Сравнения в лирике Лермонтова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить разные виды сравнений, которые встречаются в поэзии М.Ю.Лермонтова.
В связи с этим определились задачи нашей работы:
-- исследование разных типов сравнения;
-- выявления способов использования сравнений в лирике Лермонтова;
-- определить функции, которые выполняют сравнения в поэтическом языке М.Ю.Лермонтова;
-- анализ стихов М.Ю.Лермонтова и определение значимости сравнений, как художественного приема, в них.
-- анализ семантических особенностей сравнений;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….....................3
Глава 1. Общая характеристика сравнений, их теоретическое определение………………………………………………………………………..…6
1.1.Разные взгляды исследователей на сравнения и критерии их классификации …………………………………………………………………………6
1.2.Типы сравнений и разграничение их в лирике М.Ю.Лермонтова ……...9

Глава 2. Сравнения в лирике М.Ю.Лермонтова …………….......19
2.1. Семантические особенности сравнений …………………………………19
2.1. Особенности построения сравнений……………………………………...25
2.3. Структурные особенности сравнений ……………………………………34
Выводы …………………………………………………………….................40
Список использованной литературы ………………………………..43

Файлы: 1 файл

курсовая лермонтов.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

Встречающиеся  у  М.Ю.Лермонтова  различные приемы и способы усиления экспрессивности  и  эмоциональности  сравнений  на разных уровнях языка.

В области фонетики это прежде всего звукопись: аллитерация и ассонанс.

Акцентирование  различных  звуков  способствует  более  полному   и   яркому воплощению авторских мыслей и чувств. Для передачи  эмоционального  состояния  лирического героя в лирике - прием послоговой разбивки слова,  позволяющий  ярче выделить в сравнениях слова с основной смысловой нагрузкой.

На словообразовательном уровне сравнения  выделяются  наличием  в  их компонентах экспрессивных приставок и  суффиксов.  Причем  суффиксы  активно участвуют  в  создании  различных  эмоциональных  оттенков,  заключенных   в сравнениях.

Большую роль в выделении основной мысли сравнения играет и  намеренное стяжение нескольких однокоренных слов в контексте сравнения.

В лирических сравнениях необходимо отметить обилие  окказионализмов, придающих речи яркость, выразительность, усиливающих образность сравнений.

Наиболее разнообразно и неожиданно  способы  усиления  экспрессивности сравнений проявляются на лексическом  уровне. Здесь  нужно  отметить  такие явления, встречающиеся в  сравнениях  М.Ю.Лермонтова,  как  нагнетание  сразу нескольких экспрессивных слов, употребление  эмоционально  окрашенных  слов, наличие лексики различных функциональных стилей: разговорной,  просторечной, возвышенной.  Также   повышению   экспрессивности   сравнений   способствует наличие архаизмов и имен собственных. В  лирике  М.Ю.Лермонтова сравнения часто заключают в   себе  то  или  иное  обращение  к   библейским сюжетам, значительно расширяющее внутренний контекст сравнения.

В яркие  и  выразительные  тона  окрашивают  весь  контекст  сравнения целиком разговорные или фольклорные.

Неожиданность и свежесть вносит употребление в сравнении антонимов.

Повышенной экспрессией обладают сравнения-фразеологизмы и их различная трансформация в тексте.

С  синтаксической  точки  зрения,  в  сравнениях  М.Ю.Лермонтова  часто встречаются восклицательные конструкции  и  вопросно-ответные  комплексы,  в лирике это в основном диалоги героев.

Совершенно особую роль  в  структуре  сравнений  М.Ю.Лермонтова играют повторы: актуализируют  предмет  и  образ  сравнения,  подчеркивают  главную авторскую мысль, придают речи динамичность и особый ритм.

Характерной особенностью  создания  экспрессивности  на  семантическом уровне в лирических сравнениях является включение сравнений в  конструкции с прямой речью, в неполные и номинативные  предложения,  в  эллиптические  и парцеллированные конструкции. Анализ эмоционально-экспрессивных функций сравнений  позволяет сделать вывод о том, что у М.Ю.Лермонтова в сравнениях   всегда  передается  чувство, настроение, экспрессивная оценка  предмета,  мысли,  которые  соотносятся  с общей экспрессией, заключенной в контексте. Создавая сравнение и  вводя  его в  контексте  стихотворения,  М.Ю.Лермонтов  стремится  соотнести   семантику, экспрессивную  окраску,  звуковой  состав  слов,  входящих  в  сравнительный оборот, с другими  образными  средствами  языка,  употребленными  в  том  же тексте.

Сравнения  в  полной  мере   отражают  такую  особенность   творчества М.Ю.Лермонтова, как повышенное внимание  к  звуку,  слову,  строке,  ведь  М.Ю.Лермонтов  употребляет  сравнения  в  лирических   и   прозаических произведениях как активное средство  в  реализации  своего 

замысла,  и  все стилистические  средства  организации  сравнений  служат  решению  авторской художественной задачи: выразить всю душу  и  полностью  самому   раскрыться  в творчестве.

 

 

 

 

Глава 2. Cравнения в лирике М.Ю.Лермонтова

2.1.Семантические  особенности сравнений.

 

 Анализ различных типов сравнений целесообразно начать с разграничения их в зависимости от того, что является  предметом  сравнения.  Это  позволит определить, к каким областям жизни наиболее часто обращается автор  в  своей поэтической речи и какие ассоциации и образы у него при  этом возникают.

Большая  часть  сравнений,  предметом  которых  являются  абстрактные понятия,  встречается  в  лирике М.Ю.Лермонтова. Эта группа сравнений является самой  многочисленной,  и  поэтому  их можно поделить еще на подгруппы:

А.Сравнения, выражающие временные понятия, в эту подгруппу вошли также сравнения,  обозначающие  такие  свойства и времени, как жизнь и по контрасту к ней - смерть; этапы человеческой  жизни: детство, молодость, старость; времена  суток:  день,  ночь,  утро,  вечер  и

единицу времени - час. Например:

Года унылой чередой

От нас невидимо сокрылись [12.,31].

      

Оригинальны  и  необычны  сравнения,  предметом  которых   становятся времена суток:

Луна, взойдя на небе голубом,

Играла в стеклах радужным огнем;

Все было тихо, как луна и ночь,

И ветер не мог дремоты превозмочь [12.,107].

Б. Во вторую по  объёму  подгруппу  вошли  сравнения,     предметом которых являются такие слова, как “звук”,  “слово”,  “голос”, ”речь”.  Образы их очень интересны и необычайно разнообразны.

Слышу ли голос твой

Звонкий и ласковый,

Как птичка в клетке,

Сердце запрыгает; [12.,166].

      

В. Также, среди  абстрактных  понятий  много  сравнений,  предметом которых является  выражение  различных  эмоций  и  чувств.  Например,  такое чувство,  как любовь:

Они любили друг друга так долго и нежно,

С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной!

Но, как враги, избегали признанья и встречи,

И были пусты и хладны их краткие речи [12.,217].

В этой подгруппе встречаются и такие  сравнения,  предметом  которых являются отчаяние, печаль, обида, горе, одиночество,  разочарование,  скука, радость, счастье, волненье:

Мой смех тяжел мне как свинец:

Он плод сердечной пустоты… [12.,68].

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит [12.,130].

В  эту  же  подгруппу  целесообразно  отнести  сравнения,   которые сосредоточены  на  описании  души   и  сердца  человека.  Интересным   здесь представляется то, что в качестве образа для  таких  сравнений  у  поэта возникают ассоциации  с  различными  помещениями.  Область  души  и  сердца, внутренний  мир  человека  как   бы  принимают  реальные  земные   очертания благодаря их способности вмещать в себя множество не только эмоций,  но  и людей, дорогих и любимых:

О сумрачных, но вместе милых днях,

Когда в душе искал ты, как в пустыне,

Остатки прежних чувств и прежние мечты? [12.,98]

      

Г.  Очень  часто  в  лирике   М.Ю.Лермонтова   предметом   сравнения становятся сами стихи.  Образами  их  сравнения  выступают  самые  различные понятия.

И стих безумный, стих прощальный

В альбом твой бросил для тебя,

Как след единственный, печальный,

Который здесь оставлю я [12.,126].

 

Также часто встречаются в стихотворениях М.Ю.Лермонтова сравнения, дающие портретные характеристики человека. Подобные сравнения описывают  героя с разных сторон и  поэтому  также подразделяются на подгруппы.

А. Сравнения, характеризующие целиком внешний образ:

Подалее на креслах там другой;

Едва сидит согбенный сын земли;

Он как знаток глядит в лорнет двойной;

Власы его в серебряной пыли [12.,61].

    

Б. Сравнения, предметом которых  являются  части  тела  человека.

Они белы, как пена волн,

Биющихся у скал;

Уста, любимицы бесед,

Впервые хлад сковал [12.,69].

 

В. Много сравнений, предметом которых является лицо:

И бледны щеки мертвеца,

Как лик его врагов

Бледнел когда являлся он

Один средь их рядов [12.,70].

Безусловное  большинство   среди   портретных   сравнений    занимают сравнения, описывающие глаза.

И черные глаза, остановясь на мне,

Исполнены таинственной печали,

Как сталь твоя при трепетном огне,

То вдруг тускнели, то сверкали [12.,165].

 

Сравнения, характеризующие различные предметы. Эта группа очень разнообразна и включает в себя предметы   из  самых разных областей жизни.

Все платья, шляпы, букли ваши вздор

Такой же вздор, какой твердите вы,

Когда идете здесь толпой комет

А маменьки бегут за вами вслед [12.,62].

 

Там крест к кресту челом

Нагнулся, будто любит, будто сон

Земных страстей узнал в сем месте он… [12.,56]

 

Пред мной готическое зданье

Стоит, как тень былых годов [12.,51].

 

Если вспомнить, что абстрактные понятия очень часто  сравнивались  с конкретными, осязаемыми  предметами,  то  становится  очень  интересным  тот факт, что в лирике предметы часто  сравниваются  с  абстрактными  явлениями, например, со сном:

Как часто пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон [12.,184].

 

Среди сравнений этой группы в лирике много таких,  предметом  которых становится верхняя одежда:

Царю небесный!

Спаси меня

От куртки тесной,

Как от огня [12.,148].

 

Очень  характерно  для  М.Ю.Лермонтова  сравнение  материи  с  разными другими предметами:

Когда гляжу, то, право, жалко мне,

Что вкус такой имеет модный свет.

Ведь думают тенетом лент, кисеей,

Как зайчиков, поймать моих друзей [12.,63].

                               

Также очень интересны сравнения, в которых предмет отражает состояние лирического героя. Их  можно читать и с начала, и с конца, например:

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит [12.,130].

 

Сравнения, использующиеся в пейзажных зарисовках. Одна  из  наиболее  интересных  групп  -   это   сравнения,   которые используются М.Ю.Лермонтовым в создании пейзажа:

Люблю я цепи синих гор,

Когда, как южный метеор,

Ярка без света и красна

Всплывает из-за них луна [12.,122].

 

Природа в изображении М.Ю.Лермонтова так же, как и весь окружающий  ее мир, очень часто уподобляется человеку с его эмоциями и чувствами:

Зима сходна в ней с первою зимой,

Как с первыми людьми ее народы! [12.,92]

 

Встречается и сравнение явлений природы с абстрактными понятиями:

Чисто вечернее небо

Ясны далекие звезды,

Ясны, как счастье ребенка;

О! Для чего мне нельзя и подумать:

Звезды, вы ясны, как счастье мое! [12.,92]

 

Сравнения, выражающие действия. Эта группа включает в себя сравнения, выражающие различные  действия и состояния, в лирике  в  частности,  такие,  как  уход,  приход,  ожидание. Например:

Он вышел мрачно, твердо,

Прыгнул в седло и поскакал стремглав,

Как будто бы гналося вслед за ним

Раскаянье… [12.,87]

Как видно  из  примеров,  в  лирике  действия  часто  сравниваются  с абстрактными  понятиями,  которые  подчеркивают  их  легкость,  быстроту   и непосредственность.

Сравнения, характеризующие внутреннее состояние героев. В эту группу вошли такие сравнения, как:

Он не привык прекрасное ценить,

Как тот, кто в грудь втеснить желал бы всю природу [12.,119].

 

Сравнения, употребленные для описания свойств личности героя. В качестве предмета сравнения здесь встречаются такие черты, как нежность, ласковость, осторожность, слабость, скромность, сила, могущество, доброта, изменчивость, холодность и другие черты:

Идет ли – все ее движенья,

Иль молвит слово – все черты

Так полны чувства, выраженья,

Так полны дивной простоты [12.,167].

 

Интересно, что образами сравнений   часто  выступают  животные. Это усиливает их экспрессивность и делает сравнения  более яркими. Особенность этой группы сравнений в лирике в том, что признак в  них не  указывается,  его  как  бы  вытесняет  образ   -   четкий,   конкретный, выразительный:

Терзать и мучить любит он;

В его речах нередко ложь;

Он точит жизнь, как скорпион.

Ему поверил я – и что ж! [12.,51]

 

2.2. Особенности построения сравнений

Язык располагает большими возможностями  выразить  идею  сравнения.  В творчестве  М.Ю.Лермонтова  можно   выделить   различные   грамматические   и синтаксические способы построения сравнений.

Сравнительные обороты. В поэзии, М.Ю.Лермонтова сравнительные обороты  чаще  всего присоединяются союзами как:

Во мраке ночи

Над нею прямо он сверкал,

Неотразимый, как кинжал [12.,578].

 

Этот союз указывают на равенство сравниваемых предметов.  Сравнения  с этими союзами в русском языке мыслятся как достоверные и реальные, ровно, будто, как будто:

Информация о работе Сравнения в лирике Лермонтова