Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:57, шпаргалка
1) Специфика возникновения древнерусской литературы. Отличие литературы средневекового типа от литературы Нового времени. Общая характеристика литературы домонгольского периода: основные произведе¬ния, идеи, темы, жанры.
Литература зарождается лишь в условиях развития классового общества. Необходимыми предпосылками ее возникновения являются образование государства, появление письменности, существование высокоразвитых форм устного народного творчества.
33) Общая характеристика
Литература 30-х годов (1826—1842)
Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве А. Пушкина. Расцвет революционного романтизма М. Лермонтова. Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Усиление демократических тенденций. Правительство активно пропагандирует теорию «официальной народности».
Развитие прозаических жанров. Романтические повести А. Марлинского, В. Одоевского. Реалистическая эстетика в критических статьях В. Белинского. Романтический характер исторических романов М. Загоскииа, драматургии Н. Кукольника, лирики В. Бенедиктова. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике
Литература 40—50-х годов
(1842—1855)
Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики. Идейная борьба славянофилов и западников. Расцвет «натуральной школы». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы гоголевской школы и поэтов-лириков романтического плана. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе
Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков
Формирование натуральной школы относится к 1842–45 гг., когда группа писателей (Н. А. Некрасов, Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, А. И. Герцен, И. И. Панаев, Е.П. Гребёнка, В. И. Даль ) объединилась под идейным влиянием Белинского в журнале «Отечественные записки ». Несколько позднее там печатались Ф. М. Достоевский и М. Е. Салтыков-Щедрин . Вскоре молодые писатели выпустили свой программный сборник «Физиология Петербурга» (1845), который состоял из «физиологических очерков», представлявших живые наблюдения, зарисовки с натуры – физиологию жизни большого города, в основном быт тружеников и петербургской бедноты (напр., «Петербургский дворник» Д. В. Григоровича, «Петербургские шарманщики» В. И. Даля, «Петербургские углы» Н. А. Некрасова). Очерки расширяли представление читателей о границах литературы и являлись первым опытом социальной типизации, ставшей последовательным методом изучения общества, и одновременно представляли целостное материалистическое мировоззрение, с утверждением примата социально-экономических отношений в жизни личности. Открывала сборник статья Белинского, объяснявшая творческие и идейные принципы натуральной школы. Критик писал о необходимости массовой реалистической литературы, которая бы «в форме путешествий, поездок, очерков, рассказов <…> знакомила и с различными частями беспредельной и разнообразной России…». Писатели должны, по мысли Белинского, не только знать русскую действительность, но и верно понимать её, «не только наблюдать, но и судить». Успех нового объединения закрепил «Петербургский сборник» (1846), который отличался жанровым разнообразием, включал художественно более значимые вещи и послужил своеобразным представлением читателям новых литературных талантов: там была опубликована первая повесть Ф. M. Достоевского «Бедные люди», первые стихи Некрасова о крестьянах, повести Герцена, Тургенева и др. С 1847 г. органом натуральной школы становится журнал «Современник », редакторами которого были Некрасов и Панаев. В нём публикуются «Записки охотника» Тургенева, «Обыкновенная история» И. А. Гончарова, «Кто виноват?» Герцена, «Запутанное дело» М. Е. Салтыкова-Щедрина и др. Изложение принципов натуральной школы содержится также в статьях Белинского: «Ответ „Москвитянину”», «Взгляд на русскую литературу 1840 г.», «Взгляд на русскую литературу 1847 г.». Не ограничиваясь описанием городской бедноты, многие авторы натуральной школы занялись и изображением деревни. Первым открывает эту тему Д. В. Григорович своими повестями «Деревня» и «Антон-Горемыка», очень живо воспринятыми читателями, затем следуют «Записки охотника» Тургенева, крестьянские стихи Н. А. Некрасова, повести Герцена.
Стремление к фактам, к точности и достоверности выдвинуло новые принципы сюжетосложения – не новеллистические, а очерковые. Популярными жанрами в 1840-е гг. становятся очерки, мемуары, путешествия, рассказы, социально-бытовые и социально-психологические повести. Важное место начинает занимать и социально-психологический роман (первыми, целиком принадлежащими натуральной школе являются «Кто виноват?» А. И. Герцена и «Обыкновенная история» И. А. Гончарова), расцвет которого во второй пол. 19 в. предопределил славу рус. реалистической прозы. В то же время принципы натуральной школы переносятся и в поэзию (стихи Н. А. Некрасова, Н. П. Огарёва, поэмы И. С. Тургенева), и в драму (И. С. Тургенев). Язык литературы обогащается за счёт языка газет, публицистики и профессионализмов и снижается благодаря широкому использованию литераторами просторечий и диалектизмов.
Белинский выделяет реализм «натуральной школы», утверждая важнейшей особенностью «истину», а не «ложь» изображения; он указывал, что «литература наша… из риторической стремилась стать естественной, натуральной». Белинский подчеркивал социальную направленность этого реализма как его особенность и задачу, когда, протестуя против самоцельности «искусства для искусства», утверждал, что «в наше время искусство и литература больше, чем когда-либо, сделались выражением общественных вопросов». Реализм натуральной школы в трактовке Белинского демократичен. Натуральная школа обращается не к идеальным, выдуманным героям — «приятным исключениям из правил», но к «толпе», к «массе», к людям обыкновенным и чаще всего к людям «низкого звания».
Школа имела свое лицо. Писателей натуральной школы в 40-е годы объединяли общие принципы художественного изображения жизни: критический реализм, демократические тенденции творчества, интерес к низшим слоям общества, общественная, гражданственная направленность, преобладание прозаических, сниженных жанров, внимание к быту, к будням жизни, реалистический язык, сближение литературного языка с просторечием.
40-е годы характеризовались
Стоит отметить, что термин «натуральная школа» возник в связи с оценкой жанра физиологического очерка. А.Г. Цейтлин писал: «натуральная школа была обязана физиологическому очерку своим рождением в большей мере, нежели повести и роману» [Цейтлин 1965: с. 92]. Физиологический очерк не означал отказа от типизации, наоборот, казалось, что сама жизнь формирует типы, достаточно быть просто верным ей. Школа была одержима поисками непосредственной «голой» типичности. В физиологическом очерке мало действия, и оно как бы противопоказано им, так как может разрушить тип, его жанровость. Ведущее начало в физиологическом очерке открыто переходило к среде.
Широта тематики в очерках - новое качество реализма школы. Именно очерк оказался самым мобильным жанром беллетристики, с которым школа выходила за рамки внутридворянской тематики. Для жанра очерка характерны злободневность, точность фактов, популярность, простота стиля и языка. При всей отрывочности, «точности» его предмета очерк должен был внутренне завершен. Очерк является одним из распространенных жанров русской литературы XIX века. Возникнув еще в XVIII веке, он окончательно оформляется в литературе поднимающегося русского реализма. В жанре путевых очерков написаны пушкинский рассказ « Путешествие в Арзрум » и лермонтовский очерк « Кавказец ». В 40-е годы очерк становится едва ли не главенствующим жанром русской литературы.
В начале XIX века сатирический очерк все более уступает первенство очерку бытовому, нравоописательному. Эстетика классицизма уже теряет власть над умами: очеркист уже не поучает - он изображает «колоритные нравы» определенной социальной и географической среды. Характерным образцом такового бытового очерка является «Прогулка по Москве» К.Н. Батюшкова (1811). В 20-х годах XIX века бытовой очерк охотно пишет и В. Одоевский («Сборы на бал», «Невеста», «Первый выезд на бал», «Женские слезы» и пр.)
Очеркисты 40-х годов усовершенствовали метод «бытовиков», придали ему несравненно большую концентрированность и во многом изменили приемы социально-бытовой характеристики. Первым писателем, довольно твердо вставшим на это путь, был Н.А. Полевой.
Одновременно с Полевым, шедшим к физиологическому очерку от романтической сатиры, к «физиологическим» зарисовкам тяготели такие основоположники русского реализма, как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов Гоголь. Разумеется, вклад каждого из них в подготовку русской физиологической литературы был различным. В изображении А.С. Грибоедовым фамусовского дома отразились люди и быт барской Москвы 20-х годов. Громадную ценность для русской очерковой литературы представляет пушкинский «роман в стихах». Жизнь петербургского денди, быт провинциальной усадьбы, именитый обед и бал у Лариных, московская «ярмарка невест» и другие эпизоды многому научили русских нравоописателей 40-х годов. Будущим «физиологам» пригодились и многие рассказы А.С. Пушкина, такие как «Граф Нулин», «Домик в Коломне», «Выстрел», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка».
В формирование русских «физиологий» значительную роль сыграли великие русские реалисты 20-30-х годов, такие как А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов. Именно они утверждают в обществе понимание общества как сложного социального организма.
Первыми произведениями, написанными в жанре физиологического очерка, были два некрасовских альманаха «Физиология Петербурга», составленная из трудов русских литераторов, и «Петербургский сборник». Эти сборники показали, что ученики русских реалистов и готовы к борьбе против литературных «староверов». В сборниках приняли участие В.Г. Белинский, Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, И. Панаев, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, В.А. Соллогуб, А.И. Герцен и другие. Некоторые исследователи справедливо считают «Физиологию Петербурга» родоначальницей реализма в этой области искусства. От нее ведет косвенным образом родословную и сама натуральная школа, так как именно физиологический очерк прояснил контуры нового литературного направления и придал необходимую резкость эстетическим принципам раннего русского реализма.
http://knowledge.allbest.ru/
34) Творчество Некрасова и
Деятельность Некрасова как представителя натуральной школы была весьма многообразной. Шесте с Белинским он был ее организатором. £№у принадлежит ведущая роль в создании "Физиологии Петербурга" (1845) и "Петербургского сборника" (1846) - альманахов, сам факт появления которых свидетельствовал о консолидации сил натуральной школы. Эти силы группируются затем вокруг "Современника", редактором которого тоже стал Некрасов. Он был и критиком натуральной школы. Его статьи появляются уже с 1841 года, а вскоре очевидной стала близость позиций его и Белинского. Наконец, как практик, как писатель натуральной школы Некрасов проявил себя также весьма разносторонне: и в црозе, и в драматургии, и в поэзии. А после 1845 года стало совершенно ясно, что как поэт натуральной школы Некрасов - явление уникальное. Новое направление складывалось, прежде всего, в прозе; там литераторы шли широким фронтом; Некрасову удалось воплотить принципы натуральной школы в поэзии, притом в такой форме, что радом с ним из поэтов и поставить некого.
Итак, два направления - интерпретация проблемы социальности и динамика борьбы "натуральной" тенденции со сторонними влияниями - будут определяющими в творчестве Некрасова. Соотношение их будет различным. Основное внимание мы будем уделять воплощению взаимодействия личности и общества в художественной системе Некрасова. Меньшее внимание ко второму аспекту 7 определяется и подчиненным его положением и логикой развития натуральной школы: по мере утверждения реализма сам накал его противостояния, например, романтизму ослаблялся, а некоторые достижения романтизма были им ассимилированы. Иначе, с обретением собственной определенности утверждение через отрицание утрачивает смысл.
Решение основной проблемы взаимоотношения личности и общества в зависимости от жанра, в котором работал Некрасов, было различным. Жанровая система натуральной школы эволюционировала: от малых оперативных форм движение было направлено к более крупным, способным всесторонне отразить действительность. Во многом динамика жанровой структуры определялась взаимодействием сложившихся жанровых форм и нового социального содержания.
Например,.очерк обрел совершенно оригинальную форму и закрепился в истории литературы под названием "физиологического очерка" именно в результате поисков натуральной школы. Фактически используя известную жанровую форму, писатели-"натуралисты" , обратившись к новому содержанию (от нравоописательности к социальности), видоизменили поэтику очерка, создали его новую жанровую разновидность*.
В рассказе, повести социальное содержание сначала наполняло собой известные каноны сюжетосложения, воплощалось в отработанных приемах рисовки характера и т.д., затем приспосабливало, видоизменяло поэтику жанра и, в конечном счете, вырабатывало новые принципы сюжетосложения, отражавшие динамику социального бытия, по-иному трактующие судьбу человека.
Порой социальное содержание, внедряясь в сложившуюся сюжетную структуру, жило словно параллельно, независимо от неподдающихся перестройке приемов. Так было с водевилем. Попытки внедрить в него социальное содержание давали некоторые результаты: в него входили герои, характерные для того времени и новых общественных отношений; автор порой мог провести в нем идею, весьма важную для умонастроения той поры; но логика водевильного сюжета и логика жизни расходились. Жанр в рамках своей определенности упорно противостоял новым тенденциям.
Наконец, решение проблемы социальности не цросто качественно в чем-то было различным в отдельных жанрах. Тут нужно обратить внимание на еще одну особенность: система "личность-среда" в ее единстве и равновесии элементов свойственна всей жан- . ровой системе Некрасова, но в отдельных жанрах цреимущественное внимание уделяется либо рисовке типа, либо широкому изображению среды. То есть жанр - это либо своего рода угол зрения на единую социологическую проблему, решаемую всем творчеством Некрасова, либо даже часть проблемы. Поэтому в основе деления нашей работы лежит жанровый принцип.
В первой главе рассматриваются водевиль, прозаический фельетон и юмористические стихотворения Некрасова, написанные до 1845 года. В этих жанрах складывались художественные принципы творчества Некрасова, и этот процесс во многом протекал с теш трудностями, которые были характерны для становления натуральной школы. Порой трудно было в сложившийся жанр ввести новое содержание, а если это и происходило, то в изображении личности и общества у Некрасова здесь проявлялся ряд тех "болезней", о которых говорилось выше (метафизичность, статичность и т.д.).
Во второй главе рассматриваются прозаические жанры творчества Некрасова: его рассказы и повести первой половины 40-х годов и роман "Жизнь и похождения Тихона Тростникова". Произведения, анализируемые в первой и второй главе, хронологически создавались одновременно (лишь годы написания романа выходят за эти рамки) . Но в прозе Некрасову удалось едва ли не с первых шагов найти более удачное решение проблемы социальности. Главное открытие состояло в том, что здесь наметился подход к изображению социальной закономерности в динамике. В то же время и в прозе присутствовало влияние враждебных натуральной школе традиций (романтических, прежде всего), и борьба с ниш была довольно напряженной.