Система сравнений в поэтическом творчестве Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – выявление особенностей сравнительных конструкций как лингвоэстетической категории в поэтике С. Есенина.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать идейно-художественные особенности поэтики С. Есенина.
изучить научные работы по теории сравнения в современной лингвистике;
2) установить состав сравнительных конструкций в произведениях поэта;
3) определить структурные характеристики сравнительных конструкций в стихотворных текстах поэта (сравнительные обороты с разными союзами; приложения; часть сказуемого; формы Тв. падежа существительного; сложноподчиненные предложения и др.);
4) рассмотреть основные семантические комплексы, вокруг которых происходит формирование системы сравнений у С. Есенина.
5) определить функциональную нагрузку сравнительных конструкций в поэзии С. Есенина

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Основы языка и стиля поэзии С. Есенина……………………….
Глава 2. Структурные характеристики сравнений в поэтических текстах С. Есенина ………………………………………………………………………..
Глава 3. Семантические группы сравнительных конструкций в поэтическом языке С. Есенина……………………………………………………………….
Глава 4. Стилистическая роль сравнительных конструкций в стихотворениях С. Есенина…………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………..
Приложение…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Содержание.docx

— 87.37 Кб (Скачать файл)

            - С.110-124.

        20. Еремина  В.И. Образное сравнение в народной  лирике // Поэтика  и

            стилистика русской литературы. Л.: Наука, 1971. - С.10-18.

        21. Ефимов  А.И. Об изучении языка  художественных  произведений.  -

            М.: Учпедгиз, 1952. - 144с.

        22. Ефимов  А.И. Стилистика  художественной  речи. - М.: МГУ, 1961. -

            519с.

        23. Жирмунский  В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика.  -  Л.:

            Наука, 1977. - 407с.

        24. Зубова  Л.В. Поэзия М Цветаевой: лингвистический  аспект.  -  Л.:

            Изд-во ЛГУ, 1989. - 262с.

        25. Зубова  Л.В. Потенциальные свойства языка  в поэзии  М.Цветаевой.

            - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - 144с.

        26.  Иконников  С.Н.  Изучение  темы  "Сравнительный   оборот"   на

            факультативных занятиях // Русский  язык в школе. - 1959. -  №1.

            - С.59-66.

        27. Карцевский  С.О. Сравнение // Вопросы языкознания. - 1976. - №1.

            - С.107-112.

        28. Киселева  Л.А. Полные придаточные со  сравнительными  союзами  в

            русском языке // Учен. зап. Ленинг. ун-та. - 1958. - Вып.38.  -

            С.103-114.

        29. Киселева  Л.А. Конструкции со  сравнительными  союзами  -  члены

            простого предложения // Учен. зап. Ленинг. ун-та. - 1959. - 227

            Сер. филол., вып. 55. - С.129-140.

        30. Ковтунова  И.И. Поэтический синтаксис. - М.: Просвещение,  1986.

            - 112с.

        31.  Кочинова  О.Н.  О  языковых  средствах  выражения   сравнений,

            метафор, эпитетов // Русский язык  в школе. - 1872. - №4. - С.58-

            65.

        32. Кудрова  И.В. Версты, дали... - М.: Сов. Россия, 1991. - 368с.

        33. Кучеренко  И.К.  О  типах  придаточных  предложений,  выраженных

            посредством сравнений // Русский  язык в школе. - 1961. - №6.  -

            С.35-38.

        34. Лотман  Ю.М. Структурные свойства стиха  на лексико-семантическом

            уровне // Лотман Ю.М. Структура художественного  текста.  -  М.:

            Искусство, 1970. - С.203-219.

        35. Мальшакова  Н.Т. Сравнительный оборот с союзом "как" //  Русский

            язык в школе. - 1953. - №6. - С. 16-18.

        36. Некрасова  Е.А. Грамматическая ошибка или  поэтический приём?  //

            Русская речь. - 1977. - №1. - С.57-63.

        37. Некрасова  Е.А.  Сравнения  //  Языковые  процессы  современной

            русской художественной литературы. - М.: Наука, 1977. -  С.240-

            294.

        38. Некрасова  Е.А. Бакина  М.А.  Языковые  процессы  в  современной

            русской поэзии. - М.: Наука, 1982. - 312с.

        39. Орлов  В. Перепутья. - М.: Просвещение, 1976. - 181с.

        40. Орлова  В.И. Фразеологические обороты со  сравнительными  союзами

            // Русский язык в школе. - 1966. - №3. - С.83-90.

        41. Орлова  В.И., Семенова Т.Н. Красный, как кровь // Русская  речь.

            - 1976. - №1. - С.71-76.

        42. Основина  Г.А. Образность сравнений // Русская  речь. -  1974.  -

            №1. - С.9-14.

        43. Павловский  А.К. Куст рябины: о поэзии М.Цветаевой. -  Л.:  Сов.

            писатель, 1989. - 262с.

        44. Панфилов  А.К.  О  словосочетаниях  типа  "лететь  стрелой"  //

            Вопросы культуры речи. - М.: Наука, 1967. - Вып.8. - С.163-169.

        45. Платек  Я. Непобедимые ритмы // Платек Я. Верьте музыке.  -  М.:

            Сов. композитор, 1989. - С.133-188.

        46. Прияткина  А.Ф. Конструкция с союзом "как" в простом предложении

            современного русского языка // Русский  язык в школе. - 1957.  -

            №6. - С.47-52.

        47. Пугач  С.А. Оживление внутренней формы  слова // Русская речь.  -

            1978. - №2. - С.52-55.

        48. Пухначев  Ю.В. Пространство М.Цветаевой //   ПухначевЮ.В.  Число

            и мысль. - М.: Наука, 1981. - С.65-88.

        49.  Ревзина  О.Г.  Границы  поэтического  контекста  //   Проблемы

            реализации системы синтаксиса - Пермь.: Мысль, 1981. - С.18-61.

        50. Ревзина  О.Г. Из лингвистической поэтики // Проблемы структурной

            лингвистики. - М.: Наука, 1983. - С.220-233.

        51. Ревзина  О.Г.  Некоторые  особенности  синтаксиса  поэтического

            языка М.И.Цветаевой // Лингвистическая  семантика и семиотика. -

            Тарту, 1979. - №2. - С.43-51.

        52. Рубайло  А.Т. Художественные средства языка. - М.:  Просвещение,

            1961. - 122с.

        53.  Русские  писатели  о  литературном  труде.  Т.1.  -  Л.:  Сов.

            писатель, 1954. - 759с.

        54. Саакянц  А.А. Марина Цветаева: страницы жизни  и  творчества.  -

            М.: Сов. писатель, 1986. - 218с.

        55. Сазонов  А.П. К вопросу о связи категорий  сравнения,  выраженной

            синтаксическими  средствами,  с  модальностью  //  Учен.   зап.

            Винницкого пед. ин-та. Каф. рус. яз. и  лит., 1962., Т.20 - С.16-

            20.

        56.  Сазонов  А.П.  Сложноподчиненное  предложение  с   придаточным

            сравнительным с союзом "точно" // Учен. зап. Винницкого пед. ин-

            та. Каф. рус. яз. и лит., 1962., Т.20 - С.21-39.

        57. Сазонов  А.П. Союз "как если бы" в русском  языке // Русский язык

            в школе. - 1962. - №6. - С.8-10.

        58. Словарь  современного русского литературного  языка. В 17  томах.

            - М-Л.: АН СССР, 1951.

        59.  Соколова  Н.К.,  Филимонова  Л.Ф.  К  вопросу  о  традиционном

            словоупотреблении в поэтической  речи М.И.Цветаевой // Материалы

            по русско-славянскому языкознанию. - Воронеж,  1973.  -  С.152-

            160.

        60. Тимофеев  Л.И. Очерки теории и истории  русского  стиха.  -  М.:

            Госиздат, 1958. - 415с.

        61. Тимофеев  Л.И. Слово в стихе. - М.: Просвещение, 1982. - 422с.

        62. Томашевский  Б.В. Сравнение. // Томашевский Б.В.  Стилистика.  -

            Л.: Наука, 1983. - С.204-216.

        63. Тулина  Т.А. О способах эксплицитного  и  имплицитного  выражения

            сравнения в русском языке. // Философско-исторические  науки.  -

            1973. - №1. - С.51-62.

        64. Тулина  Т.А. О чем мы сравниваем? // Русская  речь. - 1974. - №4.

            - С.81-84.

        65.  Федоров  А.И.  Семантическая  основа   образных   средств.   -

            Новосибирск: Наука, 1970. - 90с.

        66. Федоров  А.И. Образная речь. - Новосибирск: Наука, 1985.  -  119

            с.

        67.  Формановская  Н.И.  Сравнительное  значение  и   способы   его

            выражения // Формановская Н.И. Стилистика  сложного предложения.

            - М.: Русский язык, 1978. - С.47-52.

        68.  Ходова  К.И.   Творительный   превращения   и   сравнения   //

            Творительный падеж в славянских  языках. - М.: Изд-во  АН  СССР,

            1958. - С.181-192.

        69. Цветаева  А.И. Воспоминания. - М.: Сов. писатель, 1966. - 680с.

        70. Цветаева  М.И. Собрание сочинений в 7 томах. -  М.:  Эллис  Лак,

            1994.

        71. Черемисина  М.И. О границах сравнительной  фразы (тождество фразы

            и  варьирование  ее  элементов)  //  Проблемы  устойчивости   и

            вариативности фразеологических  единиц. - Тула, 1968.  -  С.148-

            157.

        72. Черемисина  М.И. Сравнительные фразеологизмы  русского  языка  //

            Русский язык за рубежом. - 1967. - №2. - С.72-77.

        73. Черемисина  М.И.  О  функции  местоимений  в  придаточной  части

            модальных  сравнений  //  Вопросы   языка   и   литературы.   -

            Новосибирск, 1970. - Вып.4, 1971. - С.3-46.

        74. Черкасова  Е.Т. Опыт  лингвистической  интерпретации  тропов  //

            Вопросы языкознания. - 1968. - №2. - С.28-38.

        75. Черкасова  Е.Т. О союзном и  несоюзном  употреблении  слов  типа

            "будто" и т.п.  //  Памяти  академика  В.В.Виноградова.  -  М.:

            Наука, 1971. - С.225-229.

        76.  Черкасова  Е.Т.  Наблюдения  над  экспрессивной   функцией   в

            поэтическом языке // Развитие современного  русского  языка.  -

            М.: Высшая школа , 1975. - С.141-151.

        77.  Широкова  Н.А.  Из  истории  союзных  конструкций,  выражающих

            отношения сравнения. - Казань: Изд. Казанского ун-та,  1966.  -

            184с.

        78. Широкова  Н.А. Типы синтаксических конструкций  с  сравнительным

            союзом  в  составе  простого  предложения.   -   Казань:   Изд.

            Казанского ун-та, 1960. - 154с.

        79. Широкова  Н.А.  Типы  сложноподчиненных,  выражающих  отношения сравнения. -  Казань: Изд. Казанского ун-та, 1963. - 56с.

        80. Широкова  Н.А. Синтаксические функции сравнительного  оборота  в

            современном русском языке   //  Учен.  зап.  Казанского  ун-та,

            1955. - Т.115. - Кн. 10. - С.167-168.

        81. Эренбург  И. Поэзия М.Цветаевой // Литературная  Москва:  сборник

            второй. - М.: Сов. Писатель, 1956. - С.60-84.

        82. Эфрон  А.С. Страницы воспоминаний. - М.: Сов. писатель, 1962.  -

            318с.

http://www.sesenin.ru/otrvor4estve/

 

194. Шубникова-Гусева Н.И. Диалог  как основа творчества Есенина // Столетие Сергея Есенина: Международный  симпозиум. М.,1997. -С. 130-489.

202. Юшин П.Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция. -М., 1969.

 
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/tvorchestvo-s-esenina-v-kontekste-traditsii-russkoi-dukhovnoi-kultury#ixzz2xRg2ibUg

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

  1. Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют.

С 344; «Руки милой – пара лебедей…»

  1. Может, поздно, может, слишком рано, и о чем не думал много лет, походить я стал на Дон-Жуана, как заправский ветреный поэт.

С 402; « Может, поздно, может, слишком рано…»

  1. Может, поздно, может, слишком рано, и о чем не думал много лет, походить я стал на Дон-Жуана, как заправский ветреный поэт.

С 402; « Может, поздно, может, слишком рано…»

  1. Я тогда еще был ребенок, но под бабкину песню вскок он бросался, как юный тигренок, на оброненный ею клубок. (Котенок)

С 381; «Ах как много на свете кошек…»

  1. Знаю то, что о нас с тобой вместе вместо ласки и вместо слез у ворот, как о сгибшей невесте, тихо воет покинутый пес.

С 380; «Я красивых таких не видел…»

  1. Но и все ж возвращаться не надо, потому и достался не в срок, как любовь, как печаль и отрада, твой красивый рязанский платок.

С 380; «Я красивых таких не видел…»

  1. Сад полышет, как пенный пожар, и луна, напрягая все силы, хочет так, чтобы каждый дрожал от щемящего слова «милый».

С 366; «Синий май. Заревая теплынь»

  1. И, каждую березку обнимая, я был пьяней, чем синий день.

С 362; «Письмо к сестре»

  1. А за окном протяжный ветр рыдает, как будто чуя близость похорон.

С 321; «Метель»

  1. Визжит метель, как будто бы кабан, которого зарезать собрались.

С 321; «Метель»

  1. Хороша ты, Персия, я знаю, розы, как светильники, горят и опять мне о далеком крае свежестью упругой говорят.

С 343; «Голубая родина Фирдуси…»

  1. Черемуха душистая с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри, завила.

С 105; «Черемуха»

  1. Жизнь – обман с чарующей тоскою, оттого так и сильна она, что своею грубою рукою роковые пишет письмена.

С 377; «Жизнь – обман с чарующей тоскою…»

  1. Оглядись спокойным вором, посмотри: во мгле сырой месяц, словно желтый ворон, кружит, вьется над землей.

С 360; «Ну, целуй меня, целуй…»

  1. Буду петь я птахой сиротливой, вы ж пляшите дробней и угарней.

С 107; «Девичник»

  1. Ты по-собачьи дьявольски красив, с такою милою доверчивой приятцей.

С 356; «Собаке Качалова»

  1. И, никого ни капли не спросив, как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

С 356; «Собаке Качалова»

  1. Ее взоры, как синие дверцы, в них любовь моя, в них и сердце.

С 411; «Самые лучшие минуты были у милой Анюты…»

  1. Поймешь и то, что я ушел недаром, туда, где бег быстрее, чем полет.

С 317; «Письмо деду»

  1. Тих мой край после бурь, после гроз, и душа моя – поле безбрежное – дышит запахом меда и роз.

С 357; «Несказанное, синее, нежное…»

  1. Я утих. Горы сделали дело, но того, что прошло не кляну. Словно тройка коней оголтелая прокатилась во всю страну.

С 357; «Несказанное, синее, нежное…»

  1. Теперь сплошная грусть, живем мы, как во тьме.

С 311; «Письмо от матери»

  1. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

С 28; «Сыплет черемуха снегом…»

  1. По полю зыбистым бегом пеной я цвет разнесу.

С 28; «Сыплет черемуха снегом…»

  1. В стране, где свищет непогода, ревел и выл октябрь, как зверь, октябрь семнадцатого года.

С 294; «Воспоминание»

  1. По берегам морская гладь – как лошадь загнанная, в мыле.

С 316; «Льву Повицкому»

  1. Эх, любовь-калинушка, кровь – заря вишневая, как гитара старая и как песня новая.

С 358; «Песня»

  1. Эх, любовь-калинушка, кровь – заря вишневая, как гитара старая и как песня новая.

С 358; «Песня»

  1. Я смотрел из окошка на синий платок, кудри черные змейно трепал ветерок.

С 274; «Подражание песне»

  1. И потому мне в душу грусть вошла, как горькая отрава.

С 351; «Мой путь»

  1. И третий мой бокал я выпил, как некий хан, за то, чтоб не сгибалась в хрипе судьба крестьян.

С 361; «1 мая»

  1. Не с того ль, как лампы с абажуром, светятся медузы и воды?

С331; «Батум»

  1. Хорошо и тепло, как зимой у печки.

С 25; «Вот уж вечер. Роса…»

  1. И березы стоят, как большие свечки.

С 25; «Вот уж вечер. Роса…»

  1. Лугом пройдешь, как садом, садом – в цветенье диком, ты не удержишься взглядом, чтоб не припасть к гвоздикам.

С 340; «Воздух прозрачный и синий…»

  1. Но донесу, как счастье, до могилы и волны Каспия, и балаханский май.

С 368; «Прощай, Баку! Тебя я не увижу…»

  1. В этот вечер вся жизнь мне мила, как приятная память о друге.

С 366; «Синий май. Заревая теплынь…»

  1. Ведь радость бывает редко, как вешняя звень поутру…

С 364; «Заря окликает другую…»

  1. И мне – чем сгнивать на ветках – уж лучше сгореть на ветру.

С 364; «Заря окликает другую…»

  1. Зацелую допьяна, изомну, как цвет, хмельному от радости пересуду нет.

С 27; «Выткался на озере алый свет зари»

  1. И потому, что я пою, пою и вовсе не впустую, я милой голову мою отдам, как розу золотую.

С 327; «Цветы»

  1. Они как жизнь, как наше тело, делимое в предвечной мгле. (Цветы рябин)

С 327; «Цветы»

  1. Храня завет родных поверий – питать к греху стыдливый страх, бродил я в каменной пещере, как искушаемый монах.

С 108; «Город»

  1. Как муравьи кишели люди из щелей выдолбленных глыб…

С 108; «Город»

  1. И, схилясь, двигались их груди, что чешуя скорузлых рыб.

С 108; «Город»

  1. Дризжали дроги, словно стекла…

С 108; «Город»

  1. А небо хмурилось и блекло, как бабья сношенная шаль.

С 108; «Город»

  1. Как об ножи стальной дорогой рвались на камнях сапоги…

С 108; «Город»

  1. Я вижу все. И ясно понимаю, что эра новая – не фунт изюму вам…

С 295; «Стансы»

  1. Что имя Ленина шумит, как ветер, по краю, давая мыслям ход, как мельничным крылам.

С 295; «Стансы»

  1. Что имя Ленина шумит, как ветер, по краю, давая мыслям ход, как мельничным крылам.

С 295; «Стансы»

  1. Пока ж – идет метель, и тысячей дьячков поет она плакидой – сволочь-вьюга.

С 316; «Ответ»

  1. И снег ложится вроде пятачков, и нет за гробом ни жены, ни друга.

С 316; «Ответ»

  1. Ах, у луны такое светит – хоть кинься в воду.

С 375; «Море голосов воробьиных»

  1. Мне все равно эта жизнь полюбилась, так полюбилась, как будто вначале.

С 395; «Свищет ветер, серебряный ветер…»

  1. Ах, метель такая, просто черт возьми!

С 388; «Ах метель такая, просто черт возьми!»

  1. Но погребальной грусти внемля, я для себя сложил бы так: любил он родину и землю, как любит пьяница кабак.

С 376; «Гори звезда моя, не падай…»

  1. Плачет метель, как цыганская скрипка.

С 388; « Плачет метель, как цыганская  скрипка…»

  1. Оттого душе моей не жестко ни желать, ни требовать огня, ты, моя ходячая березка, создана для многих и меня.

С 403; «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…»

  1. Ах, луна влезает через раму, свет такой, хоть выколи в глаза…

С 388; «Сочинитель бедный, это ты ли…»

  1. На груди широкой брызжет кровь, что пламя, а в руках застывших вражеское знамя.

С 84; «Молитва матери»

  1. О Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку, - люблю до радости и боли твою озерную тоску.

С 131; «Запели тесаные дроги…»

  1. Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, перстень счастья ищущий во мгле, эту жизнь живу я словно кстати, заодно с другими на земле.

С 403; «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…»

  1. То не водный звон за путиной – бьет копытом конь под осиной.

С 96; «Ус»

  1. Не река в бугор била пеной – вынимал он нож с подколена, отрезал с губы ус чернявый, говорил слова над дубравой…

С 96; «Ус»

  1. Вечер морозный, как волк, темно-бур…

С 96; «Ус»

  1. Полечу я быстрой птицей на саврасом скакуне.

С 99; «Удалец»

  1. Не обгорят рябиновые кисти, от желтизны не пропадет трава, как дерево роняет тихо листья, так я роняю тихие слова.

С 282; «Отговорила роща золотая…»

  1. Листьями звезды льются в реки на наших полях.

С 222; «Небесный барабанщик»

  1. Души бросаем бомбами, сеем пурговый свист.

С 222; «Небесный барабанщик»

  1. Взвихренной конницей рвется к новому берегу мир.

С 222; «Небесный барабанщик»

  1. Разметем все тучи, все дороги взмесим, бубенцом мы землю к радуге привесим.

С 222; «Небесный барабанщик»

  1. Скоро, скоро вал последний миллионом брызнет лун.

С 222; «Небесный барабанщик»

  1. Сердце – свечка за обедней пасхе массы  и коммун.

С 222; «Небесный барабанщик»

  1. Мы идем, и пылью вьюжной тает облако горилл.

С 222; «Небесный барабанщик»

  1. Все мы порою, как дети, часто смеемся и плачем: выпали нам на свете радости и неудачи.

С 346; «Глупое сердце, не бейся!..»

  1. Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал?  Словно за деревню погулять ты вышел.

С 398; «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»

  1. И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу утонул в сугробе, приморозил ногу.

С 398; «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»

  1. И утратив скромность, одуревши в доску, как жену чужую, обнимал березку.

С 398; «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»



 

 

 

 

 


Информация о работе Система сравнений в поэтическом творчестве Есенина