Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 12:58, курсовая работа
Цель настоящей работы – выявление особенностей сравнительных конструкций как лингвоэстетической категории в поэтике С. Есенина.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать идейно-художественные особенности поэтики С. Есенина.
изучить научные работы по теории сравнения в современной лингвистике;
2) установить состав сравнительных конструкций в произведениях поэта;
3) определить структурные характеристики сравнительных конструкций в стихотворных текстах поэта (сравнительные обороты с разными союзами; приложения; часть сказуемого; формы Тв. падежа существительного; сложноподчиненные предложения и др.);
4) рассмотреть основные семантические комплексы, вокруг которых происходит формирование системы сравнений у С. Есенина.
5) определить функциональную нагрузку сравнительных конструкций в поэзии С. Есенина
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Основы языка и стиля поэзии С. Есенина……………………….
Глава 2. Структурные характеристики сравнений в поэтических текстах С. Есенина ………………………………………………………………………..
Глава 3. Семантические группы сравнительных конструкций в поэтическом языке С. Есенина……………………………………………………………….
Глава 4. Стилистическая роль сравнительных конструкций в стихотворениях С. Есенина…………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………..
Приложение…………………………………………………………………….
Также в структуре сравнений, встречающихся у С.А. Есенина, можно отметить различные типы инверсий. Характерной особенностью многих сравнений является предельная дистанцированность предмета от образа, что придает сравнению ритмичность и глубину.
Обладают интересными особенностями и сравнения неполные. Отсутствие признака позволяет читателю по-разному трактовать многие сравнения, как бы соучаствовать в процессе создания художественного образа. Эта особенность сравнений позволяет воспринимать их творчески, они как бы пропускаются сквозь душу читателя и вбирают из нее что-то свое.
Но все-таки для более адекватного понимания авторской мысли в сравнениях, в которых опушен признак, поэтом как бы расставлены своеобразные знаки, меты, подсказывающие верный путь трактовки. Это может быть как дополнительное осложнение элементов структуры сравнения, так и своеобразие контекста. Подобный прием используется и при сравнениях полных.
Сравнения, в структуре которых отсутствует предмет, как правило тесно привязаны к контексту, так как именно в нем "прячется" отсутствующий компонент структуры. Но он может быть и в заглавии произведения.
Своеобразное использование сравнений в лирике - это сравнения, состоящие из одного образа. Хотя они и малочисленны, но представляют наибольший интерес. Они приобретают в тексте статус самостоятельных, независимых образов и становятся необходимым компонентом в образной системе стихотворения.
Изучение сравнений в лирике М.Ю.Лермонтова позволило выявить индивидуальные особенности их структуры, семантики, функционирования в стихотворном тексте. На основе проделанного анализа сравнений можно сделать следующие выводы.
Сравнения у М.Ю.Лермонтова чаще не общеязыковые, привычные, а такие, в основу которых положены неожиданные сопоставления, что делает сравнения свежими и оригинальными.
Основанием сравнения в большинстве случаев становятся абстрактные понятия, так как сравнения у М.Ю.Лермонтова являются прежде всего средством раскрытия чувств, состояний, мыслей лирической героини.
В сравнениях заметно стремление поэта сочетать контрастные в смысловом и стилистическом отношении речевые средства (абстрактные понятия сравниваются с конкретными, предметы часто сопоставляются с отвлеченными понятиями, человек сравнивается с животными и растениями, растения же уподобляются человеку).
В лирике М.Ю.Лермонтова сравнения краткие, емкие и лаконичные, часто неполные. Отсутствие какого-либо элемента сравнения нередко приводит к его многозначности, возможности нескольких трактовок, позволяющих читателю соучаствовать в процессе создания художественного образа и его осмысления.
Образы сравнений возникают на основе множества ассоциаций - слуховых, зрительных, осязательных - что расширяет внутренний контекст сравнения, углубляя его смысловые связи.
Сравнения часто обладают внутренним микросюжетом, приобретая порой символическое значение, заложенное в подтексте, а образы таких сравнений обретают самостоятельный и законченный характер.
М.Ю.Лермонтов нередко существенно обновляет форму и структуру сравнений варьированием признака или образа, выполняющим различные функции, которые зависят от контекста и задач автора. В структуре сравнений используются различные типы инверсий. Характерной особенностью является предельная дистанцированность предмета от образа, что придает сравнениям ритмичность и глубину.
Сравнения по-разному взаимодействуют друг с другом в тексте. В лирике они, как правило, либо уточняют друг друга, либо каждое из последующих сравнений более ярко выражает авторскую мысль.
В творчестве М.Ю.Лермонтова используются такие средства усиления экспрессивности сравнений, как ассонанс, аллитерация, намеренное стяжение в одном сравнении нескольких однокоренных слов, использование слов с оценочными суффиксами, употребление в составе сравнения экспрессивно окрашенных слов, лексики различных функциональных стилей, фразеологизмов, а также вопросительных, восклицательных, эллиптических и парцеллированных конструкций.
Сравнения у М.Ю.Лермонтова чаще всего осмысливаются на фоне широкого контекста, вследствие чего усиливают воздействие всего текста на читателя.
В основе сравнений у М.Ю.Лермонтова лежит не объективное сходство, а всегда субъективная, личностная оценка, поэтому они проникнуты мироощущением и миропониманием поэта.
1.2 Типы сравнений и разграничение их в лирике М.Ю. Лермонтова
Анализ различных типов сравнений целесообразно начать с разграничения их в зависимости от того, что является предметом сравнения. Это позволит определить, к каким областям жизни наиболее часто обращается автор в своей поэтической речи и какие ассоциации и образы у него при этом возникают.
Большая часть сравнений, предметом которых являются абстрактные понятия, встречается в лирике М.Ю.Лермонтова.
Также часто встречаются в стихотворениях М.Ю.Лермонтова сравнения, дающие портретные характеристики человека. Подобные сравнения описывают героя с разных сторон. Сравнения, характеризующие различные предметы. Эта группа очень разнообразна и включает в себя предметы из самых разных областей жизни.
Сравнения, употребленные для описания свойств личности героя. В качестве предмета сравнения здесь встречаются такие черты, как нежность, ласковость, осторожность, слабость, скромность, сила, могущество, доброта, изменчивость, холодность и другие черты.
Язык располагает большими возможностями выразить идею сравнения. В творчестве М.Ю.Лермонтова можно выделить различные грамматические и синтаксические способы построения сравнений.
Сравнения, выраженные творительным падежом. Творительный падеж в сравнениях синонимичен обычному сравнительному обороту. Предметом сравнения здесь выступают, как правило, существительные непроизводные. Творительный падеж чаще используется при глаголах движения.
Сравнения, выраженные родительным падежом. Среди таких сравнений можно выделить степенные сравнения (то есть сравнения со сравнительной степенью прилагательного). Они сопоставляют два явления, подчеркивают и подобие, и превосходство одного из них над другим.
Сравнительные придаточные предложения. Эта группа сравнений представляет собой сложноподчиненные предложения, в которых предмет сравнения составляет главное предложение, а образ - сравнительное придаточное с союзами "что", "будто", "точно", "как".
Сложность этих конструкций определяется прежде всего синтаксической природой союзов, то есть тем обстоятельством, что эти союзы подчинительные.
Независимость словоформ друг от друга (параллельные члены) сочетается с зависимостью, создаваемой союзной связью. Сравнения, построенные по принципу синтаксического параллелизма, стремятся к некой симметрии в стихе и придают тексту еще большую поэтичность и плавность интонации.
Отрицательные сравнения. Такие сравнения тоже часто строятся по принципу параллелизма, но имеют одну особенность: первый член в таком сравнении - описательный, представляет собой образ, который подается с отрицанием. Автор как бы предупреждает, что не о том, о чем он сейчас говорит, будет идти речь в дальнейшем, а о чем-то другом. Отрицание стоит при образе, а затем идет утверждение самого предмета. Такие сравнения создают особую экспрессию в лермонтовском тексте, так как это типичная форма именно русского фольклора, русской народной песни. За пределами славянской поэзии эта форма не встречается. Такой тип народнопоэтического отрицательного сравнения сразу создает определенный колорит.
Присоединительные сравнения. Обычно сравнения присоединительного типа располагаются в таком порядке: сначала дается предмет, а потом, когда исчерпана тема, относящаяся к предмету, после союзного слова "так" следует образ.
Сравнения с союзом "чем". Особенностью сравнений, включенных в предложение при помощи союза "чем" является их полнота, то есть подобные сравнения не лишены ни одного компонента структуры: в них всегда присутствует предмет, образ и признак сравнения. Большинство сравнений данного типа сопоставляют два разнородных предмета [23.,96].
Сравнения, являющиеся членами вставных конструкций. Сравнение может быть заключено во вставную конструкцию целиком, то есть туда входят предмет сравнения, его образ и признак.
Основная функция вставных конструкций - передача дополнительных сведений, не являющихся необходимыми для понимания информации, для передачи мыслей, возникающих у автора по ассоциации. Эта функция и объясняет появление сравнений, строящихся по типу вставных конструкций, которые существенно освежают само сравнение и обновляют его форму.
Сравнительные наречия. Данная группа объединяет сравнения, представляющие собой простые предложения, содержащие наречия со сравнительным значением [34.,57].
Имена прилагательные со сравнительным значением. Эту группу составляют сравнения, образ которых выражен именами прилагательными.
В лирике М.Ю.Лермонтова встречаются качественные имена прилагательные со сравнительным значением индивидуального авторского происхождения.
Распространены в творчестве М.Ю.Лермонтова и относительные имена прилагательные со сравнительным значением.
Информация о работе Система сравнений в поэтическом творчестве Есенина