Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 11:39, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить разные виды сравнений, которые встречаются в поэзии М.Ю.Лермонтова.
В связи с этим определились задачи нашей работы:
-- исследование разных типов сравнения;
-- выявления способов использования сравнений в лирике Лермонтова;
-- определить функции, которые выполняют сравнения в поэтическом языке М.Ю.Лермонтова;
-- анализ стихов М.Ю.Лермонтова и определение значимости сравнений, как художественного приема, в них.
-- анализ семантических особенностей сравнений;
Введение ………………………………………………………….....................3
Глава 1. Общая характеристика сравнений, их теоретическое определение………………………………………………………………………..…6
1.1.Разные взгляды исследователей на сравнения и критерии их классификации …………………………………………………………………………6
1.2.Типы сравнений и разграничение их в лирике М.Ю.Лермонтова ……...9
Глава 2. Сравнения в лирике М.Ю.Лермонтова …………….......19
2.1. Семантические особенности сравнений …………………………………19
2.1. Особенности построения сравнений……………………………………...25
2.3. Структурные особенности сравнений ……………………………………34
Выводы …………………………………………………………….................40
Список использованной литературы ………………………………..43
Министерство образования и науки Украины
Волынский национальный университет им. Леси Украинки
Институт филологии и журналистики
Кривенко Марина Витальевна
Сравнения в лирике Лермонтова
Специальность 6.030502 «Язык и литература (русский)»
Работа на соискание образовательно-
Курсовая работа выполнена
на кафедре русской филологии
Научный руководитель –
доц. Колтуцкая И.А.
Луцк 2011
Содержание
Введение …………………………………………………………........
Глава 1. Общая характеристика
сравнений, их теоретическое определение…………………………………………………
1.1.Разные взгляды
1.2.Типы сравнений и разграничение их в лирике М.Ю.Лермонтова ……...9
Глава 2. Сравнения в лирике М.Ю.Лермонтова …………….......19
2.1. Семантические особенности сравнений …………………………………19
2.1. Особенности построения сравнений……………………………………...25
2.3. Структурные особенности сравнений ……………………………………34
Выводы …………………………………………………………….......
Список использованной литературы ………………………………..43
Введение
В последнее время вопрос о лингвистической природе сравнений привлекает к себе все более пристальное внимание языковедов. Сравнение -- один из способов осмысления действительности, одна из форм художественного мышления. Без сравнений не может обойтись ни один язык, а особенно ярко, выразительно и эмоционально они проявляются в языке художественной литературы. Сравнения рассматриваются исследователями на материале разных языков, творчества разных поэтов и писателей, с разных позиций. Существует много научных работ, в которых авторы исследуют роль и функции сравнений в языке отдельного писателя или поэта.
Так, например, В.П.Вомперский анализирует стилистические функции сравнений в прозе М.Ю.Лермонтова [5].
Но наиболее интересными представляются нам работы теоретического плана, посвященные изучению структуры, функций и типов сравнений.
Р.А.Будагов уделяет внимание проблеме зависимости сравнения от семантики целостного повествования. Исследователь пишет о том, что “сравнения осмысливаются на фоне широкого контекста, часто на фоне всего произведения, как художественного целого” [2.,30].
Сравнение имеет очень четкую определенную структуру. В.В.Вомперский выделяет три элемента построения сравнений:
- предмет (то, что сравнивается);
- образ ( то, с чем сравнивается);
- признак (то, на основании чего сравнивается) [5].
Именно его терминология структурных компонентов сравнения будет использована в настоящей работе. Рассматривая сравнения, характерные для романтического и реалистического стилей, В.В.Вомперский выделяет такие разновидности сравнений, как:
- нераспространенные сравнения;
- распространенные сравнения;
- сравнения, образ которых осложнен причастными, деепричастными конструкциями или придаточными предложениями;
- прием повтора сравнений;
- сравнение - параллелизм. (Характерное для народной поэзии).
Очень интересен и необычен подход к вопросу о сравнениях Т.А.Тулиной. На основе психологического метода она выделяет ряд смысловых групп сравнений, где ассоциации связаны со зрительным восприятием образов [23].
В основе сравнения всегда лежит субъективная эмоциональная оценка. Поэтому существуют различные способы выражения сравнений.
Специальному осмыслению подвергались и сравнительные союзы в их отношении друг к другу через отношения оформляемых ими конструкций. Эту проблему рассматривает Е.Т.Черкасова [31].
Объект курсовой работы – сравнения в лирике М.Ю.Лермонтова.
Предмет работы – типы и функции сравнений.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить разные виды сравнений, которые встречаются в поэзии М.Ю.Лермонтова.
В связи с этим определились задачи нашей работы:
-- исследование разных типов сравнения;
-- выявления способов использования сравнений в лирике Лермонтова;
-- определить функции, которые
выполняют сравнения в
-- анализ стихов М.Ю.Лермонтова
и определение значимости
-- анализ семантических особенностей сравнений;
-- анализ морфолого-синтаксических особенностей сравнений;
-- анализ структуры сравнений;
-- рассмотрение способов усиления экспрессивности и эмоциональности сравнений в поэтическом тексте;
Методологическая основа курсовой работы.
1. Работы исследователей, которые имеют разные подходы к классификации сравнений. Например, Н.С.Валгина, О.Г.Ревзина, М.И.Черемисина, В.В.Вомперский, Т.А.Тулина, Е.Т.Черкасова, Е.А.Некрасова, А.И.Федоров, Н.А.Широкова и многие другие.
2. В работе используются различные методы исследования художественного текста: описание, анализ, классификация, интерпретация в той мере, в которой они кажутся нам уместными и необходимыми для решения поставленных задач.
Вопрос о художественных сравнениях представляется нам интересным и актуальным. Все это подталкивает обратиться к теме.
Новизна курсовой работы составляет освещение теоретических, языковедческих статей, посвященных вопросам о функциях сравнений, более детальное освещение вопроса о использовании сравнений в лирике М.Ю.Лермонтова, объяснение тех или иных типов сравнений на примере поэзии М.Ю.Лермонтова.
Структура работы. Курсовая работа состоит их Введения, двух разделов, которые состоят из подразделов, Выводов и списка использованной литературы.
Апробация – работа представлена на научной конференции Института филологии и журналистики Волынского национального университета имени Леси Украинки 11-12.05.2011.
Глава 1. Общая характеристика сравнений их теоретическое определение.
1.1. Разные взгляды исследователей на сравнения и критерии их классификации
Р.А.Будагов уделяет внимание проблеме зависимости сравнения от семантики целостного повествования. Исследователь пишет о том, что “сравнения осмысливаются на фоне широкого контекста, часто на фоне всего произведения, как художественного целого”. [6 ; 30].
Сравнение имеет очень четкую определенную структуру. В.В.Вомперский выделяет три элемента построения сравнений:
- предмет (то, что сравнивается);
- образ ( то, с чем сравнивается);
- признак (то, на основании чего сравнивается) [14];
Именно его терминология структурных компонентов сравнения будет использована в настоящей работе. Рассматривая сравнения, характерные для романтического и реалистического стилей, В.В.Вомперский выделяет такие разновидности сравнений, как
- нераспространенные сравнения;
- распространенные сравнения;
- сравнения, образ которых осложнен
причастными, деепричастными конструкциями
или придаточными
- прием повтора сравнений;
- сравнение - параллелизм. (Характерное для народной поэзии);
Б.В. Томашевский делит сравнения в зависимости от того, в какой степени развит тот или иной элемент сравнения:
- предмет и образ сравнения кратки, лаконичны;
- предмет представляется в виде развитого положения, а образ дается кратко;
- предмет только указан, а образ сравнения очень развитый [26].
По мнению Б.В.Томашевского, действенность сравнения определяет его новизна и распространенность. Относительно распространенности сравнений он отмечает два интересных типа:
- сильно распространенный образ сравнения может становиться законченным и самостоятельным. Такое сравнение в античности называлось “гиперболой”.
- неполные сравнения, в которых вообще опущен признак;
Е.А.Некрасова рассматривает сравнения по принципу, в основу которого положен характер восприятия сравнений адресатом. (37) Исходя из этого, она выделяет два типа:
- сравнения общеязыковые, их признак и образ заранее известны;
- сравнения, в основу которых
положены неожиданные
Очень интересен и необычен подход к вопросу о сравнениях Т.А. Тулиной. На основе психологического метода она выделяет ряд смысловых групп сравнений, где ассоциации связаны со зрительным восприятием образов [31].
В основе сравнения всегда лежит субъективная эмоциональная оценка. Поэтому существуют различные способы выражения сравнений. Наиболее полной и четкой нам показалась классификация А.И.Ефимова, который выделяет в своей работе шесть различных типов выражения сравнений:
- сравнительные обороты с
- сравнительные придаточные
- сравнения, выраженные творительным
падежом, который синонимичен обычному с
- сравнения, выраженные родительным
падежом вместе со
- сравнения, образованные с помощью
имени прилагательного “
- сравнения “спадающие” или развернутые . Они обычно состоят из двух самостоятельных и иногда очень больших предложений [22].
В своём исследовании А.И.Ефимов предлагает и другой аспект изучения сравнений: установление, при каких лексических единицах и при каких частях речи употребляются сравнения (например, при глаголах движения, состояния, при именах существительных, прилагательных и других). Лингвист считает, что это очень важно потому, что “смысловая структура слов”, к которым присоединяются сравнения, “осложняется” образными ассоциациями [22,286]
Конструкции с творительным сравнения рассматриваются в работах М.И.Черемисиной. Серия работ посвящена исследованию и классификации сравнительных оборотов и содержащих их конструкций. Они изучались Н.А.Широковой, Н.Т.Мальшаковой, А.Ф.Прияткиной. Специальному осмыслению подвергались и сравнительные союзы в их отношении друг к другу через отношения оформляемых ими конструкций. Эту проблему рассматривает Е.Т.Черкасова.
В.В.Виноградов теоретически обосновывает функционально - стилистический подход к изучению сравнений, который предполагает оценку сравнений на фоне других образных средств языка (А.И.Фёдоров[26]), а также выявление специфики этого приёма в системе художественного текста, на материале произведений разных мастеров слова (Е.Н.Винарская [4]).
С другой стороны, правомерен и фразеологический подход, ориентированный на выявление, систематизацию и теоретическое осмысление устойчивых , воспроизводимых сравнений. В этом ключе работали М.И.Черемисина (71), В.И.Орлова (40).
С.Н.Иконников выделяет стилистические приёмы для усиления образности и эмоциональности речи путём сравнений:
- инверсия сравнительных
- отрыв сравнительного оборота от предложения;
- несколько сравнений подряд;
- обрамляющие сравнения;
- повторяющиеся сравнения;
- сравнение - антитеза;
- сравнения, расположенные в порядке усиления ( градация
сравнений ).
Таким образом, многие исследователи по-разному подходят к изучению художественных сравнений и рассматривают их с разных сторон . Однако почти все подчёркивают , что одним из важнейших признаков удачного сравнения является элемент неожиданности, новизны, оригинальности. Только тогда сравнения придают произведению стилистическое разнообразие, в образной форме выражают сущность предмета, придают экспрессивность и выразительность речи.
1.2. Типы сравнений и разграничение их в лирике М.Ю.Лермонтова