Сравнения в лирике Лермонтова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить разные виды сравнений, которые встречаются в поэзии М.Ю.Лермонтова.
В связи с этим определились задачи нашей работы:
-- исследование разных типов сравнения;
-- выявления способов использования сравнений в лирике Лермонтова;
-- определить функции, которые выполняют сравнения в поэтическом языке М.Ю.Лермонтова;
-- анализ стихов М.Ю.Лермонтова и определение значимости сравнений, как художественного приема, в них.
-- анализ семантических особенностей сравнений;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….....................3
Глава 1. Общая характеристика сравнений, их теоретическое определение………………………………………………………………………..…6
1.1.Разные взгляды исследователей на сравнения и критерии их классификации …………………………………………………………………………6
1.2.Типы сравнений и разграничение их в лирике М.Ю.Лермонтова ……...9

Глава 2. Сравнения в лирике М.Ю.Лермонтова …………….......19
2.1. Семантические особенности сравнений …………………………………19
2.1. Особенности построения сравнений……………………………………...25
2.3. Структурные особенности сравнений ……………………………………34
Выводы …………………………………………………………….................40
Список использованной литературы ………………………………..43

Файлы: 1 файл

курсовая лермонтов.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Украины

Волынский национальный университет им. Леси Украинки

 

Институт филологии и журналистики

 

 

Кривенко Марина Витальевна

 

Сравнения в лирике Лермонтова

 

Специальность 6.030502 «Язык и литература (русский)»

 

Работа на соискание образовательно-квалификационного уровня «Бакалавр»

 

 

Курсовая работа выполнена

на кафедре русской филологии

Научный руководитель –

доц. Колтуцкая И.А.

 

 

Луцк 2011

Содержание

 

Введение ………………………………………………………….....................3                                             

Глава 1. Общая характеристика сравнений, их теоретическое определение………………………………………………………………………..…6             

1.1.Разные взгляды исследователей  на сравнения и критерии их  классификации  …………………………………………………………………………6

1.2.Типы сравнений и разграничение их в лирике М.Ю.Лермонтова   ……...9                                          

 

Глава 2. Сравнения в лирике М.Ю.Лермонтова …………….......19

2.1. Семантические особенности  сравнений …………………………………19

2.1. Особенности построения  сравнений……………………………………...25

2.3. Структурные особенности сравнений ……………………………………34

Выводы …………………………………………………………….................40                                             

Список использованной литературы ………………………………..43

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В  последнее  время  вопрос  о  лингвистической   природе   сравнений привлекает к себе все более пристальное  внимание  языковедов.  Сравнение -- один из способов осмысления действительности, одна из  форм  художественного мышления. Без сравнений не может обойтись ни один  язык,  а  особенно  ярко, выразительно  и  эмоционально  они   проявляются  в   языке   художественной литературы. Сравнения рассматриваются исследователями  на  материале  разных языков, творчества разных поэтов и писателей, с разных  позиций.  Существует много научных работ, в которых авторы исследуют роль и функции  сравнений  в языке  отдельного  писателя  или  поэта. 

Так,    например,   В.П.Вомперский анализирует стилистические функции сравнений в  прозе  М.Ю.Лермонтова  [5].

Но наиболее  интересными  представляются  нам  работы  теоретического плана, посвященные изучению структуры, функций и типов сравнений.

Р.А.Будагов  уделяет  внимание  проблеме  зависимости  сравнения   от семантики  целостного  повествования.  Исследователь  пишет   о   том,   что “сравнения осмысливаются на фоне широкого контекста,  часто  на  фоне  всего произведения, как художественного целого” [2.,30].

Сравнение имеет очень четкую определенную  структуру.  В.В.Вомперский выделяет три элемента построения сравнений:

- предмет (то, что сравнивается);

- образ ( то, с чем сравнивается);

- признак (то, на основании чего сравнивается) [5].

Именно  его  терминология  структурных  компонентов  сравнения  будет использована в настоящей работе.  Рассматривая  сравнения,  характерные  для романтического  и  реалистического  стилей,  В.В.Вомперский  выделяет  такие разновидности сравнений, как:

-  нераспространенные  сравнения;

- распространенные сравнения;

- сравнения,  образ  которых  осложнен  причастными,  деепричастными конструкциями или придаточными предложениями;

- прием повтора сравнений;

- сравнение - параллелизм. (Характерное для народной поэзии).

Очень интересен  и  необычен  подход  к  вопросу  о  сравнениях  Т.А.Тулиной. На основе психологического метода она выделяет ряд смысловых  групп сравнений, где ассоциации связаны со зрительным восприятием образов [23].

В основе сравнения всегда лежит  субъективная  эмоциональная  оценка. Поэтому существуют различные способы выражения сравнений.

Специальному осмыслению подвергались и сравнительные союзы  в  их  отношении друг к другу через  отношения  оформляемых  ими  конструкций.  Эту  проблему рассматривает Е.Т.Черкасова [31].

Объект курсовой работы – сравнения в лирике М.Ю.Лермонтова.

Предмет работы – типы и функции сравнений.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить разные виды сравнений, которые встречаются в поэзии М.Ю.Лермонтова.

В связи с этим определились задачи нашей работы:

-- исследование разных типов сравнения;

-- выявления способов использования сравнений в лирике Лермонтова;

-- определить функции, которые  выполняют сравнения в поэтическом  языке М.Ю.Лермонтова;

-- анализ стихов М.Ю.Лермонтова  и определение значимости сравнений, как художественного приема, в  них.

-- анализ семантических особенностей сравнений;

-- анализ морфолого-синтаксических особенностей сравнений;

-- анализ структуры сравнений;

-- рассмотрение способов усиления  экспрессивности  и  эмоциональности сравнений в поэтическом тексте;

 Методологическая основа курсовой работы.

1. Работы исследователей, которые имеют разные подходы  к классификации сравнений. Например, Н.С.Валгина, О.Г.Ревзина, М.И.Черемисина, В.В.Вомперский, Т.А.Тулина, Е.Т.Черкасова, Е.А.Некрасова, А.И.Федоров, Н.А.Широкова  и многие другие.

2. В работе используются различные методы  исследования  художественного текста:  описание,  анализ,  классификация,  интерпретация  в  той  мере,  в которой они кажутся нам уместными и необходимыми  для  решения  поставленных задач.

Вопрос о художественных сравнениях представляется  нам  интересным  и актуальным. Все это подталкивает обратиться к теме.

Новизна курсовой работы составляет освещение теоретических, языковедческих статей, посвященных вопросам о функциях сравнений, более детальное освещение вопроса о использовании сравнений в лирике М.Ю.Лермонтова, объяснение тех или иных типов сравнений на примере поэзии М.Ю.Лермонтова.

Структура работы. Курсовая работа состоит их Введения, двух разделов, которые состоят из подразделов, Выводов и списка использованной литературы.

Апробация – работа представлена на научной конференции Института филологии и журналистики Волынского национального университета имени Леси Украинки 11-12.05.2011.  

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика сравнений их теоретическое определение.

 

1.1. Разные взгляды исследователей  на сравнения и критерии их  классификации

 

Р.А.Будагов уделяет внимание проблеме зависимости сравнения от семантики целостного повествования. Исследователь пишет о том, что “сравнения осмысливаются на фоне широкого контекста, часто на фоне всего произведения, как художественного целого”. [6 ; 30].

Сравнение имеет очень четкую определенную структуру. В.В.Вомперский выделяет три элемента построения сравнений:

- предмет (то, что сравнивается);

- образ ( то, с чем сравнивается);

- признак (то, на основании чего сравнивается) [14];

Именно его терминология структурных компонентов сравнения будет использована в настоящей работе. Рассматривая сравнения, характерные для романтического и реалистического стилей, В.В.Вомперский выделяет такие разновидности сравнений, как

-  нераспространенные сравнения;

- распространенные сравнения;

- сравнения, образ которых осложнен  причастными, деепричастными конструкциями  или придаточными предложениями;

- прием повтора сравнений;

- сравнение - параллелизм. (Характерное для народной поэзии);

Б.В. Томашевский делит сравнения в зависимости от того, в какой степени развит тот или иной элемент сравнения:

- предмет и образ сравнения  кратки, лаконичны;

- предмет представляется в виде  развитого положения, а образ дается кратко;

- предмет только указан, а образ сравнения очень развитый [26].

По мнению Б.В.Томашевского, действенность сравнения определяет его новизна и распространенность. Относительно распространенности сравнений он отмечает два интересных типа:

- сильно распространенный образ  сравнения может становиться  законченным и самостоятельным. Такое сравнение в античности  называлось “гиперболой”.

- неполные сравнения, в которых  вообще опущен признак;

Е.А.Некрасова рассматривает сравнения по принципу, в основу которого положен  характер восприятия сравнений адресатом. (37) Исходя из этого, она выделяет два типа:

- сравнения общеязыковые, их признак  и образ заранее известны;

- сравнения, в основу которых  положены неожиданные сопоставления;

Очень интересен и необычен подход к вопросу о сравнениях Т.А. Тулиной. На основе психологического метода она выделяет ряд смысловых групп сравнений, где ассоциации связаны со зрительным восприятием образов [31].

В основе сравнения всегда лежит субъективная эмоциональная оценка. Поэтому существуют различные способы выражения сравнений. Наиболее полной и четкой нам показалась классификация А.И.Ефимова, который выделяет в своей работе шесть различных типов выражения сравнений:

- сравнительные обороты с союзами  “как”, “будто”, “точно” и другими;

- сравнительные придаточные предложения, в которых вместе с подлежащим  есть и сказуемое. Они присоединяются  к главному при помощи присоединительных  союзов;

- сравнения, выраженные творительным  падежом, который синонимичен обычному сравнительному обороту;                                 

- сравнения, выраженные родительным  падежом вместе со сравнительной  степенью имени прилагательного;

- сравнения, образованные с помощью  имени прилагательного “похожий”, синонимичного союзу “как”;

- сравнения “спадающие” или развернутые . Они обычно состоят из двух самостоятельных и иногда очень больших предложений [22].

В своём исследовании  А.И.Ефимов предлагает  и другой аспект изучения сравнений: установление, при каких  лексических единицах и при каких  частях речи употребляются сравнения (например, при глаголах движения, состояния, при именах существительных, прилагательных  и других). Лингвист считает, что это очень важно потому, что “смысловая структура слов”, к которым присоединяются сравнения, “осложняется” образными ассоциациями [22,286]

Конструкции с творительным сравнения рассматриваются в работах М.И.Черемисиной. Серия работ посвящена исследованию и классификации  сравнительных оборотов и содержащих их конструкций. Они изучались Н.А.Широковой, Н.Т.Мальшаковой, А.Ф.Прияткиной. Специальному осмыслению подвергались и сравнительные союзы в их отношении друг к другу через отношения оформляемых ими конструкций. Эту проблему рассматривает Е.Т.Черкасова.

В.В.Виноградов теоретически обосновывает функционально - стилистический подход  к изучению сравнений, который предполагает оценку сравнений на фоне других образных средств языка (А.И.Фёдоров[26]), а также выявление специфики этого приёма в системе художественного текста,  на материале произведений разных мастеров слова (Е.Н.Винарская [4]).

С другой стороны, правомерен и фразеологический подход, ориентированный на выявление, систематизацию и теоретическое осмысление устойчивых , воспроизводимых сравнений. В этом ключе работали М.И.Черемисина (71), В.И.Орлова (40).

С.Н.Иконников выделяет стилистические приёмы  для усиления образности  и эмоциональности речи путём сравнений:

- инверсия сравнительных оборотов;

- отрыв сравнительного оборота  от предложения;

- несколько сравнений подряд;

- обрамляющие сравнения;

- повторяющиеся сравнения;

- сравнение - антитеза;

- сравнения, расположенные  в порядке  усиления ( градация 

    сравнений ).

Таким образом, многие исследователи по-разному подходят к изучению художественных сравнений и рассматривают их с разных сторон . Однако почти все подчёркивают , что одним из важнейших признаков удачного сравнения является элемент неожиданности, новизны, оригинальности. Только тогда сравнения придают произведению стилистическое разнообразие, в образной форме выражают сущность предмета, придают экспрессивность и выразительность речи.

     

1.2. Типы сравнений и разграничение их в лирике М.Ю.Лермонтова

Информация о работе Сравнения в лирике Лермонтова