Шпаргалка по "Отечественная литература"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:57, шпаргалка

Описание работы

1) Специфика возникновения древнерусской литературы. Отличие литературы средневекового типа от литературы Нового времени. Общая характеристика литературы домонгольского периода: основные произведе¬ния, идеи, темы, жанры.

Литература зарождается лишь в условиях развития классового общества. Необходимыми предпосылками ее возникновения являются образование государства, появление письменности, существование высокоразвитых форм устного народного творчества.

Файлы: 1 файл

Отечественная литература 1-35.doc

— 762.50 Кб (Скачать файл)

    Молодой человек верен  присяге и данному императрице  слову. На предложение Пугачева поступить к нему на службу он, после минутного колебания, отвечает решительным отказом: «Голова моя в твоей власти, - отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья». Возможно, именно эта верность присяге спасла жизнь Гриневу, твердость его характера заставила Пугачева обратить внимание на него и вызвала симпатию самозванца.

    Честь и верность долгу  проявляются в Гриневе в его  противопоставлении Швабрину. Этот  образованный, красноречивый, остроумный  человек равнодушен к окружающим, думает только о себе. Ради собственной выгоды он готов перейти на сторону врага, держать взаперти беззащитную девушку. Швабрин пишет ложный донос отцу Гринева на его сына. Без раздумий этот герой вступает в ряды пугачевцев, когда победа была на их стороне. Гринев никогда не поступил бы так, какую выгоду ему бы не пообещали за такие действия.

    Чувство долга, искренность, преданность – из этих качеств  складывается личность Гринева. Нет, он не герой, он иногда  боится и сомневается, но он  старается не отступать от своих убеждений и в крайних случаях готов совершить поистине героические поступки ради близких людей. Есть служба, есть долг, и это очень важно, но Гринев всегда остается человеком с добрым сердцем. Даже в Пугачеве он видит, прежде всего, умного, отважного, великодушного человека, защитника бедных и сирот.

    Нравственная проблематика  повести тесным образом связана  и с образом Маши Мироновой. Героиня появляется впервые на  страницах повести во время  обеда в крепости и не производит  на Гринева никакого впечатления.

    Но все дальнейшее  повествование в произведении  строится так, что образ «дурочки», как представляет ее Швабрин, и «трусихи» (так называет Машу  ее мать, Василиса Егоровна), вырастает  до образа сильной, мужественной  девушки, гордой и мудрой.

    Маша из той категории  людей, скромных, незаметных, на первый  взгляд, заурядных, которые в трудную  минуту преображаются, демонстрируют  душевные силы, энергию. «Трусиха»  Маша предпочитает жить взаперти, на хлебе и воде, но не дает  согласия стать женой беспринципного, подлого Швабрина: Маша верна любимому человеку и своим высоким моральным принципам.

    «Трусиха» Маша ради  любимого человека пойдет к  самой императрице всея Руси, дабы сказать государыне о  невиновности своего жениха, просить великой милости - даровать ему свободу. А ведь подобный шаг могла сделать только отважная, сильная девушка. Не так-то это просто: решиться на встречу и беседу с самой императрицей, расположить ее к себе.

    Дав своему произведению  такое название - «Капитанская дочка» - Пушкин подчеркнул, что его волнует прежде нравственная проблематика и что Маша олицетворяет собой душевную чистоту, благородство, мужество и скромность.

    Береги честь смолоду…  Это значит, что честь не забывает  прошлых ошибок. Оступившись один раз в молодости, ты уже не сможешь полностью очистить свою совесть от темных пятен минувших дней. Вся зрелая жизнь – по большому счету, взращивание плодов юности. Петр Гринев и Маша Миронова, по моему мнению, вступают в зрелость с хорошей духовной почвой, готовой для добрых дел и справедливых решений.

 

26) А.С. Пушкин «Повести Белкина»: проблематика и поэтика.

 

Своеобразие романа как жанра заключается в том, что он даёт возможность выразить чрезвычайно сложное и многообразное содержание, «сцепление всего со всем», увидеть истинный смысл каждой жизненной мелочи.

«Повести Белкина» содержат в себе именно такое отношение к жизни, в жизни значимо всё. Вот пример из повести «Выстрел». Противник Сильвио, граф, выходит к барьеру с фуражкой, наполненной черешней и «завтракает» (VI, 63). Для самого графа эти черешни — способ скрыть волнение, для его противника Сильвио черешни имеют другое значение — они стали поводом к откладыванию выстрела на будущее («Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль мелькнула в уме моем. Я опустил пистолет. “Вам, кажется, теперь не до смерти, сказал я ему, — вы изволите завтракать; мне не хочется вам помешать”…», VI, 63); для повествователя (подполковника И.Л.П. и для Белкина) черешня воспринимается как второстепенная, малозначащая подробность; для самого Пушкина черешня имела особый смысл — когда-то в Кишиневе Пушкин стрелялся с офицером Зубовым и вышел на дуэль «с черешнями и завтракал ими» (62), Зубов стрелял первым и не попал, а Пушкин не стал стрелять и просто ушел, не простив обидчика; наконец, читатель повести ясно видит, что черешня, в конечном счёте, спасла жизнь графу. Черешня или даже косточки от черешни, некая ерунда, мелочь, может иметь очень существенное значение.

Роман должен заключать в себе развивающуюся идею, он должен быть динамичным, и отнюдь не в событийном плане (этого может и не быть), а с точки зрения того высшего смысла, который является «сверхзадачей» художника».

В «Повестях Белкина» такая развивающаяся идея есть, она содержится не в какой-либо отдельной фразе и даже не в сюжетно-композиционном единстве, эта идея в значительной степени выражена в сложной субъектной организации повестей. Каждое событие в художественном мире «Повестей Белкина» оценивается сознанием нескольких субъектов повествования (автором, издателем, псевдоавтором Белкиным, рассказчиками, героями), оцениваются одновременно по разным «шкалам ценностей». Мелочь, пустяк для одних одновременно является главным для других. Несущественное приравнено к существенному. Весь цикл оказывается динамичным многоголосием. Эта полифония позволяет видеть в «Повестях Белкина» исток русского прозаического романа XIX века.

Чтобы найти идею цикла, следует прежде всего разобраться в субъектной организации произведения.

Субъектная организация «Повестей Белкина», пожалуй, самая главная проблема в истолковании этого пушкинского произведения. Исследователь прозы Пушкина А.Лежнев считал, что у литературоведения не хватает «улавливателей», «инструментария», чтобы исследовать этот вопрос (64). В самом деле, весь цикл написан Пушкиным, но в заглавии и предисловии указывается другой автор, псевдоавтор Иван Петрович Белкин, однако Белкин умер и его повести опубликовал некий издатель А.П., кроме того известно, что каждую повесть Белкин написал по рассказам нескольких  «особ» (см. VI, 56), наконец, есть ещё герои. Весь цикл представляет собой многократное пересечение «кругозоров сознания» (65) всех субъектов повествования. Рассмотрим эту особенность поэтики подробнее.

            Как выражается точка зрения Пушкина-автора? Повести расположены не в хронологическом порядке их написания. Сначала были написаны «Гробовщик» (9 сентября), «Станционный смотритель» (14 сентября), «Барышня-крестьянка» (20 сентября), а через некоторое время «Выстрел» (14 октября) и «Метель» (20 октября). В чистовом варианте повести расположены иначе: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Следовательно мысль Пушкина-автора выражена уже в композиции цикла. Однако обнаружить эту мысль, «нечто, объединяющее отдельные довольно пёстрые по содержанию» повести (66), оказывается крайне сложным. В «Выстреле» один из дуэлянтов дважды отказался сделать свой выстрел; в «Метели» жених заблудился и не попал на собственную свадьбу, а невеста случайно обвенчалась с другим; в «Гробовщике» торговец гробами и похоронными принадлежностями после гулянки у соседа увидел страшный сон, в котором мертвецы пришли к нему в гости; в «Станционном смотрителе» юную красавицу-дочь станционного смотрителя увез в столицу проезжавший гусар; в «Барышне-крестьянке» барышня, заинтересовавшаяся молодым соседом, знакомится с ним, переодевшись в крестьянку. Какая тема объединяет все эти истории? Пушкин «передал» повествование подставному автору, Белкину, следовательно именно в «загадке Белкина» (67) нужно искать ответ. «В исследовательской литературе образ Белкина — нерешённая проблема» (68).

Субъектная организация даже еще сложнее, чем было сказано выше. Белкин не знает, что он псевдоавтор, он для себя и для окружающих (например, для ненарадовского помещика, для издателя А.П.) является полноценным автором. Как правило, в повестях автор передает повествование повествователю, так же поступает и Белкин. Например, историю, легшую в основу «Барышни-крестьянки» Белкину рассказала девица К.И.Т., но повествование ведется не от ее имени, а от имени некоего повествователя-мужчины («Если бы слушался я одной своей охоты, то непременно и во всей подробности стал бы описывать свидания молодых людей, возрастающую взаимную склонность и доверчивость…», VI, 107); этот повествователь не равен самому Белкину, так как повествователь отличается повышенной эмоциональностью и чувствительностью («Что за прелесть эти уездные барышни!», VI, 100; «боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть», VI, 104). Белкину отличается иным взглядом на жизнь, не таким наивным и более ироничным, что выражается например в подборе им эпиграфов (69) (здесь эпиграф из Богдановича «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша» даёт ироническую оценку многочисленным переодеваниям Лизы; более подробную интерпретацию этой повести см. ниже).

            Таким образом субъектная организация  «Повестей Белкина» выглядит  примерно так: Пушкин биографический  — Пушкин-автор — Издатель  А.П. — Ненарадовский помещик — Белкин биографический — Белкин-автор — Повествователь — Рассказчики — Герои. Ясное понимание такой особенности поэтики «Повестей…» помогает в их адекватном прочтении.

Главная тема «Повестей Белкина» — стихия жизни, «жизни мышья беготня», невозможно разобраться, найти логику, сюжет, смысл жизни. Невозможно прежде всего потому, что жизнь является нам в опосредованном (чужими мнениями, костюмами, ролями, словами) виде.

            «Повести Белкина» — не просто  веселое пушкинское произведение с забавными сюжетами. Люди, начинающие играть в литературных героев, оказываются во власти неких сюжетных закономерностей и становятся не только смешными, забавными, но рискуют по правде погибнуть на дуэли, потерять любимую и т.д.

 

27) Лирика М.Ю. Лермонтова: проблемы, жанры, образные средства.

 

Поэтическое наследие М.Ю. Лермонтова уникально. Самобытен стиль этого художника, идейно-художественное особенности лирики, авторский взгляд на поставленные проблемы.

    Для Лермонтова, как и  для многих других поэтов и писателей того времени, времени реакции, основной ценностью были свобода и воля. Неудивительно, что именно эта проблема встает и перед лирическим героем поэта.

    Недовольство окружающей  действительностью, лицемерие и  безвольность высшего света делают героя лирики Лермонтова глубоко несчастным. В поисках душевной свободы он попадает на Кавказ. Так, в стихотворении «Прощай, немытая Россия» лирический герой повествует о своей внутренней неприязни к «стране рабов, стране господ». Он ищет душевного спокойствия и равновесия, которое надеется найти только на Кавказе:

    Быть может, за стеной  Кавказа 

    Сокроюсь от твоих  пашей,

    От их всевидящего  глаза,

    От их всеслышащих  ушей.

    Герой разочарован в  современном мире. Его мысли передает  Печорин, персонаж романа «Герой нашего времени»: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Эти мысли приводят лирического героя Лермонтова к скуке и равнодушию. А состояние апатии, хандры влечет за собой одиночество, от которого некуда скрыться. Оно полностью поглощает человека. Самому Лермонтову было знакомо это чувство.

    В большой мере это  проявляется в его стихотворении  «И скучно, и грустно…» В нем  лирический герой говорит о  бессмысленности человеческих ценностей в современном ему мире. Он не хочет любить, ибо «на время – не стоит труда, а вечно любить невозможно». В душе лирического героя «и радость, и муки, и все так ничтожно». Он не находит утешения даже в мечтах и желаниях, так как они, по его мнению, бессмысленны. Вся жизнь постепенно становится никчемной и глупой:

    Что страсти? – ведь  рано иль поздно их сладкий  недуг 

    Исчезнет при слове  рассудка;

    И жизнь, как посмотришь  с холодным вниманьем вокруг. – 

    Такая пустая и глупая шутка…

    Неизбежная скука порождает  неверие в любовь и дружбу. В лирике Лермонтова очень  часто встречаются стихи о  бессмысленности и жестокости  любви и дружбы. В одном из  известных лирических произведений  поэта, которое называется «Тучи», говорится о жестокости мира, где ценность - «зависть темная», «злоба открытая», «или друзей клевета ядовитая». Лирический герой не может принять такую действительность.

    Для Лермонтова любовь  – это трагедия, душевная боль  и вечное страдание. В стихотворении  «Благодарность» поэт благодарит Бога за «томные мучения страстей», «за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов и клевету друзей». Но при этом заставляют задуматься последние строки стихотворения:

    Устрой лишь так, чтобы  тебя отныне 

    Недолго я еще благодарил.

    Именно в последних  словах, на мой взгляд, проявляется  истинное отношение лирического  героя к жизни.

    В образе героя Лермонтова  перед нами возникает человек, который был типичен для того  времени. Он сформировался в ту  эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость. В стихотворении «Дума» Лермонтов обращается к современному для него поколению и приходит к следующему выводу:

    И прах наш, с строгостью  судьи и гражданина,

    Потомок оскорбит презрительным  стихом,

    Насмешкой горькою обманутого сына

    Над промотавшимся отцом.

    Лермонтова всегда волновал  вопрос, в чем же смысл существования  поэта или писателя. Он всегда  соглашался с Пушкиным в том, что художник, подобно пророку, должен  «глаголом жечь сердца людей». Но при этом поэт осознает, что правда всегда колит глаза. Именно поэтому в стихотворении «Пророк» он говорит:

    Провозглашать я стал  любви 

    И правды чистые ученья, -

    В меня все ближние  мои 

    Бросали бешено каменья.

    Но, несмотря на всю жизненную несправедливость, истинный художник все же следует своему призванию.

    Таким образом, тематика  лирик Лермонтова традиционна. Он  рассматривает проблемы любви  и дружбы, смысла жизни, затрагивает  общественно-политические вопросы, проблему назначения поэта и поэзии. Но решает все эти вопросы Лермонтов по-своему. Его лирика наполнена разочарованием, скепсисом, неверием, душевной болью, стремлением к недостижимому идеалу.

 

28) М.Ю. Лермонтов «Маскарад»: проблематика  и поэтика.

 

Художественное содержание драмы многослойно; оно представляет собой совмещение разных планов – от бытового, конкретно-социального до философского. В пьесе изображен Петербург 30-х гг. XIX в. – средоточие лицемерия, фальши, эгоизма; широко отражены черты великосветского быта, увлечение столичной знати балами, карточной игрой, маскарадами. Не менее широко была распространена карточная игра. Тема карточной игры и маскарада широко представлена в русской литературе («Пиковая дама» А.С.Пушкина, «Игроки» Н.В.Гоголя и др.).

Информация о работе Шпаргалка по "Отечественная литература"