Глава 1. Основы языка
и стиля поэзии С. Есенина
Творчество Сергея Есенина, неповторимо
яркое и глубокое, ныне прочно вошло в
нашу литературу и пользуется огромным
успехом у многочисленного читателя. Стихи
поэта полны сердечной теплоты и искренности,
страстной любви к беспредельным просторам
родных полей, "неисчерпаемую печаль"
которых умел он так эмоционально и так
звонко передать.
В нашу литературу Сергей Есенин вошёл
как выдающийся лирик. Именно в лирике
выражено всё, что составляет душу есенинского
творчества. В ней полнокровная, искрящаяся
радость юноши, заново открывающего удивительный
мир, тонко чувствующего полноту земной
прелести, и глубокая трагедия человека,
слишком долго остававшегося в "узком
промежутке" старых чувств и воззрений.
И, если в лучших стихотворениях Сергея
Есенина — "половодье" самых сокровенных,
самых интимных человеческих чувств, они
до краёв наполнены свежестью картин родной
природы, то в других его произведениях
— отчаяние, тлен, безысходная грусть.
Сергей Есенин, прежде всего — певец Руси,
и в его стихах, по-русски искренних и откровенных,
мы ощущаем биение беспокойного нежного
сердца. Они впитали в себя великие традиции
национальной поэзии, традиции Пушкина,
Некрасова, Блока.
Большое место в творчестве
Есенина занимают эпитеты, сравнения,
повторы, метафоры. Они используются как
средство живописи, передают многообразие
оттенков природы, богатство ее красок,
внешние портретные черты героев. Немаловажную
роль в поэзии Есенина, как и в народных
песнях, играют повторы. Они используются
для передачи душевного состояния человека,
для создания ритмического рисунка. Есенин
употребляет повторы с перестановкой
слов:
С моей душой стряслась беда,
С душой моей стряслась беда.
Поэзия Есенина насыщена обращениями,
часто это обращения к природе:
Милые березовые чащи!
Используя стилистические особенности
народной лирики, Есенин как бы пропускает
их через литературные традиции и через
свое поэтическое мироощущение.[[2]]
В своей книге “Некрополь”
Ф. Ходасевич утверждал, что красота родных
рязанских раздолий и русского слова,
песни матери и сказки бабушки, Библия
деда и духовные стихи странников, деревенская
улица и земская школа, лирика Кольцова
и Лермонтова, частушки и книги – все эти,
порой крайне противоречивые, влияния
способствовали раннему поэтическому
пробуждению Есенина, которого мать-природа
столь щедро наделила драгоценным даром
песенного слова. [[3]]
Чаще всего он писал о деревенской
природе, которая всегда выглядела у него
простой и незамысловатой. Это происходило
потому, что эпитеты, сравнения, метафоры
Есенин находил в народной речи:
За ровной гладью вздрогнувшее
небо
Выводит облако из стойла под
уздцы.
Или:
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые.
Так же как и для народа, для
Есенина характерно одушевление природы,
приписывание ей человеческих чувств,
т. е. приём олицетворения:
Клен ты мой опавший,
клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись,
под метелью белой?
Или что увидел?
Или что услышал?
Словно за деревню
погулять ты вышел.
Настроения и чувства Есенина,
как и народа, созвучны природе, поэт ищет
у нее спасения и успокоения. Природа сопоставляется
с переживаниями человека:
Не нашлось мое колечко.
Я пошел с тоски на луг.
Мне вдогон смеялась речка:
«У милашки новый друг».
Поэтику Есенина отличает тяготение
не к отвлеченностям, намекам, туманным
символам многозначности, а к вещности
и конкретности. Поэт создает свои эпитеты,
метафоры, сравнения и образы. Но он создает
их по фольклорному принципу: он берет
для образа материал из того же деревенского
мира и из мира природы и стремится охарактеризовать
одно явление или предмет другим. Эпитеты,
сравнения, метафоры в лирике Есенина
существуют не сами по себе, ради красивой
формы, а для того, чтобы полнее и глубже
выразить своё мировосприятие.
Строй сравнений, образов, метафор,
всех словесных средств взят из крестьянской
жизни, родной и понятной.
1.1.3 Поэтическая лексика.
Е. С. Роговер в одной из своих
статей утверждал каждый поэт имеет свою
как бы “визитную карточку” : или это
особенность поэтической техники, или
это богатство и красота лирики, или своеобразие
лексики. Всё перечисленное, конечно, относится
и к Есенину, но хотелось бы отметись особенности
лексики поэта.[[5]]
Конкретность и отчётливость
поэтического видения выражается самой
обиходной бытовой лексикой, словарь прост,
в нём отсутствует книжные и тем более
абстрактные слова и выражения. Этим языком
пользовались односельчане и земляки,
и в нём вне всякой религиозной окраски
встречаются религиозные слова, которые
поэт использует для выражения своих сугубо
светских идей.
В стихотворении “Дымом половодье…”
стога сравниваются с церквями, а заунывное
пение глухарки с зовом ко всенощной.
Поэт рисует картину родного
края, забытого и заброшенного, залитого
половодьем, отрезанного от большого мира,
оставленного наедине с унылым жёлтым
месяцем, тусклый свет которого освещает
стога, и они, как церкви, у прясел окружают
село. Но, в отличие от церквей, стога безмолвны,
и за них глухарка заунывным и невесёлым
пением зовёт ко всенощной в тишину болот.
Видна ещё роща, которая “синим
мраком кроет голытьбу”. Вот и вся неброская,
нерадостная картина, созданная поэтом,
всё, что он увидел в родном затопленном
и покрытом синим мраком крае, лишённом
радости людей, за которых, право же, не
грех и помолиться.
И этот мотив сожаления о бедности
и обездоленности родного края пройдёт
через раннее творчество поэта, а способы
выражения этого глубокого социального
мотива в картинах природы, казалось бы,
нейтральных к социальным сторонам жизни,
будут всё больше совершенствоваться
параллельно с развитием словарного запаса
поэта.
В стихотворениях “Подражание
песне”, “Под венком лесной ромашки”,
“Хороша была Танюша…”, “Заиграй, сыграй,
тальяночка…”, особенно заметно тяготение
поэта к форме и мотивам устного народного
творчества. Поэтому в них немало традиционно
– фольклорных выражений типа: “лиходейская
разлука”, как “коварная свекровь”, “залюбуюсь,
загляжусь ли”, “в терем тёмный”, коса
– “душегубка-змея”, “парень синеглазый”.
Используются также фольклорные конструкции
поэтического образа. “Не кукушки загрустили
– плачет Танина родня” (тип образа, хорошо
известный поэту из русской народной песни
и “Слова о полку Игореве”).
Простые, незамысловатые слова
и выражения, заимствованные из народного
творчества и создают тот неподдельный,
многим близкий стиль С. Есенина.
1.1.4. Поэтическая техника
С. Есенина.
Лирический талант Сергея Есенина
заметен и в оформлении строк, строф и
отдельных стихотворений, в так называемой
поэтической технике. Отметим прежде всего
словесное своеобразие поэта: радость
и горе, буйство и печаль, наполняющие
его стихи, он выражает многословно, добиваясь
выразительности в каждом слове, в каждой
строке. Поэтому обычный размер лучших
его лирических стихотворений редко превышает
двадцать строк, которых ему достаточно
для воплощения подчас сложных и глубоких
переживаний или создания законченной
и яркой картины.
Несколько примеров:
Не дали матери сына,
Первая радость не впрок.
И на колу под осиной
Шкуру трепал ветерок.
Две последние строки не только
поясняют первые, имеющееся в них метонимическое
уподобление содержит целую картину, характерную
для сельской жизни. Шкура на колу – знак
совершённого убийства, остающегося за
пределами стихотворения.
Чуток поэт и к краскам, имеющимся
в самом слове или в ряде слов. Коровы говорят
у него “на кивливом языке”, капуста “волноватая”.
В словах слышится перекличка кив - лив,
вол – нов, во - ва.
Звуки как бы подхватывают и
поддерживают друг друга, сохраняя заданное
звуковое оформление строки, её мелодию.
Особенно это заметно в гармонии гласных:
твою озёрную тоску; в терем тёмный, в лес
зелёный.
Строфа у поэта обычно четырёхстрочная,
в которой каждая строка синтаксически
закончена, перенос, мешающий напевности,
- исключение. Четырёх - и двухстрочные
строфы не требуют и сложной системы рифмовки
и не дают её многообразия. По своему грамматическому
составу рифмы Есенина не одинаковы, однако
заметно тяготение поэта к точной рифме,
придающей особую гладкость и звонкость
стиху.[[6]]
Месяц рогом облако бодает,
В голубой купается пыли.
И кивал её месяц за курганом,
В голубой купается пыли.
Лирика Есенина очень красива
и богата. Поэт использует различные художественные
средства и приёмы. Основные из них:
Ø Есенин часто употребляет
слова с уменьшительными суффиксами. Употребляет
он и старые русские слова, сказочные названия:
выть, свей и др.
Ø Поэзия Есенина образна.
Но образы его тоже просты: «Осень — рыжая
кобыла». Образы эти опять-таки заимствованы
из фольклора, например, ягненок — образ
невинной жертвы.
Ø Интересна и цветовая гамма
Есенина. Он чаще всего употребляет три
цвета: синий, золотой и красный. И эти
цвета тоже символичны.
Синий — стремление к небу,
к невозможному, к прекрасному:
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Золотой — изначальный цвет,
из которого всё появилось и в котором
всё исчезает: «Звени, звени, златая Русь».
Красный — цвет любви, страсти:
О, верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть...
Ø Часто Есенин, используя
богатый опыт народной поэзии, прибегает
к приему олицетворения:
Черемуха у него "спит в белой
накидке", вербы — плачут, тополя —
шепчут, "пригорюнились девушки-ели",
"словно белой косынкой повязалась
сосна", "плачет метель, как цыганская
скрипка" и т. д.
2.1 Ведущие темы поэзии.
О чём бы ни писал Есенин, он
мыслит образами, взятыми из мира природы.
Каждое его стихотворение, написанное
на любую тему, всегда необыкновенно красочно,
близко и понятно каждому.
1. Есенин С.А. Собр. соч.: в
3 т. Т. 1, 3. М., 1977.
2. Гоголь Н. В. Собр. соч.: в
8 т. Т.1, 7. М., 1984.
3. Рубцов Н.: Время, наследие,
судьба: Литературно – художественный
альманах. 1994.
4.Агеносов В., Анкудинов
К. Современные русские поэты.- М.:
Мегатрон, 1997. – 88с..
5. Гусев В. И. Неочевидное6
Есенин и советская поэзия. М.,
1986. С.575
6. Жизнь Есенина: рассказывают
современники. М., 1988.
7. Лазарев В. Долгая память
// Поэзия российских деревень, М.,
1982, с. 6, /140/.
8. Литература в школе.
Научно – методический журнал.
М., 1996.
9. Прокушев Ю. Л.: Жизнь
и творчество Сергея Есенина.
М.: Дет. Лит., 1984.- 32с..
10. Роговер Е. С. Русская
литература ХХ века: Учебное пособие.
– 2-е издание.- СПб. 2004.- 496с.
11. В.Ф. Ходасевич. Некрополь:
Воспоминания.- М.: Советский писатель,
1991.- 192с.
12. Эрлих В.И. Право на
песнь // С.А.Есенин в воспоминаниях
современников: в 2 т. Т.2. М., 1986..
13. П.Ф. Юшин. Поэзия Сергея
Есенина 1910-1923 годов. М., 1966.- 317с..
[1] См. библиографию в конце
работы.
[2] Лазарев В. Долгая память.
// Поэзия российских деревень, М.,
1982, с. 6, /140/.
[3] В.Ф. Ходасевич. Некрополь:
Воспоминания.- М.: Советский писатель,
1991.- 192с.
[4] Роговер Е. С. Русская
литература ХХ века: Учебное пособие.
– 2-е издание.- СПб. 2004.- 194с.
[6] . П.Ф. Юшин. Поэзия Сергея
Есенина 1910-1923 годов. М., 1966.- 317с..
[7] Роговер Е. С. Русская
литература ХХ века: Учебное пособие.
– 2-е издание.- СПб. 2004.- 496с.
[8] В.Ф. Ходасевич. Некрополь:
Воспоминания.- М.: Советский писатель,
1991.- 192с..
[9] В.Ф. Ходасевич. Некрополь:
Воспоминания.- М.: Советский писатель,
1991.- 192с.
[10] В.Ф. Ходасевич. Некрополь:
Воспоминания.- М.: Советский писатель,
1991.- 192с.
[11] Жизнь Есенина: рассказывают
современники. М., 1988.
[12] Жизнь Есенина: рассказывают
современники. М., 1988, стр 67.
[16] В.Ф. Ходасевич. Некрополь:
Воспоминания.- М.: Советский писатель,
1991.- 192с.
[17] Эрлих В.И. Право на
песнь // С.А.Есенин в воспоминаниях
современников: в 2 т. Т.2. М., 1986.
[18] Литература в школе.
Научно – методический журнал.
М., 1996.
[19] Гусев В. И. Неочевидное:
Есенин и советская поэзия. М.,
1986. С.575
[20] В.В. Бузник, А.С. Бушмин.
Русская советская литература: М.,
1989.
[21] С. Есенин утверждал
своё крестьянское первородство:
“У меня отец – крестьянин,
ну, а я крестьянский сын”.
Новокрестьянскими называли поэтов
вышедших из крестьян и поддерживающих
низшие слои населения.
Глава 2. Структурные
характеристики сравнений в поэтических
текстах С. Есенина
2.1 Структурные особенности
сравнений
Полные сравнения. Первая группа
в этой классификации содержит сравнения,
в которых не отсутствует ни один из компонентов
структуры, например:
В данных сравнениях можно выделить
предмет «дух», образ «дым» и признак,
по которому они сравниваются «вьется».
В приведенных выше примерах все компоненты
нераспространенны и лаконичны. Таких
сравнений в этой группе большинство.
Неполные сравнения, в структуре
которых отсутствует признак.
Вторая группа представляет
собой сравнения, в которых опущен признак,
на основе которого сопоставляются предметы,
например:
В значительной части сравнений
этой группы признак восстанавливается
по смыслу, если это сравнение традиционно
для русского языка и образ, заключенный
в нем, в сознании воспринимающего уже
несет в себе определенную семантическую
нагрузку. Например, ночь ассоциируется
с черным цветом, снег - с белым, лед - с
холодом, и эти ассоциации находят свое
отражение в лирических сравнениях.
Неполные сравнения, в структуре
которых отсутствует предмет.
Эту группу составляют сравнения,
в структуре которых имеются признак и
образ, а предмет опущен:
Результаты наших наблюдений
показывают, что большинство сравнений
М.Ю.Лермонтова - полные, то есть имеют
в своей структуре все три компонента:
предмет, признак и образ. Но употребление
таких сравнений не стандартизировано.
М.Ю.Лермонтов освежает их форму варьированием
признака или образа, выполняющим различные
функции, которые зависят от контекста
и задачи автора. Часто целые стихотворения
и куски текста строятся на веренице сменяющих
друг друга образов сравнения, что придает
им динамичность и стремительность.