Шпаргалки по "Зарубежной литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:25, шпаргалка

Описание работы

Айрис Мердок выступает в этом романе сторонницей национально-освободительного движения в Ирландии. Писательница сосредоточивает свое внимание на раскрытии психологии будущих борцов и на событиях, которые предшествовали восстанию. Патриотизм ирландцев, их свободолюбие представлены как романтический порыв. Ведущей темой романа является любовь к родине; ирландские патриоты готовы идти на смерть во имя освобождения своей страны от британского владычества.Среди персонажей романа выделяется героический образ Пата Дюмэя. Несмотря на ущербные моменты в психологическом ана-лизе характера Пата, Мердок сумела передать в его облике мужество, способность к борьбе, стойкость перед лицом смерти. Пат Дюмэй — патриот и романтик.

Содержание работы

1.Типологические особенности средневекового героического романа («Песня о Беовульфе»).
2. Своеобразие английского рыцарского романа и его источники.
3. Жанровое своеобразие аллегорической поэмы (В. Ленгленд «Видение о
4. Гуманистические тенденции в творчестве Д. Чосера, новаторский характер
5. Утопический роман и его специфика (Т. Мор «Утопия»).
6. Лирика поэтов-гуманистов Т. Уайета и Г. Сарри.
7. Новаторский характер творчества Ф. Сидни.
8. Гуманистическая направленность лирики Э. Спенсера.
9. Исторические предпосылки возникновения английского театра. Предшественники В. Шекспира (Т. Кид, Р. Грин).
10. Новаторство драматургии К. Марло.
11. Проблемное содержание исторических хроник В. Шекспира.
12. Гуманистическая направленность комедий В. Шекспира.
13. Гуманистическая концепция личности в трагедии В. Шекспира «Гамлет».
14. Сюжетно-композиционные особенности трагедии В. Шекспира «Гамлет».
15. Тематическое содержание сонетов В. Шекспира.
16. Бен Джонсон как создатель английской комедии нравов.
17. Идейное содержание поэмы Д. Мильтона «Потерянный рай».
18. Пуританские идеалы в произведении Д. Беньяна «Путь паломника».
19. Просветительская концепция личности в романе Д. Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо».
20. Жанровое своеобразие романа Д. Дефо «Жизнь и приключения
21. Тематическое содержание романа Д. Свифта «Путешествия Гулливера».
22. Эволюция образа Гулливера в романе Д. Свифта «Путешествия
23. Г. Фильдинг – создатель английского социально-бытового романа
24. Характеристика английской поэзии сентиментализма (Д. Томсон, Э. Юнг,
25. Новаторский характер творчества Л. Стерна.
26. Сатирическая комедия нравов Р. Шеридана.
27. Характеристика английского романтизма, его течения.
28. Тематическое содержание поэзии Р. Бёрнса.
29. Христианские мотивы в лирике У. Блейка.
30. Эволюция и трансформация образа Чайльда Гарольда в поэме Д. Байрона «Паломничество Чайльда Гарольда».
31. Место и роль образа автора в поэме Д. Байрона «Паломничество
32. Жанровое своеобразие романа в стихах «Дон Жуан» Байрона. 33. Особенности романтического мировосприятия У. Вордсворта.
34. Фантастический и сверхъестественный характер лирики С. Кольриджа.
35. В. Скотт — создатель жанра исторического романа.
36. Художественное своеобразие романа В. Скотта «Айвенго».
37. Тематическое содержание поэзии П. Б. Шелли.
38. Социальные романы Ч. Диккенса 30–40 гг. (произведение по выбору).
39. Образ капиталистического города и его хозяев в романе Ч. Диккенса
40. Разоблачение снобизма как социального явления в творчестве У. Теккерея (произведение по выбору).
41. Эстетические взгляды О. Уайльда и их воплощение в романе «Портрет
42. Социальная направленность сборника Б. Шоу «Неприятные пьесы».
43. Художественное своеобразие интеллектуальной драмы Б. Шоу «Дом, 44. Исследование психологии форсайтизма в романе Д. Голсуорси
45. Тематическое содержание литературы «потерянного поколения» (роман
46. Своеобразие научной фантастики Г. Уэллса (произведение по выбору).
47. Характеристика английского модернизма (В. Вулф).
48. Формалистические искания Д. Джойса в романе «Улисс».
49. Философский роман экзистенциалистской ориентации (произведение по

Файлы: 1 файл

Зарубежная литература )Шпоры).docx

— 186.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

46. Своеобразие научной фантастики  Г. Уэллса (произведение по выбору).

Герберт Уэллс (1866 - 1946) — мастер социально-философской  фантастики.

Преобладающим в его творчестве является критическое начало. Центральное место в творчестве Уэллса занял вопрос о последствиях технического прогресса для судеб человечества. Писатель утверждал, что научно-технические достижения в условиях буржуазного общества не сделают людей счастливыми; они приведут их к гибели.Он был противником классовой борьбы и революции, не верил в народ и основной движущей силой развития общества, считал научно-техническую интеллигенцию.

Уэллс завоевал признание как автор научно-фантастических романов. В период е 1895 по 1914 г. им были написаны: «Машина времени» (The Time Machine: An Invention, 1895), «Остров доктора Моро» (The Island of Dr Moreau: A Possibility, 1896), «Человек-невидимка» (The Invisible Man: A Grotesque Story, 1897), «Борьба миров» (The War of the Worlds, 1898), «Когда спящий проснется» (When the Sleeper Wakes, 1899), «Первые люди на Луне» (The First Men in the Moon, 1901), «Борьба в воздухе» (The War in the Air, 1908) и др.

Но если научно-фантастические романы вводят читателя в область неизвестного, поражают грандиозностью масштабов и смелостью провидения, то в бытовых романах все обычно. Различны и их герои. В романах первой группы это чаще всего — ученые, люди, смело вторгающиеся в тайны науки, стремящиеся к новым открытиям. В бытовых романах — ничем не замечательные «маленькие люди», ведущие однообразное унылое существование, — приказчики, мелкие служащие, учителя, вла-дельцы небогатых лавочек.

В научно-фантастических романах Уэллс рассказывает о  межпланетных полетах, о вторжении  марсиан на Землю, о необыкновенных открытиях в области физиологии; в бытовых романах он ведет  речь о тоскливых буднях жизни, вводит читателя в круг повседневных, весьма ограниченных интересов своих героев. Лишь немногие из них помышляют о  свободной и содержательной жизни. Таковы Анна-Вероника («Анна-Вероника») и Джордж Пондерво («Тоно-Бенге»), Им приходится вести упорную борьбу за право определить свой жизненный путь и приобщиться к знаниям.

Подобная «двуплановость» творчества Уэллса связана со стремлением показать человека не только в его настоящем, но и раскрыть заложенные в нем потенциальные возможности. Человек в понимании Уэллса заключает в себе как бы две сущности: он велик и значителен по своим возможностям, однако условия жизни часто делают его незначительным и мелким.

Проблема  несовершенства мироустройства поставлена в «Машине времени».

Время действия романа отнесено в далекое будущее  — в девятое тысячелетие нашей  эры. Герой совершает необычное  путешествие — полет во времени, — перемещаясь из настоящего в  будущее. Во время полета он представляет себе жизнь людей далекого будущего: великолепные города, чудесная природа, веселые и радостные лица. Но, опустившись на землю, путешественник видит иное. Люди будущего (как и его современники) разделены на два лагеря. На поверхности земли живут маленькие, грациозные существа — элои. Они ведут бездумное существование, не занимаясь никаким трудом. Элои пользуются всеми благами жизни; наслаждаются солнечным светом, красотой природы; они играют и резвятся. А в это самое время глубоко под землей трудятся обезьяноподобные существа — морлоки. Когда-то в прошлом морлоки тоже жили на земле и были слугами элоев. Теперь их вытеснили с поверхности земли в ее глубины. Там они трудятся, утратив сходство с людьми. Непосильный труд согнул их спины, подавил разум; темнота подземелья лишила их зрения.

Взаимоотношения элоев и морлоков Уэллс изображает как доведенные до предела социальные противоречия между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Однако о необходимости социальной борьбы в романе не говорится. Уэллс изображает морлоков не только как угнетенных, но и как не способных на борьбу. И элои и морлоки обречены на вырождение. Путешественник рассуждает: «Я понял, что ныне существующая аристократия ведет ныне существующую индустриальную систему к ее логическому концу. Победа человека над природой будет не просто победой над природой, она будет победой человека над своим ближним».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47. Характеристика английского модернизма (В. Вулф).

Творчество Вирджинии Вулф (1882 - 1941) связано с развитием модернистского романа в Англии в период между двумя мировыми войнами.

В них она  выступила убежденной противницей реалистического метода Уэллса, Голсуорси и Беннета. Своеобразие творческого метода самой Вулф основано на свойственном ей понимании окружающего не как объективно существующей реальности, а как «воображаемой жизни.

Модернистское осмысление приемов психологического анализа связано с поисками композиционных форм романа, в основе которых —  не передача событий и отношений  героев друг к другу и к окружающей их действительности, а воспроизведение потока их чувств, переживаний, эмоций. Отсюда — свободная форма внутренних монологов, импрессионистическая манера в изображении обстановки. В каждом произведении Вулф ставит определенную задачу-эксперимент: передать с помощью «текучей» прозы движение времени, изобразить развитие чувств героя во времени — от детства к юности и затем к старости; показать, сколь несхожа реакция различных людей на одно и то же событие и какую сложную цепь ассоциаций может вызвать у человека созерцание самого незначительного предмета; рассказать о параллельно развивающихся судьбах людей, переплетающихся лишь на мгновение и навсегда расходящихся; сквозь призму одного дня показать всю жизнь героя.

В творчестве Вулф выделяются три периода. Первый — 1915 — 1922 годы. В это время написаны романы «Путешествие» (The Voyage Out, 1915), «Ночь и день» (Night and Day, 1919), рассказы, составившие сборник «Понедельник и четверг» (Monday and Thurs-day, 1921), и роман «Комната Джекоба» (Jacob's Room, 1922). Это период формирования художественного метода и стиля Вулф. «Комната Джекоба» — итог этих поисков.

Второй  период относится к середине 20-х годов и включает романы «Миссис Дел-лоуэй» (Mrs. Dalloway, 1925) и «К маяку» (То the Lighthouse, 1927). В третий период (1928—1941) написаны романы «Орландо» (Orlando, 1928), «Волны» (The Waves, 1931), «Годы» (The Years, 1937) и «Между актами» (Between the Acts, 1941). В эти годы творчество Вулф переживает явный кризис.

В романе «Волны»  четко обозначился поворот писательницы к формализму. Выдвигая проблему «человек и вселенная», Вулф пытается разрешить ее, минуя проблему «человек и общество». Несостоятельность мировоззренческих позиций писательницы отразилась в выдвигаемых ею принципах изображения жизни и человека. В своем подходе к человеку она окончательно отметает индивидуальное, конкретное, обусловленное определенной средой и временем, ради утверждения «всеобщего» и «абстрактного». В «Волнах» Вулф обращается к изображению человеческой жизни «вообще», стремится к созданию универсальной картины бытия, оперирует абстрактными представлениями о добре и зле, о свете и мраке. В романе акцентируется мысль об обреченности всего существующего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48. Формалистические искания Д. Джойса  в романе «Улисс». 

Джеймс Джойс (1882 - 1941) — один из крупнейших представителей модернистского искусства XX в. Западная критика называет его, наряду с Прустом и Кафкой, «отцом» современного модернистского романа.

Вступив в  литературу на рубеже XIX—XX вв., Джойс  раньше других модернистов приступил  к разрушению основ реализма. Весь свой талант он подчинил задаче создания романа нового типа, отвечающего, по его убеждениям, запросам современности. Таким романом явился «Улисс», принесший Джойсу мировую известность.

Над "Улиссом" Джойс работал семь лет (1914—1921); впервые  роман был опубликован в Париже в 1922 г. Эту книгу назвали «энциклопедией модернизма».

В «Улиссе» писатель предстает перед нами как мифотворец, создающий произвольную модель мира и человека.

Замысел «Улисса» связан со стремлением изобразить жизнь и человека «вообще». Реализован этот замысел в картине одного дня из жизни трех основных героев — Леопольда Блума, агента рекламного отдела одной из дублинских газет, его жены Мэрион (Молли) и писателя Стивена Дедалуса, преподающего историю в одной из гимназий Дублина. Джойс подробно рассказывает о том, что они делали, думали, чувствовали в каждый определенный момент дня, он передает поток их сознания.

В романе точно  назван день, в который происходят события, — 16 июня 1904 г. Действие романа начинается в 8 часов утра и завершается  в 3 часа ночи. «Улисс» состоит из 18 эпизодов; их последовательность определяется движением во времени — от утра к вечеру.

В «Улиссе» изображен процесс нивелировки  личности художника. Горькие и надрывные ноты, прозвучавшие в «Портрете художника в юности», здесь затухают. Собственно, о том Стивене Дедалусе, каким мы его видим в «Улиссе», трудно говорить как о художнике в настоящем смысле этого слова. При нем остается его эрудиция, но материал романа не дает оснований судить о характере его творческих замыслов. Бездеятельность Стивена, присущее ему ощущение своей неполноценности и бессилия, неверие в какие бы то ни было разумные начала бытия — все это подтачивает и разрушает его «я», оказывающееся в конечном итоге поглощенным миром Блума.

Торжество земной, «изначально греховной» сущности человеческой натуры утверждается в заключительном внутреннем монологе погружающейся  в сон Мэрион. Эти две с половиной тысячи слов, не разделенных знаками препинания, являются синтезом и вместе с тем наиболее ярким проявлением самой сущности «Улисса».

Джойс отказывается от традиционного для  жанра романа приема описания, портретной характеристики, логически развивающегося диалога. Он экспериментирует в процессе передачи «потока сознания», стремится  к усовершенствованию техники внутреннего  монолога. При этом он широко использует прием перебоя мыслей и прием параллельного развертывания двух рядов мыслей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49. Философский роман экзистенциалистской  ориентации (произведение по выбору).

Айрис Мердок (1919 - 1999) в течение ряда лет преподавала философию в Оксфордском университете. Она — автор работ по философии. Среди них выделяется книга «Сартр — романтик-рацио-налист» (Sartre, Romantic Rationalist, 1953).

В качестве основной проблемы литературы Мердок выдвигает проблему человеческой личности. По мнению писательницы, роман должен повествовать о сложной нравственной жизни человека и о загадочности человеческой индивидуальности; должен говорить о том, что человеческая личность представляет необыкновенную ценность.

По определению  Мердок, роман — это картина и комментарий человеческого существования. Писательница связывает роман с философией. Отсюда проистекают многие противоречия ее творчества. Писательница выступила против романа-мифа, романа-притчи, представляющих человека абстрактно. Она сторонница такого философского романа, в котором восстанавливается ощущение полноты и сложности человеческой жизни. Роман должен заключать в себе «трагическое открытие». Роман должен говорить о человеке правду.

Писательница  ценит в человеке романтику мечты, непокорство, стремления к духовным ценностям.

В романе «Под сетью» (Under the Net, 1954) герой Джейк Донагью отходит от позиции компромиссов и полуправды и стремится идти своей дорогой, не желая принимать условия, диктуемые властью денег. Для героя и автора в жизни все удивительно, чудесно, замысловато, таинственно и романтично. В романе «Под сетью» улавливаются наиболее важные мгновения в жизни героя, психологическое содержание этих мгновений. Роман строится в форме психологического самоанализа внутренней жизни героя.

Роман «Под сетью» — это драматизация философских идей. Философия связана здесь с характерами. Философская позиция того или иного персонажа становится средством его индивидуальной характеристики. Философские концепции, нашедшие место на страницах романа, не обязательно являются выражением авторской точки зрения. Та или иная философская идея здесь как бы отделена от автора, объективирована в связи с характеристикой позиции того или иного интеллектуального героя.

Первый роман  Айрис Мердок представляет собой своеобразный сплав характерных черт различных жанров: философско-психологнческого и плутовского романов, комедии интриги и лирической повести. Преобладает в этом произведении структура философско-психологического романа.

В первых романах  Мердок нет большого напряжения и накала страстей. Но в последующих произведениях все больше нарастает интерес к острому драматическому конфликту.

В романе «Красное и зеленое» (The Red and the Green, 1965) впервые в творчестве писательницы появляется историческая тема, которая является основой подлинного драматизма главного конфликта. Хотя и этот роман несет в себе элементы мелодрамы, комедии интриги, но здесь уже доминирует трагическое начало. В романе изображаются участники «пасхального» восстания 1916 г. в Ирландии и их трагическая судьба.

Айрис Мердок выступает в этом романе сторонницей национально-освободительного движения в Ирландии. Писательница сосредоточивает свое внимание на раскрытии психологии будущих борцов и на событиях, которые предшествовали восстанию. Патриотизм ирландцев, их свободолюбие представлены как романтический порыв. Ведущей темой романа является любовь к родине; ирландские патриоты готовы идти на смерть во имя освобождения своей страны от британского владычества.Среди персонажей романа выделяется героический образ Пата Дюмэя. Несмотря на ущербные моменты в психологическом ана-лизе характера Пата, Мердок сумела передать в его облике мужество, способность к борьбе, стойкость перед лицом смерти. Пат Дюмэй — патриот и романтик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.Типологические  особенности средневекового героического  романа («Песня о Беовульфе»).

2. Своеобразие английского рыцарского романа и его источники.

3. Жанровое своеобразие аллегорической поэмы (В. Ленгленд «Видение о

4. Гуманистические тенденции в  творчестве Д. Чосера, новаторский  характер 

5. Утопический роман и его специфика  (Т. Мор «Утопия»).

6. Лирика поэтов-гуманистов Т. Уайета и Г. Сарри.

7. Новаторский характер творчества  Ф. Сидни.

8. Гуманистическая направленность  лирики Э. Спенсера.

9. Исторические предпосылки возникновения  английского театра. Предшественники  В. Шекспира (Т. Кид, Р. Грин).

10. Новаторство драматургии К. Марло.

11. Проблемное содержание исторических  хроник В. Шекспира.

12. Гуманистическая направленность  комедий В. Шекспира.

13. Гуманистическая концепция личности  в трагедии В. Шекспира «Гамлет».

Информация о работе Шпаргалки по "Зарубежной литературе"