Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:30, шпаргалка
1. Мировое значение и национальное своеобразие русской литературы XIX века
2. Понятие историко-литературного процесса. Периодизация русской литературы первой половины XIX века.
3. Литературное развитие начала XIX века: его факторы, основные художественные тенденции
4. Развитие русского романтизма. Сущность романтического метода в искусстве
....
42. Герцен «Кто виноват?»
1. Мировое
значение и национальное
И стремительное
развитие русской литературы, и ее
исключительно высокий идейно-
В обстановке вопиющего социального гнета средоточием освободительных, гражданственных идей должна была стать и действительно стала литература. Когда русская литература получила мировое признание, зарубежные читатели остро ощутили ее своеобразие и непревзойденную силу. Она покорила их своим смелым вторжением в жизнь, напряженными исканиями истины, своими героями, преисполненными высоких целей, всегда неудовлетворенными собой.
Больные вопросы, проклятые вопросы, великие вопросы - так характеризовались на протяжении десятилетий те социальные, философские, нравственные проблемы, которые поднимали лучшие писатели прошлого.
Вы могли убедиться, что, начиная с Радищева и кончая Чеховым, русские писатели XIX века с беспощадной откровенностью говорили о нравственном вырождении господствующих классов, о произволе и безнаказанности одних и бесправии других, о социальном неравенстве, о материальном и духовном порабощении человека. Вспомните такие произведения, как Мертвые души, Преступление и наказание, сказки Щедрина, Кому на Руси жить хорошо, Воскресение. К решению острейших проблем современности авторы их подходили с позиций подлинного гуманизма, с позиций интересов народа. Вы знаете, какую ненависть к угнетателям, к тирании, к виновникам социальных бедствий и личных человеческих трагедий питали лучшие русские писатели.
Выявляя роль среды и исторических условий в формировании человека, писатели вместе с тем старались понять, может ли человек противостоять воздействию окружающих его обстоятельств жизни. Свободен ли он в выборе жизненного пути или во всем повинны обстоятельства? В конечном счете, несет ли человек ответственность за то, что совершается в окружающем его мире, или нет? Все эти вопросы чрезвычайно сложны, и писатели мучительно искали на них ответа.
Мысль о благе
народа постоянно звучала в
Народность нашей литературы, обусловленная связью писателей с освободительным движением, составляет одно из высших ее идейно-эстетических достижений.
Народность русской классической литературы неразрывно связана с другой ее характерной особенностью - патриотизмом. Тревога за судьбы родной страны, боль, вызванная бедами, которые она претерпевала, стремление заглянуть в будущее и вера в него -все это присуще было великим писателям земли русской, при всем различии их идейных позиций, их творческих дарований.
Для передовых русских писателей любовь к родине - это прежде всего любовь к народной России, к тем духовным ценностям, которые создавал народ. Литература издавна находила вдохновение в устном народном творчестве. Вместе с тем истинные патриоты всегда ненавидели душителей передовой мысли, палачей Свободы, Гения и Славы. С какой сокрушительной силой выразил эти чувства Лермонтов в своих стихах Прощай, немытая Россия... и Родина! Как иронически-зло говорит об антинародной России Толстой в Войне и мире и какой любовью к народу проникнуты посвященные ему страницы этой эпопеи! Своим высшим патриотическим долгом лучшие русские писатели считали борьбу за переустройство жизни, за благо народа, за человеческое достоинство.
Настоятельная
потребность познать жизнь
Двигаясь от десятилетия к десятилетию, вы не могли не заметить, какие новые грани, новые оттенки приобретали темы, проходившие через всю русскую литературу XIX века. Так, в эпоху 20-30-х годов о роли народа в истории, о свободолюбии народа (всегда народ к смятению тайно склонен) говорил Пушкин.
Одной из сквозных тем русской литературы XIX века является, как вы знаете, тема маленького человека. Смелым новаторством литературы критического реализма было появление среди героев Пушкина и Гоголя человека ничем не примечательного, как бы выхваченного из самой жизни. Вы помните, конечно, и Самсона Вырипа (Станционный смотритель), и Акакия Акакиевича (Шинель), Сочувствие этому беззащитному человеку, не принадлежащему к привилегированным классам, - одно из ярких выражений гуманизма лучших писателей прошлого, их непримиримого отношения к социальной несправедливости.
2. Понятие
историко-литературного
Историко-литературный процесс -- совокупность общезначимых изменений в литературе. Литература непрерывно развивается. Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие «историко-литературный процесс». Развитие литературного процесса определяется следующими художественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.
Непрерывное изменение литературы -- очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами.
Проблема периодизации литературного процесса 19 века является одной из наиболее сложных и противоречивых проблем, стоявших перед литературоведами и в прошлом, и в настоящее время. Рассмотрим данную проблему, опираясь на учебник под редакцией В.Н.Аношкиной. Историко-лит.наука выдвинула ряд пр-в периодизации. К наиболее устойчивым относится хронологический принцип. Исследователи дополняли хронол.принцип делением истории литературы на десятилетия: романтическое-у 20-х гг, нар-фольклорное – у 30-х гг, романтич.идеализм 40-х гг, позитивизм и практицизм 50-60-х гг. Деление лит.процеса на десятилетия подкреплялось типологией худ.образов – развитие шло от сентиментальных персонажей(бедная Лиза) к романтическим образам Жуковского, затем к Чацкому и Онегину, персонажам повестей Гоголя, к Рудину и Базарову и т.д.
Исследователи Пушкинского дома обозначили гл.напрвления в лит-ре следующ.образом: от сент.к ром-му(1800-1825) ,от ром-ма к реализму(1826-1850), расцвет реализма(1856-1881), переходный период в развитии рус.реализма(80-е гг), а 90-е гг расматр-ся в контексте лит процесса 1900гг.
^ В учебнике
под редакцией А.Н.Соколова:
Хронолог.грани м/у отдельными этапами и периодами развития лит-ры явл-ся условными.Они не сменяя.т др.друга в точные календарные сроки.Но тот или иной год приобретает хар-р пограничной эпохи.
Положение о
Пушкине как родоначальнике новой
литературы имеет место в литературоведени
Итак, 1-й период рл19в. охватывает 1801-1815гг. Лит.жизнь данного периода хар-ся все более обостряющейся борьбой нового и старого. В первые годы нового столетия господствующее положение в лит-ре занимает сент-зм. И классицисты пытаются отстаивать старые лит.позиции. Одновременно в тв-ве поэтов-просветителей продолжают развиваться традиции гражданской поэзии.. Самое значительное явление данного периода – это возникновение рус.романтизма как нового лит.направления, начало которого Белинский справедливо связывает с именем Жуковского. Ранний рус.романтизм, нашедший выражение в тв-ве Жук и Бат, составляет осн.завоевание 1-го периода рл19в.
2-й период
охватывает 1815-1816гг. В этот период
в рус.лит-ре на основе
3-й период 1825г
-1842г Утверждение реализма, образование
реалистич.направления
3. Литературное развитие начала XIX века: его факторы, основные художественные тенденции
В России романтизм как идейно-художественное направление в литературе начала 19 века был порожден глубокой неудовлетворённостью передовой части россиян российской действительностью. Становление романтизма
Связано с поэзией В.А.Жуковского. Его баллады проникнуты идеями дружбы, любовью к Отечеству.
Реализм утверждается в 30-40-е года наряду с романтизмом, но к середине 19 века он становится господствующим направлением в культуре. По своей идейной направленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
С некоторых
пор вошло в обыкновение
Литература живая должна быть плодом народности, питаемой, но не подавляемой общительностью. Литература есть и есть литературная жизнь, но её развитие стесняется односторонностью подражательного направления, убивающего народность, без которой не может быть полной литературной жизни.
В середине 30-х годов в русской классической литературе утвердился критический реализм, открывший писателям огромные возможности для выражения русской жизни и русского национального характера.
Особая действенная сила русского критического реализма заключается в том, что, оттесняя прогрессивный романтизм в качестве преобладающего направления, он освоил, сохранил и продолжил его лучшие традиции:
Неудовлетворённость настоящим, мечты о будущем. Русский критический реализм отличается яркой национальной самобытностью и по форме своего выражения. Жизненная правда, положенная в основу произведений русских прогрессивных писателей, нередко не умещалась в традиционные жанро-видовые формы. Поэтому русская литература характеризуется частыми нарушениями жанрово-видовых форм.
Наиболее решительно осудил заблуждения консервативной и реакционной критики В.Г.Белинский, увидевший в поэзии Пушкина переход к реализму, считающий вершинами “Бориса Годунова» и “Евгения Онегина”, отказавшийся от примитивного отождествления народности с простонародностью. Белинский недооценил прозу Пушкина, его сказки, он в целом, верно, очертил масштаб творчества писателя как средоточия литературных достижений и новаторских начинаний, определяющих дальнейшие пути развития русской литературы в XIX веке.
Роман “Герои нашего времени”- одно из основных произведений литературы психологического реализма XIX века.
К этому же времени относится 1 этап критической деятельности В.Г.Белинского. Он оказал огромное влияние на развитие литературы, общественной мысли, читательских вкусов в России. Он был борцом за реализм, требовал от литературы простоты и правды. Наивысшими авторитетами для него были Пушкин и Гоголь, творчеству которых он посвятил ряд статей.
4. Развитие русского романтизма. Сущность романтического метода в искусстве
Романтизм (Р.) – общеевропейское литературное направление, и его возникновение обычно связывают с событиями французской истории последней трети 18в. Социально исторические катаклизмы конца 18 в., связанная с ними Отечественная война 1812г обнажили противоречия жизни, кот-е не поддавались разумному объяснению. Именно в Р. – острое осознание противоречивости жизни; эта идея приобретала все более универсальный характер.
ФИЛОСОФСКИЕ основы Р. Романтики осознавали высок-й смысл дух.жизни ч-ка, пренебрегали матер.бытием акк низким и пошлым, достойным лишь обывательской толпы. Религ.вера, христ-во, было животворным ист-м их про-ий.
Об ЭСТЕТИКЕ Р. Выделяли в кач-ве первоочередного то субъектив.пафос, то апологию мечты, то волюнтаризм, то двоемирие, то максимализм требований, то видение романтики жизни.Нельзя ск-ть, что все эти приз.Р.исключают др.др, они неплохо уживаются и скорее дополняют представления о романтич-ой эстетич-ой системе, нежели ее разрушают.
Литераторы Р. не идеализировали действ-ть, им было свойств-но неприятие общ-х пороков.
В ром-ой лит-ре признан один вид комич-го – романтическая ирония, в основе кот-й лежит горькая усмешка мечтателя, кот-ый строит воздуш.замки над прозой жизни.
Романтики признавали еще меланхолическую, грустную полуулыбку человека разочаровавшегося, но примирившегося с несовершенствами жизни и человеческой натуры.
Неприятие реал.действ-ти и разочарование в ней было выражено с пом-ю символизации явлений. Обличит-ый, траги-ий, критич-ий смысл несли в себе символы: ночь(обозн.тяжелую мучит-ю жизнь ч-ка, бесперспектив-ть бытия, зло, вражду), символ вечной изменчивости – волна морская, водяной поток; символ бесчувств-ти – камень;символ холод.сердца, неспособного к любви – русалка. Образ куклы и образ маскарада приобр-ют широкий символич-1 смысл, обозначая фальш, лицемерие, двуличие, бездуховность. С этими символами связан типично романтич.прием срывания масок.(в реализме).
Информация о работе Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"