднезвуковая длительность ритмических структур, суммарная длительность гласных, относительная длительность ударного гласного, значения перепадов по относительной длительности предударного и ударного гласных, ударного и заударного гласных, относительная интенсивность ударного гласного, значение перепадов по относительной интенсивности предударного и ударного гласных, ударного и заударного гласных и другие.

Причем, ритмические структуры и их компоненты в стихотворной речи характеризуются большей степенью выраженности по всем указанным параметрам.

Автор выносит на защиту следующие основные положения работы:

Возможность членения на ритмические структуры на материале стихотворных и прозаических текстов на уровне восприятия.

Информативность просодических параметров, полученных

в ходе анализа стихотворных и прозаических текстов и возможность разграничения анализируемых ритмических структур с помощью этих параметров.

- Сопоставление двух видов речевой деятельности, т.е.

 стихотворной и  прозаической речи и выявление  общих и специфических фонетических  признаков оформления ритмических  структур

 в анализируемых  текстах.

 

Работа выполнена на кафедре фонетики английского языка Алма-Атинского педагогического института иностранных языков и в Лаборатории экспериментальной фонетики МГЇЇИИЯ им. М.Тореза.

 

При этом в ЛЭФ МГПИИЯ мм. М.Тореза были проведены следующие виды анализов: аудитивный, ингонографический и спектральный.

  1. Народные песенно-тонические стихи.

28. Пролетарская литература  как художественное направление.

Литература рельефно отразила резкую социальную дифференциацию в обществе, процессы обострявшейся классовой борьбы: возникла пролетарская, социалистическая литература; продолжала развиваться прогрессивная демократическая традиция критического реализма; существовала литература буржуазно-мещанская и монархическая, проникнутая консервативным и реакционными тенденциями, причем зачастую они соединялись с тенденциями «чистого искусства», аполитичности. Пролетарская литература, представленная творчеством великого художника М. Горького, талантливыми прозаиками и поэтами А. Серафимовичем, Д. Бедным и других, ярко отразила общественный подъем, революционную борьбу народа, социалистические идеалы. Пролетарские писатели выступали на страницах большевистских газет. В 1914 и 1917 годах М. Горький издал два сборника произведений пролетарских писателей. Это было широкое, влиятельное направление, активно боровшееся с социальной реакцией, с антиреволюционными идеями в литературе. В его недрах формировался реализм нового типа. Большую роль продолжал играть в эту эпоху критический реализм, нашедший выражение в творчестве художников мирового значения – Л. Толстого и А. Чехова, прозаиков И. Бунина, В. Короленко, А. Куприна, В. Вересаева, А. Толстого, поэтов В. Маяковского, А. Блока. Это направление, однако, не отличалось такой цельностью и единством, которые были свойственны пролетарской литературе. Критика различные стороны существующего общества – царскую армию, чиновничье-бюрократический государственный аппарат, обличали социальную эксплуатацию и национальный гнет. Писатели правдиво показали противоречия, антагонизмы в обществе, контрасты богатства и бедности в условиях капитализма, духовную нищету и индивидуализм буржуа и мещанства. В ряде произведений они выразили веру в грядущие социальные перемены, отразили нарастание народного протеста и революционных стремлений в русском обществе. 

29. Социалистический  реализм как художественное направление.

Социалистический реализм – художественный метод правдивого воспроизведения действительности в ее революционном развитии в свете научного марксистко-лененинского мировоззрения и в интересах обеды социализма и коммунизма во всем мире. У реалистов досоциалистической эпохи главная задача заключалась в критике эксплуататорского строя и его пороков, то писатели социалистического реализма главный смысл своего творчества видят в утверждении нового, социалистического строя. Соц лит развивается под благотворным влиянием политики и идеологии Коммунистической партии. Главный герой- активный борец за социализм и коммунизм, человек живущий одними мыслями и стремлениями со своими товарищами по борьбе, присущи черты коммунистической убежденности, преданности партии, гуманизм, патриотизм. В центре событий не обязательно стоит положительный герой, и если что его тут же высмеивают. Народность- связь литературы с жизнью, устремлениями и творчеством широких народных масс, изображнение в творчестве писателей народных типов и характеров, отображение идейно- эстетических взглядов и идеалов народа, близость по форме и по тому насколько произведение близко народу, стало ли достоянием народа, получило всенародное признание. Партийность- принадлежность писателя к той или иной партии, в осознанной и активной защите жизненных и политич интересов определенных классов, социальных групп и полит партий. Классовость – принадлежность к тому или иному классу. 

Информация о работе Шпаргалка по "Литературоведение"