Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:57, шпаргалка
1) Специфика возникновения древнерусской литературы. Отличие литературы средневекового типа от литературы Нового времени. Общая характеристика литературы домонгольского периода: основные произведе¬ния, идеи, темы, жанры.
Литература зарождается лишь в условиях развития классового общества. Необходимыми предпосылками ее возникновения являются образование государства, появление письменности, существование высокоразвитых форм устного народного творчества.
1845 год - это рубеж в творчестве Некрасова. После него развитие художественных принципов, выработанных Некрасовым в русле натуральной школы, становится одновременно и преодолением ее ограниченности. Поэтому трансформация принципов натуральной школы в творчестве Некрасова после 1845 года во всех жанрах рассматривается в одной главе.
Изучая стихотворные произведения Некрасова, трудно не заметить, что встречи автора с персонажами часто происходят в дороге, на городски^ и деревенских улицах, базарах, во время ближних и дальних прогулок, поездок, путешествий. Об этом говорят нам даже названия стихотворений: "На улице", "В деревне", "Отрывки из путевых записок...", "Ночлеги", "Прогулки", "Тройка", "Извозчик", "Еще тройка".
Улица, дорога, дорожные "ночлеги" сближали поэта с народом, способствовали общению с обездоленными тружениками, расширяли возможность изучения их характеров, языка, быта. Не только широкий простор русских полей и лугов, но и конные дороги влияли на творческую активность поэта, постоянно возвращая его мысль к народной жизни.
Мотив дороги делает естественными встречи автора (или лирического героя) с новыми, неведомыми или малоизвестными читателю людьми, беседы с ними. Например, в стихотворении "Школьник" дорогой мотивируется и встреча с героем, и форма последующего размышления о нем. Дело в том, что в стихотворении говорится не только о дороге в буквальном понимании этого слова, но и дороге как о жизненном пути. Два понимания одного и того же слова перекликаются в тексте стихотворения. Встретив школьника-попутчика, едущего учиться, то есть выходящего на широкую дорогу жизни, поэт говорит о нем, босом; оборванном: "Это многих славных путь". И тут же упоминает о Ломоносове, который не просто шел из Архангельска в Москву, а от невежества к знаниям. Некрасов поддерживает людей — выходцев из народа, стремящихся к учению.
Невольно приходит иа ум и стихотворение "Железная дорога". Автор (или лирический герой: часто их сложно различить) встречает в пути (опять в пути!) мальчика, спросившего у отца, кто строил железную дорогу, по которой они едут. Этот вопрос дает поэту возможность начать размышлять о тех тяготах, которые испытал русский мужик при строительстве. Мотив дороги снова помог автору развить свою идею, более того — облечь ее в увлекательную, интересную, хотя и печальную форму.
Столь частое использование композиционного приема путешествия и мотива дороги объясняется прежде всего усилением авторского интереса к народной жизни. Действительно, где, как не в дороге, можно узнать самые интересные правдивые истории из жизни крестьян? Дорога часто вынуждает двух людей, волею судьбы оказавшихся попутчиками, разговориться. Со своими случайными спутниками путешественники иногда оказываются откровеннее, чем с самыми близкими людьми. Поэтому-то дорожный разговор так часто напоминает исповедь. Стихотворение "В дороге" как раз иллюстрирует это утверждение. Ямщик жалуется барину, которого везет, на свою судьбу. В его мужицком лексиконе нет изящных оборотов, но зато в его речи столько искренности, что как живая встает перед глазами его несчастная жена Груша.
В своем творчестве поэт часто играл роль спутника своих персонажей. Быть спутником, собеседником и по возможности учителем и заступником народным — вот желанный удел поэта. Поэтому даже Музу свою он называл "печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданья и оков".
35) Поэма Некрасова “Мороз Красный нос”: проблематика и поэтика.
Задуманная первоначально как драматический рассказ о смерти крестьянина, поэма постепенно складывалась в эпическое произведение, на первый план которого вышла героиня. Удивительно, но Некрасов смог написать подлинно эпическую поэму, ограничившись эпизодом из жизни одной крестьянской семьи, определив движение в глубь этой жизни, этих характеров. При кажущейся простоте сюжета произведение по своему построению — одно из самых сложных у Некрасова. Постоянные смещения во времени обеспечивают напряженный драматизм повествования. Поэт как бы «прокручивает» время назад; рассказ о жизни семьи начинает с самой трагической ноты — смерти крестьянина Прокла. Савраска увяз в половине сугроба — Две пары промерзлых лаптей Да угол рогожей покрытого гроба Торчат из убогих дровней. Потом время начинает отматываться «назад», автор любуется русской женщиной, «величавой славянкой», сноровистой в работе и веселье. Но не часто приходится ей радоваться, тяжкая жизнь убивает красоту женщины. Она приходит в этот мир работать, страдать и сойти в могилу, не оставив о себе память. Три тяжкие доли имела судьба: И первая доля — с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына раба, А третья — до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. Но поэт не хочет «плакать» над горькой судьбой русской женщины. Он поет ей «величальную песнь», может быть, идеализируя, преувеличивая ее духовную красоту. Это, скорее, желаемое, чем действительное положение крестьянки — такой она существует в воображении поэта. они той же дорогой, Какой весь народ наш идет, Но грязь обстановки убогой К ним словно не липнет. Цветет Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка. Автор обнаруживает прекрасное знание крестьянского быта, обычаев русского народа. Оно проявляется в описании семейного уклада, народных поверий, сельскохозяйственных работ. Широко использует поэт и народное творчество, в частности причет. Однако под пером Некрасова он трансформируется так, что плач семьи Прокла «Голубчик ты наш сизокрылый!.» оказывается не только обрядовым повторением формул, но выражением неподдельного горя. Голубчик ты наш сизокрылый! Куда ты от нас улетел? Пригожеством, ростом и силой Ты ровни в селе не имел. И на еще большую эпическую высоту поднимается повествование во второй части поэмы. Здесь в центре ставится образ Дарьи, мир ее мыслей, чувств, настроений. Они переданы то как воспоминания, то как мечты, то как реальность, то как в полубессознательном состоянии забытья. Не псарь по дубровушке трубит. Гогочет сорви-голова, — Наплакавшись, колет и рубит Дрова молодая вдова. Рано я, горькая, встала, Дома не ела, с собой не брала, До ночи пашню пахала, Ночью я косу клепала, Утром косить я пошла. Каждой части этой главы автором определен свой ритм. Это нужно, чтобы передать различные «настроения» видений, рождающихся в сознании замерзающей Дарьи.
Социальный смысл картины состоял в том, что нужно было протестовать против несправедливых войн царского правительства, против бессмысленной гибели русских людей. Модест Петрович вместе с Голенищевым-Кутузовым еще больше углубил социальный смысл языком музыки, рассказав биографию изображенного на картине солдата. Он показал, что это крестьянин, которого дома ждут жена и дети. Суть музыкального решения заключается в противопоставлении двух образов мрачного марша, рисующего поле битвы, и грустной колыбельной песни, которую напевает жена, ожидая возвращения мужа. Но наиболее полно и развернуто показана тема смерти в фортепьянном цикле «Песни и пляски смерти». Этот сюжет Мусоргскому подсказал Стасов. В «Песнях и плясках смерти» композитор воссоздает русскую действительность, которая оказывается губительной для многих людей. В социально-обличительном плане тема смерти находится далеко не на последнем месте в русском искусстве того времени: в картинах Перова, Верещагина, Крамского, в стихотворениях Некрасова «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская» и пр
«Мороз, Красный Нос» – поэма о героизме и силе женщины, проявленных в единстве с природой и в противостоянии ей. Произведение основано на глубоком, детальном знании крестьянского быта. В центре поэмы – женщина во всех ее ипостасях: «баба», «красивая и мощная славянка», «матка» и, наконец, «женщина русской земли». Поэт рисует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так значима, а смерть приобретает значение подлинной трагедии.
Идея поэмы в том, чтобы восславить силу русской женщины. Для поэта она идеал красоты внешней: «Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока», идеал поведения, ведь она работящая, строгая, смелая; идеал душевной красоты, материнства, верности, преданности мужу и непокорности тяготам судьбы.
Большую роль играют природные метафоры. Умерший муж Дарьи подобен соколу в представлении горюющих родных. Передаче истинного, глубокого горя служит и особый ритм стиха, схожий своей мелодикой с народной песней, и использование народно поэтических эпитетов: «горючие слезы», «сизокрылый», «желанный». Прием лирического параллелизма – сравнения человека, его чувств с явлением природы – используется для описания безутешной вдовы. Поэма Некрасова очень эмоциональна, в ней присутствуют метафорические эпитеты, гиперболические сравнения, свойственные легендарно сказочным жанрам устной народной поэзии. Во сне Дарьи колосья ржи сравниваются с «бусурманской ратью», что вышла воевать с женщиной.
Природа у Некрасова во всей поэме предстает чем то враждебным, с ней воюют, ее покоряют. Лютый холод губит Прокла, голоса животных сливаются в тревожный шум нечистой силы.
о, что Некрасов – поэт в первую очередь реалистический, то, что вся его поэма посвящена изображению тяжелого быта крестьян, не приукрашенного ничем, указывает читателю на то, что Мороз воевода нужен автору совсем не для подражания сказке. Это символ – многозначный и глубокий по смыслу образ, он обозначает идею иносказательно. Мороз воевода – это символ всего того, что губит человека, всего, чему он не в силах противостоять в одиночку: изматывающего труда, порабощающих человека властителей, по вине которых он оказывается в тяжелейших жизненных обстоятельствах, враждебной природы и даже холодной смерти, не жалеющей никого.