Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 11:39, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить разные виды сравнений, которые встречаются в поэзии М.Ю.Лермонтова.
В связи с этим определились задачи нашей работы:
-- исследование разных типов сравнения;
-- выявления способов использования сравнений в лирике Лермонтова;
-- определить функции, которые выполняют сравнения в поэтическом языке М.Ю.Лермонтова;
-- анализ стихов М.Ю.Лермонтова и определение значимости сравнений, как художественного приема, в них.
-- анализ семантических особенностей сравнений;
Введение ………………………………………………………….....................3
Глава 1. Общая характеристика сравнений, их теоретическое определение………………………………………………………………………..…6
1.1.Разные взгляды исследователей на сравнения и критерии их классификации …………………………………………………………………………6
1.2.Типы сравнений и разграничение их в лирике М.Ю.Лермонтова ……...9
Глава 2. Сравнения в лирике М.Ю.Лермонтова …………….......19
2.1. Семантические особенности сравнений …………………………………19
2.1. Особенности построения сравнений……………………………………...25
2.3. Структурные особенности сравнений ……………………………………34
Выводы …………………………………………………………….................40
Список использованной литературы ………………………………..43
Встречающиеся у М.Ю.Лермонтова различные приемы и способы усиления экспрессивности и эмоциональности сравнений на разных уровнях языка.
В области фонетики это прежде всего звукопись: аллитерация и ассонанс.
Акцентирование различных звуков способствует более полному и яркому воплощению авторских мыслей и чувств. Для передачи эмоционального состояния лирического героя в лирике - прием послоговой разбивки слова, позволяющий ярче выделить в сравнениях слова с основной смысловой нагрузкой.
На словообразовательном уровне сравнения выделяются наличием в их компонентах экспрессивных приставок и суффиксов. Причем суффиксы активно участвуют в создании различных эмоциональных оттенков, заключенных в сравнениях.
Большую роль в выделении основной мысли сравнения играет и намеренное стяжение нескольких однокоренных слов в контексте сравнения.
В лирических сравнениях необходимо отметить обилие окказионализмов, придающих речи яркость, выразительность, усиливающих образность сравнений.
Наиболее разнообразно и неожиданно способы усиления экспрессивности сравнений проявляются на лексическом уровне. Здесь нужно отметить такие явления, встречающиеся в сравнениях М.Ю.Лермонтова, как нагнетание сразу нескольких экспрессивных слов, употребление эмоционально окрашенных слов, наличие лексики различных функциональных стилей: разговорной, просторечной, возвышенной. Также повышению экспрессивности сравнений способствует наличие архаизмов и имен собственных. В лирике М.Ю.Лермонтова сравнения часто заключают в себе то или иное обращение к библейским сюжетам, значительно расширяющее внутренний контекст сравнения.
В яркие и выразительные тона окрашивают весь контекст сравнения целиком разговорные или фольклорные.
Неожиданность и свежесть вносит употребление в сравнении антонимов.
Повышенной экспрессией обладают сравнения-фразеологизмы и их различная трансформация в тексте.
С синтаксической точки зрения, в сравнениях М.Ю.Лермонтова часто встречаются восклицательные конструкции и вопросно-ответные комплексы, в лирике это в основном диалоги героев.
Совершенно особую роль в структуре сравнений М.Ю.Лермонтова играют повторы: актуализируют предмет и образ сравнения, подчеркивают главную авторскую мысль, придают речи динамичность и особый ритм.
Характерной особенностью создания экспрессивности на семантическом уровне в лирических сравнениях является включение сравнений в конструкции с прямой речью, в неполные и номинативные предложения, в эллиптические и парцеллированные конструкции. Анализ эмоционально-экспрессивных функций сравнений позволяет сделать вывод о том, что у М.Ю.Лермонтова в сравнениях всегда передается чувство, настроение, экспрессивная оценка предмета, мысли, которые соотносятся с общей экспрессией, заключенной в контексте. Создавая сравнение и вводя его в контексте стихотворения, М.Ю.Лермонтов стремится соотнести семантику, экспрессивную окраску, звуковой состав слов, входящих в сравнительный оборот, с другими образными средствами языка, употребленными в том же тексте.
Сравнения в полной мере отражают такую особенность творчества М.Ю.Лермонтова, как повышенное внимание к звуку, слову, строке, ведь М.Ю.Лермонтов употребляет сравнения в лирических и прозаических произведениях как активное средство в реализации своего
замысла, и все стилистические средства организации сравнений служат решению авторской художественной задачи: выразить всю душу и полностью самому раскрыться в творчестве.
Глава 2. Cравнения в лирике М.Ю.Лермонтова
2.1.Семантические особенности сравнений.
Анализ различных типов сравнений целесообразно начать с разграничения их в зависимости от того, что является предметом сравнения. Это позволит определить, к каким областям жизни наиболее часто обращается автор в своей поэтической речи и какие ассоциации и образы у него при этом возникают.
Большая часть сравнений, предметом которых являются абстрактные понятия, встречается в лирике М.Ю.Лермонтова. Эта группа сравнений является самой многочисленной, и поэтому их можно поделить еще на подгруппы:
А.Сравнения, выражающие временные понятия, в эту подгруппу вошли также сравнения, обозначающие такие свойства и времени, как жизнь и по контрасту к ней - смерть; этапы человеческой жизни: детство, молодость, старость; времена суток: день, ночь, утро, вечер и
единицу времени - час. Например:
Года унылой чередой
От нас невидимо сокрылись [12.,31].
Оригинальны и необычны сравнения, предметом которых становятся времена суток:
Луна, взойдя на небе голубом,
Играла в стеклах радужным огнем;
Все было тихо, как луна и ночь,
И ветер не мог дремоты превозмочь [12.,107].
Б. Во вторую по объёму подгруппу вошли сравнения, предметом которых являются такие слова, как “звук”, “слово”, “голос”, ”речь”. Образы их очень интересны и необычайно разнообразны.
Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает; [12.,166].
В. Также, среди абстрактных понятий много сравнений, предметом которых является выражение различных эмоций и чувств. Например, такое чувство, как любовь:
Они любили друг друга так долго и нежно,
С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной!
Но, как враги, избегали признанья и встречи,
И были пусты и хладны их краткие речи [12.,217].
В этой подгруппе встречаются и такие сравнения, предметом которых являются отчаяние, печаль, обида, горе, одиночество, разочарование, скука, радость, счастье, волненье:
Мой смех тяжел мне как свинец:
Он плод сердечной пустоты… [12.,68].
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит [12.,130].
В эту же подгруппу целесообразно отнести сравнения, которые сосредоточены на описании души и сердца человека. Интересным здесь представляется то, что в качестве образа для таких сравнений у поэта возникают ассоциации с различными помещениями. Область души и сердца, внутренний мир человека как бы принимают реальные земные очертания благодаря их способности вмещать в себя множество не только эмоций, но и людей, дорогих и любимых:
О сумрачных, но вместе милых днях,
Когда в душе искал ты, как в пустыне,
Остатки прежних чувств и прежние мечты? [12.,98]
Г. Очень часто в лирике М.Ю.Лермонтова предметом сравнения становятся сами стихи. Образами их сравнения выступают самые различные понятия.
И стих безумный, стих прощальный
В альбом твой бросил для тебя,
Как след единственный, печальный,
Который здесь оставлю я [12.,126].
Также часто встречаются в стихотворениях М.Ю.Лермонтова сравнения, дающие портретные характеристики человека. Подобные сравнения описывают героя с разных сторон и поэтому также подразделяются на подгруппы.
А. Сравнения, характеризующие целиком внешний образ:
Подалее на креслах там другой;
Едва сидит согбенный сын земли;
Он как знаток глядит в лорнет двойной;
Власы его в серебряной пыли [12.,61].
Б. Сравнения, предметом которых являются части тела человека.
Они белы, как пена волн,
Биющихся у скал;
Уста, любимицы бесед,
Впервые хлад сковал [12.,69].
В. Много сравнений, предметом которых является лицо:
И бледны щеки мертвеца,
Как лик его врагов
Бледнел когда являлся он
Один средь их рядов [12.,70].
Безусловное большинство среди портретных сравнений занимают сравнения, описывающие глаза.
И черные глаза, остановясь на мне,
Исполнены таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали [12.,165].
Сравнения, характеризующие различные предметы. Эта группа очень разнообразна и включает в себя предметы из самых разных областей жизни.
Все платья, шляпы, букли ваши вздор
Такой же вздор, какой твердите вы,
Когда идете здесь толпой комет
А маменьки бегут за вами вслед [12.,62].
Там крест к кресту челом
Нагнулся, будто любит, будто сон
Земных страстей узнал в сем месте он… [12.,56]
Пред мной готическое зданье
Стоит, как тень былых годов [12.,51].
Если вспомнить, что абстрактные понятия очень часто сравнивались с конкретными, осязаемыми предметами, то становится очень интересным тот факт, что в лирике предметы часто сравниваются с абстрактными явлениями, например, со сном:
Как часто пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон [12.,184].
Среди сравнений этой группы в лирике много таких, предметом которых становится верхняя одежда:
Царю небесный!
Спаси меня
От куртки тесной,
Как от огня [12.,148].
Очень характерно для М.Ю.Лермонтова сравнение материи с разными другими предметами:
Когда гляжу, то, право, жалко мне,
Что вкус такой имеет модный свет.
Ведь думают тенетом лент, кисеей,
Как зайчиков, поймать моих друзей [12.,63].
Также очень интересны сравнения, в которых предмет отражает состояние лирического героя. Их можно читать и с начала, и с конца, например:
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит [12.,130].
Сравнения, использующиеся в пейзажных зарисовках. Одна из наиболее интересных групп - это сравнения, которые используются М.Ю.Лермонтовым в создании пейзажа:
Люблю я цепи синих гор,
Когда, как южный метеор,
Ярка без света и красна
Всплывает из-за них луна [12.,122].
Природа в изображении М.Ю.Лермонтова так же, как и весь окружающий ее мир, очень часто уподобляется человеку с его эмоциями и чувствами:
Зима сходна в ней с первою зимой,
Как с первыми людьми ее народы! [12.,92]
Встречается и сравнение явлений природы с абстрактными понятиями:
Чисто вечернее небо
Ясны далекие звезды,
Ясны, как счастье ребенка;
О! Для чего мне нельзя и подумать:
Звезды, вы ясны, как счастье мое! [12.,92]
Сравнения, выражающие действия. Эта группа включает в себя сравнения, выражающие различные действия и состояния, в лирике в частности, такие, как уход, приход, ожидание. Например:
Он вышел мрачно, твердо,
Прыгнул в седло и поскакал стремглав,
Как будто бы гналося вслед за ним
Раскаянье… [12.,87]
Как видно из примеров, в лирике действия часто сравниваются с абстрактными понятиями, которые подчеркивают их легкость, быстроту и непосредственность.
Сравнения, характеризующие внутреннее состояние героев. В эту группу вошли такие сравнения, как:
Он не привык прекрасное ценить,
Как тот, кто в грудь втеснить желал бы всю природу [12.,119].
Сравнения, употребленные для описания свойств личности героя. В качестве предмета сравнения здесь встречаются такие черты, как нежность, ласковость, осторожность, слабость, скромность, сила, могущество, доброта, изменчивость, холодность и другие черты:
Идет ли – все ее движенья,
Иль молвит слово – все черты
Так полны чувства, выраженья,
Так полны дивной простоты [12.,167].
Интересно, что образами сравнений часто выступают животные. Это усиливает их экспрессивность и делает сравнения более яркими. Особенность этой группы сравнений в лирике в том, что признак в них не указывается, его как бы вытесняет образ - четкий, конкретный, выразительный:
Терзать и мучить любит он;
В его речах нередко ложь;
Он точит жизнь, как скорпион.
Ему поверил я – и что ж! [12.,51]
2.2. Особенности построения сравнений
Язык располагает большими возможностями выразить идею сравнения. В творчестве М.Ю.Лермонтова можно выделить различные грамматические и синтаксические способы построения сравнений.
Сравнительные обороты. В поэзии, М.Ю.Лермонтова сравнительные обороты чаще всего присоединяются союзами как:
Во мраке ночи
Над нею прямо он сверкал,
Неотразимый, как кинжал [12.,578].
Этот союз указывают на равенство сравниваемых предметов. Сравнения с этими союзами в русском языке мыслятся как достоверные и реальные, ровно, будто, как будто: